Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения РКИ
Оценка 4.6

Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения РКИ

Оценка 4.6
Лекции
docx
07.08.2020
Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения РКИ
Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения РКИ.docx

Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения РКИ

Различают три основных подхода к разграничению понятий “Язык и культура”.

Первый подход- это традиционный подход. Язык –“зеркало” культуры, которое отражает ее своеобразие и богатство. Традиционно язык рассматривается как средство общения, средство выражения мыслей. Он объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества. Язык является не только одной из форм существования мышления, но, как средство общения, язык не уступает объему понятия культуры. Именно ученые XIX века определили язык не как случайную оболочку мысли, но как культурно-исторический феномен. В таком случае развитие языка следует развитию культуры и общества, но никак не определяет эти процессы.

Развитие следующего подхода связано с трудами немецкого филолога, языковеда Bильгельма Гумбольдта. В. Гумбольдт воспринимал язык как деятельную и созидающую силу. Впервые попытку решения проблемы взаимоотношений языка и культуры В. фон Гумбольдт предпринял в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830-1835).

В Гумбольт дает четыре основных положения:

1) в языке находят воплощение как материальная, так и духовная культура народа;

2) каждая культура этнически специфична, отличается самобытным видением мира, и ее специфика находит адекватное выражение в формах языка, особенным образом – во внутренней форме (иными словами, культура каждой нации самобытна, и эта самобытность отражается в языке);

3) внутренняя форма языка – это воплощение «народного духа», культуры этноса;

4) язык – это связующее звено между индивидом и окружающей действительностью.

 

Вслед за теорией В.Гумбольта появилась теория относительности американских лингвистов Э.Сепира и  Б.Уорфа. В ней говорится, что:

·         структура языка влияет на мировосприятие и воззрение его носителей, а также на их когнитивные процессы

·         язык и культура взаимосвязаны. Язык «прорастает» в культуру, выражает ее, «является обязательной предпосылкой развития всей культуры в целом». Реальный мир, в котором существует человек, бессознательно строится на языковых нормах конкретного общества. Миры, в которых живут различные общества - отдельные миры, а не один мир, использующий разные языки

·         каждый язык отражает действительность по-своему. При этом каждый язык формирует свою собственную неповторимую «языковую картину мира», отличную от других миров.

 

А третий подход – это подход лингвокультурологии. Суть этого подхода заключается в том, что язык и культура зависят друг от друга и находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, оставаясь при этом автономными знаковыми системами (В.А. Маслова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.). В.А. Маслова считает язык неотъемлемой частью культуры, основным инструментом ее усвоения, действительностью нашего духа.

В широком смысле культура понимается как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Эти «проявления жизни» могут носить как внешний, так и внутренний характер. Внешний характер определяется материальными благами, вне которых человечество существовать не может. Внутренняя жизнь человека определяется его духовностью (духовной силой), в основе которой лежат морально-нравственные законы, этические категории, общечеловеческие принципы. Единство материального и духовного составляет основу любой культуры.

Учитывая эти три составляющие, современная методика строит обучение с учетом диалога культур, и это обучение направлено на обучение КК.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения

Аспекты взаимосвязи языка и социокультуры и их учет в методике обучения

Учитывая эти три составляющие, современная методика строит обучение с учетом диалога культур, и это обучение направлено на обучение

Учитывая эти три составляющие, современная методика строит обучение с учетом диалога культур, и это обучение направлено на обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2020