АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИЕВАНИЕ (Лекция)
Оценка 4.8

АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИЕВАНИЕ (Лекция)

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
английский язык
СCУЗ, ВУЗ
18.01.2021
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИЕВАНИЕ (Лекция)
Инновационные формы контроля знаний.doc

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБ ПОУ «Хабаровский машиностроительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

или

АУТЕНТИЧНОЕ    ОЦЕНИВАНИЕ

                                    

                                        (лекционный материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Составитель: Гонтарук С.И.

 

 

                                          г. Хабаровск 2019

 

В современной педагогической теории и практике измерение и оценка качества образовательного процесса становится одной из ключевых проблем, получившей статус самостоятельного научного направления - педагогической квалиметрии. Актуальность проблемы квалиметрии образования обусловлена целым рядом объективных факторов, из которых следует выделить: глобальное и интенсивное внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, направленность образования на новый результат обучения - общих и профессиональных компетенций, вхождение России в Европейское образовательное сообщество.

 

Одной из базовых характеристик образовательного процесса является качество знаний, умений и навыков студентов. Постановка и практическое решение такой задачи как измерение этой единой дидактической триады ЗУН - по техническим направлениям подготовки не вызывает принципиально

новых вопросов в педагогической среде СПО.  Более значимым становится

вопрос оценки динамики формирования в процессе обучения компетенций, задаваемых вводимым новым Федеральным государственным образовательным стандартом среднего специального образования.

 

Известно, что новая парадигма основана на следующих ключевых компонентах: компетенциях - как способности применять знания, умения и. практический опыт для успешной деятельности в определенной области и компетентностях - как качествах действий личности, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Должен произойти переход от абсолютно-образовательного идеала (всесторонне развитой личности) к новому идеалу -максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

 

В связи с этим возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов средств оценки динамики продвижения студентов в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности студентов.

 

Оценку, как правило, трактуют в педагогических кругах как определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях преподавателей степени освоения обучающимися знаний, умений, навыков, установленных программой. Традиционные средства оценивания имеют одну общую черту - это всегда внешнее оценивание, то есть оценивание преподавателем, квалифицированным экспертом. Самооценка обучающегося тоже применяется, но она «не легитимна», никак не используется при оформлении официальных результатов.

 

Обновление контрольно-оценочной системы не является самоцелью. Наращивание ресурсов и средств ее развития без должного анализа эффективности получаемых результатов может привести работу по модернизации системы контроля и оценки в бессмыслицу.

Педагогические измерения - это подсистема управления качеством,
позволяющая установить степень соответствия достигнутого уровня
образовательного процесса и его результата нормам и требованиям,
установленным Государственным стандартом образования.

 

В практике образования могут использоваться следующие инновации в оценивании:

 

·        Лист индивидуальных достижений. (заполнять лист может как преподаватель, так и студент).    

·        Рейтинговая контрольная работа.  Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа она может быть проведена в конце изучения большой темы или в конце полугодия. Непременное условие - анонимный рейтинг: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным результатом. Студенты имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге.

·        Подиум. Места для презентации студенческих работ.

·        Рефлексивная карта студента. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые студенты должны приобрести в процессе обучения. Еженедельно, ежемесячно или по полугодиям студенты и преподаватель в соответствующих графах ставят условные знаки.

·        Тетрадь моих достижений. Презентации исследовательских проектов. Оформление результатов поиска в виде газет, сборников задач, сценариев праздников и др.

 

Для итоговой аттестации используются:

 

·         Итоговый проект, лист самооценки. Работая с этим листом, педагог может определить направление развития и пути работы над возникшими у студента проблемами. Лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце.

·         Тестовый контроль. Хорошо зарекомендовала себя практика применения заданий в тестовой форме для оценивания результатов обучения. Кроме традиционных тестов в режиме подготовки - тренинга используют комбинированные тесты (тесты с изюминками), в которых применяются специфические приемы активизации познавательной активности и резко увеличена содержательная составляющая, «тесты со сложным ответом». В зависимости от правильности и полноты начисляются различные баллы. Подборка таких тестов используется не только для проверки уровня усвоения учебного материала (при завершении изученной темы), но иногда и как «знак» для создания проблемной ситуации. Предварительный срез знаний применяется для последующего тематического планирования совместно со студентами.

 

·         Отчет о работе за полугодие. Отчет о работе создается студентами в предпоследнюю неделю семестра и включает в себя фиксацию качественных и количественных достижений и самооценку на основе анализа накопленных за данное время материалов и совершенных действий. Студенты, пользуясь рабочей тетрадью, учебником, дополнительными источниками, вспоминают пройденный материал за полугодие, путь освоения учебного материала, оценивают качество усвоения и выписывают в таблицу (предложенную педагогом или разработанную самими студентами) те ключевые моменты курса, в освоении которых нет сомнений. Такой отчет позволяет выявить более или менее полный спектр приобретений и их качество, а не качество усвоения случайной выборки, как это происходит в традиционном контрольном оценивании (по вариантам). Студент является реальным субъектом контрольно-оценочной деятельности. Он может заранее предвидеть итоговую отметку, ликвидировать при желании недочеты, вызванные пропуском занятий.

·         Ведение предметной страницы «дневника».  Данная страница отражает текущую деятельность студента по предмету и предназначена для активизации контрольно-оценочной деятельности студента, освоения им общеучебных умений и навыков самоконтроля. Страница размещается (в качестве приложения) в тетради по предмету. На странице указываются урочные, внеурочные и самостоятельно осуществленные виды деятельности и выполненные работы.

·         Научный концерт или ненаучная конференция. Студенты демонстрируют умения выбирать тему, материал, форму выступления (адекватную заявленной теме), консультироваться с педагогом, представлять тему в окончательном виде (проводить презентацию результатов проекта). Студенты имеют возможность использовать разнообразные источники информации, звуковое и музыкальное сопровождение, иллюстрации в виде слайдов, стендов, плакатов. Студент может получить как одну оценку, так и несколько, в зависимости от степени выраженности «предметных» знаний, умений и навыков. Оценивание носит в значительной степени индивидуальный, творческий характер.

·         Ситуативный диалог. Проводится в форме экзамена по заявленной тематике, интегрирующего компоненты содержания изучаемых курсов. Жанр экзамена - ситуативный диалог. Студент самостоятельно выбирает тему предстоящего диалога с экзаменатором, используя знания, полученные при изучении заявленного курса. Личный жизненный опыт и свои умения быть интересным собеседником. Оценивание знаний проводится преподавателями в определенной степени интуитивно и творчески, при этом ведущими выявленными качествами студента являются его познавательная активность, свободная ориентация в круге имеющихся знаний, личностное отношение к увиденному, способность донести мысль до слушателя.

·         Портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенные период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Использовать портфолио можно в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга студентов.

 

      Один из наиболее прогрессивных принципов оценивания знаний студентов - взвешенное суммирование оценок при формировании показателя успешности учебной деятельности при освоении как отдельных дисциплин, так и учебного плана в целом.

 

       Опыт использования данной системы в учебном процессе подтвердил ее преимущества по сравнению с традиционной системой оценивания, а именно:

 

1.     Повышение  адекватности  оценивания результатов  обучения  как показателя качества подготовки специалистов.

2.     Повышение качества обучения за счет:

·        Объективности оценки уровня знаний студентов и, как следствие, возможности проведения более качественного анализа учебной деятельности и внесения в учебный процесс соответствующих корректив;

·        Индивидуализация обучения, внесение духа соревновательности, повышения ритмичности освоения дисциплины, прозрачности и справедливости критериев оценок;

·        Реализация через систему контроля знаний  компетентностного подхода к обучению: развитие у студентов таких социально -значимых качеств, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность, стимулирование творческой деятельности студентов.

 

     Объективность оценки при использовании рейтинговой системы достигается за счет таких факторов, как:

 

1.  Многобальность при оценивании результатов учебной деятельности. Недостатком традиционной пятибалльной шкалы является ее низкая дифференцирующая способность, когда при оценивании результатов преподавателю зачастую трудно отдать предпочтение той или иной оценке: «3» - мало, а «4» - много.

2.  Возможность определения преподавателем значимости отдельных контрольных точек, форм текущего контроля, разделов учебной дисциплины, задав коэффициент значимости для каждого элемента указанных категорий;

3.  Необходимость прохождения студентом всех обязательных контрольных точек, предусмотренных при изучении дисциплины (определенных преподавателем) и охватывающих материал всего учебного курса.

 

     В представляемой рейтинговой системе оценки знаний предусмотрены, как сказано выше, обязательные и условно - обязательные    формы контроля, такие как самостоятельная работа, контрольная работа, практические и лабораторные работы, домашняя работа, устный опрос, семинар, конспект лекций и т.д.    

 

     Необходимо отметить, что в данный перечень можно вносить изменения и дополнения. Наличие обязательных контрольных точек, которые студент должен выполнить даже при условии пропуска занятий (в противном случае невозможно получить высокую оценку), способствует не только повышению объективности оценивания, но и развитию у студентов ответственности и дисциплинированности в учебе.

Большое значение для мотивации студентов к учебной деятельности имеет внесение в учебный процесс духа соревновательности. При использовании рейтинговой системы оценивания этому способствует:

 

  • накопительный характер рейтингового показателя, который можно
    определить в любой момент времени, в том числе удобный для
    преподавателя и возможность упорядочивания списка студентов группы по значению рейтингового показателя, т.е. по уровню усвоения учебного
    материала;

·         ознакомление студентов с показателями успеваемости за счет регулярного
информирования, как на учебных занятиях, так и централизованно - путем размещения рейтинговых ведомостей на информационных стендах учебного заведения.

 

     Развитие мотивации, а также творческой активности студентов является важной задачей учебно-воспитательного процесса. Для решения данной задачи в методике рейтинговой системы оценки знаний предусмотрены необязательные формы контроля (текущая проверка, творческая работа), выполнение которых способствует получению студентами дополнительных (бонусных) баллов, и, как следствие, повышению рейтингового показателя.

Формирование образовательно-рейтинговой среды, а также обеспечение эффективного функционирования системы на всех ее этапах  требуют от преподавателя, особенно в период внедрения, больших трудовых затрат по сравнению с использованием традиционной системы контроля знаний студентов. Однако, эти трудности, несомненно, окупаются повышением качества учебного труда студентов и, как следствие, повышением качества обучения, что является целью каждого педагога в отдельности и учебного заведения в целом.


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

В современной педагогической теории и практике измерение и оценка качества образовательного процесса становится одной из ключевых проблем, получившей статус самостоятельного научного направления - педагогической квалиметрии

В современной педагогической теории и практике измерение и оценка качества образовательного процесса становится одной из ключевых проблем, получившей статус самостоятельного научного направления - педагогической квалиметрии

Педагогические измерения - это подсистема управления качеством, позволяющая установить степень соответствия достигнутого уровня образовательного процесса и его результата нормам и требованиям, установленным

Педагогические измерения - это подсистема управления качеством, позволяющая установить степень соответствия достигнутого уровня образовательного процесса и его результата нормам и требованиям, установленным

Отчет о работе за полугодие.

Отчет о работе за полугодие.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др

Необходимо отметить, что в данный перечень можно вносить изменения и дополнения

Необходимо отметить, что в данный перечень можно вносить изменения и дополнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021