Автоматизация комплексов ресторана
Оценка 5

Автоматизация комплексов ресторана

Оценка 5
Мероприятия
docx
украинская литература +2
Взрослым
20.05.2017
Автоматизация комплексов ресторана
UNIX явилась первой действительно переносимой системой, и в этом од! на из причин ее успеха. Как в ранние, бесплатно распространяемые, исследовательские версии, так и в сегодняшние коммерческие и свободно распространяемые версии UNIX постоянно вносятся изменения. С одной стороны, это расширяет возможности системы, делает ее мощнее и надежнее, с другой — ведет к значительным различиям между существующими версиями, отсутствию канонического UNIX.
R-keeper.docx
Состав комплекса Программный комплекс R­Keeper v.7 включает в себя два уровня  автоматизации (см. Рис. 1): Оперативный уровень (рабочие станции: кассовые, официантские и барные станции и кассовые сервера, WEB­монитор); Менеджерский комплекс (офис ресторана). К серверу рабочих станций подключают группу рабочих станций (станций официанта, кассира, бармена). Возможна установка нескольких групп рабочих станций, каждая из которых подключена к своему серверу. Данные оперативного уровня – это накопленная в течение  общей смены информация   о   чеках,   заказах,   операциях   рабочей   станции.   Эти   данные сохраняются и предоставляются сервером рабочих станций, хранятся в базе work.udb.   К   серверу   справочников   подключается   менеджерская   станция (менеджерские станции). Данные   менеджерского   уровня   –   справочники   торговых   объектов, интерфейса   рабочих   станций,   прав   доступа,   параметры,   настройки   отчетов, хранятся   в   базах   rk7.udb   и   check.udb.   Данные   справочников   хранятся   в оперативной памяти всех приложений, работающих в комплексе. Рис. 1 18 1 2 3 Установить синхронизацию для всех групп станций; Выключить синхронизацию для всех групп станций; Установить синхронизацию для выбранных групп станций. R­Keeper V7 Руководство пользователя   При удалении work.udb кассовый сервер не запустится, о чем в журнале ошибок   midsrv.stk   будет   выведено   сообщение.   Если   была   такая   ошибка,   в менеджерской станции во всплывающем меню кассового сервера появляется специальный   пункт   «пересоздать   кассовый   сервер».   Для   запуска   кассового сервера пересоздайте объект «кассовый сервер» с помощью этого пункта меню. При закрытии общей смены, на сервере рабочей станции в папке ForSend формируется файл с информацией о закрытых в течение смены чеках и заказах, который передается на сервер справочников. Если сервер справочников включен, синхронизация справочников с ним для   рабочих   станций   происходит   в   соответствии   с   выбранным   режимом синхронизации. Возможны следующие режимы синхронизации: В случае включения синхронизации с сервером некоторой группы станций, изменение данных на менеджерской станции немедленно поступает на рабочие станции,   подключенные   к   этому   серверу.   Изменение   данных   некоторых справочников   сервера   менеджерского   уровня   (Формы,  Клавиатуры, изменения   драйверов   и   станций   справочника  Станции   и   Устройства) обновляется для рабочих станций только после перезагрузки рабочей станции. Информация   об   изменении   справочников  Налоги,  Валюты  обновляется   на рабочей станции после закрытия общей смены. Если сервер справочников выключен или синхронизация отключена, сервер рабочих   станций   использует   данные   справочников   по   состоянию   на   время последнего сеанса синхронизации. Офис ресторана или менеджерский комплекс включает в себя:  редакторы справочников;  система отчетов (используется OLAP ­ технология (Кубы));  система управления дисконтными и платежными картами (опция);   система складского учета Store House v.4 (опция). В   состав   системы   могут   включаться   интерфейсы   для   связи   с   другими системами.   Наиболее   распространенными   являются   авторизация   кредитных карт, гостиничные системы (автоматическое закрытие на номер), система учета рабочего   времени   Time   Keeper,   внешние   платежные,   дисконтные,   бонусные системы (включая пополнение телефонных счетов). 19 R­Keeper V7 Руководство пользователя 2.1  Порядок включения системы Рекомендуемый порядок включения системы: 1 Сервер   справочников/отчетов   (если   запуск   серверов   настроен   как «Служба», сервер запускается автоматически при включении компьютера); 2 Сервер кассовых станций (если запуск серверов настроен как «Служба», сервер запускается автоматически при включении компьютера); 3 Рабочие станции. Менеджерское   приложение   можно   запускать   после   запуска   сервера справочников/отчетов. 2.2  Основные характеристики оборудования Система   R­Keeper   v.7   работает   на   различных   кассовых   аппаратах   и официантских терминалах, называемых станциями, объединенных в локальную вычислительную сеть. Максимальное   количество   станций,   подключаемых   в   одну   сеть, ограничивается   характеристиками   компьютерной   сети.   Станции   по   своему назначению и функциональным возможностям разделяются на 4 вида: 1)станция кассира; 2)станция официанта; 3)станция бармена; 4)компьютер менеджера (IBM PC – совместимый компьютер). Кассовые аппараты, станции барменов и официантов представляют собой специализированные IBM PC – совместимые компьютеры. Станции   имеющие   в   качестве   дополнительных   устройств   считыватели магнитных   карточек,   разъемы   для   подключения   чековых   принтеров, интерфейсы   для   кассового   ящика   и   дисплея   покупателя,   фискальные регистраторы. Также, возможно использование официантской пейджинговой системы для увеличения эффективности обслуживания клиентов. Могут быть использованы различные типы пейджеров – тональные и текстовые. На   подразделениях   (например,   на   кухне),   могут   быть   установлены терминалы для вызова официантов. Для   ресторанов,   с   больших   количеством   рабочих   станций,   более   трех, рекомендуется использование выделенного сервера (IBM PC – совместимый компьютер   с   хорошими   скоростными   характеристиками).   Дополнительные затраты окупаются значительным ускорением в работе системы. В системе используются печатающие устройства четырех типов:  1)Фискальные регистраторы используются для печати финальных чеков. На фискальные регистраторы возможна настройка сервис ­ печати. 20 R­Keeper V7 Руководство пользователя 2)Чековые   принтеры  (Slip)   для   печати   предварительных   чеков   на специальных бланках. Бланки могут быть двойными, для одновременной печати чека   и   копии,   содержать   логотип   ресторана   и   другую   дополнительную информацию. Такие принтеры также устанавливаются на станциях официантов, барменов   и   кассиров.   Могут   быть   как   с   последовательным,   так   и   с параллельным интерфейсом. рулонной печати. 3)Удаленные принтеры (Сервис ­ принтеры) Используются для печати заказов в подразделениях (кухня, бар). 4) Принтеры рулонной печати (Roll). Применяются для печати кассовых отчетов. Устанавливаются такие принтеры на станциях барменов и кассиров. В   качестве   дополнительного   устройства,   на   барных   станциях   (в концептуальных   ресторанах)   и   станциях   кассиров   (в   ресторанах   быстрого обслуживания) может использоваться дисплей покупателя (Customer display), на котором для гостя показывается вся текущая информация по счету, а также итоговая сумма по счету и сумма сдачи. Барные или кассовые станции, на которых производится расчет с гостем, должны быть оснащены кассовым ящиком для различной валюты. Управление кассовым ящиком осуществляется программно. В некоторых случаях к одной станции может быть подключено несколько ящиков для разделения доступа к деньгам различных сотрудников. Для ускорения работы персонала, гостевые столы могут быть оборудованы кнопками вызова официантов. Помимо сервис ­ принтеров, печатающих заказы на бланках, производство (кухня, бар и т.д.) могут быть дополнительно оснащены видеодисплеями, что упрощает работу персонала производства. Также в ресторане может быть установлена система видео ­ наблюдения, включающая в себя специальное программное обеспечение, инсталлируемое на компьютер   менеджера   и   видеокамеры,   устанавливаемые   на   территории предприятия. Система может работать совместно с системой контроля розлива пива и другой алкогольной продукции. 2.3  Краткое описание основных понятий Полная автоматизация предприятия обеспечивается двумя программными уровнями: кассовый (оперативный) и менеджерский. Кассовый   уровень   обеспечивает   автоматизацию   процесса   продаж   и формирование базы данных по продажам. Менеджерский   уровень   (офис   ресторана)   –   отвечает   за   формирование справочников,   разнообразные   настройки   кассового   уровня,   выполнение отчетов, обеспечение необходимого взаимодействия с другими системами. 21 R­Keeper V7 Руководство пользователя Каждый   объект   справочников   менеджерской   имеет   множество разнообразных свойств. Список свойств каждого объекта, по которым будет сохраняться   информация   о   произведенных   изменениях   (журналирование) можно настраивать. В журнале изменений можно увидеть кем, какого числа и в какое   время   произведены   изменения   свойств,   тип   изменения   (добавление, удаление, изменение значения) значения свойств до и после изменения. Технология   работы   на   кассовом   уровне   соответствует   технологии обслуживания   гостя   в   ресторане,   и   обеспечивается   широким   спектром   и гибкостью   настроек   менеджерского   уровня.   Конфигурация   аппаратного обеспечения   подбирается   так,   чтобы,   с   одной   стороны   максимально соответствовать   задачам   использования   сети   и,   с   другой   стороны,   чтобы выполнялось требование экономической целесообразности. Гибкость   ценовой   политики   обеспечивает   возможность   использования разных цен для различных периодов времени, станций, столов, официантов, и др. Использование системы R­Keeper V7 позволит выполнять разнообразные настройки   используемого   оборудования.   Например,   можно   использовать фискальный   регистратор   несколькими   кассами   или   использовать   несколько фискальных регистраторов одной кассой. Возможно, так же, последовательное использование нескольких кассовых ящиков на одной кассе. 5888 специальных  редакторах системы  можно редактировать формы отображения меню на сенсорных станциях, можно конфигурировать внешний вид всего экрана или каких­либо его частей. Например, форма заказа может включать   не   все   поля,   а   лишь   некоторую   их   часть,   что   позволит освободившуюся часть экрана использовать для горячих клавиш. Для клавиатурных станций можно настраивать как внешний вид экрана, так и распределение «горячих клавиш» и операций на кнопках клавиатуры и областях экранной формы. Приведем   описание   использования   системы   R­Keeper   на   примере технологии   работы   в   многозальном   ресторане   полного   сервиса   (так называемом, «концептуальном» ресторане). Далее будут рассмотрены примеры работы с использованием технологий, «Быстрый чек» (может использоваться в ресторанах типа Fast Food). Так же использования в развлекательных центрах с большим количеством баров, точек отпуска услуг и товаров, многократным обслуживанием одной компании клиентов. 5889 заключении будут рассмотрены общие для любого предприятия понятия системы: «Настройка отображения информации на экране», «Печать», «Отчеты»,   «Персонал,   права   работников»,   «Консумация»,   «Регистрация   в системе», «Персональная информация о клиенте», «Скрипты». 22 R­Keeper V7 Руководство пользователя 2.4 Основной набор операций концептуального ресторана  полного сервиса В   большом   многозальном   ресторане   полного   сервиса   существует значительное разделение труда и полномочий, множество зон обслуживания, наличие метрдотеля (хостес), тонкая настройка сервис печати. Менеджерами разрабатываются   и   внедряются   сложные   маркетинговые   схемы   (скидочные системы, системы персонализированного подхода к обслуживанию клиентов, требующие   детальных   многообразных   отчётов).   В   разных   залах   могут использоваться разные типы станций: наладонные, сенсорные, клавиатурные. 2.4.1 Размещение компании гостей за столиком (Создание заказа) Все столы, имеющиеся в залах ресторана, вводят в систему с присвоением уникального (не повторяющегося) названия  и цифрового кода. Для каждого стола указывается, к какому залу он относится, дополнительно может быть указан тип стола, если такая информация необходима для отчетов. Типами столов могут быть любые характеристики, по которым группируют столы на предприятии.   Типами   столов   могут   быть:   «круглые»,   «квадратные», «овальные» или «взрослые», «детские». Каждый стол может относиться только к   одному   типу.   Для   каждого   стола   определено   количество   мест.   При превышении этого значения выводится предупреждение, но не ошибка. В   зале   может   существовать   выделенный   стол,   обслуживание   которого будет отличаться от остальных. Например, если заказ оформляется на этот стол,   для   выбора   предлагаются   блюда   диетического   меню,   или   меню «Шведский стол». Можно создать план зала для выбора стола на сенсорном мониторе,   занятые   гостями   столики   на   нем   визуально   отличаются   от свободных. Начальный этап обслуживания гостей в ресторане – это размещение их за столиком, назначение главного/основного официанта заказа, а также (в случае необходимости) других официантов, которые могут обслуживать этот заказ. При создании заказа, также, могут вводиться данные о типе, количестве гостей и их метки, и дополнительные сведения о заказе. Данные могут быть использованы   для   статистики   и   возможности   назначения   скидок, ориентированных на типы гостей (например, студенты, пенсионеры). При размещении гостей за столиком могут быть введены комментарии к визиту, которые смогут видеть официант и метрдотель при просмотре формы выбора заказа, а официант сможет увидеть в форме редактирования заказа. Например, метрдотель может сделать пометку, что гости просили вызвать на определенное время такси, или максимально быстро обслужить их. 23 R­Keeper V7 Руководство пользователя Комментарии могут быть двух типов: сохраняемые после перезагрузки сервера, или не сохраняемые. При назначении официантов заказа учитывается «позиция обслуживания» (сервис­позиция)   каждого  из  них.  Как  правило,   официантом  обслуживаются столики, относящиеся к его зоне обслуживания. В исключительных случаях, официант   может   обслуживать   столик   из   чужой   зоны   обслуживания,   но   для этого его нужно наделить соответствующими правами. Размещение компаний гостей за столиками зала ресторана, своевременный ввод   данных   о   занимаемых   и   освобождаемых   столиках   в   компьютерную систему выполняет метрдотель. Создание заказа (занятие столика) не означает обязательного начала ввода блюд, на этом этапе работы создается пустой заказ, который   официант   начнет   обслуживать,   когда   гости   будут   готовы   сделать заказ. Настройки системы позволяют выполнять закрытие заказа (освобождение стола)   автоматически   ­   при   полной   оплате   или   вручную.   Если   заказ   не закрывается автоматически, после оплаты его можно продолжать обслуживать, добавлять блюда и редактировать их. В   этом   случае   закрытие   заказов   выполняет   метрдотель   в   режиме «Закрытие заказов». В зависимости от настроек, за стол, занятый компанией гостей,   может   быть   разрешено   или   запрещено   добавлять   другую   отдельную компанию гостей с превышением количества мест стола. От   стола   заказа   может   зависеть   торговая   группа,   отвечающая   за доступность   блюд,   скидок,   и   других   торговых   объектов,   а   так   же   за используемый тип цены. 1 Редактирование заказа Обслуживать   компанию   гостей   последовательно   могут   несколько официантов,   один   из   которых   является   ответственным.   Этот   официант называется основным (главным) официантом заказа. Одновременно с открытым на   экране   заказом   может   работать   только   один   работник   (невозможно открытие редактируемого заказа на другой станции). Если работник отвлекся во время редактирования заказа, через некоторый промежуток   времени   бездействия   системы   он   будет   удален   из   списка работников, находящихся в системе. Заказ в этом случае станет доступным для открытия на другой станции. Промежуток времени, через который работник удаляется из системы, задается в настройках. Когда гости выбрали блюда по меню и готовы сделать заказ, официант принимает и вводит его сразу, со слов гостей (если используется наладонный компьютер),   либо   вводит   свои   записи   о   заказе   на   официантской   станции (клавиатурной или Touch Screen). 24 R­Keeper V7 Руководство пользователя Формирование   заказа   является   важнейшей   функцией   официантов   и барменов.   Подробно   ввод   блюд   и   модификаторов   и   их   количеств   в   заказ описывается в п. 2.4.3, стр. 27. Все   блюда,   предназначенные   для   продажи,   образуют   меню.   В   каждый момент времени кассиру доступна какая­либо часть меню. В разные периоды суток, разные дни недели, разные календарные периоды, в разных залах могут быть доступными специальные меню по разным ценам. Например, «Завтраки» (с момента открытия до 12.00), «Бизнес ­ ланч» – (с 12.00 до 15.00), «Вечернее меню» (с 15,00 до закрытия ресторана). (Подробнее об ограничении доступности объектов, см. п. 2.4.4, стр. 28). Если необходимо, официант распределяет заказанные гостями блюда по местам (см. п. 2.4.5, стр. 29). Для вызова официанта в некоторых ресторанах используется специальная кнопка вызова, установленная на каждом столе. Поскольку   один   официант   обслуживает   несколько  столов,   для редактирования содержания он выбирает нужный заказ из списка своих заказов (столов).   Если   используется   сенсорный   монитор,   официант,   также   как метрдотель, может использовать для выбора стола план зала. Если  продажа  каких­либо блюд  произошла с помощью консуманта, это фиксируется в заказе (расчет консумации, см. п. 2.11, стр. 41). Если   для   данной   категории   гостей   или   для   конкретного   гостя   этой компании или при выборе конкретного блюда заказа предусмотрены скидки (наценки), они назначаются официантом (в случае необходимости вызывается менеджер,   который   подтверждает   назначение   скидки   (наценки)).   Подробнее тема «Скидки и наценки» рассмотрена в п. 2.4.8, стр. 31. Возможно,   что   в   заказе   менеджером   должно   быть   выполнено   не   одно действие   подтверждения   скидки   (наценки),   а   целая   последовательность действий,   требующая   менеджерских   полномочий.   Например,   необходимо удалить   или   аннулировать   чеки   гостей   при   расчете   по   местам.   Для   этого существует  временная   регистрация  работника   в   заказе.   После   выполнения всех необходимых действий, менеджер отменяет временную регистрацию. Если   гости   воспользовались   какой­либо   дополнительной   услугой (например,   присмотр   за   ребенком   в   игровой   комнате),   официант   включает тарификацию услуги для этого заказа. Если   одновременно   заказываются   разнообразные   блюда   (десерты, холодные   и   горячие   закуски,   первые   блюда,   выпечка,   и   т.д.),   в   форме редактирования заказа официант может автоматически разбить их по порядкам подачи, это облегчит их подачу в нужном порядке. Если   блюда   заказывались   гостями   вразнобой   –   и   одинаковое   блюдо добавлено в заказ несколькими строками по 1 – 2 порции, можно сложить все такие   строки   с   помощью   операции   «Паковка».   Если   существуют   блюда, которые   паковать   не   желательно,   (например,   блюдо   «На   заказ»   ­   имеет различные значения для разных гостей), можно запретить их паковку. 25 R­Keeper V7 Руководство пользователя Исходя   из   данных   о   времени   приготовления   блюда,   официант   может рассчитать минимальное значение времени подачи блюд и согласовать его с клиентом.   По   просьбе   гостя,   это   время   может   изменяться   в   допустимых пределах.   Если   на   предприятии   используется   система   пейджингового оповещения,   сигнал   о   наступлении   времени   подачи   может   быть   получен официантом   на   личный   пейджер.   Если   эта   система   отсутствует,   официант может видеть время подачи в окне формы редактирования заказа. После   закрытия   официантом   формы   редактирования   заказа,   каждое блюдо, заказанное гостями, попадает на сервис печать в соответствующем цехе (горячем, холодном, кондитерском, и др.). Блюда, имеющие одинаковое время сервис ­ печати, добавленные одним работником на одной станции, составляют пакет  заказа.   После   выполнения   сервис   ­   печати   пакет   называется «распечатанным».   Распечатанный   пакет   будет   визуально,   отличается   от нераспечатанного пакета. До выполнения сервис печати пакета в него могут вноситься изменения – добавления и удаления блюд, изменение их количеств. Нельзя   вносить   изменения   блюд   в   распечатанный   пакет.   Исключением является   ввод   веса   блюда,   которое   взвешивается   после   приготовления. Подробнее тема «Выполнение заказа» рассмотрена в п. 2.4.6, стр. 30. Официант   может   ввести   время   сервис   печати   пакета   вручную,   если немедленная распечатка по каким­либо причинам не нужна. Иногда время печати и время подачи значительно различаются, например, утром   принимается   предварительный   заказ   на   вечер.   В   этом   случае   пакет распечатывается в 11.00, а время подачи, например, 19.00. Чтобы своевременно начать   приготовление   блюд,   существует   время   напоминания.   Время напоминания   следует   устанавливать   на   время   начала   приготовления   блюд. Например, если заказанные на вечер блюда готовятся 1 час, время напоминания пакета следует установить на 18.00. Если использование времени напоминания в   ресторане   не   предполагается,   его   можно   отменить.   При   выполнении соответствующих   настроек,   время   напоминания   может   рассчитываться автоматически,   в   зависимости   от   времени   приготовления   блюд.   После выполнения   сервис   ­   печати   одного   или   нескольких   пакетов,   возможно добавление   блюд   в   новые   пакеты.   Удаление   блюд   из   сохраненного   пакета выполняется менеджером, с указанием причины удаления. Возможно,   что   во   время   редактирования   заказа   изменяется   период,   а вместе с ним происходят изменения цен и списка доступных объектов. Если смена   периода   не   влечет   изменения   цен,   а   все   объекты   заказа:   блюда, модификаторы,   скидки,   и   т.д.   доступны   и   в   новом   периоде,   продолжается обычное редактирование заказа. Если в наступившем периоде действуют новые цены, сообщение об этом появится на экране перед работником, редактирующим заказ. Если в торговой группе,   которая   будет   действовать   в   наступающем   периоде,   станут недоступными   некоторые   объекты   заказа,   на   экран   будет   выведено информационное сообщение о том, что если пакет не будет сохранен в течение N минут, эти объекты будут из него удалены. 26 R­Keeper V7 Руководство пользователя Количество минут N задается в настройках менеджерской станции.  Например, в 11.55 редактируется заказ, в него включены блюда торговой группы «Утреннее меню»: «Омлет с сыром» и «Мюсли с молоком». В 12.00 начинается период «День» и действие торговой группы «Ланч», в которой эти блюда   недоступны.   На   экран   выводится   сообщение»   «Заказ   должен   быть сохранен   в   течение   5   минут,   иначе   блюда   «Омлет   с   сыром»   и   «Мюсли   с молоком» будут удалены». Возможно, что один из залов ресторана специализируется на обслуживании иностранных   гостей.   На   рабочих   станциях   этого   зала   объекты,   выбираемые работниками (меню, модификаторы, скидки, и др.), а также весь интерфейс экранных форм, все информационные сообщения выводятся на альтернативном языке.   Все   добавления,   изменения,   удаления,   выполняемые   работниками   во время   редактирования   заказа,  сохраняются   в  системе   с   указанием   автора   и последнего исполнителя действия и временем его произведения. 2.4.3 Выбор блюда и модификаторов Блюдо может быть выбрано с помощью кода, горячей клавиши или кнопки на   экране   сенсорного   монитора.   Для   быстрого   поиска   меню   имеет иерархическую структуру. Кнопки блюд на экране и клавиши на клавиатуре могут содержать пиктограмму и имеют специфичные для этого блюда цвета. Для исключения ошибок ввода, определен формат количества. Например, если товар отпускается только целыми порциями, то нельзя ввести десятичные знаки   после   запятой.   Могут   быть   отдельные   виды   блюд,   которые   кроме количества   порций   требуют   ввода   размера   (веса)   порций.   Цены   блюд определяются   автоматически.   Могут   существовать   блюда,   которые   имеют «открытую» цену, цена на данное блюдо определяется в момент его заказа. Часто такие блюда являются приготовленными по специальному заказу гостя. Блюда   могут   иметь   модификаторы.   Под   модификаторами   понимаются специальные   инструкции   по   приготовлению   блюда,   например,   степень прожарки   и   специальные   инструкции   по   изменению   стандартного   рецепта. Модификаторы   могут   предназначаться   для   добавления   каких­то   платных ингредиентов и иметь цену, которая добавится к цене блюда. Модификаторы могут служить для исключения каких­то ингредиентов и иметь отрицательную цену ­ в этом случае цена блюда уменьшится. Система предоставляет   возможность   модифицировать   неограниченное   число характеристик   блюда   (создавать   неограниченное   количество   групп модификаторов).   При   этом   по   каждой   характеристике   может   быть   свой контроль   «обязательности»   модификаторов.   Это   достигается   указанием минимально и максимального количества модификаторов из  каждой группы для данного блюда. 27 R­Keeper V7 Руководство пользователя Например,   некоторое   мясное   блюдо   дополнительно   характеризуется степенью  прожарки,  количеством  перца  и   доп.  соусом.   Определяя  значения свойств данного блюда, можно настроить, что будет выбираться ровно одна степень   прожарки   из   списка   (то   есть,   на   кухню   не   придет   сервис­чек   без указания степени прожарки или с двумя указаниями). В группе модификаторов «Количество перца» не будет обязательных – то есть минимальное количество модификаторов этой группы равно 0. Это означает, что по умолчанию кладется установленное   рецептом   количество   перца.   А   для   изменения   этого   следует выбрать какой­либо модификатор из этой группы. При этом можно установить, что максимальное количество модификаторов этой группы для блюда равно 1. В   группе   доп.   соусов   можно   установить   цену   модификаторам,   которая добавится в цену блюда. Большинство  модификаторов заводятся в базу данных уже  готовыми  к использованию – их достаточно просто выбрать из списка. Однако могут быть модификаторы, текст которых необходимо вводить в момент заказа. Подобным способом можно передавать на кухню специальные пожелания гостя. Чаще всего такие модификаторы используются с «открытыми блюдами». При   этом   на   гостевом   чеке   может   печататься   введенный   текст   вместо наименования блюда. Например, в меню есть блюдо под названием – «Открытое блюдо – кухня». Для   этого   блюда   разрешаем   вводить   цену   и   модификатор   с   произвольным текстом. Указываем, что в чеке следует печатать текст модификатора вместо названия блюда. Предположим, гость заказал яичницу с ветчиной, которой в меню   нет.   Официант   (менеджер)   вводит   в   заказ   «Открытое   блюдо», устанавливает цену продажи и добавляет модификатор с текстом «Яичница с ветчиной».   На   гостевом   чеке   блюдо   будет   выглядеть   как   «Яичница   с ветчиной». 2.4.4 Ограничения использования торговых объектов В   большом   многозальном   ресторане   полного   сервиса   существует необходимость обеспечить обслуживание разных залов по разным меню, разным ценовым   и   скидочным   схемам.   Это   может   быть   реализовано   с   помощью создания   различных   наборов   доступных   торговых   объектов   (блюд,   скидок, валют, и т.д.) для различных станций, официантов, периодов времени. Важной   задачей   автоматизации   кассового   уровня   разработчики   считают минимизацию   выбора   действий   персоналом   кассового   уровня.   Например,   в конкретный   момент   времени   на   определенной   станции,   для   заказа   на определённый стол доступна лишь часть меню, скидок, консумантов, валют. Официант   может   открыть   заказ   лишь   на   стол,   относящийся   к   его   зоне обслуживания.   Подобный   подход   позволяет   ускорить   ввод   информации   в систему и избежать многих ошибок. 28 R­Keeper V7 Руководство пользователя Наиболее общие способы ограничения:  Статус элемента – активный, неактивный, черновик, удалённый;  Даты начала и конца использования;  Пользовательские   права   на   объекты   могут   быть   назначены торговым   объектам.   С   ролью   и   станцией   связываются   множества доступных прав;  Торговые   группы  –  полностью   настраиваемые   пользователем группы торговых объектов. В один момент времени доступны торговые объекты из одной торговой группы, в зависимости от периода времени, станции, стола, оператора, категории заказа;  Пользователь   может   сам   задавать   размещение   кнопок   нужных торговых   объектов   на   экране   в   конкретный   момент   времени,   на конкретной станции для конкретного официанта. Кроме   вышеперечисленных   способов   ограничения   есть   другие, характерные для каждого конкретного типа объектов ограничения. 2.4.5 Учет по посадочным местам Блюда, платежи и скидки могут быть общими или относящимися к одному посадочному месту. Для   более   простого   связывания   посадочного   места   с   конкретным человеком, гостям можно назначать метки. В этом случае вместо номера места выводится метка гостя. Типовые метки могут быть введены заранее по типам гостей.   Например,   для   типа   гостей   «Молодожены»   могут   быть   заданы стандартные   метки   «Он»   и   «Она»,   для   подтверждения   выбора   этих   меток, официанту   достаточно   нажать   кнопку,   содержащую   эти   метки.   Введение других обозначений производится в специальном редакторе меток гостей. Если гости желают платить каждый за себя, то выполняется расчёт «по местам» ­ система создаёт столько счетов, сколько мест. Счета оплачиваются по отдельности. После оплаты одного или нескольких счетов можно выполнить суммарный   расчёт   и   оплатить   остаток   целиком.   После   оплаты   одного   или нескольких   счетов   можно   продолжать   заказывать   блюда.   В   этом   случае оплаченное место считается «закрытым» и общие блюда, добавленные позже, к нему не относятся. При необходимости, место можно «открыть». Если к обслуживаемой компании подошел новый гость, который желает присоединиться   к   ней,   можно   «добавить»   еще   место   (места)   к   заказу.   В результате этой операции количество мест заказа увеличится. Поддержка посадочных мест может быть отключена. При такой настройке произведение «расчета по местам» невозможно. Блюда   могут   быть   распределены   по   местам   непосредственно   в   форме редактирования   заказа.   С   помощью   операции   «Место»   каждому   блюду присваивается нужное место. 29 R­Keeper V7 Руководство пользователя Другой способ распределить блюда по местам – без использования формы переноса описан в п. 2.4.7, стр. 31. При   использовании   карты   на   входе   места   на   блюда   назначаются проведением   карточек   гостей.   Официант   может   назначить   «место   по умолчанию». Выбранное место будет назначаться добавляемым блюдам заказа, пока он не отменит эту операцию. 2.4.6 Выполнение заказа Сервис   печать   заказанных   гостями   блюд   из   сохраненных   пакетов выполняется в различных кухонных цехах ресторана (горячий, кондитерский, и др.) на специальных сервис принтерах. Каждое блюдо меню для его сервис печати в нужный цех должно быть отнесено к категории сервис печати. При приеме заказов на отложенное обслуживание – выполняется сервис печать   напоминания.   Подачу   блюд   в   определенное   время,   согласованное   с клиентом обеспечивает хранение в системе времени подачи блюд. Для каждого цеха   может   быть   создан   собственный   макет   сервис   печати   или   один   макет может использоваться в нескольких цехах. При соответствующих настройках системы, для удобства поваров может использоваться   время   напоминания   пакета.   Макет   печати   по   времени напоминания может отличаться от макета сервис печати этого цеха. Если сервис печать не выполнилась по причине поломки принтера, она перенаправляется на резервный принтер. При выполнении сервис печати может быть   назначена   автоматическая   паковка   блюд,   даже   если   она   не   выполнена официантом при редактировании заказа. При   выполнении   сервис   печати   может   быть   назначена   автоматическая сортировка   блюд   по   коду.   Это   может   быть   полезным,   если   технология приготовления блюд каким­либо образом учтена при их кодировке. Например, коды   блюд,   требующих   для   приготовления   сходные   наборы   продуктов, начинаются, например, на 10, 20, и т. д. Если   в   одном   сеансе   сервис   печати   распечатываются   блюда   разных категорий,   можно   задать   группировку   блюд   «по   категориям»,   что   облегчит распределение заданий для персонала кухни. Менеджер   в   случае   необходимости   может   оформить   удаление распечатанных блюд с указанием причины удаления. Удаление может быть как со   списанием   (если   блюдо   случайно   испорчено,   и   не   может   быть   продано повторно), так и без списания (например, ошибка официанта). Удаление   блюд,   также,   распечатывается   на   сервис   принтерах   в соответствующих   цехах   по   специальному   макету.   Для   оптимизации   связи между   залами   и   производством   может   использоваться   КДС   (Кухонно­ Дисплейная Система), на мониторе отображающая заказы на разных стадиях приготовления. 30 R­Keeper V7 Руководство пользователя 2.4.7 Перемещение блюд Иногда   возникают   ситуации,   когда   необходимо   переместить   блюда, заказанные на одном столе на другой стол. Например, официант ошибся при введении до заказа в компьютер, и ввел заказанный «Кофе» не на 8, а на 9 столик. Эта операция выполняется с помощью команды переноса блюд между заказами. Другой случай ­ редактирование заказа на обслуживание дня рождения. Клиент заказал подачу вин на 16 часов, но потом передумал, и попросил подать вина в 14 часов, вместе с горячим. В этом случае необходимо использовать перенос блюд между пакетами одного заказа. Так же, как и при переносе блюд между   заказами,   существуют   разные   команды   для   переноса   блюд   из распечатанных и не распечатанных пакетов. Если   обслуживается   многочисленная   компания   гостей   и   необходимо распределение блюд по местам, для выполнения этой операции, также, может использоваться форма переноса блюд. На форме переноса блюд представлены две (на станциях с маленькими мониторами) или три панели (на станциях с большими мониторами). Каждая панель – это отдельный пакет (при переносе блюд между пакетами) или стол (при переносе блюд между заказами) или место (при переносе блюд между местами). Официант выбирает блюдо для переноса, количество переносимых порций и указывает на панель, куда нужно перенести блюдо. 2.4.8 Скидки Использование  разнообразных   скидок  и   наценок  широко   применяется  в сферах   общественного   питания   для   выработки   оптимальной   политики обслуживания и привлечения клиентов. В   системе   R­Keeper   V7   существует   два   способа   назначения   скидок (наценок): вручную и автоматически. Вручную скидка (наценка) назначается работником,   обслуживающим   заказ,   или   менеджером,   обладающим   правом назначения скидок (наценок). Автоматически скидка (наценка) назначается при возникновении соответствующих условий. Пример автоматического назначения скидки: в период с 7 по 9 марта все заказы с момента их создания содержат скидку «Праздничная». Условием назначения автоматических скидок (наценок) может   быть   не   только   период,   но   и   станция   обслуживания,   роль   или конкретный работник, выступающий в качестве основного официанта заказа, и некоторые другие условия. Скидка   (наценка)   может   иметь   ограничение   по   категории,   то   есть, действовать   только   для   блюд   выбранной   категории.   Например,   скидка «Детская» распространяется только на блюда, из категории «Молочное». 31 R­Keeper V7 Руководство пользователя Скидки (наценки) могут быть суммовыми или процентными. Например, величина наценки «Вынос блюда под музыку» всегда 300 руб., а сумма скидки «Студенческая»   составляет   5%   от   стоимости   заказа.   Процентные   скидки (наценки) могут иметь разные значения процента для блюд разных категорий. Например, можно установить для скидки «Прохладительный сезон» значение на блюда категории «Пиво» 7 %, а на свежеотжатые соки – значение 12%. 1 системе могут существовать скидки (наценки) применимые: ко всему заказу; к посадочному месту; к блюду. Например, скидка «Праздничная», 10 %, имеет область применения «На заказ», назначается на заказ стоимостью 1500 руб. Величина скидки – (1500*10)/100=150 руб. Допустим скидка «Праздничная» 10 % имеет область применения «Место» и назначается на место 2 из 3. Предположим, для наглядности расчета, что сумма заказа 1500 руб. на все места распределена поровну, т. е. сумма счета каждого места ­ 500 руб. Величина скидки в этом случае – (500*10)/100=50 руб. Третий пример – скидка Праздничная»  ­ 10 %  с областью  применения «Блюдо». Допустим, заказ содержит блюдо «Пирог «Майский» стоимостью 300 рублей, и на это блюдо назначена скидка. Величина скидки «на блюдо» будет (300*10)/100=30 руб. На предприятии, где используются визиты, могут существовать скидки / наценки «На посадочное место визита» или «На визит», которые могут быть назначены при расчете визита. Для  не распределяемых  наценок, если они созданы в системе, выбрана налоговая группа. Это значит, что налог с такой наценки берется так же, как с продаваемых   блюд.   Не   распределяемую   наценку   можно   использовать, например,   для   чаевых,   это   позволит   вести   их   учет   с   официальным перечислением налога с дохода. Другой   пример   использования   не   распределяемой   наценки   –   «Плата   за вход».   Для   некоторых   категорий   гостей   эта   наценка   может   автоматически добавляться к сумме счета. Сумма распределяемых наценок распределяется в заказе пропорционально суммам блюд, так же, как и суммы всех скидок. 2 системе   могут   существовать   скидки   (наценки),   назначая   которые менеджер (или любой работник, при наличии соответствующего права) может сам определить их значение (величину процента или сумму скидки (наценки)). Эта   возможность   позволяет   увеличить   роль   человеческого   фактора   при назначении скидки (наценки). Чтобы назначаемая скидка / наценка не оказалась больше максимального допустимого значения (процент или сумма), его можно определить в предварительных настройках. Это можно сделать не только для скидок / наценок с ручным вводом значения, но и для любых скидок / наценок. Одна   и   та   же   скидка   может   по­разному   действовать   в   зависимости   от количества гостей, типа гостей, суммы, количества заказанных блюд. 32 R­Keeper V7 Руководство пользователя Например, скидка «Молодежная» может иметь размер 35 руб. для типа гостей «Студенты», если в компанию входит от 2 до 4 человек, или 55 руб., если обслуживается от 5 до 7 человек. Другой пример: если сумма заказа составляет не менее 1500 руб., скидка «Летняя» имеет значение 20%, если сумма заказа составляет не менее 1000 руб., скидка «Летняя» составляет 15% от суммы заказа. В процессе обслуживания гостей, произведения заказа и до заказов блюд, текущие   условия   заказа   меняется   изменяется   сумма   заказа,   количества заказанных блюд, их распределение по местам. Все эти изменения учитываются системой при назначении скидки (наценки). Например,   можно   настроить   увеличение   скидки   вместе   с   увеличением заказанных блюд. Создана скидка «Десертная эстафета» с условием назначения «на превышение количества N» (N задается в настройках скидки) заказанных блюд.   В   этой   скидке   для   нескольких   «пороговых»   количеств   заказанных порций блюд выбираются разные режимы ее действия: «Для всех», «Для всех после N­го», «Для каждого N­го». Например, для скидки первое пороговое значение назначено N = 2, при заказе гостями 3 – х или 4 ­ х десертов, они отпускаются за 1/3 цены (режим «Для всех после N – го»). Второе пороговое значение = 5 порций. При заказе 5 порции,   10  или  15  –  каждая   пятая  порция   отпускается  с  70%­ной  скидкой (режим  «Для  каждого   N  ­  го»).  При   заказе  20  и  более  порций,   все  порции десерта отпускаются по цене со скидкой 30% (Режим «Для всех»). Для   некоторых   скидок   можно   определить   правила   взаимодействия   – композиции. Например, с помощью создания композиции, можно определить, что при совместном назначении суммы скидок «Детская» и «День рождения» складываются. Можно настроить систему так, что при совместном назначении двух, трех или четырех скидок будет действовать максимальная из них или первая не нулевая. Для композиции скидок можно установить максимальный допустимый процент, покрываемый суммарной скидкой композиции. 2.4.9 Цены Валюты Расчет заказа Каждое   блюдо   может   относиться   только   к   одному   меню,   или присутствовать в нескольких меню, и иметь в каждом из них разные цены. Например   гарнир   «Картофель   фри»   в   период   «Утро»   (в   этот   период используется   меню   «Утреннее»)   стоит   40   руб.   а   в   период   «Вечер»   (в   этот период используется меню «Вечернее») ­ стоит 55 руб. Система   позволяет   гибко   настраивать   налоги.   Одновременно   могут действовать до 8 налогов. Поддерживаются добавляемые и включённые в цену налоги. Это значит, что цены в счете могут указываться как без учета налогов, так, включая налоги. 33 R­Keeper V7 Руководство пользователя Ставки налогов могут зависеть от блюда или не распределяемой наценки. Так,   по   разным   ставкам   могут   браться   налоги,   например,   с   хлебобулочных изделий  и  спиртных  напитков,  или  с  наценки  «Плата  за вход»  и  с  наценки «Чаевые» (см. п.4.19, стр. 269). Можно задать налоговые льготы по валютам. Например, при оплате счета какой­либо   валютой   не   взимается   один   из   налогов.   Кроме   того,   и   ставки налогов   и   налоговые   льготы   могут   зависеть   от   типа   обслуживания   и   места отпуска заказа. Например, если обслуживается «Банкет» ­ берется один набор налогов по некоторым ставкам, если обслуживается «Кафе» ­ берется другой набор налогов, или тот же самый набор налогов по измененным ставкам. Общая сумма заказа рассчитывается системой автоматически, исходя из цен,   количеств,   скидок,   добавляемых   налогов.   При   расчёте   по   посадочным местам общая сумма та же. При расчёте система сохраняет информацию, по каждому блюду: какая сумма,   какой   валютой   внесена   при   его   оплате.   Аналогично   сохраняется информация   по   каждой   скидке,   по   каждому   налогу   –   какая   часть   скидки (налога)   приходится   на   данное   блюдо.   В   дальнейшем   эта   информация переносится   в   накопительную   базу.   Такой   способ   сохранения   информации позволяет   сверять   между   собой   все   отчёты   по   блюдам,   оплатам,   скидкам, налогам.   Никаких   расхождений   «на   копейку»   (при   правильно   настроенном отчёте) нет. Существуют не фискальные валюты и не фискальные не распределяемые наценки. Например, в ресторане гостиницы можно закрывать счет «на номер» (счет за все услуги оплачивается при выезде клиента из номера). Чтобы   избежать   двойного   налогообложения   для   валюты,   «закрытие   на номер» определяется свойством «не фискальный», при оплате такой валютой данные не будут поступать в фискальную память. На валюту можно установить ограничение по категории блюд, к которой она применима. Например, валютой «Фишки»  (фишки в качестве  призового вознаграждения   выдают   игровые   автоматы)   могут   быть   оплачены   только товары категории «Призовой десерт». Если   некоторые   внутренние   валюты   (например,   «Фишки»),   не   имеют номиналов меньше определенного, сумма к оплате этими валютами может быть представлена с округлением до этого номинала. Например, существуют фишки достоинством: 5 руб., 10 руб., 20 руб. и 50 руб. Если для них выбрано правило округления «5.00», то сумма к оплате счета в рублях равная 158 руб., для оплаты валютой «Фишки» будет равняться 160 фишек. Возможно существование в системе таких валют, при оплате которыми начисляется  скидка  или  наценка.   Такие   скидки   (наценки)   называются   «на платеж». Например, если клиент будет оплачивать счет валютой «Фишки», на сумму счета начисляется скидка «Призовая» в размере 10% от суммы счета. 34 R­Keeper V7 Руководство пользователя Для некоторых валют можно назначить не распределяемую наценку для чаевых. При внесении этой валютой суммы большей, чем сумма счета, кассир сможет   выбрать:   оформлять   в   чеке   выдачу   сдачи   клиенту,   или   с   помощью операции «Сдача в чаевые» автоматически отнести сумму сдачи к наценке, которая выбрана для этой валюты. Допустим, для валюты «Рубли» назначена наценка для чаевых, которая называется «Чаевые». Клиент оплачивает этой валютой счет в ресторане с превышением суммы к оплате на 25 руб., и говорит: «Сдачи   не   надо».   В   чеке   под   распечатанным   списком   блюд   с   указанием количеств, и их стоимости, будет напечатано: «Чаевые» ­ 25.00 Можно   запретить   выдачу   сдачи   некоторыми   валютами.   Так,   нельзя выдавать сдачу валютами типа «Кредитные карты». Для   некоторых   валют   можно   настроить   автоматическое   отнесение превышения оплаты по счету к наценке для чаевых. При оплате счета этими валютами с превышением, кассиру не потребуется нажимать никаких кнопок кроме ввода внесенной суммы, сдача будет автоматически отнесена к наценке «Чаевые». В системе могут существовать валюты, с которых запрещено давать сдачу. Смысл создания такой настройки ­ запрещение их обналичивания. Например, сотрудники могут оплачивать обеды валютой «Талон». 1 талон = 100 руб. Для этой валюты определено свойство «Без сдачи». Если сумма обеда 245 руб., можно внести 2 талона, остальную сумму – другими валютами. Внести 3 талона и   получить   сдачу   нельзя.   Валюты,   для   которых   настроено   автоматическое отнесение сдачи к наценке для чаевых, сумма с превышением по счету этими валютами не может быть введена. Если для какой­то валюты установлено ограничение на использование по категории   (категориям),   флаг   «Без   сдачи»   для   нее   выставляется автоматически.   Такая   настройка   необходима,   так   как   допустимая   сумма   к оплате по счету валютой с ограничением по категории, как правило, меньше общей суммы счета, и, следовательно, превышение суммы в этой валюте не может быть направлено на оплату блюд других категорий. Для   ускорения   процесса   внесения   данных   в   систему   при   оплате,   для некоторых валют может быть разрешено автозаполнение. Это значит, что при оплате этой валютой можно не вводить сумму внесенного платежа, а только выбрать валюту из списка, сумма автоматически будет подставлена. При оплате некоторыми валютами, необходимо внесение дополнительных данных, например, номера кредитной или персональной карты; номера отеля, на который производится закрытие счета или номер и дату счета фактуры, если производится безналичный расчет, и др. Такие данные вводятся в специальные экранные формы или со считывателя магнитных карт. При   использовании   для   оплаты   персонализированных   валют   (например, карточек ПДС), на карточку клиента могут начисляться бонусы. На некоторые персонализированные валюты можно запретить начисление бонусов. Можно настроить систему так, чтобы при оплате некоторыми валютами выполнялось автоматическое открытие кассового ящика. 35 R­Keeper V7 Руководство пользователя В заключение обслуживания заказа, когда гости решают, что заказ блюд окончен, они просят принести счет. Если производится расчет «по местам», распечатываются счета по количеству мест заказа. До распечатки счета (в системе R­Keeper V7 эта процедура называется распечаткой   пречека)   изменения   цен   и   скидок   автоматически   изменяют расчетную сумму заказа. После распечатки пречека все суммы фиксируются. После   печати   пречека   изменения   заказа   недопустимы.   Если   внесения необходимо внести, выполняется операция «Отмена пречека», после чего заказ считается открытым для редактирования. Сумма   сдачи   автоматически   рассчитывается   после   введения   суммы внесенного   платежа.   Существует   возможность   настройки   расчета   сдачи   без введения суммы платежа за два нажатия – с учетом «минимального номинала» валюты, которой внесен платеж. После произведения расчета с гостями заказа счета, официант или кассир печатает фискальный чек. 2.5  Технология «Быстрый чек» (Fast Food) Форма обслуживания, клиентов, при которой заказ блюд, формирование заказа, отпуск заказа и оплата счета (распечатка фискального чека) происходят за один сеанс работы, без перерыва, непосредственно на месте отпуска заказа, называется «Быстрый чек». Так может работать, например, бар или ресторан быстрого   обслуживания   (Fast   Food).   Заказ   формируется   барменом   или специальной бригадой комплектовщиков немедленно, и клиент получает его прямо у стойки кассы при одновременной оплате. При   технологии   «Быстрый   чек»   не   требуется   ввод   многих   данных, например, стола обслуживания, официанта, типа гостей и их количества, и др. В   количество   операций,   выполняемых   оператором   кассы   при   обслуживании клиентов так же, сокращено. Настройка   вводимой   и   выводимой   информации,   список   необходимых операций определяются технологией работы на конкретном предприятии. Если   сборка   заказа   осуществляется   комплектовщиком   (или   группой комплектовщиков)   во   время   оформления   оплаты   заказа   кассиром,   можно, настроить   одновременный   вывод   на   экране,   текущего   заказа   и   последнего оплаченного   заказа.   Увеличение   длительности,   вывода   содержания   каждого заказа удобно для комплектовщика, который его собирает. Если при обслуживании в ресторане гости могут сделать в баре заказ, и попросить   бармена   передать   его   на   столик,   где   они   будут   в   дальнейшем обслуживаться,   в   функции   бармена   следует   включить   передачу   заказа   на определенный столик, определенному официанту. Если заказы, принимаемые к исполнению, готовятся в отдельных цехах, при использовании технологии «Быстрый чек» может быть настроена сервис печать. 36 R­Keeper V7 Руководство пользователя 23 Развлекательный центр, клубная система. 24развлекательных центрах полного цикла обслуживания – где компании гостей проводят длительное время, получают разнообразные услуги, делают множество заказов на разных точках обслуживания (бары, детские кафе, отпуск сопутствующих товаров, и др.), окажется полезной возможность использования технологии карта на входе. При   использовании   этой   технологии   создаются  визиты,   включающие   в себя несколько заказов, оплата за которые может производиться как сразу, так 24 при общем расчете визита. Плюсами являются персональный учёт клиентов: скидки, бонусы, учёт продаж, оплата с «карточного» счёта. При входе в развлекательный центр компания гостей получает магнитную Карту,  на   которую   персоналом   вносятся   данные   о   содержании   и   сумме обслуживания каждого заказа. На   выходе   из   развлекательного  центра   все   заказы,   сделанные   во   время визита,   представлены   в   виде   суммарного   заказа   (сгруппированного   по отдельным заказам), по которому производится расчет. По желанию гостей, каждый гость компании может получить отдельную карту для индивидуального расчета, в этом случае места на блюда в заказах могут назначаться с помощью проведения карточкой гостя по считывателю. Для визитов могут вводиться  комментарии, как сохраняемые, так и не сохраняемые   после   перезагрузки   сервера.   Эти   комментарии   выводятся   на форме редактирования заказа и на форме выбора заказа. Комментарии к визиту в случае необходимости можно изменить или дополнить. Так же, как метрдотель может создать пустой заказ, который затем будет обслуживать   официант.   Может   быть   создан   пустой   визит,   который   будет идентифицировать компанию гостей. Возможно,   что   в   больших   развлекательных   центрах   обоснованным окажется   использование   в   разных   залах   разных   типов   рабочих   станций   ­ сенсорных (Touch Screen – станций), клавиатурных станций или наладонных компьютеров. 5888 Настройка отображения информации на экране станции Экранные формы рабочих станций являются полностью настраиваемыми по содержанию и внешнему оформлению. В специальных редакторах они могут быть   изменены   в   соответствии   с   особенностями   работы   конкретного предприятия или даже пользователя. Так,   в   форме   создания   (редактирования)   заказа   можно   сформировать максимально   удобные   списки   выбора   объектов,   включая   собственные настройки отображения групп объектов. 37 R­Keeper V7 Руководство пользователя Например,   можно   задать   собственное   разбиение   списка   на   страницы, задать переходы между страницами и переходы из списка с объектами одного типа   к   списку   с   объектами   другого   типа   (например,   в   список   блюд   меню включить кнопку перехода в список модификаторов). Могут   быть   сформированы   списки   из   разнотипных   торговых   объектов (например, блюд, модификаторов, скидок, консумантов). Внешнее   оформление   страницы   списка   пользователь,   также,   может определить самостоятельно: размеры кнопок, размещение относительно друг друга, любая картинка объекта, её размещение, цвет фона, цвет текста. Из часто используемых пользователями операций, так же, как из кнопок выбора  объектов,  можно сформировать  собственные  списки,  которые  будут выводиться вместо настроек системы, заданных при ее установке. Доступны   для   редактирования   не   только   кнопки   объектов,   но   целые области   экранных   форм.   Так,   можно   уменьшить   (или,   наоборот,   увеличить) область информационных сообщений, расширить область вывода меню. Рамки, разграничивающие   области,   шрифт,   цвет,   текст   сообщений   могут   быть изменены, ненужные компоненты – спрятаны, или заменены другими. 23 области   редактирования   заказа   каждому   типу   элемента   заказа сопоставлен   специальный   формат,   в   котором   пользователь   может   выбрать свойства элемента отображения, текст, шрифт, цвет. 24 форме   выбора   заказов   для   редактирования   пользователь   может выбирать свойства заказа, которые будут отображены на кнопках с заказами, размещать эти свойства удобным ему образом. Полный набор экранных форм составляет схему форм. Создавая разные схемы   форм   можно   назначать   их   использование   в   зависимости   от   станции, работника, торговой группы, и других условий. При   использовании   станций   с   разным   разрешением,   автоматически выбираются подходящие экранные формы. Если во время обслуживания заказа возникла сложная ситуация, можно сохранить Screenshot экрана кассы и позже просмотреть его. 2.8  Печать и сервис печать Печать документов, а также вся сервис печать выполняется по макетам документов на основе схем печати. В   специальном   редакторе   макеты   документов   печати   могут   быть видоизменены, могут быть созданы новые макеты печати для использования наряду ранее созданными. Пользователь может выбрать данные, выводимые на печать самостоятельно. Например,   вместо   суммы   остатка   «К   оплате»,   можно   выбрать   сумму «Оплачено». Кроме того, выбираются спец. команды принтеру – вывод штрих­ кода, подача звукового сигнала принтером при печати. 38 R­Keeper V7 Руководство пользователя Можно   настроить   выбор   макета   печати   и   принтера   в   зависимости   от условий: «Работник», «Роль», «Торговая Группа», «Станция», и других. Существует резервный принтер, на который будет переключена печать в случае недоступности основного. Используя   настройки   схем   печати   по   периоду   можно   обеспечить, например,   автоматическое   перенаправление   печати   с   одного   принтера   на другой, в зависимости от времени суток или дней недели. При наличии нескольких доступных макетов одного документа, они будут предложены   пользователю   для   выбора.   Например,   кассир   при   печати   чека может выбирать макет чека «общий расчет» или «расчет по местам». Сервис печать настраивается отдельно – с учетом категории блюд пакета, сервис   чеки  распечатываются   на   разных   сервис  ­  принтерах  (горячий   цех, кондитерский,   и   др.).Можно   задать   разные   макеты   для   первичной   печати, печати напоминания, печати удаления. 2.9  Построение отчётов Для   построения   отчетов   в   системе   R­Keeper   V7   реализована   OLAP­ технология   (аббревиатура   Online   Analytical   Processing),   на   основе   которой система строит многомерные «кубы» по таблицам данных с рабочих станций и данным справочников менеджерской части. Используя графический интерфейс, пользователь может сам выбирать необходимые данные для структуры куба. По   каждому   сгенерированному   «кубу»   менеджер   может   без   труда создавать   множество   отчетов.   Для   создания   отчета   –   с   помощью   мыши   ­ интересующие   пользователя   поля   выносятся   в   область   видимости   и самостоятельно им группируются. Например,   по   одному   кубу   «Продажи»   пользователь   может   создавать отдельные   отчеты:   «Продажи   по   месяцам»,   «Продажи   по   официантам», «Продажи по станциям», «Продажи по валютам» и другие. Поэтому же кубу может   быть   сформирован   сводный   кросс­отчет   по   продажам,   имеющий, например, такой вид: сверху – станции, слева – официанты, в поле отчета – суммы по продажам. Наглядность   отчетов   расширяют   многочисленные   графические диаграммы, в виде которых можно представить отчетные данные. При   выводе   отчетов   на   печать   можно   использовать   настройки разработчиков,   или   изменять   их   с   помощью   редактора   Fast   Report.   Можно, также, экспортировать отчет в Excel. Большинство   отчетов   строится   по   логическим   датам   смен.   Логическая дата   смены   может   выставляться   по   дате   текущего,   предыдущего   или следующего   дня,   в   зависимости   от   настроек   системы   и   времени   закрытия смены. 39 R­Keeper V7 Руководство пользователя Существует возможность создания собственных кассовых отчетов – как по набору данных, так и по форме. Возможность просмотра информации по каждому счету, в какое время, кем были внесены в заказ блюда, скидки, наценки, консуманты, информация о внесении добавлений, изменений их авторах и точная информация о времени внесения. 2.10  Персонал, права работников На рабочей станции (официантской, станции бармена или станции кассира) работники могут регистрироваться с помощью проведения магнитной картой по считывателю   магнитных   карт   или   вводом   кода   и   пароля.   О   регистрации работников на рабочей станции, см. п. 2.12, стр. 42. Каждый работник, имеющий доступ к системе, относится к одной из ролей. Предустановленные роли – официант, бармен, кассир, метрдотель, менеджер, администратор. Пользователь может самостоятельно добавлять новые роли и наделять их любыми наборами прав. Все права роли подразделяются на четыре большие группы: I. Права на выполнение операций на станции; 23 Права на использование торговых объектов (права доступа); III. Права на работу с менеджерской станцией; IV. Права на отчёты менеджерской станции; Первая   и   третья   группы   прав   созданы   разработчиками   программного комплекса. Права этих групп даются или снимаются с пользователей системы администраторами и менеджерами. Справочники со списком прав доступа и прав на отчеты создаются пользователями системы самостоятельно. Об этих группах прав рассказано ниже. Первая   группа   включает   в   себя   все   множество   прав,   описывающих действия   на   рабочих   станциях.   Права   необходимые   для   осуществления регистрации   работника,   размещения   гостей,   выбора   заказа   и   его редактирования,   выполнения   команд   главного   меню   и   возможности   выбора объектов. Третья   группа   прав   включает   в   себя   права   на   доступ   к   справочникам приложения менеджера. Вторая   группа   прав   не   является   обязательной.   Если   пользователем   не создаются   права   доступа,   эта   группа   прав   является   пустой.   Созданными   в справочнике Права правами доступа защищаются необходимые объекты. Например, на предприятии существует  должность сомелье, только этот работник   должен   иметь   возможность   выбора   в   меню   вин   для   клиентов.   В справочнике   прав   доступа   создается   право   «Вино».   Роли   сомелье присваивается это право. В свойствах блюда для всех вин назначается право «Вино». Таким образом, работа с винами становится  доступной только для работника с ролью сомелье. 40 R­Keeper V7 Руководство пользователя Четвертая группа прав, так же, как и вторая, не является обязательной. Созданными   в   справочнике  Права   на   Отчеты  правами   защищаются необходимые кубы. Работа с этой группой прав аналогична работе с правами группы «права доступа». Работники рабочих станций объединяются в бригады. Если для бригады выставить   признак   «общие   чеки»,   каждый   работник   этой   бригады   сможет добавлять блюда к заказам других работников этой бригады. 2.11  Консумация Консумация   –   это   вознаграждение   за   способствование   реализации. Консуманты   –   лица,   получающие   вознаграждения   за   продажу   определенных блюд.   Консумантами   могут   быть   существующие   в   системе   работники (работники, имеющие права на доступ к системе) или нет. Консумационное   вознаграждение   рассчитывается   по   всем   блюдам,   для которых был указан данный консумант, исходя из  специальной цены блюда (цена консумации), которая может не совпадать с ценой продажи. Допустим, в ресторане бутылка коньяка предлагается утром по цене 400 руб. (действуют «Утренние цены»), вечером – по цене 1500 руб. (действуют «Вечерние цены»), при обслуживании банкетов – по цене 600 руб. (действует «Цена банкета»), а вознаграждение консуманта всегда рассчитывается, исходя из цены коньяка 500 руб. (цена консумации). У каждого консуманта может быть свой коэффициент. Например, опытные работники получают 100% вознаграждения, новички – 75%. В этом случае от расчетной   суммы   консумации   берется   процент   коэффициент   консуманта. Консумация может начисляться как фиксированная сумма, или рассчитываться как процент от цены консумации. Приведем примеры. При продаже 1 бутылки коньяка консумант получает, например,   50   руб.   (фиксированная   сумма).   Если   коэффициент   консуманта 100%, сумма выплаты консуманту – 50 руб. Если коэффициент консуманта 75%, сумма выплаты: (50*75)/100 = 37.5 руб. Если консумация начисляется как процент от цены консумации (например, 8%): (500*8)/100=40 руб. Если коэффициент консуманта 100%, сумма выплаты консуманту –  40 руб.  Если  коэффициент  консуманта  75%, сумма  выплаты: (40*75)/100 = 30 руб. Сумма консумации может рассчитываться от цены блюда с учетом скидок (наценок) или без учета, с учетом цены модификаторов или без учета цены модификаторов блюда. Можно   назначить   на   одно   блюдо   более   одного   консуманта,   тогда   цена консумации блюда делится на количество консумантов блюда. 41 R­Keeper V7 Руководство пользователя 2.12  Регистрация в системе Каждый   сотрудник,   имеющий   доступ   к   работе   в   системе   имеет персональную магнитную карточку. Когда система загружена, и готова к работе, на экран рабочей станции выведено окно «Приглашение к регистрации». При проведении карточкой по считывателю   (или   вводе   кода   и   пароля   на   клавиатуре),   система   «узнает» работника, или выдает сообщение о вводе неправильного кода или пароля. Если   система   «узнала»   работника,   может   быть   выведено   рабочее   окно сотрудника или окно «первичной регистрации». При входе в систему официантов, кассиров, барменов в начале смены или рабочего дня, необходимо подтверждение их первичной регистрации, которое выполняет менеджер, либо другой сотрудник, имеющий право подтверждения регистрации. Подтверждение первичной регистрации в системе может быть выполнено и самим   регистрирующимся   сотрудником,   если   у   него   есть   соответствующее право. Зарегистрированный   сотрудник   не   теряет   первичную   регистрацию   при выходе   из   системы.   При   входе   в   систему   в   следующий   раз   для   него   не выполняется операция подтверждения регистрации, он может сразу приступать к работе – выбору заказа для редактирования, и т.д. Первичная   регистрация   работника   в   системе   может   продолжаться   до закрытия  общей  смены  или  до тех  пор, пока  на  одной  из   станций  системы сотрудником, имеющим соответствующее право, не будет выполнена команда отмены первичной регистрации этого работника, или команда «Отмена всех регистраций». После выполнения этой команды все работники, не работающие в момент ее выполнения в системе, теряют свою первичную регистрацию. Все   работники   (включая   работника,   выполнившего   операцию),   но   при выходе   из   системы   они   теряют   свою   первичную   регистрацию.   При   входе   в систему   любого   работника   после   выполнения   операции   «Отмена   всех регистраций» требуется подтверждение первичной регистрации.   Если на предприятии используются позиции обслуживания, первичная регистрация совпадает с регистрацией на позицию обслуживания. Зарегистрировать работника на «позицию (позиции) обслуживания» может менеджер смены или сам работник при наличии соответствующих прав. Регистрация в системе может быть произведена на «стандартную» позицию обслуживания, если такая позиция для работника существует, или на «любую» позицию обслуживания. Выход работника из системы может быть осуществлен двумя способами:   С помощью выполнения работником операции «Конец сессии» («Отмена функций менеджера» ­ при временной регистрации работника в  заказе); 42 R­Keeper V7 Руководство пользователя   Автоматически   –   если   длительность   бездействия   системы   достигнет порогового значения. Если   во   время   редактирования   заказа   работник   отвлекся,   при   его следующем входе в систему на любой станции, он попадает в заказ, который редактировался.   В   случае   необходимости   продолжить   редактирование   его заказа (при наличии соответствующего права) сможет другой работник. Для   контроля   перезагрузок   системы   существует   право   на   первую регистрацию после загрузки. В   системе   существует   возможность   настройки   учета,   рабочего   времени сотрудников.   Учет   времени   может   производиться   как   для   сотрудников, имеющих доступ к системе и занесенных в справочник  Работники, так и для сотрудников,   которые   только   имеют   личную   магнитную   карточку   с   кодом, распознаваемым   специальным   MCR   алгоритмом   как   код   работника,   но   не имеющим доступа к системе. 2.13  Персональная информация о госте Если   налажено   взаимодействие   ПДС   и   системы   R­keeper   V7,   при использовании персональной карты гостя на экране станции будет выводиться информация   о   госте:   ФИО,   фотография,   скидка,   тип   бонуса,   тип неплательщика   (набор   разрешённых   валют),   доступный   остаток   на персональном счёте. R­Keeper V7 передает в программу «ПДС» данные о продажах, скидках, бонусах и оплатах с персонального счёта. R­Keeper   V7   не   хранит   полной   персональной   информации   о   гостях. Персональная   информация   предоставляется   либо   Персональной   Дисконтной Системой (ПДС), либо другой системой (например, гостиничной). Гости могут идентифицироваться магнитной картой, штрих кодом, Даллас чипом и т.п. При этом возможно получение отчётов по персонализированным гостям в R­keeper V7. 2.14  Скрипты Справочник содержит в систематизированном виде все скрипты,  которые могут использоваться в системе. 43 R­Keeper V7 Руководство пользователя Рис. 2 Скрипты могут иметь пять предустановленных типов: «Контроль кассовых операций», «Награды/штрафы», «Обработка карт других систем», «Операции», «Правила применения скидки». См. п. 2.15 стр.45. Рис. 3 Например, скрипт на Рис. 3 добавляет в заказ блюдо с открытой ценой и устанавливает   его   стоимость   в   соответствии   с   введенным   значением.   В справочнике  Операции  скрипт   связывается   с  пользовательской  операцией (операция, принадлежащая одноименной группе операций). Затем операция назначается на функциональную кнопку, которую нужно вытащить в селектор операций на форме редактирования заказа. Для использования скриптов типа «Контроль кассовых операций» следует выбрать   их   на   странице  Ссылки   на   скрипты  справочника  Схемы  форм  и назначить использование схемы форм. 44 R­Keeper V7 Руководство пользователя 23 Типы скриптов Скрипты   могут   быть   несколько   предустановленных   типов:   «Контроль   кассовых операций»,   «Награды/Штрафы»,   «Операции»,   «Обработка   карт   других   систем»   и «Правила применения скидок». Скрипты первого типа описывают некоторые проверки, которые будут выполняться перед выполнением операции в форме редактирования заказа. Скрипты второго типа срабатывают операции, которых нет в списке предустановленных операций систем.

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана

Автоматизация комплексов ресторана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017