Е.А.Михайлова
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.
Это объясняется тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют слуховой и речевой аппараты. Мышцы артикуляционного аппарата еще слабо натренированы и между ними недостаточно выработана и прочна я связь. Поэтому большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Предметом занятий артикуляционной гимнастикой являются нарушения речи. В своих рудах М. Е. Хватцев дает определение нарушения речи: «Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами, или недостатками, изъянами речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т. е. от общепринятого в данном языке типизированного проявления или восприятия её, начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота). Сюда относятся все особенности индивидуальной речи, которые в той или иной мере затрудняют восприятие или воспроизведение её».
Дети, имеющие нарушения речи называются детьми с недостатками или расстройствами речи или плохо говорящими, неговорящими.
В основной свое массе нарушения речи не являются болезненными состояниями, то в данном случае дети с такими нарушениями не являются больными и в большинстве случаев речевые расстройства связано с неправильным воспитанием речи в первые годы жизни ребенка, такие недостатки устраняются воспитательными методами с учетом психического состояния ребенка, его социального статуса, окружения и его отношения к своему недочету.
В своих труда Т. В. Ткаченко рекомендует начать проведения коррекционной работы с формирования групп детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР (общее недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект).
1. Слабо натренированный артикуляционный аппарат;
2. Неточная работа артикуляционного аппарата:
· в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, “послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи, неясность, нечеткость;
· в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;
· нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.
Правильность произношения различных звуков зависит от подвижности органов артикуляционного аппарата.
К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляционная моторика органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык, главная мышца, нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.
Г. А. Каше отмечает, что при постановке звуков задействуются слуховой, двигательный, кожный и зрительный анализаторы. Постановка звуков осуществляется при зрительном контроле, для чего используется зеркало. По мере закрепления правильного произношения необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает. Как правило, отрабатывают лишь те движения, которые необходимы для постановки формируемого звука.
В процессе постановки звука ребенок учится отличать правильное звучание от неправильного. Необходимо сформировать у ребенка умение осуществлять слуховой самоконтроль.
В начале работы по постановке того или иного звука педагог привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предлагает сравнивать его с правильным. Желательна имитация неправильного звучания.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более прочными.
Лучше ее делать сидя перед большим зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.