Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

  • docx
  • 13.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционная-гимнастика-–-основа-правильного-звукопроизношения.docx

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

 

Зеленкова А.В., учитель-логопед

 

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобрета- ется благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую оче- редь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, коор- динированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плав- ному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной ар- тикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе арти- куляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Именно для этого и нужна артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении ре- чевых нарушений у детей.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики лого- педии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо раз- вит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроиз- ношением.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с ос- новными требованиями.

Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направ- ленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и диф- ференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения син- тезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

-    благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражне- ниями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить чисто и правильно,

-    дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодо- леть свои речевые нарушения и укрепить мышцы речевого аппарата,

-      артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопро- изношением;


-    занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следу- ет помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу раз- нообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются пер- вым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений разви- ваются   у   ребенка   постепенно    на    протяжении    всего    дошкольного    дет-   ства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1.   Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, по 3-5 минут. Каж- дое упражнение выполнять по 5-7 раз.

2.    Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном поло- жении.

3.   Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы само- стоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

4.   Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

5.    В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивает- ся.

6.   Каждое упражнение выполняется от 5 до 15-20 раз. Количество повторений воз- растает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увели- чением темпа движений.

Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упраж- нений.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного ре- зультата.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергива- ний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость


движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замед- ленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной исто- щаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать опреде- ленную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упражнение «трубочка» — хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…

Виды артикуляционных упражнений:

-   Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иго- лочка, Горка, Грибок).

-    Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) выра- батывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

 

Упражнения артикуляционной гимнастики Упражнение «Заборчик», «Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, об- нажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


Упражнение «Рупор»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.

Методические указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Упражнение «Трубочка», «Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой».

Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

 

 

Упражнение «Лопатка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном поло- жении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания: 1). Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2). Следить, чтобы не под-

ворачивалась нижняя губа. 3). Не высовывать язык далеко, он должен только накры- вать нижнюю губу. 4). Боковые края языка должны касаться углов рта. 5).Если упраж- нение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и легонько «покусывать» язык (от кончика языка постепенно переходя к его средней части) верхними зубами, произносить звуки «пя-пя-пя…».

Методические указания: 1). Нижнюю губу не следует под- ворачивать и натягивать на нижние зубы. 2). Язык должен быть широким, края его ка- саются уголков рта. 3). Покусывать и похлопывать язык нужно несколько раз и на од- ном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.


Упражнение «Пирожок».

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение подни- мать боковые края языка.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поло- жить на нижнюю губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в «пирожок».

 

Упражнение «Горка».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение


 

 

 

 

 

 

были неподвижны.


удерживать кончик языка у нижних зубов.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Методические указания: Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть


Упражнение «Иголочка»

Цель: напряжение и расслабление мышц языка.

Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 

 

 

 

Упражнение «Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мыш- цы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зу- бы. Удерживать 5-10 секунд.

 

Упражнение «Часики»

Цель: активизация мышц языка.

Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ (как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.



Упражнение «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при со- единении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 -

5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.


Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «Почистим зубы»

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почи- стить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом сни- зу вверх.

Методические указания: 1). Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2). Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3). Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение «Чьи зубы чище?»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания: 1). Губы в улыбке, верхние и ниж- ние зубы видны. 2). Следить, чтобы кончик языка не высовы- вался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов. 3). Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение «Приклей конфетку».

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек


ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания: 1). Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2). Рот открывать не шире, чем на 1,5 – 2 см. 3). Если ниж- няя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указатель- ный палец ребенка между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4). Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко от- крыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка – его ножку).

Методические указания:1). Следить, чтобы губы были в

положении улыбки. 2). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3). При повторении упражнения рот надо от- крывать шире.

Упражнение «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не от- пуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания: 1). Следить, чтобы губы были неподвижны, когда откры- вается рот. 2). Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3-5. 3). Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык навер- ху в форме чашечки.

Методические указания: Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и

язык принимает нужную форму.

Упражнение «Саночки».

Цель: Развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Производить движения языком вперед – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, ко- торое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания: 1). Следить, чтобы работал только

язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2). Язык должен быть широким, бо- ковые края его касаются углов рта. 3). Если упражнение не получается, нужно вер- нуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвиж- ность.

Описание: Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком впе- рёд - назад.

Методические указания: 1). Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2). Следить, чтобы кончик язы-

ка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Упражнение «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движе- ния широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отры- вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбо- чет).

Методические указания: 1). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2). Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону. 3). Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Упражнение «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания: 1). Упражнение сначала выпол- няются в медленном темпе, потом быстрее. 2). Нижняя че- люсть не должна двигаться; работает только язык. 3). Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить

ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упраж-


нению. 4). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ре- бёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Упражнение «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания: Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Упражнение «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение де- лать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зу- бами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания: 1). Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя че- люсть неподвижна; работает только язык. 2). Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. 3). Кончик языка не должен подворачиваться. 4). Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

Упражнение «Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произ- носить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесе- нии должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя че- люсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпаю- щим, кончик языка не должен подворачиваться.

Упражнение «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кон-

чиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, много- кратно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания: Следить, чтобы губы и нижняя че- люсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась вы-

дыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздуш- ную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), за- гоняя его между двумя кубиками.

Методические указания: 1). Следить, чтобы не надува- лись щёки, для этого их можно слегка придерживать паль-

цами. 2). Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, иду- щую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1). Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2). Нельзя надувать щёки. 3). Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верх- нюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был жело- бок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посере- дине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1). Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2).

Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

3).   Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

И   в   конце   я   хотела   бы   порекомендовать  книги   и   методические           пособия по артикуляционной гимнастики:

1.    И. Волошина «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляцион- ная гимнастика для девочек»

2.   Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

3.   Н. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»

4.   Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»

5.     Е. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольни- ков»,

6.   Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для раз- вития речи», «Игры для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем прово- дить артикуляционную гимнастику со своим ребенком.


Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движе- нием, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.