Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.
2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.
3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.
Анализ рассказа А.П. Чехова Студент.doc
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ,
воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать
текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.
2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки
окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.
3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях,
описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать
привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.
...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.
А.П. Чехов
Учитель. Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан
в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его
трудно связать с какимилибо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894
году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о
будущем.
Чтение рассказа учителем или подготовленным заранее учеником.
Где происходит действие рассказа? (Россия, современная Чехову; глухость, голод, тоска. Это судьба
всех русских деревень.)
В какое время года происходят события? Какая стоит погода? (Весна; перемена погоды – холод, мрак
пришли на смену тёплому дню.)
Прочитайте первый абзац. Найдите опорные слова. (Хорошая, тихая, весело, некстати, неуютно.)
Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”. (“ ...этот
внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, ...самой природе жутко, и оттого
вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо.)
Учитель. Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его
настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а
студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а
об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это
исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции.
Что такое страстная пятница? (Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и
принёс весть об этом событии; мир переживает.)
Учитель. Церковные сутки начинаются вечером, понашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван
Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о
жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный
круг жизни.
Почему ему не хочется возвращаться в дом отца?
Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на
вспаханную землю?
Кого студент видит у костра?
Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.
Учитель. Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны богу, эти женщины
похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жёнмирроносиц, которые пришли с радостной вестью о
воскрешении Христа.
О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)
Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она
передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза?
Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?
Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню
руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое
выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было
холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между
которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
“– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
“Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...”
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить,
если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед
словом потёмки. Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы
было сказано в потёмки, то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света
костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что
молодое и пылкое воображение студента уже увело его далекодалеко, в глубь веков. Он уже не только
мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его
фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от
него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он
говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
“– Небось, была на двенадцати евангелиях?”
Что такое двенадцать евангелий? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”,
которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)
Учитель. Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о
Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих
лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)
Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе.
Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)
Но почему Пётр отрекается от своего Учителя?
Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень
трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в
действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал:
“Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою
готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл
погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает
его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать
со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко
любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого
взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего
Спасителя”.
Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его
слушателям.)
Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся,
Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?
Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и
как вот я теперь”.)
чувствует вину перед ним.)
Учитель. Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину,
которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в
тексте. (“Воображаю: тихийтихий, тёмныйтёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент
вздохнул и задумался”.)
Как вы думаете, о чём задумался Иван?
Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя
эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются?
Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.
Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее
девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти
женщины вспомнили чтото совершённое ими – предательство, отступничество, словом, чтото плохое,
известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого
то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какойлибо поступок, о котором стыдно вспоминать.)
Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел,
чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что
передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когдато кемто
совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно
искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти
концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и
есть главная цель искусства.
Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял
огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.
Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но
никого не увидел. Как вы думаете, почему?
Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала
Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и
не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты,
действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... повидимому,
всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово повидимому в первой редакции
рассказа отсутствовало.
Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с
этим человеком в будущем. Может, когданибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным
высокому идеалу, может, и он от чегонибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет
вопрос открытым.)
Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.)
Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он
обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит
свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн
Богослов, который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.
Почему Чехов изменил название рассказа?
Учитель. Чехов говорит, что с Россией то же случится, что и с Петром, но она найдёт свой путь в истории. Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья...”.
О чём это стихотворение? Можно ли его соотнести с рассказом А.П. Чехова “Студент”?
Учитель. В своих воспоминаниях о том, как читал этот чеховский рассказ В.Я. Качалов, В.Я. Виленкин,
современник великого артиста, пишет: “В этом небольшом рассказе с тоскливым пейзажем и почти неуловимым
сюжетом в передаче Качалова с необыкновенной трепетностью звучало то, что, в сущности, составляет
лейтмотив всего чеховского творчества: способность ощущать сквозь тоску, мрак и мертвящий холод
безвременья “невыразимо сладкое ожидание счастья”, пронести нерастраченную веру в иную, новую жизнь,
“полную высокого смысла”. Одним словом, Виленкин утверждает, что Качалов главной темой “Студента” считал
веру в правду и красоту.
Считаете ли вы, что главная тема рассказа “Студент” – вера в правду и красоту? Докажите свою точку
зрения.
Вернёмся к эпиграфу урока. Почему Чехов называл этот рассказ самым любимым?
Учитель. Чехов, как и любой другой русский писатель, не мог быть в стороне от поисков и утверждения высоких
нравственных идеалов. Он не хотел, чтобы люди превращались в “петров”, трусливых и не умеющих держать
своё слово, таких, которым своя рубашка ближе к телу, таких, которые не могут совершить благородный
поступок.
Домашнее задание:
1. Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной”.
2. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.