А.С. Пушкин. Стихотворения "К Чаадаеву", "Анчар" на уроках литературы в 8 классе

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 27.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие о ритме, рифме, размере стихотворения
Иконка файла материала Александр Сергеевич Пушкин.pptx

Александр Сергеевич Пушкин

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву 1818

Пётр Яковлевич Чаадаев
1794 – 1853

Когда Пушкин учился в Лицее, в Царском Селе стоял гусарский полк, вернувшийся с войны.
Среди офицеров было много образованных передовых людей.
Один из них – Чаадаев.
Несмотря на разницу в возрасте, их связывали общие мечты и стремления об освобождении России от гнёта самодержавия.

Тема — это то, что писатель изображает,
а идея — как он оценивает изображаемое, что он хочет сказать нарисованными им картинами жизни в произведении.

РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) — одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

По взаимному расположению рифмующихся строк рифмовка бывает парная (смежная) — аабб,
кольцевая (опоясывающая) — aббa, перекрёстная — aбaб.

Любви, надежды, тихой славы а
Недолго нежил нас обман, б
Исчезли юные забавы, а
Как сон, как утренний туман; б
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву 1818

Любви, надежды, тихой славы а
Недолго нежил нас обман, б
Исчезли юные забавы, а
Как сон, как утренний туман; б
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву 1818

перекрёстная

Любви, надежды, тихой славы а
Недолго нежил нас обман, б
Исчезли юные забавы, а
Как сон, как утренний туман; б
Но в нас горит еще желанье, а
Под гнетом власти роковой б
Нетерпеливою душой б
Отчизны внемлем призыванье. а
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву 1818

перекрёстная

кольцевая

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ (синонимы: метр, ритмический рисунок) — заданный порядок чередования слогов в стихе.
ХОРЕЙ (от греч. choreios — плясовой, произошло от choros — хор) — двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог в стопе. 
ЯМБ (от др.-греч. iambos — название фракийского музыкального инструмента) — двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге в стопе.
ДАКТИЛЬ — трёхсложный стихотворный размер, ударным является первый слог, после которого следуют два слабых (безударных) слога.
АМФИБРАХИЙ — трёхсложный размер с ударением на втором слоге в стопе.
АНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos — отбитый назад) — трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге в стопе

Хорей
_ _ / _ _ / _ _
Ямб
_ _ / _ _ / _ _
Дактиль
_ _ _ / _ _ _
Амфибрахий
_ _ _ / _ _ _
Анапест
_ _ _ / _ _ _

Хочет Яшка дать Аркашке ананас

хорей ямб дактиль анапест
амфибрахий

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К Чаадаеву 1818

ЯМБ

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
 
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
 
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
 
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
 
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Анчар
1828

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
 
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
 
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
 
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Анчар
1828

Анчар
1828

Анчар

часовой

пустыня

мир людей:

Мир абстрактного зла

ЯД анчара

человек

человека

СВОБОДА АБСОЛЮТНО САМОЦЕННА!

Домашнее задание

Выучить наизусть Стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и «Анчар» ( до 10 октября)
Закончить определение рифмовки в стихотворениях
Прочитать 1 и 2 главы романа «Капитанская дочка»