Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
асоциальное поведение.docx
Асоциальное поведения среди несовершеннолетних.
Асоциальное
в психологии рассматривается как
отклоняющееся поведение, проявляющееся через отдельные поступки или
систему поступков.
поведение
Асоциальное поведение личности подростка одна из важнейших
психологопедагогических и социальных проблем современного
общества. Сам термин «асоциальное поведение» указывает на то, что человек
с таким поведением составляет проблему не только для себя, но и для
общества в целом. Такое поведение, нарушающее социальные нормы
(уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам
человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц
и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней
регуляции поведения.
Подобное поведение может наносить реальный ущерб самой личности
поэтому отклоняющееся поведение является
или окружающим,
разрушительным: в зависимости от формы деструктивным (агрессивное)
или аутодеструктивным (саморазрушающее). Это может быть
дестабилизация существующего порядка, причинение морального и
материального ущерба, физическое насилие, ухудшение здоровья. В крайних
своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную
угрозу для жизни. Все эти отклонения от принятых в обществе норм
называются девиантным поведением, которое изучается девиантологией,
наукой требующей междисципланарного подхода (педагогики, социологии,
психологии, медицины, философии и др.)
Специалисты выделяют четыре вида девиантного поведения.
Агрессивное поведение (деструктивное).
1.
Агрессия (лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное
поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред
объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у
них психологический дискомфорт.
Ведущими признаками агрессивного поведения является выраженное
стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
тенденция к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим
людям; склонность к насилию (причинению боли).
Агрессивноасоциальное поведение непременно включает насилие —
вербальные или физические действия, которые причиняют боль. Такое
поведение протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость,
садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает
негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать,
навредить. Насилие в любых формах является самым серьезным проявлением
и нежелательным следствием агрессивного поведения.
Делинквентное поведение – это повторяющиеся, асоциальные по своей
2.
направленности проступки детей и подростков, складывающиеся в
определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не
влекущих уголовной ответственности изза ограниченной опасности или не
достижения возраста уголовной ответственности. Отличительным признаком
делинквентного поведения является то, что оно регулируется социальными
институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Особенности делинквентного поведения:
1) регулируется преимущественно правовыми нормами – законами,
нормативными актами, дисциплинарными правилами;
2) признается одной из наиболее опасных форм девиаций,
поскольку угрожает самим основам социального устройства –
общественному порядку;
3) осуждается и наказывается в любом обществе;
4) означает наличие конфликта между личностью и обществом –
между индивидуальными стремлениями и общественными
интересами.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это наиболее распространенный
3.
вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Склонность к
чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения
или созависимое поведение.
Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со
стороны личности чемто или кемто, так и с нарушениями ее потребностей.
Формы зависимого поведения:
1) химическая
(курение,
токсикомания,
наркозависимость,
лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
2) нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от
еды);
3) гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость,
азартные игры);
4) сексуальные аддикции
5) религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм,
вовлеченность в секту). Суицидальное поведение, т.е. осознанные действия, направляемые
4.
представлениями о лишении себя жизни.
Причины асоциального поведения несовершеннолетних.
На современном этапе развития нашего общества наблюдаются
радикальные изменения социальной действительности, которые выражаются в
повышенной социальной напряженности, ведущей к потере у подрастающего
поколения социальных и психологических ориентиров в жизни, к снижению
психологической устойчивости, к потере чувства защищенности, повышенной
тревожности, дезадаптации .
Одной из главных причин асоциального поведения детей и подростков
является недостаточное (или неправильное) воспитание в семье, которое
приводит к деформации социализации и ценностносмысловой сферы
подрастающего человека. Низкая педагогическая грамотность родителей в
вопросах воспитания ведет к тому, что образуются отрицательные тенденции
в развитии личности ребенка, которые служат психологической основой
отклоняющейся социализации и проявляются в форме бродяжничества,
наркомании, алкоголизма, проституции, преступных и иных антисоциальных
действий.
Причины неблагополучного поведения подростков многообразны.
Многие авторы считают наиболее существенной из них кризисные явления в
семье, которая является важнейшим институтом социализации ребенка.
Эффект воздействия внутрисемейной атмосферы аккумулируется с
возрастом, отражаясь на формировании структуры личности подростка,
определяя специфику его поведения и взаимоотношений с окружающим
миром, а следовательно и на качестве настоящей и будущей жизни.
Выделяют несколько факторов отклоняющегося поведения.
Первая группа детерминирует характер поведения извне: культура и
субкультура, макро и микросоциум (общественное мнение, семья, школа,
друзья и т.п.). Эту группу составляют, в свою очередь, два фактора:
социальный и педагогический. Важно, в каких социальных, политических и
экономических условиях живет человек.
Вторая группа причин определяет характер поведения изнутри. В ней
также можно выделить два наиболее весомых фактора: биологический и
психологический. Биологический – действует на уровне психобиологических
предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют адаптацию
человека. Психологические факторы подразумевают наличие стрессовых
ситуаций, а также наличие явной или скрытой психопатологии (акцентуации
характера, раздвоение личности, деперсонализация, депрессия и др.). Асоциальное поведение может различаться по степени общественной
опасности и проявляться в виде аморальных поступков, правонарушений и
преступлений.
Обеспечение системного подхода на основе межведомственного
взаимодействия в решении задач профилактики асоциального поведения
несовершеннолетних определено Федеральным Законом №120ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних". Согласно данному закону безнадзорным признается
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей
по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей
или иных законных представителей либо должностных лиц,
а
беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)
места пребывания.
В законе закреплено понятие о несовершеннолетних, находящийся в
социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности
или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для
его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию
или содержанию, либо совершившее правонарушение или антиобщественные
действия, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических
средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его
основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а
также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц –
это ребенок, находящийся в опасной жизненной ситуации и требующий
повышенного внимания и особенной заботы со стороны взрослых и
должностных лиц.
Асоциальное поведение среди несовершеннолетних.
Асоциальное поведение среди несовершеннолетних.
Асоциальное поведение среди несовершеннолетних.
Асоциальное поведение среди несовершеннолетних.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.