АТМОСФЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 32.docx
АТМОСФЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНИКОВ Все­все, все  на свете, на свете нужны, И это все люди запомнить должны!                                                  Б. Заходер Концепция   модернизации   дополнительного   образования   детей   нацеливает учреждения   дополнительного   образования   детей   на   приоритет   воспитания   и совершенствование тех педагогических принципов, которые выгодно отличают кружковые занятия от обязательных общеобразовательных программ. В   настоящее   время   из­за   демографического   кризиса   в   России   и   резкого снижения количества детей в школе за них идет настоящая конкурентная борьба между детскими центрами. По закону Йеркса­Додсона, «эффективность деятельности зависит от силы мотивации».   А   поскольку   кружки   не   предназначены   для   натаскивания   к экзаменам в вузы и далеки от репетиторства, меркантильная заинтересованность в них исключена. Остается мотивация самая важная, самая лучшая – искренний интерес   детей.   Самое   главное   для   этого   –   именно   психологический   климат, комфортная атмосфера занятия. Она складывается, как показала практика, из многих важных аспектов: – интерес детей к изучаемому предмету; – интерес детей к обществу друг друга; – симпатия детей к педагогу; – занимательные и игровые формы и методы ведения занятия; – условия  для  самовыражения  и  ситуация  успеха  для  каждого ребенка; – соревновательность, состязание, в том числе командное, типа КВН; – разнообразие деятельности и обязательно – практическая работа; – динамичное ведение занятия и разнообразные методические пособия. Во­первых,   детям   должен   быть   интересен   сам   предмет,   поэтому   надо заинтересовать     любопытство.   А   для   этого   важно соответствующим   образом   выбрать   материал,   самые   занимательные   и интригующие детское воображение факты и сопоставления, примеры из бионики. Например:   «Что   подсказала   черепаха   космонавтам?»  (Панцирь­скафандр.) «Чему научила моряков­подводников летучая мышь?». (Эхолокации.)   их,   пробудить   Важно показать детям, что обязательное может быть увлекательным.Но сведения не должны быть отрывочными, а должны подаваться системно и органично входить в структуру программы, – только тогда они будут хорошо усвоены. Во­вторых, детям должно быть интересно друг с другом. Значит, наша задача – помешать им ссориться и оскорблять друг друга. Но не одергивая, а отвлекая заданием или вопросом. А лучше всего взять на вооружение пословицы, ведь они критикуют   иносказательно,   не   оскорбляя,   и     при   этом   хорошо   обогащают лексику (см. Приложение «Пословицы».) Если все же тишины добиться вам не удалось, отличным «дисциплинатором» являются и физпаузы­минутки. Только используйте не 2–3, как обычно, а примерно 8–10 (по одной),чтобы детям они не наскучили. Причем старайтесь приурочить их к теме занятия. Важно применять эту   гимнастику­игру   строго   по   назначению:   если   дети   излишне   возбуждены, шумят, то нужна физпауза успокаивающе­отвлекающая, «сидячая» (типа «Жук упал», «Лианы», «Стрекоза»), а если ребята утомлены сидячей работой,   надо применить   динамичные   упражнения   с   подпрыгиваниями («Зайка серенький, косой» и т. п.). Чтобы   избежать   ссор   и   конфликтов   между   кружковцами,   необходимо воспитывать   в   детях   терпимость,   толерантность,   умение   ценить   чужие достоинства,   непохожесть,   индивидуальность.   От   игры   «Плохо–хорошо», характеризуя     каждое   животное   и   делая   упор   на   лучшие   его   качества, переходить к такому же  отношению к людям: не бывает совсем плохих людей. В каждом человеке, даже личном обидчике, обязательно найдутся хорошие черты! Нужно   только   быть   внимательным,   терпимым   к   недостаткам   другого   и доброжелательным. Тогда и к тебе будут относиться соответственно. В­третьих, постарайтесь завоевать симпатию детей. Это непросто: – следует исключить менторский поучающий тон; – от информационно­иллюстративного метода подачи материала отказаться в пользу   метода   проблемного   изложения,   ролевой   игры,   «мозгового   штурма», просто беседы, постоянно активизируя внимание детей наводящими вопросами типа «А как вы думаете, что из этого получилось? К чему это привело? Что случилось дальше? Как это сказалось на остальных обитателях экосистемы?» – необходимо дать возможность детям самим чаще высказываться. Многие ребята,   даже   в   дошкольном   возрасте,   любят   что­то   рассказывать   и   просто пользоваться вниманием слушателей. Но, чтобы заслужить это внимание, надо, чтобы   рассказ   был   связным   и   понятным,   заслуживающим   интереса.   Поэтомузадача педагога – помочь ребенку соответствующими наводящими вопросами и незаметной подсказкой, одергиванием шумящих товарищей. (Приложение 1.) Противоположная задача – осадить выскочку – значительно сложнее. Как правило,   в   каждом   кружке   найдется   излишне   активный   ребенок,   в   развитии значительно опережающий других. Конечно, ему нравится первенствовать. Но тогда   у   других   детей   неизбежно   появляется   чувство   досады   и   собственной ущербности, в этом случае мы начнем терять кружковцев. Если же постоянно одергивать   «активиста»,   то   начнет   скучать   он.   Придется   искать   золотую середину.   Здесь   все   зависит   от   педагогического   мастерства   руководителя. Лучше всего заранее подготовить для него задание посложнее. У детей  обостренное  чувство   справедливости  –  об  этом  нельзя  забывать; остерегайтесь   личных   симпатий,   не   заводите   «любимчиков»   –   дети   ревнивы. Если нужно выбрать, например, ведущего, лучше воспользоваться     короткой считалкой:   «Лебедь,   гусь   и   галка – вот   и   вся   считалка!»; «К нам сорока прилетела,   и   тебе   водить   велела!»;   «Прилетел   весной   скворец,   и   считалочке конец!». Для   педагога   важно   быть   постоянно   включенным   в   деятельность   детей   и находиться плечом к плечу, рядом, а не над ребенком, – т. е. создать атмосферу сотрудничества,   избегая   авторитарности,   стараясь   при   этом   не   уронить авторитет наставника. Нужно чаще устраивать в кружке маленькие праздники, на каждом занятии постараться   успеть   каждому   из   детей   сказать   доброе   слово,   чтобы   ребенок чувствовал   внимание   к   себе,   обязательно   поздравлять   именинников   – предположим, в виде «Конкурса добрых слов и комплиментов». В­четвертых, важно применять широкий спектр форм и методов кружковой работы с преобладанием игровых. Как показала практика кружка для младших школьников «Ребятам о зверятах», довольно эффективен и прост такой игровой прием,   как   «обряд»:   какое­то   задание   или   работу   обставить   нарочито торжественно. Например, обычную посадку укорененных черенков в цветочные горшки сделать священнодействием: застелить парту свежей клеенкой, надеть на «цветовода»   перчатки   и   белый   халат,   вооружить   его   пинцетом   и   назначить «ассистента» в помощники, а отдельные компоненты почвосмеси (торф, песок и др.)   поместить   заранее   в   нарядные,   надписанные   бутылочки.   Эту   процедуру посадки закончить добрым напутствием черенку.  Занятие по ознакомлению с физическими свойствами воды можно обставить как лабораторную работу – с пробирками и колбами, записями наблюдений влабораторный журнал. (Игра в научное исследование.) В игру, ритуал можно превратить   почти   любое   занятие,   и   тогда   детям   значительно   легче   усвоить материал, а педагогу передадутся их удовольствие и радость! Для того, чтобы сохранить интерес детей к занятиям, необходимо постоянно менять игровые ситуации, подвижные и дидактические игры. В­пятых,   нужно   обеспечить   каждому   ребенку   ситуацию   успеха   –   это исключительно   важно   в   кружковой   работе.   Успех   необходим   и   для самоутверждения   ребенка,   и   для   его   психологического   комфорта,   и   как важнейший элемент мотивации, т. е. интереса к кружковым занятиям. Такую ситуацию   успеха   для   каждого   обязан   создать   именно   педагог.  Поэтому   надо варьировать   задания   и   вопросы,   придумать   возможность   проявить   себя   даже самому робкому ребенку, тихоне и заике, а в конкурсе поделок или рисунков учредить   столько   номинаций,   сколько   детей   в   кружке,   чтобы     не     осталось проигравших.   (Это   могут   быть   номинации:   «За   выразительность»,   «За   самое оригинальное   решение»,   «За   трудоемкость»   и   т.   д.)  (См.   Приложение «Номинации».) Это заодно приучает детей к новой терминологии, а, главное, учит  умению видеть   чужие   достоинства,   ценить   в   других   именно   непохожесть, индивидуальность. Стремление к успеху – надежная основа для стимулирования успешности личности,   развития   способности   к   самореализации,   самосозиданию.   Успех рождает новый успех, окрыляет человека, вызывает стремление к более сложной деятельности, активизирует внутренний потенциал. В­шестых, следует чаще использовать на занятиях конкурсы и соревнования, потому   что   соревновательность   также   очень   важна   как   составная   часть мотивации. Эффективно   сплачивает   детей   работа   в   команде.   Важно   подобрать   ее гармоничной по составу: темпераменту, интеллекту и эрудиции детей.  Командное соревнование (брейн­ринг, КВН) для младших школьников еще необычно и этим интересно. Как любой коллективный «мозговой штурм», оно облегчает решение сложной задачи и дает возможность каждому, даже самому робкому кружковцу, проявить себя с наилучшей стороны или совсем незаметно самоустраниться, если задание ему не по силам. В этом случае надо постараться от личной ответственности за свои знания (традиционной для школьных занятий и  экзаменов)  перейти   к  коллективной.  В  командных   играх  и  конкурсах   дети узнают   «чувство   локтя»,   научатся   действовать   сообща,   прислушиваться   кчужому   мнению   и   ценить   его.   У   ребят   развивается,   таким   образом, коммуникабельность. В­седьмых,   важна   для   создания   благотворной   атмосферы   в   кружке совместная   практическая   деятельность,   потому   что   ничто   так   не   сплачивает людей, как общее дело, результаты которого можно сравнить, потрогать руками, наконец, просто полюбоваться. Занятие очень выиграет, а материал усвоится детьми гораздо лучше, если вести занятие динамично и с разнообразными методическими пособиями, самые эффективные   из   которых   –   животные   живого   уголка.   Их   изучение   можно провести   как   игру   в   экспериментальное   исследование   «Вижу   –   наблюдаю   – объясняю» или знакомство со зверюшкой   использовать как награду детям за прилежное поведение! Таким   образом,   наиболее   комфортную   психологическую   атмосферу   на занятиях кружка  обеспечат: – заинтересованность   детей  самим предметом, для  чего следует подавать наиболее   занимательный   материал,   но   структурированно   и   системно,   а   не отдельными обрывочными сведениями; – заинтересованность детей обществом друг друга, для обеспечения которой педагогу необходимо умело пресекать ссоры и конфликты; –   симпатия   к   справедливому,   демократичному   и   доброжелательному педагогу; – использование разнообразных форм занятий, с преобладанием  игровых; – возможность  самовыражения  и  ситуация  успеха  для  каждого  ребенка; – соревнования, и особенно командные; – приподнятая, творческая атмосфера; – динамичный темп ведения занятия; – разнообразные методические пособия. Благодаря такому творческому подходу педагога ребенок учится открывать для   себя   новые   знания,  развивает   свое   творческое   воображение,   приобретает навыки групповой работы при совместном решении разнообразных задач – т. е. учится ставить и решать проблемы, что так важно для его дальнейшего развития и творческого самовыражения. Нестандартные   уроки,   внимание   к   проблемам   каждого   ребенка, традиционные   и   нетрадиционные   методики   обучения   и   воспитания,   всплеск положительных   эмоций   во   время   игры   или   соревнования,   доброжелательная атмосфера в кружке вызывают радость и желание заниматься.Таким образом, кружок должен стать тем местом, где дети могут полностью посвятить себя любимому делу, почувствовать свои силы, проявить творческую инициативу, почувствовать себя увереннее, и, что самое важное, такие дети  не окажутся под негативным влиянием улицы. Наша   задача   как   педагогов  и   как   экологов  –  создать   на   занятиях   своего кружка для любого ребенка доброжелательную среду, чтобы он погружался в атмосферу психологического комфорта, удивления, радости. Это необходимое условие развития личности ребенка.  ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Наводящие вопросы рассказчику. 1. Где ты побывал, как называется этот город, деревня? 2. Когда и с кем ты туда ездил? 3. Какие поблизости оказались река, море или лес? 4. Удалось ли тебе подружиться с кем­то из местных ребят? 5. Случалось ли тебе попасть в какое­то приключение? 6. Какое самое яркое впечатление ты вынес из поездки? 2. Призовые номинации конкурса рисунков. 1. Самый содержательный рисунок. 2. Самый многоцветный рисунок. 3. Самый оригинальный, необычный рисунок. 4. Самый трудоемкий, сложный рисунок. 5. Самый выразительный и яркий рисунок. 6. Самый впечатляющий рисунок. 7. Самый добрый рисунок. 8. Рисунок, наилучшим образом изображающий природу. И т. д. – в соответствии с конкурсом и по мере вашей личной фантазии. 3. Темы для доверительной беседы с детьми. 1. О безопасном поведении в городе и за городом. 2. О вредных привычках. 3. О трудолюбии. 4. О выборе профессии. 5. О проблемах родного города. 6. О военной истории семьи.7. «Тайна старого дома». 8. «Мамина фабрика». 9. «Как помочь моей реке?». 10. О братьях наших меньших. 11. «Хотят на день рождения мне подарить щенка, но я сказал: не надо! Я не готов пока!» Физпаузы­минутки 1. Динамичные упражнения. МОРОЗ Я мороза не боюсь!  (Резко руки вверх и в стороны – «победным жестом».) С ним я быстро подружусь! (Подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, тронет щеки, тронет нос (дотрагиваемся): Значит, надо не зевать: прыгать, бегать и играть! (Прыжки на месте.) СЛОН Весит слон много тонн! (Важно шагаем на месте, раскачиваясь.) Тонна – ушко (трогаем ухо), тонна – ножка! (Поднять ногу.) Вот так крошка! (Хлопнуть в ладоши над головой.) ЗАЙКА КОСОЙ Зайка серенький косой, прыг­скок! (Прыжки на месте.) Не ходи гулять босой! (Сгибаем ногу и оглядываем ее подошву.) Лапочки закутай (Наклоняемся и «завязываем шнурки».) И ходи обутый: прыг­скок! (Прыжки на месте.) Если будешь ты обут, волки зайца не найдут!  Не найдет его медведь! И лисе – не одолеть!  Прыг­скок, прыг­скок! (Прыжки на месте.) 2. «Сидячие» физпаузы. ЛИАНЫ Лучшие качели – гибкие лианы! (Положив руки на плечи соседям, раскачиваемся.) Это с колыбели знают обезьяны!(«Обезьянничаем» – раскрытые ладошки у висков.) Кто весь день качается – да­да­да! (Раскачиваемся, сидя.) Тот не огорчается ни­ког­да! (Хлопнуть в ладоши над головой.) ЖУК УПАЛ Жук упал и встать не может! (Подняв руки, шевелим пальцами – «барахтаемся».) Ждет он, кто ему поможет? (Ладонь «козырьком» к глазам и озираемся.) Раз­два­три! Ну­ка, помоги! (Трижды хлопнуть в ладоши над головой.) СТРЕКОЗА Прилетела стрекоза – как горошины, глаза. (Кулачки – к глазам.) А сама, как вертолет: влево­вправо, взад­вперед! (Вертимся, сидя.) Раз­два­три! Берегитесь, комары! (Хлопнуть трижды в ладоши над головой.) КИСКА Кисонька проснулась, сладко потянулась! (Потянуться, сидя.) Спинку выгибает, когти выпускает. (Вытянув руки, сгибаем–разгибаем пальцы.) Ушки умывает. (Трем за ухом.) Мышек поджидает! (Ладонь козырьком.) Обсудим пословицу Глаза боятся – руки делают. Когда пир, тогда и песни. Делу – время, потехе – час. Видели очи, что покупали. Какова Устинья, такова ботвинья. Под лежачий камень вода не течет. Порядок время бережет. Сидит Арина, рот разиня. Поспешишь – людей насмешишь. На скору ручку – комком да в кучку. Была бы охота – наладится работа.Волков бояться – в лес не ходить. Не доглядишь оком – заплатишь боком. Не спеши отвечать, спеши слушать. Не надейся, Роман, на чужой карман. Что Маша напряла, то мышка скрала. Видно, Арсенья ждать к воскресенью. Терпенье и труд все перетрут. Все перемелется – мука будет. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Берегись бед, пока их нет. У всякого Ермишки свои  делишки. У боярина бобра нету денег, нет добра,  Два бобренка у бобра лучше всякого добра. Невелика птичка – да Кузьминична. У всякого словца ожидай конца. Доброму Савве – добрая слава. Не купив коровы, да завел подойник. В глаза не хвали, за глаза не кори. Кума – ворона да зятек – воробей. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. На добрый привет и добрый ответ. Люди с базара – Назар на базар. Знать, Акулина пекла пироги – все ворота в тесте. Не суйся, середа, поперед четверга. Доброе начало полдела откачало. После ужина горчица. Обсуждая пословицу, мы: – обогащаем словарь; – делимся житейской мудростью; – помогаем детям обрести верные нравственные ориентиры. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все – и я, и ты, –  Если мы сорвем цветы, То останутся пусты Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в садуИ деревья, и кусты… И – не станет красоты!                           Т. Собакин Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем7 Объяснить не могу! В стакане он день простоял И завял. А сколько бы он  На лугу простоял?                           Н. Викторова Не рви меня, пожалуйста! Я только день живу! Дай наглядеться вволю мне На солнце, на траву!                           Н. Викторова Дерево, трава и птицы Не умеют сами защититься! Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни!                           В. Берестов Родник иссяк, Ручей ослаб, А мы из крана – кап­кап­кап… Мелеют реки и моря: Не тратьте воду Зря, зря, зря! А то пройдет немного лет  И – нет водицы! Нет, нет, нет…                           С. Погореловский Обучают нас труду. Учит снег нас – чистоте, Учит солнце – доброте. У природы круглый год  Обучаться нужно! Ну а весь лесной народ Учит крепкой дружбе!                           В. Орлов Все­все, все на свете,  На свете нужны!  И кошки не меньше нужны,  Чем слоны! Нужны все на свете,  Нужны все подряд: Кто делает мед  И кто делает яд! Нельзя обойтись  Без чудовищ нелепых И даже без хищников  –   Злых и свирепых! Плохие дела  У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! Все­все, все на свете,  На свете нужны!  И это все люди Запомнить должны!                           Б. Заходер