Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Социалистического Труда Е. Е. Дзгоева
с.Эльхотово муниципального образования Кировский район
Республики Северная Осетия-Алания
Технологическая карта урока литературного чтения
в 3 классе по программе «Школа России»
по теме:
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
ШМО учителей начальных классов
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово
Стрельникова Г.Б.
2020-2021 уч. год
Учитель: Стрельникова Г.Б.
УМК, программа: « Школа России», Литературное чтение, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развивать воображение детей. (учить представлять картины природы, нарисованные автором)
Задачи:
Планируемые результаты:
– уметь осмысленно читать и анализировать стихотворение
– уметь читать стихотворение выразительно
– выделять в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.
Метапредметные (УУД)
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: умение определять задачи урока с учителем, определять цели деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (словарей, Интернет), текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Форма организации урока: фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы урока: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал в группы (маршрутные листы, листы оценивания), «Шляпы мышления «для передачи чувств, эмоций, представлений, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Iэтап Работа с текстом до чтения Актуализировать знания об авторе |
Ребята как вы думаете, чьи слова представлены на слайде? “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…” – Ребята, вы собирали информацию о великом поэте. Составляли кластер- Кто желает развернуть свой кластер и рассказать об А.С.Пушкине, примерив белую шляпу? – Кто что-либо хочет добавить? Можем ли мы оценить Дашу? Предлагаю детям дать оценку однокласснице |
Отвечают на вопросы учителя: Мы думаем, что эти слова принадлежат великому А. С. Пушкину Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно Ученица в белой шляпе мышления разворачивает информацию о А. С. Пушкине |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка релаксации. Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» – «январь» |
– Ребята, послушайте композицию -Постарайтесь узнать автора и название. – Что вам представилось? – Как вы думаете, для чего я взяла эту композицию на урок? – Догадались какое? – Откройте стр. 88 Прочитайте название. |
Слушают музыку в аудиозаписи. П.И.Чайковский Времена года «январь» Определяют задачу урока Мы будем изучать новое произведение А.С.Пушкина ” Зимнее утро” |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какой жанр? – Значит, мы будем работать со стихотворением. _Как построим свою работу? – Что ожидаете в конце урока? |
Стихотворение. Ставят цель Цель: познакомиться с новым произведением А. С. Пушкина |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель определили. Какие поставим задачи?Итак. Хотите познакомиться? Представляю вам его в аудиозаписи актера |
Ставят задачи: 1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроение 2. Видеть средства художественной выразительности. 3. Выделить непонятные слова и поработать со словарем (эпитет, олицетворение, сравнение) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап Работа с текстом во время чтения Осмысление. Получение новой информации, анализ лирического стихотворения Работа со словарем |
– Вам понравилось стихотворение? Хотите поделиться чувствами, примерив красную шляпу? – Хотите сами прочитать? – На какие части разделено стихотворение? Итак, прочитаем по строфам. – Все ли слова понятны? – В каком году написано стихотворение? – Много ли устаревших слов (архаизмов) и непонятных вам слов? Дома вы работали с различными источниками. Поделитесь, какую словарную работу вы провели. |
Учащиеся делятся впечатлениями, примеряя красную шляпу, высказывая свои эмоции.Стихотворение разделено на строфы Чтение стихотворения по строфам 3 ноября 1829 г. Озвучивают свое домашнее задание Нега (устаревшие) блаженство, приятное состояние, иногда – сон Мгла – пелена тумана Нынче – сейчас Бурый – оттенок коричневого Вечор – вчера (устрар.) предадимся Северная Аврора – древнеримская богиня утренней зари Янтарный блеск – желтый свет, теплый, уютный Северная звезда – так называли планету Венера. Венера – это древнеримская богиня любви и красоты; именно так лирический герой называет свою возлюбленную. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Спасибо. – Физминутка. |
Глаз Сомкнуты – закрыты Мгла – пелена тумана Взор – взгляд Янтарь – твердое прозрачное вещество, образовалось из смолы древних деревьев |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А теперь обратимся к 1 строфе, прочитаем 1 строфу. – Прочитайте слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. – Как вы думаете, как герой относится к красавице (можем использовать попс- формулу) Я думаю… позиция Обоснование Пример Следствия – Как вы думаете, к кому поэт мог обратить эти слова? Как прочитаем эти слова? – Определите главную мысль в 1 строфе. – Найдите эпитеты. А теперь попробуем прочитать выразительно, используя алгоритм
1. 1 Правильно ставь ударения. 2. 2 Соблюдай паузы. 3. 3 Выбери силу голоса (Тихо, громко.) 4. 4 Определи темп (Быстро, медленно.) 5. 5 Читай эмоционально. 6 Покажи интонацией своё отношение к произведению. |
Дети читают Друг прелестный Красавица Звезда севера.имеется ввиду наступление утра на севере. Ласково, нежно, с любовью Высказывают предположение Я думаю, может к сестре Ольге Находят эпитеты Эпитет – это – друг прелестный – северной авроре – день чудесный Дети пробуют читать выразительно |
||||||||||||||||||||||||||||||||
III Работа с текстом после чтения Исследовательская работа Работа в группах Анализ строф Цель работы в группах: самостоятельное выделение средств языка, умение работать по алгоритму, распределять роли, умение выступить перед классом |
А теперь, ребята, я предлагаю поработать вам в группах. Хотите? Маршрутные листы получат группы Вспомним правила работы в группе. Определите действия, которые вы выполните в группе? |
Правила работы в группе 1. В группе должен быть ответственный 2. Работать должен каждый на общий результат 3. Один говорит, другие слушают 4 Свое несогласие высказывай вежливо 5. Если не понял – переспроси Озвучивают алгоритм работы в группе по маршрутным листам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов исследовательской работы Оценивание в группах Лист оценивания в группе
Итог по цели Самооценка |
Ребята, предлагаю выступить группами перед классом. А теперь постараемся определить главную мысль стихотворения – Верно, молодцы» Какую цель ставили – научились? _ Удалось вам это сделать за один урок: И где мы можем еще поучиться? Какие ставили задачи. Давайте обсудим, смогли ли мы их решить? Предлагаю оценить себя: «Сегодня я научился…» «Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…» – Кто доволен своей работой? – Как вы думаете, какое будет д/з? Спасибо всем за урок. Сдаем оценочные листы. |
Выступление групп 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Главная мысль стихотворения заключается в том, : поэт восхищается красотой родной природы. Мы ставили целью научиться выразительно читать стихотворение.
За один урок сложно. Мы дома будем еще учиться читать выразительно. Оценивание учащимися работы в группе (идет общее обсуждение в группе. Ребята записывают имена участников группы и ставят знак+ напротив имени по критериям, определенным в столбиках. Определяют вклад каждого участника в работу. Лист оценивания в группе Да, мы выполнили все задачи: 1. Добивались понимания смысла стихотворения и настроение 2. Выделили для себя непонятные слова, поработали с разными источниками 3. Выделили в тексте художественные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения) Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» наизусть |
Приложение
Маршрутный лист группы 1
Определите настроение
Маршрутный лист группы 2
Определите настроение
5Прочитайте выразительно строфу перед классом.
Маршрутный лист группы 3
1.Прочитайте четвертую строфу.
Маршрутный лист группы 4
Лист оценивания в группе
Имя |
Помогает определить основную мысль |
Помогает найти эпитеты, олицетворения, сравнения |
Читает выразительно строфу перед классом |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
Алгоритм оценки (самооценки) выполнения домашнего задания
1 шаг Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.