Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №37 «Колокольчик»
г. Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
Проект «Атлас профессий»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовил воспитатель
Нурмагомедова Зарият Райудиновна,
воспитатель
г. Сургута
«Дети – это наше завтра. В этой связи вкладывая в это «завтра» уже сегодня мы ожидаем более устойчивую, более надежную государственную систему, системы гражданских, гуманитарных отношений. Поэтому вложения в ребенка, в его здоровье, образование, развитие его талантов мы считаем правильным направлением государственной политики».
Н.В. Комарова
Проект «Атлас профессий»
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема проекта: «Актуализация вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Сроки реализации: краткосрочный.
Тип проекта: исследовательско – познавательный, творческий.
Авторы проекта:
воспитатель – Нурмагомедова Зарият Райудиновна
Участники проектной деятельности:воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мак», МБДОУ №37 детского сада «Колокольчик», г.Сургут; воспитатели группы, молодые специалисты ДОУ.
Актуальность проекта:
Вопрос: «Кем быть?», рано или поздно становится актуальным для каждого взрослеющего человека. В детском саду выбор малышей зависит от умения воспитателя рассказать о разных профессиях, в школьном возрасте – огромное значение имеет влияние мнения родителей и сверстников на подростка, в старших классах необходима основательная профориентационная работа. Эту сложную и интересную работу проводят педагоги, специалисты различных сфер деятельности, очень редко к профпросвящению привлекаются молодые специалисты.
Ежегодный анализ опроса детей старших и подготовительных групп показал следующие результаты, большинство детей:
- имеют скудный запас знаний о разнообразии профессий;
- незнание названия профессий своих родителей и ближайшего окружения:
- ограниченное количество знаний о трудовых действиях и инструментах:
- ограниченный запас знаний о результатах трудовой деятельности;
- низкий уровень уважительного отношения к труду других людей некоторых профессий.
Как следствие, возникла идея создания данного проекта. Считаем ,что появилась необходимость начинать знакомство с профориентационной деятельностью еще в дошкольном учреждении, путем привлечения к данной работе молодых специалистов (ранняя профориентационная деятельность).
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями ближайшего окружения обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.Необходимо углубленное изучение профессий через профессии ближайшего окружения и профессии своих родителей, что способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта:расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям ближайшего окружения.
Новизна проекта: решение вопросов ранней профориентации дошкольников, путем активного участия впроекте молодых специалистов ДОУ.
Задачи проекта:
-пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
-формировать реалистические представления о труде людей;
-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
-формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
-развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
- снижение степени тяжести адаптационного периода молодых педагогов к новому коллективу.
Ожидаемый результат:
-вызвать интерес к окружающему миру;
- понимание значения слова «профессия»;
-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях ближайшего окружения (место работы, значимость труда, гордость и уважение к труду других людей);
- умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: воспитатель, педагог-психолог, повар, учитель физкультуры;
-поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
- изготовление лэпбуков о профессиях педагог-психолог, повар, учитель физкультуры, воспитатель;
- рассказы детей об этих профессиях;
-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления,как личности.
Профессий много, но сегодня
Хотим вам рассказать…..
О главных, важных , без которых
Не сможет…..
Наш сад существовать!
В детском саду «Искорка» работает много замечательных молодых специалистов, это те сотрудники, которые в недалеком прошлом находились на этапе становления своей профессиональной деятельности. Был составлен план мероприятий по реализации данного проекта, с участием молодых специалистов.
Методы и приемы:
ü Видео экскурсии;
ü игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры);
ü НОД – познание, коммуникация , художественная литература;
ü продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка, ручной труд;
ü наблюдения;
ü работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями;
ü эвристические познавательные беседы;
ü видео экскурсии к рабочим местам сотрудников ДОУ;
ü видео встречи с родителями-представителями профессий;
ü просмотр иллюстраций;
ü чтение познавательной художественной литературы.
Мероприятия по реализации проектной деятельности:
I этап – подготовительный
• изучение материала по теме проекта;
• обоснование его актуальности, проблематики;
• определение цели и задач, сроков реализации;
• подбор методического материала, необходимого
для реализации проекта;
• оформление книжного центра детской литературой
и иллюстрациями по теме проекта;
• подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных
игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников;
• введение детей в проблематику данного проекта.
(Каждое утро взрослые идут куда-то. Куда они идут? Зачем?);
• выявление знаний воспитанников о трудовой
деятельности выбранных профессий.
II этап – основной (реализация проекта)
Чтение художественной литературы:
· «Город добрых дел» Р. Скарри
· «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
· «А что у вас?» С. Михалков
· «Кем быть?» В. Маяковский
· «Строители» Б. Заходер
· «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
· «Доктор Айболит» К. Чуковский
· «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
· «Пожар», «Почта» С.Маршак
· «Неумейка» Я.Аким
· С.Баруздин (рассказы),
· «Учительница», «Писатель» В. Драгунский
· «Разноцветный мальчик»О.Дриз
· «Строители» Б.Заходер
· «Кем быть?», загадкиИ. Токмакова
Проводились беседы с приглашением специалистов, выбранных профессий: о труде людей, трудолюбии и лени, о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас, о предметах, облегчающих труд человека:
- «Что такое профессия?»
- «Для чего надо трудиться?»
- «Что мастеру нужно для работы?»
- «Что значит быть трудолюбивым?»
- «Трудно ли быть ленивым?»
- «Что было бы, если бы пропали все доктора, повара, строители…»
Знакомились с пословицами и поговорками о труде
и лени (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла):
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Делу время, а потехе час.
- Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и
молоко водиться.
- У лодыря, что ни день, то лень.
- В народе тот не забудется, кто честно
трудится.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- С лодырем да лентяем поведёшься – горя
наберёшься.
- Кто ленится, тот не ценится.
- У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт.
- За что возьмёшься с трудолюбием, всё заблестит.
Проводили видео экскурсии рабочих мест педагога-психолога, воспитателя, повара, учителя по физкультуре. В последующих беседах отвечали на возникающие вопросы.
Загадывали загадки об орудиях труда, профессиях, с опорой на иллюстрационный материал.
Организация непосредственно образовательной деятельности
(НОД):
- РР «Рассказы о профессиях родителей», с опорой
на картинку.
ФЭМП «Перевозка грузов», «Весёлые поварята».
- Рисование «Мой воспитатель», «Нарисуй, кем ты
хочешь стать», «Что нам стоит дом построить…», «В кабинете психолога».
- Лепка «Лепим мебель для комнаты», «Улицы
нашего города»
- Аппликация «Ракета в космосе».
- Познавательное развитие «Все работы хороши!»,
«Как и кто строит дома», « Быть здоровыми хотим – спортом занимаемся».
Принимали участие в конкурсе «Город нашей
мечты» с использованием магнитного конструктора .
Использовали дидактические, настольно-печатные,
пальчиковые игры:
- «Назови профессию», «Где мы были, мы не
скажем», «Кому, что нужно для работы?», «Назови, что лишнее», «Определи
профессию по орудию труда», «Построим железную дорогу», «Куда едут машины?»,
«Назови с какого звука», «Отгадай и назови», «Что нам нужно для работы?»
II этап – заключительный
§ Изготовление лэпбуков по каждой из перечисленных профессий.
§ оформление познавательно-иллюстрационного центра с использованием картотеки «Профессий»;
§ подготовка презентации, видеоролика и оформление
теоретического материала проектной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
• заинтересованность темой «Профессии наших сотрудников» воспитанниками группы;
• более обогащённые знания по теме данного проекта;
• умение воспитанников делиться полученными знаниями со сверстниками и педагогами;
• понимание детьми значимости труда и необходимости профессиональной деятельности взрослых;
• создание картотеки «Профессий» и оформление познавательно-иллюстрационного центра в условиях группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.