Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)
Оценка 4.9

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
26.03.2018
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина) Цели урока • Обучающая - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей. • Развивающая - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей. • Воспитательная - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.
Автор и его герой по 1-й главе.doc
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина) Цели урока   Обучающая ­ продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить  причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с  хандрой окончились неудачей. Развивающая ­ развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и  аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей. Воспитательная ­ воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову;  воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.  Ход урока Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на  вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным. Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем  ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в  тетрадях делается следующая запись): ­ Пробуждение Онегина ­ "всё равно". ­ Онегин в театре ­ "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел". ­ Онегин в своём кабинете ­ "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней  мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к  трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине). ­ Онегин на балу ­ "полусонный в постелю с бала едет он". Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа"  занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного  образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):       он наконец "...рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум: Измены утомить   успели, Друзья и дружба надоели:" "...разлюбил И брань, и саблю, и свинец:" "...к жизни вовсе охладел. Ничто не трогало его,  Не замечал он ничего". Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа),  "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась  "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия:  "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен  Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя  "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра ­ закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения". Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради  делается запись): ­ "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать ­ но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло  из пера его". ­ "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги". ­ "Два дня ему казались новы Уединенные поля: На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон; Потом уже увидел он, Что и в деревне скука та же:". Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже".  Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы ­ автору. Он  называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий  возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад  заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к  жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись): Автор Онегин "Волшебный край!" "Мои богини!" "Я был от балов без ума" "Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость" "Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел". "Полусонный в постелю с бала  едет он" "Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой" "Я был рожден для жизни мирной, для деревенской  тишины" "Роща, холм и поле Его не занимали боле" "В деревне скука та же"   Театр Бал Деревня Любовь "Вздыхать о сумрачной России, Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил" "Но я, любя, был глуп и нем" Творчество "И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу" "Как рано мог он лицемерить" ":рано чувства в нем остыли" "Онегин: за перо взялся, Хотел писать ­ но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его" Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть  труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех  болезней: "Прошла любовь, явилась муза: Пишу, и сердце не тоскует:" (LIX строфа) Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к  труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не  уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас  "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят  себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм". Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому). Домашнее задание. Чацкий, Молчалин, Онегин ­ люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий ­ дворяне, они вполне могли  встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться  там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения. Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем "Онегина" вместе. Печорин и наше время: Эссе ­ Л.: Дет. лит.,1985

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018