В 1836 году в ноябрьском выпуске журнала «Современник», который издавал Пушкин, вышло последнее его крупное произведение – «Капитанская дочка». В предшествующий месяц, сочиняя так и не завершенное произведение, посвященное 19 октября, Пушкин напишет несколько строф:
«Всему пора: уж двадцать пятый разМы празднуем лицея день заветный.Прошли года чредою незаметной,И как они переменили нас!Недаром – нет! – промчалась четверть века!Не сетуйте: таков судьбы закон;Вращается весь мир вкруг человека, –Ужель один недвижим будет он?
Припомните, о други, с той поры,Когда наш круг судьбы соединили,Чему, чему свидетели мы были!Игралища таинственной игры,Металися смущенные народы;И высились и падали цари;И кровь людей то Славы, то Свободы,То Гордости багрила алтари».
Казалось бы, что общего между повестью, посвященной восстанию Пугачева, и этим стихотворением автора, связанным с его личной судьбой, нет. Но это не так. Общее – это погруженность Пушкина и его лирического героя в историю. Ведь автор рассказывает о создании Лицея, погружая этот рассказ в «дни Александровы», вспоминая наполеоновские войны, Отечественную войну 1812 года. И тогда мы можем обнаружить, что в обоих произведениях реализован особый способ художественного мышления Пушкина, который принято называть историзмом. И это не только особенность Пушкина, но и веление эпохи, влияние на его творчество эпохи романтизма. Ведь именно романтики открыли интерес к Средним векам и национальной истории.
В 30-е годы XIX века в связи с резко усилившимися крестьянскими волнениями, в которых современники готовы были видеть начало «новой пугачевщины», Пушкин настойчиво обращается к теме крестьянского восстания. Этой темы он касается в планах продолжения «Истории села Горюхина», видное место занимает она в «Дубровском». Во весь рост ставится эта тема в последнем большом законченном творении Пушкина —
«Капитанская дочка».
А.С. ПУШКИН - ИСТОРИК
Середина 1832 года – Пушкин начинает изучать архивные материалы, находит всё, что известно о Пугачёве.
Начало 1833 года – Пушкин обращается к военному министру А.И. Чернышёву с просьбой разрешить ему ознакомиться со «Следственным делом Пугачёва».
А.С. Пушкин – историк
Лето 1833 года – А.С. Пушкин решил посетить те места Поволжья и Приуралья, где происходили основные события Пугачёвского восстания.
5 сентября 1833 года – прибывает в Казань, получив разрешение императора Николая I. Записывает рассказы о взятии Казани восставшими, о разгроме пугачёвцев под Казанью.
Пушкин знакомится с природой и бытом края, осматривает поля сражений, расспрашивает стариков-очевидцев, собирает изустные рассказы и предания о Пугачеве. По добытым архивным материалам и
первоисточникам Пушкин
тщательно и пытливо
изучает интересующую
его эпоху.
Пушкин в Бердах с казачкой Бунтовой
Автор использует сатирическую литературу последней трети XVIII века. Произведения Фонвизина явились для него одним из основных источников познания интересовавшей его эпохи. Однако, стремясь показать жизнь того времени во всей полноте, Пушкин снимал с создаваемых им образов и картин односторонне сатирическое освещение, вместо острых карикатур рисовал живые характеры. Широко используется Пушкиным и фольклор. Из семнадцати эпиграфов «Капитанской дочки» десять заимствованы из народного творчества. В сюжет не только введено большое количество персонажей из народа (их примерно столько же, сколько дворянских), но многие из них развернуты в исключительно яркие, полновесные художественные образы. Это прежде всего образы Пугачева и Савельича.
Архип Савельич
«Капитанская дочка»
Емельян Иванович
Пугачёв
Большим «чудом» является в романе образ Пугачева. В «Истории Пугачева» Пушкин не пошел ни по «пошлому» (его собственное определение) пути тенденциозного «изничтожения вождя крестьянского восстания» Пугачева, ни по пути его идеализации, а дал его образ со всей доступной ему «истиной исторической». Несомненно, именно за это проповедник реакционной теории «официальной народности» министр народного просвещения Уваров объявил пушкинский труд «возмутительным сочинением».
Образ вождя народного восстания предстает в
романе Пушкина во всей его суровой социально-исторической реальности. Пугачев способен на признательность, памятлив на добро. И все это
отнюдь не поэтический вымысел. Именно таким предстает он в дошедших до нас и в значительной мере, несомненно, известных Пушкину народных песнях, преданиях, сказах. В то же время Пушкин особенно ярко показал в Пугачеве те черты
«смелости и смышлености», которые считал характерными для русского крестьянина и вообще для русского человека. Его Пугачев отличается широтой и размашистостью натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай»), вольным и мятежным духом, героической удалью и отвагой.
Щедро наделен Пугачев «Капитанской дочки» и тем «веселым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться», которые Пушкин считал характерным свойством русского человека — «отличительной чертой в наших нравах».
Пугачёв хотел помочь людям и по этому организовал восстание. Хоть с чиновниками и управляющими крепостей он обходился плохо, но он щадил и помогал обычным людям!
В период работы над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин много размышлял над проблемой народного, крестьянского восстания. В противоположность Радищеву Пушкин не верил в целесообразность крестьянского восстания, возможность его успеха. Устами Гринева он называет его «бунтом бессмысленным и беспощадным».
Тем значительнее пушкинский образ Пугачева, в котором вместо исчадия зла перед читателем предстало яркое воплощение многих замечательных черт национального характера.
ПУБЛИКАЦИЯ
Ноябрь 1833 г. – Пушкин
завершает «Историю Пугачёва»,
в которой воссоздаёт образ
народного восстания.
Первая часть содержания –
история пугачёвского бунта,
а вторая – приложения из документов,
донесений, мемуаров .
Цензором книги являлся
сам император Николай I,
который заменил её на
«Историю Пугачевского бунта».
«История Пугачёвского бунта»
Последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействия властей.
Цель – указать на необходимость преобразований в стране.
«Капитанская дочка»
Решались более глобальные проблемы:
Как достичь единства нации;
Как примирить противоречия;
Как добиться улучшения нравов;
Как избежать насильственных потрясений.
ВЫВОДЫ:
Историческая основа создания повести:
Пугачевское восстание на Яике
Осада Оренбурга
Историческая верность образа Пугачева:
Предводитель восстания, народный герой
Сметливость ума, хитрость, жестокость
Трагическая судьба
В основе повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
лежат исторические события
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.