Артистизм - Урок вокального занятия.

  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии. Задачи: Образовательные: Обучить правильному произношению скороговорок. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, чистому произношению и артикуляцией. Развивающие: Развивать певческий и артикуляционный аппарат. Формировать навык сценического общения. Воспитательные: Формировать речевую культуру. Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу. Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика , вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра. Форма занятия: практикум Методы: наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ; словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа; практические – упражнения, практические задания; Оборудование: фортепиано, зеркало, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления. План занятия: I. Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин. II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков. 1. Элементы дыхательной гимнастики; 2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок; 3. Элементы артикуляционной гимнастики: - 8 минут. III. Работа над новым материалом - 15 мин. IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.
Иконка файла материала 8.docx
ТЕМА: «Артистизм»  Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие  артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.    Задачи    : Образовательные: 1. Обучить правильному произношению скороговорок. 2. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально­тренировочном  материале, чистому произношению и артикуляцией. Развивающие: 1. Развивать певческий и артикуляционный аппарат. 2. Формировать навык  сценического общения. Воспитательные: 1. Формировать речевую культуру. 2. Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу. Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся  путём обучения методиками: дыхательная гимнастика , вокальные упражнения,  логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра. Форма занятия: практикум  Методы:    наглядные  –  наглядно ­ иллюстративный,  личностный показ;   словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия),  беседа;  практические  –  упражнения, практические задания; Оборудование: фортепиано, зеркало, аудиоаппаратура, музыкальные произведения  современного направления. План занятия: I. Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока через беседу­диалог с учениками: ­ 3 мин. II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков. 1. 2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок; 3.  Элементы артикуляционной  гимнастики: ­ 8 минут. III. Работа   над  новым материалом  ­ 15 мин. IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:  – 4 мин.  Элементы дыхательной гимнастики;  Ход занятия:  Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой. ­Добрый день дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир театра и  актерского мастерства.  «Театр не отображающее зеркало, а — увеличительное стекло!» В.В. Маяковский. Поэтому мы не будем стесняться своих и чужих бурных реакций и впечатлений.  ­И для начала нам надо разделиться на две команды, и встать друг напротив друга, лицом  друг к другу. Поздороваемся … Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя. Упражнение – игра «Привет».Ребята здороваются всевозможными способами ­ ушами, руками, ногами пр. Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо  разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего? ­ Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание. Упражнения:   «Свечка» ­ представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро  (стаккато) их задуть  Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч»,  как бы выталкивая их. «Зу»,  «Чу» и т.д. «Собака» ­ язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох,  напоминает дыхание собаки «Самоварчик» ­ набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»   Счет на четыре:  а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается  на звук С­с­с­с­ ладошки соединяем;  б) «Взлетает самолет» на звук Ж ­ ж ­ ж ­ ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;  в) «Змея или шум леса» на звук Ш ­ ш ­ ш ­ ш, также усиливая и ослабевая звучание;   д) «Заводим мотоцикл» ­ Р ­ р ­ р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли¬жаясь; 6.  Для разработки корня языка:  а) кашляем как старички ­ Кха ­ кха ­ кха;  б)  постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень ­ Кх ­ кх ­ кх;  в)  застряла в горле рыбная косточка ­ Кхх ­ кхх ­ кхх; Разработка челюсти  Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом  челюсть должна испытывать сопротивление от ладони.  Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. круговые Разработка языка  Покусывание язык    «Качели» ­ дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка «Спираль» ­ поворачивать язык то на один бок, то на другой. «Лошадка» ­ пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт,  кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался  внутрь, нижняя челюсть неподвижна. «Комарик» ­ язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З­З­З­З». «Конфета» ­ закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной  стороны в другую      Разработка губ «Поцелуй» ­ губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот  раскрывается со звуком «муа».  Покусывание сначала верхней затем нижней губ  «Скольжение» ­ пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы  натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. «Лошадка» ­ пофыркать. «Рожица» ­ губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.«Пятачок» ­ на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке,  не показывая зубов Разработка щек    «Полоскание» ­ надувание  втягивание обеих щек одновременно «Шарик» ­ перегонка воздух с одной щеки в другую «Хомячок»­ плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения  хомяка  Хорошая дикция очень важна.  Слоговые упражнния Гда­гдэ­гди­гдо­гду  Птха – птхэ­ птхи – птхо – птху  Нга – нгэ – нги – нго – нгу – нге – нгя   Врувл­вравл­врэвл­ вривл­врывл  В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».  Бык тупогуб тупогубенький бычок  Шла Саша по шоссе и сосала сушку  Клара у корла украла кораллы а корл у клары украл кларнет. Разминка голосового аппарата  Упражнение     «Скрипучее дерево» (массаж связок, воздух вибрирует, напоминая скрип старого  дерева) «Рычание» «Мычание» Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к  распевке. Зачем, дети, вокалист распевается? ­ Чтобы подготовить голос к пению ­ Чтобы настроить вокальный аппарат Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы  хорошо и красиво зазвучал надо настроить. Итак… Распевки Поем гласные И, Е, А, О, У . Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну  гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя)  гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте) На одном звуке ­ «Ма­мэ­ми­мо–му,  да­дэ­ди­до­ду,  ра­ре­ри­ро­ру». Задействованы   мышцы губ  и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных  звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все  ноты гаммы и обратно. Работа   над  новым материалом.  Мы  с  вами  продолжаем   познавать  и  изучать  как  вести  себя   на  сцене  это  необходимо  любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете? ответы детей: Верно,   чтобы   исполнитель   был   грамотным,   чувствовал  песню   и   делился   своими   эмоциями    и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.Давайте познакомимся с такими понятиями как ... Артистизм — умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики,  выражения глаз и голоса.  Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные  личностные установки. Чтобы быть артистичным нужно владеть мимикой, жестами и пластикой. МИМИКА ­ (греч. подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из  форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Типы мимики: a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика; b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать  душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в  создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и  душевного состояния персонажа. ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язык  тела — знаковые элементы поз и движений различных частей  тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли  и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения: a) как мимические жесты b) жесты головы, рук и ног c) походка d)различный поворот корпуса тела. ­Чтобы научиться актерскому мастерству для начала предлагаю всем встать в круг. Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для  того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.  Этюд с воображаемым предметом. Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и  тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”: Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному  участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты: • Накормил ли я кошку? • Когда дядя выйдет из больницы? • Мне нечего сказать Опасения по поводу участия в ходе занятия • Смогу ли я справиться с волнением? • Попросят ли меня говорить? • А вдруг я отвечу не так, как нужно? Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть. ­А сейчас проверим какие вы хорошие Актеры.Большую  роль в развитии актёрского мастерства играют пантомимы.  Сейчас мы  обыграем пантомимы:  Изобразить походку человека: 1. Который оказался ночью в лесу……………. 2. Которому жмут ботинки……………… 3. Который неудачно пнул кирпич…………… 4. Сыщик Шерлок Холмс……………. Упражнение «Импровизация»  Я  называю серию слов, на которые необхдимо реагировать сходу – импровизационно. Одно слово­ одно движение. Морозно,  дымно,  жажда, шум самолета,  сырость,  аллергия,  мокрая одежда,  яркий свет,  тишина,  грязно, темнота, озноб, шаги, теплый душ,  колючий свитер, тесная  обувь,  длинное платье,  прыжок.  А  сейчас давайте обсудим песню « День Победы» с какой  мимикой жестами и характером мы должны ее исполнять? в полном параде  — важно  — величаво  — величественно  — внушительно  — возвышенно  — горделиво — знаменательно — значительно — нарядно  — официально — парадно  Сейчас попробуем эту песню так и исполнить. Исполнение песни « День Победы» Получилось ли у нас  исполнить? Подведение итогов. Ребятам предлагается оценить свою работу на занятии поднятием рук: Отлично – руки вверх. Хорошо – руки на уровне груди. Плохо – руки опущены вниз. 6.Рефлексия. ­ Что нового вы узнали на занятии?                           ­ Какие вопросы вызвали затруднения?                          ­ С каким настроением вы заканчиваете занятие?