А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс
Оценка 4.6

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
26.03.2018
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 9 класс. Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва. Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана. Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая. Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”. Ход урока В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести. На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
А.С. Пушкин. глава Вожатый.doc
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 9 класс. Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II  главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в  отношениях Гринёва и Пугачёва. Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить  символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана. Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая. Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”. Ход урока В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра  романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события  определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I­ой главе как человек  чести. На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”. Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики  выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого  человека, которого на жизненном пути ждут испытания. Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома. 1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём  могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно  посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв  столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может  быть побеждена добрым отношением людей друг к другу. Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя? Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.   Что привлекло Гринева в вожатом? А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех  вызывает симпатию.  Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души  главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.  Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом  плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они  связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его  настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение  героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до  предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они  заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя  братьями.  Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в  отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть  милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.  Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.   Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой.  То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит,  объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом  проявляется прямота и бесхитростность Гринёва­рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был. Обобщение. Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке? Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах  героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от  дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к  спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев  приобретает символический смысл. Домашнее задание: Прочитать 3­5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр  Гринёв.

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018