АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ разработанные Данченко С.В. применимые на вокальных занятиях комбинированного урока. Методика урока обеспечивает усвоение знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала. , обеспечивает развитие эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями через вовлечение в другие виды искусства и применения оздоровительных упражнений.
артпед.технологии в вокальной работе ДанченкоС.В..rtf
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
разработанные Данченко С.В.
Тема урок: Использование элементов артпедагогических технологий в
вокальной работе .
Цель урока: Освоение приемов и методов артпедагогики в
практической певческой деятельности .
Задачи урока:
Образовательные;
обеспечить усвоение студентом знаний об особенностях
использования арттехнологий в вокальной работе ;
обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме
урока;
2. Развивающие – создать условия для развития :
осознанных вибрационных ощущений певческого процесса
активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
эмоционально образной сферы психологических процессов
(воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе
работы над вокальными произведениями;
нижнеребернодиафрагматического дыхания.
3. Воспитательные создать условия для:
воспитания сознательного подхода к обучению;
повышения уровня самооценки, стремления к
самосовершенствованию и творческой самореализации; Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
наглядные – наглядно иллюстративный, показ; художественные
творческие задания словесные –
комментарии, объяснения (пояснения практического действия),
беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно
иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, элементы
исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики: познавательный , концентрический,
фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания,
сравнительного анализа.
Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей,
арттехнологии, здоровьесбережения ; элементы проблемного
обучения, имитационно игрового моделирования ;
Исполнительские технологии: формирования певческой культуры,
становления ассоциативнообразного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных
произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания,
практика, рисование.
Оборудование: фортепиано, муэ.центр , колонки, зеркало.
План урока :
1.Объявление и раскрытие темы, цели и задач урока.
2. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой . 3.Распевание. Использование упражнений:
интонационнофонопедические, способствующие развитию силы
звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных
навыков (автор фонопедического метода развития голосового
аппарата В.В. Емельянов); упражнения
на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в
том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и
улучшающие дикцию. – упражнения на развитие
творчества , воображения , памяти . 4. Работа над
вокализом. 5, Работа над песней .
Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных
навыков. 6. Подведение итогов, выводы.
Ход урока:
Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н.
Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно
для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной
работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос студенту:
Объясните, какую цель преследует этот вид работы? – Настройка
дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие
мышц, участвующих в голосообразовании, развитие звонкости голоса,
его выносливости. Упражнения этой лечебной дыхательной
гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и
чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную
функцию бронхов,положительно влияют на обменные процессы,
играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной
ткани,повышают общую сопротивляемость организма, его
тонус,улучшают нервно психическое состояние организма. Сегодня «певческая установка» это одно из упражнений
физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами,
распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб
достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно
напевать. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение,
его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст
команду всем системам организма работать на его благополучие.
А сейчас настроимся на позитивное настроение и поиграем в
звуковые ассоциации . Будем угадывать звуки!!! Первый
звук ощущение грудного резонирования – поем в 34 тональностях
закрытым ртом низко «мм». Кто это? –( предполагаемые ответы
корова, теленок ). Второй звук «трр», в высокой тесситуре –
( «машина едет в горку»). Следующий звук в низкой тесситуре «жж»
рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования,
звук хорошо помогает при кашле). (ответы –жук,стрекоза , муха) («зз»
«большой комар» смешанное резонирование, «зьзь» «маленький
комар » головное резонирование, рука при этом на шеи звук
помогает при болезненных ощущениях в горле). Звук«фуфуфу»
маркатированное движение по терциям YIIII, рука ощущает, как
двигается животик ( ответы –ежик ,шелест листьв).
Теперь я буду показывать вам картинкам – а вы будете придумывать
звуки к каждой картинке!!!!! Добавим еще
важные звуковые упражнения : «ха-ха» упражнение с ощущением
смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение ;
«ооой» легато – мелизмы ; «ау» упражнение на широкий интервал
октаву – от грудного резонирования к головному поем в нескольких
тональностях.
Понравилось вам играть и при этом оздоравливать свой организм
посредством звуков? Тогда продолжим!!! Игра «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное
нижняя губа вперед, обиженное верхняя губа вверх, веселое
верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).
Обращение к студенту: Объясните, какова цель этих последних
упражнений? – Развитие мимических мышц, активности
артикуляционного аппарата. Метод
«эмоционального тренинга» для развития образного мышления это
Скороговорки с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть,
восхищение, удивление и т.д.
А теперь надо будет придумать мелодию к каждой картинке –
которую буду показывать!!!! Подвести студента
к постепенному осмыслению своих вокальных действий и
самостоятельному их использованию. Он должен сам найти
внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя
зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
Обращение к студенту: Как Вы думаете, какие цели может
преследовать такая работа? – Развивающие цели. Помимо развития
определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение,
мышление, память . И нам сейчас предстоит непростая задача – нам
нужно будет нарисовать мелодию – послушав музыкально вокальное
произведение (вокализ) и затем по нарисованной вами картинке
воспроизвести мелодию !!!!
3. Работа над исполнением вокализа .
Эту методику можно использовать при работе над любым
произведением, ставя определенные цели, в зависимости от тесситуры
«рисуя» звуком разные картины, образы. Поем вокализ, каждая фраза
которого исполняется различными звуками, развивающими разные
виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом. Напоминание о певческой установке « столб достоинства».
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над
плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного»
дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне,
свободной артикуляции, грамотной фразировки.
4. Работа над исполнением песни . Задача работы –
отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова,
выразительного исполнения. Арттехнология имитационного
моделирования имитация производственной задачи.
При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще
приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение
текста; как подготовительный этап работы по активизации
артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику ,
мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной
артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего
голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта,
необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также
желателен постоянный визуальный контроль.
Обращение к студенту: Мелодия развивается волнообразно, плавно.
Докажите необходимость скачков, которые появляются в мелодии? В
первой части песни в конце каждого предложения интонация
повышается, а в мелодии появляется небольшой интервал мелодия
«рисует» какую то историю . Одна песня но каждый ученик должен
показать свою историю – выражая ее динамическими оттенками голоса
и динамикой движений. Работая над выразительным исполнением
песни, музыкальной характеристикой каждого персонажа, инсценируя
песню, необходимо зрительно представляя каждый образ.
. 6. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что
получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно
исправить).
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
"Артпедтехнологии в вокальной работе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.