Ас авиационной разведки Селиверстов Фёдор Петрович
Оценка 4.6

Ас авиационной разведки Селиверстов Фёдор Петрович

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
12.07.2020
Ас авиационной разведки Селиверстов Фёдор Петрович
Ас авиационной разведки Селиверстов Фёдор Петрович..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» имени учителя В.А. Смирнова города Ржева Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ас авиационной разведки Селиверстов Фёдор Петрович

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Огулина Ольга Николаевна

Обучающаяся 8 – А класса

МОУ «Гимназия №10»

Руководитель: Иванова Марина Алексеевна

 

 

 

 

Ржев 2019

СЕЛИВЕРСТОВ Фёдор Петрович

 

Селиверстов Федор Петрович (18.06.1917 - 14.10.2000) - Герой Советского Союза, был одним из лучших разведчиков полка, который к концу войны назывался 10-й отдельный разведывательный авиационный Краснознаменный Московско-Кенигсбергский ордена Суворова полк. Полк выполнял задания армейского и фронтового командования. Находился в составе 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. Летчиками полка проведено много стратегически важных разведок.

О  жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны рассказывает его дочка Изольда Федоровна Селиверстова. Материал подготовлен по дневниковым записям Селиверстова Федора Петровича, рассказам и статьям, написанным им и другими авторами.

Мой отец родился в селе Куликовка Вольского района Саратовской области в крестьянской семье. Его отец умер рано. В семье появился отчим. Федя хотел учиться, отчим был против. Рано лишившись родителей в 13 лет, он убегает из дома и в детстве и юности живёт в Ярославском детском доме. С середины 1920-х до 1939 г. он продолжает проживать  в  городе Ярославле. Там он попадает в трудовую детскую колонию, где получает специальность токаря и школьное образование. После окончания десятилетки в колонии поступает в Ярославский педагогический институт на учительский факультет, а затем там же заканчивает полный курс физико-математического факультета. Одновременно с учебой в институте работает и посещает Ярославский аэроклуб. В 1938 году получив диплом преподавателя физики, год отработал в одной из городских школ. В 1939 году через Кировский райвоенкомат Ярославля был призван добровольцем в Красную Армию и  направлен в летное училище. Затем в 1940 году заканчивает военную школу пилотов в г. Балашове Саратовской области. (В Красной Армии с 1939 г., член КПСС - с 1943 г.).
Спустя год, в феврале 1941 года, пройдя дополётную подготовку в 13-м авиаполку Приволжского военного округа, получил назначение командиром звена в авиаотряд при Балашовской авиашколе, а с началом войны - на такую же должность в отдельный штурмовой авиаотряд Южного фронта.

 22 июня 1941 г. - вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Отец прошел свой боевой путь от начала и до конца войны. Уже на 5-й день в небе Молдавии (близ г. Кагула) он сбил первый фашистский самолет. А свое боевое крещение принял на пятый день войны. Вот как это было.  Полковник Родионов собрал летчиков в школе пилотов и огласил приказ: оказать помощь нашим подразделениям в районе реки Прут в Молдавии, где шли ожесточенные бои, и в случае превосходящих сил противника действовать самостоятельно.

В составе двух эскадрилий самолетов Р-5 пилоты вылетели на штурмовку вражеского десанта, действия которого прикрывала авиация. Впереди река Прут, справа, как огромный костер, полыхает г. Кагул. Нарушая боевой строй, звенья сразу же взяли разные курсы - это был сигнал опасности. С оглушительным ревом приближалась большая группа «мессершмиттов».

После первых атак по десанту завязался воздушный бой с превосходящим по численности воздушным противником. Отец отстал от товарищей и снизил самолет до высоты 60 м. Знал: скоростным «мессерам» трудно охотиться на небольшой высоте за самолетами, значительно уступающими им в скорости. Вражеские истребители промчались сверху как осиный рой. «Сейчас развернутся и начнут атаку», - подумал отец. И, действительно, через несколько мгновений так и произошло. Но один из них, оставляя полосу черного дыма, устремился к земле. «Молодцы, ребята!» - оценил работу товарищей отец. Но в следующее мгновение заметил перед собой хвост немецкой машины, она заходила сверху и нацеливалась на него. Разворот - и впервые в перекрестии прицела оказалась черная свастика, жирно нарисованная на борту самолета. Нажав на кнопку ШКАСа, отец выпустил три длинные очереди. Первый сбитый фашистский самолет!

Бой разгорался. Ревели моторы, строчили пулеметы, свистели пули. «Мессершмитты» более маневренные, и нашим летчикам приходилось проявлять максимум выдержки и мужества. Но силы врага превосходили, и в одной из атак самолет отца был сбит. Он почувствовал, как обожгло пальцы правой руки. У мотора нарушился ритм работы, появились выхлопы черного дыма.

Федор с трудом спланировал самолет и посадил возле виноградников в пригороде Кагула. Он знал: что бы ни случилось, машина не должна попасть в руки врагов. Достал спички, но справиться не смог. К нему со словами «сейчас помогу» подбежал мужчина. Оттащил летчика от самолета, завязал тряпицей израненную руку, помог облить машину бензином. Когда пламя объяло фюзеляж, незнакомец вывел пилота через камыши на дорогу, где Федора подобрала военная машина. Когда в феврале 1963 года отец, вступая в должность начальника Кагульского аэропорта, знакомился с подчиненными, стоявший рядом старик внимательно вглядывался в нового начальника, а тот его не узнавал. Лука Гайдашенко, сторож из тракторной бригады совхоза «Правда», напомнил, где и когда они встретились, так и не познакомившись. И эта вторая встреча была особенно теплой.

Боевое крещение Ф. П. Селиверстов получил 27 июня 1941 года в Молдавии. В воздушном бою Фёдор Петрович сбил немецкий истребитель, но и сам был подбит, совершил вынужденную посадку. Экипаж сжег самолет и вышел из окружения к своим.

 Также он принимал участие в боевых операциях на Центральном советско-германском фронте, в Подмосковье. Участвовал в боях в составе 1-й ВА на Западном, Южном и 3-м Белорусском фронтах. Приходилось и штурмовать противника, и забрасывать снаряжение в тыл к партизанам. Более 80 вылетов отец совершил вглубь немецкого тыла на 200 км в район Могилевской области. Проявил себя в боях на Орловском направлении и в районе Вильнюса, участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и разгроме врага на территории Восточной Пруссии. Дважды был тяжело ранен.

Летчиками полка проведено много стратегически важных воздушных разведок, требовавших пилотажа высшего класса. Очень опасными были полеты над вражескими укреплениями. Как правило, они выполнялись без прикрытия, на малой высоте. В таких условиях маневренность самолета ограничена, и экипажи знали, что могут быть встречены вражеским огнем. Если предстоял вылет в глубокий тыл, пилотам запрещалось вступать в воздушный бой, поскольку горючего хватало только на полет в оба конца. Но бои им навязывались.

Главным образом отец выполнял воздушную разведку как визуально, так и фотографически, разведку поля боя, оборонительных рубежей, аэродромов, военных объектов в тылу врага, в том числе на глубину фронтовой операции (400-500 км). Капитан Селиверстов был одним из лучших разведчиков части. Он вылетал на разведку в любую погоду, днем и ночью. Не раз попадал в сложные ситуации, но всегда отлично выполнял боевые задания. Во время разведок следовало быстро и точно увидеть, подсчитать, запомнить вражескую технику и ее расположение, а часто и качественно произвести аэрофотосъемку. Оптики и конструкторы создали светосильные фотообъективы и широкоформатные фотоаппараты. Отец первым в полку провел их испытание в боевых условиях для перспективного и панорамного фотографирования на бреющем полете. Снимки давали возможность офицерам и солдатам увидеть расположение немецких войск и укреплений с высоты 100 - 300 метров. Однако вести аэрофотосъемку приходилось вдоль линии расположения немецких войск, как говорится, «висеть в воздухе», являясь мишенью для вражеских войск и объектом нападения немецких самолетов.

Он первым в полку провел испытания широкоформатного фотоаппарата для перспективной съемки с высоты бреющего полета. При этом оптическая ось фотоаппарата была направлена не строго вертикально к земле, а отклонена на 30-90 град. Позже такая съемка применялась во всей разведывательной авиации и в различных областях в послевоенное время. Впоследствии перспективная аэрофотосъемка оборонительных рубежей и отдельных объектов противника нашла широкое применение во всех частях разведывательной авиации. Каждый вылет Селиверстова на боевую разведку был связан с большим риском для жизни, с постоянной опасностью быть сбитым зенитным огнем или вражескими истребителями. Летчик не раз попадал в сложную обстановку, но всегда выходил победителем в воздушных схватках с врагом и отлично выполнял боевые задания.

20 июля 1942 года по сигнальной ракете шестерка самолетов под командованием старшего лейтенанта Журавлева вылетела навстречу фашистским самолетам и через две-три минуты на высоте двух тысяч метров отец насчитал около трех десятков немецких «лапотников», так наши пилоты называли «Юнкерс-87». Несколько секунд - и по сигналу ведущего на встречно-пересекающихся курсах началась почти лобовая атака. «Юнкерсы» шарахнулись в разные стороны, при этом два самолета столкнулись, загорелись и упали на землю. В первой атаке наши летчики сбили четыре машины, остальные ретировались. Наши истребители, продолжая преследование, сбили еще три «лапотника». У самолета отца была перебита тяга управления, повреждена левая плоскость. Неуправляемый самолет свалился в штопор. Земля катастрофически приближалась. Федор покинул самолет и на высоте 400 - 500 метров дернул кольцо парашюта. Линия фронта рядом, гитлеровцы открыли беглый огонь. Удалось приземлиться на нейтральной полосе вблизи траншей наших пехотинцев. Плотным огнем по позициям противника они прикрыли перебежку отца.

В январе 1943 старшего лейтенанта Ф. П. Селиверстова перевели командиром звена в  10-й отдельный авиационный разведывательный полк. В феврале 1943-го Селиверстова вызвали в штаб авиаполка. Командир, полковник Зубарев, подвел его к карте и сказал: «Надо слетать в район брянских лесов. Там немцы заблокировали партизан. Надо выручить наших людей - доставить боеприпасы, продовольствие, медикаменты». Внимательно изучив маршрут полета и место выгрузки груза, отец понял, что задача неисполнима, и сказал об этом командиру. Зубарев помолчал и откровенно признался: «В этот район уже было несколько вылетов. Все неудачные. Мы потеряли два самолета и не знаем, что с летчиками. Немцы организовали усиленный воздушный заслон. Туда еще можно, но оттуда… Сам понимаешь. А не лететь нельзя».

Отец подумал и сказал: «Я готов к выполнению задания. Когда вылетать?». Зубарев пристально посмотрел на него, и в его суровом взгляде мелькнуло что-то такое, что заставило сердце забиться: так, наверное, отец смотрит на сына, когда отправляет на верную смерть. Командир распорядился подготовить самолет к спецзаданию, а лейтенанту велел отдохнуть до вечера. За час до взлета отца разбудил механик Виктор Лукьянов. Доложил, что машина готова. В штурманской Зубарев лично проинструктировал, дал несколько важных советов, проверил карту и приказал: «Иди». У самолета пилота встретили штурман Нейдинов и стрелок-радист Журавлев. Экипаж отправился на задание.

Фашисты, перехватившие партизанскую шифровку, усиленно контролировали тот район брянских лесов. Но погода испортилась, и они перестали ждать русских летчиков. Вероятно, и партизаны не ожидали подмоги, поскольку на подлете экипаж не увидел условных пяти костров.

Неужели, добравшись до цели, не выполним задание? Отец сделал вираж над лесом, подавая условный знак «свой», и опять пошел в заданный квадрат. На снегу замелькали тени, вспыхнули костры, в воздух полетели зеленые ракеты по числу костров. Вот радость! Груз сброшен точно. На развороте отец увидел, как партизаны укладывали груз в сани, бросали шапки вверх, обнимали друг друга, махали своим спасителям. С хорошим настроением экипаж лег на обратный курс, но фашисты обнаружили самолет. Зенитные снаряды рвались все ближе. Повредили хвостовое оперение, пробили крыло, фюзеляж. Двигатель и бензобаки не задело. Почти неуправляемая машина летела среди шквала зенитного огня. Отец обратился к Журавлеву - молчит, запросил штурмана, старого боевого товарища Сережу Нейдинова - тоже не отвечает. Погода на пределе возможного. Хорошо, что в воздухе ни одного вражеского самолета.

Разрыв. Обожгло левую ногу. По расчетам скоро должен быть аэродром. При посадке жгучая боль заставила вскрикнуть - самолет подбросило, качнуло, и отец потерял сознание. Очнулся Федор в госпитале после операции - осколок удалили, но боль не давала покоя. Хотел спросить, что с экипажем, но сделал неудачное движение и потерял сознание. Под вечер пришел в себя, увидел в дверях командира полка с сопровождающими.

Зубарев расцеловал Селиверстова и тихо сказал: «Запрещают с тобой говорить. Но я так рад, что ты жив! А экипаж твой погиб. Теперь надо быстрее поправиться и мстить фашистам. К ордену тебя представили. Шифровку от партизан получили: груз в целости, благодарят экипаж. Как ты сам остался жив - не пойму, да еще до аэродрома дотянул. Самолет изрешечен, нет живого места».

На другой день раненого навестил механик Виктор Лукьянов и рассказал, как было: - Самолет при посадке лег на левое крыло, проутюжив метров 300 пахоты. Вытаскивали тебя полуживого, а ты все кричал, ругался и отбивался. Думал, видимо, что к врагам попал. На машине восемнадцать крупных пробоин. Все удивляются, как ты дотянул до аэродрома и сел.

Еще механик сказал Федору: - Очень много разговоров про твой подвиг. Скоро тебя навестят французские летчики из полка «Нормандия - Неман», он формируется на нашем аэродроме.

На следующий день пришли французы в парадных мундирах, при галстуках, шумные, веселые, с переводчиком. Видя плохое состояние пилота, вскоре стали прощаться. Переводчик сказал Федору: «Они восхищены вашим подвигом». Через месяц отец, прихрамывая, стал ходить. После госпиталя его допустили только к пробным полетам на восстановленном самолете. Потом он еще не раз летал в тыл врага, и ему всегда удавалось выполнить задание и вернуться.

23 февраля 1943-го в районе разведки три «мессершмитта», внезапно вынырнув из-за облаков, с короткой дистанции атаковали самолет Селиверстова. Машина получила много осколочных и пулеметных пробоин, было повреждено хвостовое оперение. Пулемет тяжелораненого штурмана Силина молчал. Отец погасил скорость, фашисты не рассчитали, проскочили. Последовал залп, и «мессер» врезался в землю.

Самолет Селиверстова был трудно управляем, но мотор работал хорошо. Немецкий пилот с близкого расстояния жестами показал отцу, что ему «крышка». А тот в ответ показал кулак и, с трудом уклоняясь от атак, вывел самолет на свою территорию. «Мессеры» не отставали, норовили зайти в хвост самолета. И тогда Валентин Силин из последних сил открыл огонь. «Летающая крепость» с воем помчалась к земле. А на подмогу нашим летчикам с ближайшего аэродрома поднялись четыре Яка.

При подходе к аэродрому отцу с трудом удалось выпустить шасси. Посадку он производил на ступицы, так как пневматики были пробиты. Сел на аэродром в Грабцево, и двигатель отключился - кончилось горючее. Штурмана с множеством осколочных ран в тяжелом состоянии увезли в госпиталь. Самолет, выдержавший восемнадцать атак, был так изрешечен, что на него было страшно смотреть. Помимо пулевых, тринадцать крупных пушечных пробоин снарядами «Эрликон». Плоскости самолета в некоторых местах от пулевых и осколочных пробоин напоминали решето. Чтобы управлять машиной в подбитом состоянии, нужны незаурядное мастерство и опыт. На родном аэродроме самолет долго осматривали французские летчики из эскадрильи «Нормандия - Неман». Они хотели увидеть человека, который умеет летать на «решете». Один из них обнял отца, поднял его над землей и сказал: «Мерси, русский товарищ».

Отец был замкомандира (с 1.08.1943 - по 1.12.1945) подразделения низкополетной воздушной разведки полка, а затем командовал эскадрильей дальней разведки в 10-м отдельном разведывательном (к концу войны - Московско-Кенигсбергском, Краснознаменном, ордена Суворова) авиационном полку, который вел боевую работу в интересах армейского и фронтового командования. На полк возлагалась задача вести разведку противника как визуально, так и фотографированием поля боя, аэродромов, оборонительных рубежей и военных объектов в тылу врага на глубину фронтовой операции (400-500 километров).

В феврале 1943 г. Западный фронт готовил наступательную операцию 16-й армии на Орловском направлении. Капитан Селиверстов произвел многократное фотографирование обороны противника на участке Людиново - Жиздра. Данные аэрофотосъемки были учтены командованием при принятии решения на наступление, которое началось 22 февраля. В ходе ожесточенных боев войска 16-й армии взломали оборону противника на глубину 10 - 13 километров. Противник перебрасывал к участку прорыва свежие резервы. Селиверстов получил задание найти район сосредоточения танковой дивизии противника, прибывшей на Орловское направление из-под Ржева. Это задание летчик выполнил. Визуальным наблюдением и фотографированием Селиверстов вскрыл районы сосредоточения танковых частей противника. По этим районам в течение двух дней наносила массированные удары штурмовая авиация 1-й ВА.

Чтобы представить, что это такое, обратимся к пояснениям моего отца:   «...Вскоре после разгрома немцев под Москвой, в последующих наступательных операциях командованию фронтов Красной Армии кроме общепринятых разведывательных данных воздушных разведчиков необходимыми стали детальные сведения об отдельных объектах и системах обороны противника, что средневысотная и высотная разведка обеспечить была не в состоянии.

Кроме того, метеорологическая обстановка районов действий некоторых фронтов (Западного и др.) в осенне-зимний период не обеспечивала не только непрерывной, но хотя бы ежедневной разведки повсеместного воздушного наблюдения за действиями противника. Основными препятствиями для средневысотных и высотных полетов были низкая облачность, порядка 50 - 100 м, мешавшая проведению разведки одиночными экипажами, входившими в разведывательные части, в задачах которых стояла как визуальная, так и инструментальная разведка с высот не ниже средних.

Действительность огня буквально всех видов не давала, а иногда и заставляла бояться отдельные экипажи производить полеты на низких и средних высотах.
Самолеты-разведчики не были оборудованы для низковысотной разведки, а их уязвимость от ружейно-пулеметного огня сопровождалась иногда значительными потерями...

С конца 1942 г. эскадрильи Ильюшин-2 стали составными подразделениями некоторых разведывательных частей. Более 3000 раз за период Великой Отечественной войны одна из таких эскадрилий (в которой я был, а затем командовал) летала над полем боя, обнаруживая отдельные группировки и даже незначительные скопления противника, замаскированные у переднего края, наводя наземные части и их огонь непосредственно на эти группы и скопления, а иногда своим огнем помогая продвижению наших подразделений, уничтожая то или иное огневое препятствие.

Из многообразия задач, стоявших перед воздушными разведчиками-штурмовиками, хочется отметить  -  регулярное систематическое наблюдение за противником на всех (заранее намеченных командованием фронта) участках переднего края и ближних тылов противника перед нашим фронтом.

При полетах на наблюдение разведчик должен был визуально (а в особых случаях, пользуясь фотоаппаратом, - сфотографировать) фиксировать наличие движения, его количественную сторону, направление. При этом точно указать место нахождения головы движущегося обоза или колонны, а также и хвоста. Необходимо избегать тенденциозности и в собственных суждениях и в преувеличении, но вместе с этим проявлять настойчивость и инициативу в деле обнаружения скопления, вытекающего из конкретного наблюдения картины разведки.

Обязанностью летчика-разведчика при полетах на наблюдение является фиксирование расквартирования воинских частей и подразделений (следить за их деятельностью), что удается делать по весьма разнообразным признакам (как то: скопление повозок и автомашин в населенном пункте и их расположение, отмечаемое на повторных вылетах), наличия временных телефонных линий к штабу части или подразделения. Зимой - всегда свежие следы от населенного пункта к другому и другие признаки.
При этом нужно знать, как подсказал опыт, что в местах расселения солдат не всегда их можно увидеть не только группой, но и одиночно. При полетах на наблюдение как самостоятельная задача выдвигается необходимость строго следить за появлением новых сооружений, особенно оборонного типа, а также появлением новых траншей или даже отдельных окопов или подготовку к их строительству. При этом следует особое внимание обращать на то, не являются ли они ложными.

Плановая съемка. Большое количество вылетов эскадрильи падает не на площадную съемку, а на линейную съемку преимущественно переднего края обороны противника. При выполнении фотографирования переднего края требовалась большая натренированность разведывательного экипажа, т.е. необходимо в полосу 500-700 м захватить оборону противника, не выпуская траншей на его передовой линии. Требовалось тщательное изучение по картам полосы съемки и предстоящих поворотов. В последний вид из плановых съемок входит съемка отдельных военных объектов. Тут характерной особенностью, как правило, был сильный зенитный огонь зенитной артиллерии, прикрывающий объекты, например, мосты, места погрузки и выгрузки, военные склады, железнодорожные узлы и станции, аэродромы и др.

С мая 1944 года широко начала внедряться в разведывательной работе перспективная съемка с бреющих высот. Первые опыты такой съемки на Ил-2 с бреющего полета, произведенные пишущим эти строки совместно с подполковником Бартошь, летавшим за штурмана, в районе г. Смоленска в конце апреля, дали исключительно положительные результаты и получили высокую оценку со стороны командования 3-м Белорусским фронтом. Сначала производилась съемка в направлении полета самолета на высоте 10-15 м, и наши летчики добились такой виртуозности, что могли заснимать объекты, сильно насыщенные огнем зенитной артиллерии, не имея пробоин, благодаря умелому маневру и вместе с этим привозили отличные снимки с ясным и четким изображением сфотографированного в нужной последовательности и без разрывов. Но вместе с тем этот вид съемки получил глубокую признательность со стороны командиров подразделений, взводов, рот, занимающих передний край нашей обороны. Отдельные фильмы печатались тиражом в несколько десятков экземпляров с тем расчетом, чтобы командир подразделения имел у себя вид обороны противника на всю глубину и такой, каким он выглядит с высоты фотографирования 100 - 200 м.

Наряду с указанными видами разведки необходимо отдельно остановиться на разведке отдельных объектов обороны и тылов противника. Важность того или иного из них определялась его значением для командования и удалением от основных рубежей обороны. Летчику-разведчику, кроме того, необходимо было знать, как прикрыт этот объект зенитной артиллерии и время суток. Насыщенность огнем и другими видами обороны зависели от того, какое значение ему придавал противник. Но были объекты, к проведению разведки которых необходимо было подходить как к объекту наибольшей важности. К их числу относятся аэродромы, мосты, железнодорожные узлы и важные железнодорожные станции, военные склады, обнаруженные места скопления живой силы и техники противника, (стоянки бронепоездов) и т. д.
В дни всем памятного контрнаступления наших войск в районе Курской битвы, в самый ее разгар, группе войск западного фронта было приказано отвлечь часть сил немцев на себя путем активных наступательных действий. В этой операции, как и во многих других, отдельным экипажам ближних разведчиков было приказано следить за поведением немцев, расположенных  непосредственно в окопах, как первой, так и второй и третьей линий оборонительных траншей, за их резервами первой линии, обычно располагающихся вблизи переднего края, в хорошо замаскированных укрытых местах.

Еще до этой операции нашими разведчиками разоблачен один из тактических маневров немцев во время нашей артподготовки, а именно: в момент, когда наша артиллерия обрабатывает 1-ю линию, основные силы немцев уходили в 2-ю и 3-ю линию траншей по ходам сообщений, хорошо приспособленным для этой цели, оставив в первой линии лишь необходимые постовые заслоны. Это давало возможность избегать тех опустошительных потерь, которые наносила им наша артиллерия при переносе огня на 2-ю и 3-ю линии. Основные оборонительные силы немцев переходили в первую линию окопов, понеся при этом сравнительно небольшие потери. Причем огонь с передового края немцев, казавшийся подавленным нашей артиллерией, при нашей атаке оживал и наносил значительные потери атакующим. Этот свой маневр во всех его деталях немцы применяли при нашей артподготовке в этой операции.

Наше командование, предвидя подобные действия немцев, спланировало воздушную разведку переднего края противника таким образом, что на всех этапах артподготовки командование армий было информировано о месте нахождения основных оборонительных сил немцев. Важно отметить при позиционной войне еще один вид разведки. Это, я бы сказал, разведка виртуоза, каждый вылет на которую всегда сопровождается тактической новинкой, которая складывается из различных высот и маневров на них и вызова огня на себя».

Итак, помимо отмеченных отцом «технических особенностей», воздушная разведка - это, конечно:

 - полеты высшего класса;

- очень опасные полеты, как правило, без прикрытия, на низкой высоте над вражескими укреплениями; 

- вылетая на разведку, экипаж знает, что будет встречен вражеским огнем как с земли, так и в воздухе. Обычно на уничтожение разведчика посылались 2 - 4, а то и больше самолетов;

- при выполнении задания на бреющем полете маневренность самолета ограничена, так, что он является удобной мишенью и сверху и снизу;
- если вылет в глубокий тыл противника, то горючего хватало только туда и обратно; 
- надо быстро и точно увидеть, подсчитать, запомнить технику и ее расположение, а часто и качественно произвести аэрофотосъемку. Сведения надо быстро доставить любой ценой. В бой вступать запрещалось, но бои им навязывались.

Несколько эпизодов из боевой биографии отца.

Калужская область. Воздушный бой 22.02.1943. Отец возвращался в свою зону после выполнения сложного задания в районе реки Жиздры. И вдруг из облаков внезапно вынырнули 6 фашистских самолетов. Один против 6! Надо принимать бой, ничего не оставалось. Фашисты начали обходить самолет отца (Ил-2). Отец резко бросил машину в сторону, чтобы вырваться из окружения, но трассирующие пули преградили дорогу. Стал ясен план фашистов: зажать в кольцо и привести на свой аэродром. Решение отца - бороться до последнего. Резко бросил самолет вниз - фашисты промчались, едва не задев хвостовое оперение. Этим маневром были выиграны какие-то секунды, за которые стрелок и штурман ударили по врагам из пулеметов. Два фашиста вспыхнули и полетели к земле. Четыре оставшихся вновь накинулись: бьют из пулеметов, окружают... Ил-2 более маневрен, но никак не удается оторваться. Не отстают... И тут в стороне появились два наших истребителя. Немцы увидели их чуть позже и поплатились. «Ястребки» ринулись на выручку. Три немецких самолета были сбиты, а один подбитый убрался восвояси. Отец качнул крыльями в знак благодарности боевым друзьям и благополучно сел на свой аэродром. Вскоре после этого отца вызвали в штаб дивизии. А в штабе командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин:

 - Много наслышаны о ваших боевых вылетах в тыл врага. Вот и радиограмма пришла от партизан. Просят наградить весь ваш экипаж. Будем ходатайствовать о представлении вас к высшей награде Родины.
Калужская область. Вылет на разведку. Февраль 1943-го. В феврале 1943 года советским командованием была предпринята попытка ликвидировать на южных подступах к Москве Орловский выступ в нашей обороне. Боевые возможности немцев еще представляли внушительную силу. В осуществлении операции вместе с войсками Центрального и Брянского фронтов, наносивших удары с юга и юго-востока, принимала участие и 16-я армия Западного фронта. Она охватывала выступ с севера со стороны Думиничей. 

В ходе ожесточенных наступательных боев войска 16-й армии взломали оборону противника на глубину приблизительно 10 км и вышли на тыловые коммуникации немцев.

К участку прорыва враг перебрасывал свежие резервы из-под Ржева и Вязьмы. В район Жиздры потянулись железнодорожные эшелоны, механизированные колонны двух танковых и двух пехотных дивизий. Об этом сразу же сообщили спас-деменские, кировские и людиновские партизаны.

10-й разведывательный авиаполк получил задание проследить маршруты движения фашистских эшелонов и колонн, заснять переправы через реку Болву, найти район сосредоточения танковой дивизии противника.

Отец на Ил-2 в течение нескольких дней подряд днем и ночью вел наблюдения за всеми дорогами, ведущими в район боев 16-й армии, тщательно осматривал все леса, рощи, многократно фотографируя их. Каждый вылет его встречала и провожала вражеская зенитная артиллерия, подстерегали фашистские истребители. Часто приходилось вступать в бой. Отец хорошо помнил все вылеты, но некоторые оставили очень яркий след.

«…Пасмурное утро. В районе разведки фотографировать нельзя из-за низкой облачности. Во второй половине дня - повторный вылет. Облачность разорвало, но отдельные клочья двухъярусных облаков мешают работе. Прошел вдоль русла, обнаружил взорванный мост, решил возвратиться и пройти снова. Под сильным прицельным огнем зенитной артиллерии делает повторный заход. Штурман Силин увлекся расчетами и упустил из наблюдения заднюю полусферу. 3 немецких истребителя Ме-109 внезапно из-за облаков с короткой дистанции атаковали Ил-2. Трое против одного. Неравный бой! Трассирующие снаряды в сторону самолета заставили забыть о переправе. Отец круто переводит машину вниз, на бреющий полет: в этом случае исключена возможность атак с нижней полусферы. После первой атаки отказало переговорное устройство. Самолет получил много осколочных и пулеметных пробоин, повреждено хвостовое оперение. В процессе скольжения атакуют вторично. Заклинило тягу элерона. Самолет начинает падать на левое крыло. Только перед самой землей (30 м) удалось вывести самолет в горизонтальное положение. Атакуют парами. Пулемет штурмана Силина молчит. Отец погасил скорость, фашисты не рассчитали, проскочили. Залп и один гитлеровец врезался в землю. Самолет трудноуправляем, но мотор работает хорошо. Один фашист с близкого расстояния (2-5 м) показывает отцу, что «крышка», а отец ему в ответ показывает кулак.

С трудом уклонившись от атак противника, Ил-2 маневрирует в меру возможности и уходит на свою территорию. Разъяренные фашисты не отстают. Снова заходят в хвост. Тяжелораненый штурман Валентин Силин, напрягая последние силы, открыл по фашистам огонь. Еще один фашистский самолет пошел вниз. С одного из аэродромов поднялось 4 Яка (по индексу - звено ст. лейтенанта Хрущева). Пара атаковала немецкий истребитель, другая - прикрывала отца.

Бой длился 22,5 мин., горючего осталось на 4 мин. При подходе к аэродрому дал красную ракету. С трудом удалось выпустить шасси. Посадку производил на ступицы, т.к. пневматики были пробиты. Сел на аэродром в Грабцеве, и двигатель отключился (кончилось горючее). Штурмана в тяжелом состоянии увезли в госпиталь. У него оказалось около 100 (!) осколочных ран. А самолет, выдержавший в бою 18 атак, был так изрешечен, что на него страшно было смотреть. Помимо пулевых, 13 крупных пушечных пробоин снарядами «Эрликон», плоскости самолета в некоторых местах от пулевых и осколочных пробоин напоминали решето. Обшивка на стабилизаторе наполовину сбита. Руль поворота заклинен. На аэродроме дежурный заявил отцу: «Вы неправильно зашли носом» (хвост был похож на нос самолета). На родном аэродроме долго осматривали самолет французские летчики из эскадрильи «Нормандия - Неман». Они захотели увидеть летчика, который умеет летать на «решете». Один из них обнял отца, поднял его над землей и сказал: «Мерси, русский товарищ».

По разведданным отца, 1-я воздушная армия два дня бомбила и причинила значительный урон фашистам. К месту боев они прибыли сильно потрепанными и наполовину обескровленными.

В 1943-м Федору Селиверстову присвоили звание капитана, он стал коммунистом, а 1 января 1944 года ему вручили второй орден Красного Знамени.

Только в 1943 г. Ф.П.Селиверстов за боевые заслуги был награжден тремя боевыми орденами - Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды. В следующем году - еще одним орденом Красного Знамени.

Однако были и более «приземленные» награды. В январе и апреле 1944 года Селиверстов выполнял ответственное задание по доставке боеприпасов партизанским отрядам "Мороз" и "Сорока", действовавшим на территории Могилевской области. Днем на бреющем полете отважный летчик совершил несколько рейсов и сбросил в расположение отрядов более 5 тонн боеприпасов. За образцовое выполнение этого важного задания Селиверстов был награжден наручными часами.

В небе Литвы. Июль 1944 года. Дождливый день. Резкий ветер гонит облака. Дождь то прекращается, то начинает лить с новой силой. Высоко в облаках одинокий самолет воздушного разведчика. Отец вылетел на выяснение фашистских позиций в районе Вильнюса.

 «Перешли линию фронта: докладывает штурман Михаил Крюковский. Сквозь сетку дождя (в районе Науейи-Вильно) мелькнул замаскированный аэродром противника. Правильные ряды кустов - это замаскированные самолеты. Штурман быстро занес их на карту. Больше 30. Подлетают к Вильнюсу. Перед городом изломанные линии окопов, противотанковый ров, колпаки дотов и дзотов. В секунды надо разглядеть всё. На бреющем летит над Вильнюсом, три белых креста на горе, железнодорожная станция. Пути забиты эшелонами. Много боевой техники, немцы суетятся». Крутым пикированием отец перевел самолет на бреющий - в нескольких метрах от объекта (около 2 м). 

Платформы с танками, орудиями, закрытые брезентом и маскировочными сетями, снаряды, бензоцистерны. Пожар, клубы удушливого дыма, баки с горючим. Увидели всё, что нужно. Самолет быстро поднимается вверх, курс назад. Но неожиданно из-за вокзала показались 3 Фокке-Вульфа Fw-190. Один разведчик против 3 истребителей. Спасение - в маневре. Отец убирает газ, истребитель, не рассчитав, проскакивает вперед. Теперь в прицеле противник. Отец стреляет сразу из пушки и пулемета. Один Фокке-Вульф загорается и, неуклюже перевернувшись несколько раз в воздухе, стремительно падает на землю. Второй подбил Михаил Крюковский, третий упорно преследует экипаж, но самолет отца уже у линии фронта, и немец вынужден отстать. В этот день были доставлены важные сведения. Это один из многих и обычных полетов. Но сложны и многогранны превратности судьбы. Бывает и по-иному. 

Восточная Пруссия. Вылет на разведку 21.10.1944 г. Впервые линия фронта проходила по границе с Пруссией. Города Эйдкунен (ныне Черняховск) и Ширвиндт (ныне Кутузово) гитлеровцы превратили в неприступные крепости. Здесь они готовили танковый контрудар. Необходима была точная информация о дислокации сил противника. Это было личное и особо важное задание командующего фронтом И.Д. Черняховского. 

Вылет 21.10.1944 г. едва не стоил отцу и штурману Михаилу Крюковскому жизни. С восходом солнца на самолете Ил-2, оборудованном для разведки, экипаж вылетел на задание. За Ширвиндтом снизились до бреющего полета и сразу же на поляне обнаружили копны травы, вытянутые с одной стороны, а недалеко фашисты обкладывали сеном танки. 300 стволов! В другом месте - еще 250! Откуда? 3 дня назад копен не было, а теперь появились. Но их уже заметили. По самолету стали бить крупнокалиберными снарядами. Они были доступны для брони Ила. На бреющем - в лес. Поляна. Стоят 3 орудия. Захваченные врасплох немцы открыли огонь по самолету. Он задрожал, как сотрясаемый невидимой силой. В правой части крыла - большая пробоина (диаметр в метр). Самолет стал плохоуправляемым (машина потеряла аэродинамические свойства), валится на правую плоскость. Чтобы компенсировать потерю подъемной силы крыла, с помощью элеронов отец выравнивает самолет, дает полный газ и включает форсаж. В таком режиме работа двигателя допускается только при взлете или экстремальной ситуации не больше 3-5 мин. Во что бы то ни стало надо приземлиться на нашей территории. Отец с трудом развернул израненный самолет. Голдабский лес. Опять «слоеный пирог» (то наши, то немцы). По самолету снова ударила зенитная артиллерия. Самолет резко бросило вниз. Осколочный снаряд пробил приборную доску в кабине. Это уже парализует полет. Осколки от приборов - отцу в лицо. Из трубки датчика манометра струя горячего масла ударила в грудь. На несколько секунд отец потерял сознание, но успел прикрыться планшетом и загнуть трубку с маслом. Очнулся - в кабине дым и гарь. Зовет штурмана - не отвечает. Повреждена масляная система. Вот-вот заклинит мотор. Только бы добраться до своих. Проходит линию фронта. Уже над своей территорией, но сесть нельзя, машина неминуемо перевернется - это верная смерть. Прыгать нельзя: высота 20 м. Что со штурманом? Вдруг мгновенно, как вспышка молнии, возникает решение: идти на бреющем и посадить машину. Снижается до 0,5 м от земли. Сильный удар - и отец, раненный в руку, ногу, голову, потерял сознание. Этот момент он даже не помнит. Несколько часов отец и штурман пролежали в разбитой машине, пока на них случайно не натолкнулись наши солдаты. Отец очнулся при словах: «Хорошо, что мы ему сделали укол». У него были переломаны правая рука, левая нога, откушена часть языка. «Мешок с костями», - констатировали медики. Рядом, забинтованный с головы до ног, лежал Крюковский. Туман, застилавший отцу глаза, рассеялся. Все тело болело, как открытая рана. Уже в госпитале отец потребовал: «Офицера связи! У меня важное донесение!»

«Он бредит. К операции!» - распорядился главный врач. «Позовите офицера связи! Пока не передам данные, операцию не делать!» Предполагал и самое худшее, что не выживет или надолго потеряет сознание, и данные разведки не дойдут до командующего. На счастье появился офицер связи, майор. Боевое донесение было передано в тот же день и вскоре лежало на столе у Черняховского. Благодаря полученным данным удалось сохранить жизни тысячам советских воинов, прорвавшимся вглубь Пруссии. Запись в летной книжке от 21.10.1944 г. зафиксировала его последний вылет на разведку, в которой указано: «Обстрелян огнем зенитной артиллерии. Самолет поврежден. Произвел вынужденную посадку на фюзеляж, самолет разбит, ремонту не подлежит. Летчик получил переломы руки и ноги». 

Заметим, никакая другая машина, кроме любимца летчиков Ил-2, не смогла бы выдержать такого испытания. «Мы называли ее самыми ласковыми именами», - замечает отец. Ил-2 был грозой немцев. Весь мотор бронированный. На самолете было 3 пушки калибра 23 мм, 2 пулемета ШКАС, ракетные снаряды «катюша», а в задней части - пулемет УТБ и гранаты с парашютами. Самолет мог развивать скорость до 360 км/час. Немцы, едва услышав его звук, стремились скрыться. 

Получив сведения, Черняховский позвонил командующему армией Т.Т. Хрюкину. 
- Откуда сведения? Кто передал? - спросил командующий армией. 

- Капитан Селиверстов донес, - сообщил Черняховский. 

- Селиверстов не вернулся с задания. 

Понимая свое тяжелое положение, отец передал данные, минуя непосредственного начальника. 

- Представить к Герою, - распорядился Черняховский.

- На Героя его документы уже ходят. 

- Представить ко второму!.. 

Но надежды на то, что отец дождется высшего звания, не было даже у начальника хирургического отделения Владимира Владимировича Иванова, который впоследствии все-таки спас ему жизнь. Представили к ордену Боевого Красного Знамени, который мог получить быстрее. Командующий фронтом И.Д. Черняховский приехал в госпиталь и лично вручил отцу орден Красного Знамени. 

Первым орденом Александра Невского капитан Селиверстов награжден 21.07.44 г. приказом командующего 1-й ВА № 045/н за получение ценных разведданных, а также доставку грузов в партизанские отряды. В представлении к ордену говорилось: «1 января 1944 года сбил немецкий самолет "Хеншель-126". В июне - июле 1944 года принимал активное участие в боевых вылетах, в результате которых было уничтожено тринадцать автомашин, три железнодорожных вагона и тринадцать повозок с военным имуществом противника, а также доставлено полторы тонны грузов в партизанские отряды». Вручен орден № 10544.

К сентябрю 1944 капитан Селиверстов на самолёте Ил-2 произвёл 157 успешных боевых вылетов на разведку и фотографирование оборонительных рубежей, скоплений войск и техники противника. В каждом полёте, кроме выполнения основного задания - сбора разведывательных данных, применял мощное оружие штурмовика для уничтожения живой силы и техники врага, в результате чего повредил и уничтожил 29 автомобилей, 2 паровоза, 5 мотоциклов, 43 повозки с грузом; подавил огонь 6 точек зенитной артиллерии, уничтожил до 100 офицеров и солдат врага, 90 лошадей. Был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

24 октября 1944 года после выполнения разведывательного полета самолет Селиверстова был сбит, летчик, несмотря на ранение, довел поврежденный самолет до линии фронта и приземлился на нейтральной полосе. От удара о землю получил перелом руки, потерял сознание, но пришёл в себя, составил донесение командующему 3-м Белорусским фронтом о дислокации танковых группировок и только после этого был госпитализирован. Командующий фронтом через несколько минут получил донесение и принял своевременные меры по отражению ударов вражеских танковых группировок.

Почему в смертельных поединках, неравных боях отец оставался победителем, возвращался с задания живым? 

- Это, конечно, с одной стороны, показатель высокого летного мастерства. Отец отлично владел различными типами самолетов: Ил-2, По-2, Ут-2, Р-5, УТИ-4, Як-1, Як-7, СБ. Обучал овладению новыми моделями вновь прибывающих в полк летчиков. 

- Очень быстро ориентировался в ситуации и мгновенно находил оптимальное решение. 
- Не менее важно, что им управлял внутренний оптимизм, внутренняя уверенность, что выполнит задание и вернется к своим. 

«Выполнить задание - это как пройти над пропастью по струне. Быстро, целеустремленно, не сомневаясь. Тогда уходит страх».
- Это, конечно же, и уверенность в правоте дела защиты Родины, ответственность перед страной и своим народом. 

Выписка из наградного листа (10.09.1944): «Отличный летчик-разведчик. При выполнении боевых заданий проявлял исключительное умение, сочетая его с твердым упорством и настойчивостью. Всегда выполняет самые ответственные боевые задания. В каждом полете, кроме основной задачи по разведке, применяет мощное оружие штурмовика по уничтожению живой силы и техники противника…» 

Вторым орденом Александра Невского награжден 20.01.45 г. приказом командующего 1-й ВА № 03/н за умелое вождение самолетов в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Выписка из представления к ордену гласит: «21 октября 1944 года экипажу самолета Ил-2 капитана Селиверстова Ф.П. была поставлена задача разведать сосредоточение танков противника, охватывающих фланги нашей подвижной группы. Выполняя задание, экипаж вскрыл танковую группировку противника, обнаружив свыше 200 танков, но был обстрелян. Капитан Селиверстов Ф.П. с пробитой плоскостью самолета продолжал выполнять задание, но и вторая плоскость самолета также была пробита. На неуправляемом самолете он продолжал полет и сумел посадить его на фюзеляж, получив при этом перелом руки и ноги. Скопление танков противника было уничтожено». Вручен орден № 23929.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6211) капитану Селиверстову Фёдору Петровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за 157 боевых вылетов на самолете Ил-2 на разведку, фотографирование оборонительных рубежей и штурмовку противника и проявленные при этом доблесть и мужество. Всего за время Великой Отечественной войны Ф. П. Селиверстов совершил 236 боевых вылетов. При выполнении боевых заданий отцу неоднократно навязывались воздушные бои, приходилось реагировать и на наземную ситуацию. За время боевых полетов отец уничтожил 11 вражеских самолетов, подавил огонь 6 точек зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, уничтожил 22 машины, 2 паровоза, 5 мотоциклов, 90 лошадей противника и 4 подводы с грузом. Убито 96 фашистов. 

По окончании войны отец продолжал служить в Вооруженных силах СССР. В апреле 1947 года прикомандирован к Центральному Совету Осовиахима с оставлением в кадрах Советской Армии. Занимался восстановлением аэроклубов. Вскоре после войны стал начальником Вильнюсского аэроклуба. В 1950 г. получил назначение в Егорьевский аэроклуб (Московская область), который пришлось воссоздавать практически заново. Служил на командных и штабных должностях на Дальнем Востоке (о. Сахалин). В 1958 г. был демобилизован в звании гвардии подполковника.

С 1958 года полковник Ф. П. Селиверстов в запасе. Уволен из армии в 1960 г. в звании полковника. После увольнения из армии последние 37 лет своей жизни трудился и ушел на пенсию в г. Кагуле (Молдавия). Работал начальником Кагульского аэропорта, а также диспетчером по управлению движением самолетов. Отец всегда вел активный образ жизни. Являясь лектором общества «Знание», часто выступал перед молодежью в учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в организациях и учреждениях, уделяя большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Везде был интересным рассказчиком и желанным гостем. Принимал участие в походах по местам боевой славы. Выйдя на заслуженный отдых, продолжал вести общественную работу, являясь членом ЦК ДОСААФ Молдавской ССР.

 

http://www.sovross.ru/media/articles/preview_640_420/gvnqetjacfmqrozreyvtssppofaqjkjqfxgkrqktvxknljeqiz.jpg

 

Скончался 14 октября 2000 года. Похоронен в Кагуле.

Ратный и трудовой подвиг отца был высоко оценен. Его имя выбито золотыми буквами в зале Героев Советского Союза на Поклонной горе в Москве. В подмосковном Егорьевске, в центре города, ему установлен памятник вместе с памятниками другим Героям Советского Союза. 

Имя отца было занесено в Золотую книгу Почета Молдавской ССР. Он был избран почетным гражданином г. Кагул, улица, где он жил, носит его имя, на доме установлена мемориальная доска.

В свое время именем Героя Советского Союза Селиверстова были названы пионерские отряды школ № 8 гор. Кагула и № 5 гор. Вольска Саратовской области. Имя Героя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба.

Полковник Селиверстов - кавалер 10 орденов, в числе которых орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1 степени, три ордена Красной Звезды. Кроме того, он награжден 15 медалям, в числе которых Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 

 

Источники:

 

1.Сайт «Герои страны».

2.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И.Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. - Т. 2.

3.Беляков Ю.П., Попов В.Г. Герои земли Ярославской. - Ярославль: Индиго, 2010. - Т. 4.

4.Селиверстов Фёдор Петрович. Статья А.Е. Мельникова в Яркипедии.  5.«Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области», том 1. М.: Альтекс, 2000. - стр. 422-423.

6.Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 686196, дело 696, лист 180; опись 690155, дело 2289, лист 30.

7.Библиотечка журнала "Орденская книжка". Герои Советского Союза. Справочник: Даты. Номера. Указы. Сост.: Н.Ефимов. И.Пак.

8.Александр Лучкин. Кавалеры ордена Александра Невского.

9.Независимая народная газета «Советская Россия» № от 5 мая 2018г. Изольда Федоровна Селиверстова, «Мой отец - воздушный разведчик».

10.Общественно-политическая газета Сахалина и Курил «Советский Сахалин»  №  от 7 мая 2018 г. Изольда Федоровна Селиверстова, «На войне - как по струне над пропастью».

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» имени учителя

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» имени учителя

Селиверстов Федор Петрович (18

Селиверстов Федор Петрович (18

Мой отец родился в селе Куликовка

Мой отец родился в селе Куликовка

С оглушительным ревом приближалась большая группа «мессершмиттов»

С оглушительным ревом приближалась большая группа «мессершмиттов»

Лука Гайдашенко, сторож из тракторной бригады совхоза «Правда», напомнил, где и когда они встретились, так и не познакомившись

Лука Гайдашенко, сторож из тракторной бригады совхоза «Правда», напомнил, где и когда они встретились, так и не познакомившись

Оптики и конструкторы создали светосильные фотообъективы и широкоформатные фотоаппараты

Оптики и конструкторы создали светосильные фотообъективы и широкоформатные фотоаппараты

У самолета отца была перебита тяга управления, повреждена левая плоскость

У самолета отца была перебита тяга управления, повреждена левая плоскость

Вероятно, и партизаны не ожидали подмоги, поскольку на подлете экипаж не увидел условных пяти костров

Вероятно, и партизаны не ожидали подмоги, поскольку на подлете экипаж не увидел условных пяти костров

Думал, видимо, что к врагам попал

Думал, видимо, что к врагам попал

Эрликон». Плоскости самолета в некоторых местах от пулевых и осколочных пробоин напоминали решето

Эрликон». Плоскости самолета в некоторых местах от пулевых и осколочных пробоин напоминали решето

Чтобы представить, что это такое, обратимся к пояснениям моего отца: «

Чтобы представить, что это такое, обратимся к пояснениям моего отца: «

При полетах на наблюдение разведчик должен был визуально (а в особых случаях, пользуясь фотоаппаратом, - сфотографировать) фиксировать наличие движения, его количественную сторону, направление

При полетах на наблюдение разведчик должен был визуально (а в особых случаях, пользуясь фотоаппаратом, - сфотографировать) фиксировать наличие движения, его количественную сторону, направление

В последний вид из плановых съемок входит съемка отдельных военных объектов

В последний вид из плановых съемок входит съемка отдельных военных объектов

В дни всем памятного контрнаступления наших войск в районе

В дни всем памятного контрнаступления наших войск в районе

Итак, помимо отмеченных отцом «технических особенностей», воздушная разведка - это, конечно: - полеты высшего класса; - очень опасные полеты, как правило, без прикрытия, на низкой…

Итак, помимо отмеченных отцом «технических особенностей», воздушная разведка - это, конечно: - полеты высшего класса; - очень опасные полеты, как правило, без прикрытия, на низкой…

Ил-2 более маневрен, но никак не удается оторваться

Ил-2 более маневрен, но никак не удается оторваться

Часто приходилось вступать в бой

Часто приходилось вступать в бой

Бой длился 22,5 мин., горючего осталось на 4 мин

Бой длился 22,5 мин., горючего осталось на 4 мин

За образцовое выполнение этого важного задания

За образцовое выполнение этого важного задания

Здесь они готовили танковый контрудар

Здесь они готовили танковый контрудар

Снижается до 0,5 м от земли. Сильный удар - и отец, раненный в руку, ногу, голову, потерял сознание

Снижается до 0,5 м от земли. Сильный удар - и отец, раненный в руку, ногу, голову, потерял сознание

Получив сведения, Черняховский позвонил командующему армией

Получив сведения, Черняховский позвонил командующему армией

Был представлен к присвоению звания

Был представлен к присвоению звания

Вторым орденом Александра Невского награжден 20

Вторым орденом Александра Невского награжден 20

Егорьевский аэроклуб (Московская область), который пришлось воссоздавать практически заново

Егорьевский аэроклуб (Московская область), который пришлось воссоздавать практически заново

Ратный и трудовой подвиг отца был высоко оценен

Ратный и трудовой подвиг отца был высоко оценен

Библиотечка журнала "Орденская книжка"

Библиотечка журнала "Орденская книжка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020