"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…". Литература, 9-й класс Цели урока 1. Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа. 2. Показать важность эпизода в романе. 3. Осмыслить данный эпизод на более высоком уровне, по сравнению с первичным его восприятием. 4. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям. 5. Формировать умения: а) извлекать необходимую информацию из различных источников; б) соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи; в) анализировать текст; г) создавать устные монологические высказывания; д) аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.
Иконка файла материала А.С. Пушкин. Роман Евгений Онеги.doc
"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…". Литература, 9-й класс Цели урока 1. Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа. 2. Показать важность эпизода в романе. 3. Осмыслить данный эпизод на более высоком уровне, по сравнению с первичным его восприятием. 4. Дать историко­бытовой комментарий происходящим событиям. 5. Формировать умения: а) извлекать необходимую информацию из различных источников; б) соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи; в) анализировать текст; г) создавать устные монологические высказывания; д) аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному. Эпиграфы к уроку Не засмеяться ль им пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно?.. Но дико светская вражда Боится ложного стыда. <…> Но шепот, хохотня глупцов… И вот общественное мненье! <…> И вот на чем вертится мир. А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”. На доске: “ О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать  или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно вы теряете все: расположение общества, карьеру,  уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни  кончилась!” М. Ю.Лермонтов. “Княгиня Лиговская”. 1. Слово учителя. Рассмотрим эпиграф к 6­й главе. Ход урока Эпиграф взят из книги Петрарки “На жизнь мадонны Лауры”. Цитируя, Пушкин опустил средний стих,  отчего смысл цитаты изменился. У Петрарки: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира  – родится народ, которому не больно умирать”. Причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости этого племени. С пропуском среднего  стиха возникла возможность толковать причину небоязни смерти иначе, как следствие  разочарованности и “преждевременной старости души”. 2. Беседа с классом. 1. Какое продолжение в 6 гл. находит мщение Онегина Ленскому? дуэль – тема нашего сегодняшнего урока. Почему она закончилась трагически? Можно было бы обойтись без нее? Кто Онегин – убийца? – вот вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить в ходе урока. Вспомним! С чего все началось? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут  только свои, Онегин согласился, а, попав на “пир огромный”, поклялся “Ленского взбесить”; танцевал с Ольгой  целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который и вызвал Онегина на дуэль) 1. В строфах IV – VII появляется новое лицо. Кто это?  Некто Зарецкий. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. 1. Найдите, какую характеристику дает ему автор – повествователь? (чтение текста) Итак, этот человек – секундант. 2. Проверка домашнего задания: сообщение учащихся о том, что представлял собой дуэльный кодекс в XIX  в. Начнем с определения дуэли. Дуэль – поединок. В конце сообщения раздаются раздаточные листы  3. Работа в группах. Раздаются вопросы каждой группе: “Я – Онегин” и “Я – Ленский”.  Необходимо ответить на них и озвучить состояние каждого из дуэлянтов. Сделать вывод. 4. Просмотрите раздаточные листы (Приложение 1). Расскажите, по каким правилам проходит дуэль между Онегиным и Ленским. Нарушаются ли эти правила? Кто их нарушает? Эти правила нарушает: 1. ЗАРЕЦКИЙ  Почему? – видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей.  Каким образом нарушает? 1. Обязан был предложить примирение – не сделал этого, так же, как и перед началом поединка. 2. Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением – не сделал этого. Вел дело  с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. 3. Онегин выбирает в качестве секунданта слугу, и этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, т.к.  секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь “закусывает губу” и ничего не говорит. 4. Мог объявить Онегина не явившимся. По прошествии 15 мин. “явившийся первым имел право покинуть место  поединка, и его секунданты должны были составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника”. Вывод: Зарецкий ведет себя не как сторонник строгих правил дуэли, а как лицо, заинтересованное в  максимально скандальном и шумном (т.е. кровавом) исходе. 2.ОНЕГИН Каким образом нарушает? 1. Секундант ­ слуга Гильо. 2. Опаздывает на час. 3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено.      Почему? – возможно, чувствует несерьезность происходящих событий, свою вину, поэтому, может быть,  сознательно идет на нарушения.Почему Онегин не может отказаться от дуэли? Вывод: Общественное мнение!!! Против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых  ему Зарецким и “общественным мнением”, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала  дуэли. Боязнь быть смешным и сделаться предметом сплетен. Привести слова М. Ю. Лермонтова   Итак, происходит убийство (убийство – преступное лишение жизни кого­нибудь). Можем ли мы назвать Онегина убийцей? (убийца – это тот, кто совершает убийство). Да, но убийцей…поневоле!!! (только теперь ­ запись темы на доске). Онегин не выдерживает испытание дружбой. Чем заканчивается дуэль? Кто­нибудь наказан?   (на доске).  Cмертью, чего так хотел Зарецкий. Онегина не постигло наказание. Ленский похоронен вне кладбища,  так, как хоронили на Руси самоубийц. Итог: В 6 главе мы видим борьбу истинной природы Онегина с искусственно принятыми светскими канонами. Он  “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”, но не делает этого. Домашнее задание: 1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского). 2. Глава 7. Посещение дома Онегина Татьяной. 3. Как изображена Москва в 7 гл. Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в “Горе от ума”.

Посмотрите также