Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Оценка 4.9

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
26.03.2018
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Цели урока: 1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения. 2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей. 3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.
Анализ рассказа А.П. Чехова Студент.doc
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс Цели урока: 1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ,  воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать  текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения. 2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки  окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей. 3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях,  описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать  привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова. ...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”. А.П. Чехов Учитель. Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его  трудно связать с какими­либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894  году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о  будущем. Чтение рассказа учителем или подготовленным заранее учеником.   Где происходит действие рассказа? (Россия, современная Чехову; глухость, голод, тоска. Это судьба  всех русских деревень.) В какое время года происходят события? Какая стоит погода? (Весна; перемена погоды – холод, мрак  пришли на смену тёплому дню.)  Прочитайте первый абзац. Найдите опорные слова. (Хорошая, тихая, весело, некстати, неуютно.)  Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”. (“ ...этот  внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, ...самой природе жутко, и оттого  вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо.) Учитель. Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его  настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а  студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а  об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это  исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции.  Что такое страстная пятница? (Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и  принёс весть об этом событии; мир переживает.) Учитель. Церковные сутки начинаются вечером, по­нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван  Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный  круг жизни.  Почему ему не хочется возвращаться в дом отца?  Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на  вспаханную землю? Кого студент видит у костра? Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.   Учитель. Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны богу, эти женщины  похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён­мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о  воскрешении Христа.  О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)  Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она  передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза? Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?  Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню  руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое  выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было  холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей. “– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!” Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи. “Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...” Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить,  если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед  словом потёмки. Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы  было сказано в потёмки, то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света  костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что  молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко­далеко, в глубь веков. Он уже не только  мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его  фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от  него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он  говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет: “– Небось, была на двенадцати евангелиях?”  Что такое двенадцать евангелий? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”,  которые читаются в православной церкви в страстной четверг.) Учитель. Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о  Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих  лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)  Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе.  Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)  Но почему Пётр отрекается от своего Учителя? Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень  трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в  действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается. Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал:  “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики. ...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою  готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним. ...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл  погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать  со своим Учителем он уже совершенно позабыл. ...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его. Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого  взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего  Спасителя”.  Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям.)  Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся,   Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?  Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и  как вот я теперь”.) чувствует вину перед ним.) Учитель. Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину,  которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в  тексте. (“Воображаю: тихий­тихий, тёмный­тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент  вздохнул и задумался”.) Как вы думаете, о чём задумался Иван?   Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя  эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются? Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.   Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее  девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти  женщины вспомнили что­то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что­то плохое,  известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого­ то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой­либо поступок, о котором стыдно вспоминать.) Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел,  чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что  передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когда­то кем­то  совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно  искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти  концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и  есть главная цель искусства. Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял  огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.  Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но  никого не увидел. Как вы думаете, почему? Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала  Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и  не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты,  действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... по­видимому,  всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово по­видимому в первой редакции  рассказа отсутствовало.  Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с этим человеком в будущем. Может, когда­нибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным  высокому идеалу, может, и он от чего­нибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет  вопрос открытым.)  Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.) Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он  обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит  свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн  Богослов, который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.  Почему Чехов изменил название рассказа? Учитель. Чехов говорит, что с Россией то же случится, что и с Петром, но она найдёт свой путь в истории. Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья...”.  О чём это стихотворение? Можно ли его соотнести с рассказом А.П. Чехова “Студент”? Учитель. В своих воспоминаниях о том, как читал этот чеховский рассказ В.Я. Качалов, В.Я. Виленкин,  современник великого артиста, пишет: “В этом небольшом рассказе с тоскливым пейзажем и почти неуловимым  сюжетом в передаче Качалова с необыкновенной трепетностью звучало то, что, в сущности, составляет  лейтмотив всего чеховского творчества: способность ощущать сквозь тоску, мрак и мертвящий холод  безвременья “невыразимо сладкое ожидание счастья”, пронести нерастраченную веру в иную, новую жизнь,  “полную высокого смысла”. Одним словом, Виленкин утверждает, что Качалов главной темой “Студента” считал  веру в правду и красоту.  Считаете ли вы, что главная тема рассказа “Студент” – вера в правду и красоту? Докажите свою точку  зрения. Вернёмся к эпиграфу урока. Почему Чехов называл этот рассказ самым любимым?  Учитель. Чехов, как и любой другой русский писатель, не мог быть в стороне от поисков и утверждения высоких  нравственных идеалов. Он не хотел, чтобы люди превращались в “петров”, трусливых и не умеющих держать  своё слово, таких, которым своя рубашка ближе к телу, таких, которые не могут совершить благородный  поступок. Домашнее задание: 1. Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной”. 2. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс

Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018