Управление образования администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Авторизованная программа
курса внеурочной деятельности
«Образовательная робототехника»
Автор-составитель:
Антипина Анна Вячеславовна,
учитель математики, физики
высшей квалификационной категории
Соликамск, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Робототехника является важной частью современного мира. В повседневной жизни - в школе, дома мы используем огромное количество технических устройств: мобильные телефоны, стиральные машины, компьютерную технику и многое другое, все это является роботами. С каждым годом наука развивается, научно-технические исследования не стоят на месте. Эта отрасль совершенствуется в мире очень быстро. Робототехника – это междисциплинарное направление, которое объединяет в себе знания из разных предметов: математика, технология, физика, информатика и др.
Актуальность определяется востребованностью развития робототехники современным обществом. [10]
Программа «Робототехника» удовлетворяет творческие, познавательные потребности заказчиков: детей, их родителей, современного общества. Досуговые потребности, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени, реализуются в практической деятельности обучающихся.
Программа «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области технического конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач.
Дополнительная образовательная программа «Робототехника» имеет научно-техническую направленность с элементами естественно-научных элементов. Программа рассчитана на 1 год обучения и формирует объем технических и естественно - научных компетенций, которыми овладевает современный школьник, ориентированный на технологическое направление своего дальнейшего образования и будущую сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована в первую очередь на обучающихся, желающих изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств. [10]
Новизна данной программы обусловлена ее гибкостью по отношению к различным робототехническим наборам. Практически все программы дополнительного образования ориентированы на одну платформу, а именно Lego Mindstorms NXT. А данную программу можно применять к робототехническим наборам Lego Mindstorms EV3, Lego Minstorms NXT, Технолаб. В данной программе ее содержание идет не от тематических линий рекомендуемого программного обеспечения, а от аппаратных составляющих: датчиков, моторов, а также соревновательных направлений. Необходимость этого нововведения обоснована более детальным рассмотрением датчиков и моторов и их программированием, а также перечнем мероприятий технической направленности в нашем регионе: межмуниципальный конкурс «Соликамский Робофест», конкурсы «Робофутбол» и «Робохоккей», краевая олимпиада по робототехнике и другие.
Педагогическая целесообразность введения робототехники в школе заключается в развитии технических и творческих способностей детей, их ранняя профориентация на получение технических и инженерных специальностей.
Цель курса: развитие творческих и научно-технических компетенций обучающихся, воспитание коммуникативных качеств личности через систему практикоориентированных индивидуальных и групповых занятий, консультаций и самостоятельной деятельности обучающихся по созданию робототехнических устройств и моделей, решающих поставленные задачи.
Основные задачи курса:
- развивать научно-технические способности (критический, алгоритмический стили мышления, фантазию, зрительную и образную память, рациональное восприятие действительности);
- расширять знания о современной науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;
- обучить решению практических задач, используя набор технических и интеллектуальных умений на уровне свободного использования;
- формировать устойчивый интерес обучающихся к робототехнике;
- воспитывать уважительное отношение к труду. [8]
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 12 до 15 лет. Курс рассчитан на 56 академических часов.
Режим занятий: занятия проходят в период с октября по апрель в течении года по 2 часа в неделю.
Режим занятий соответствует требованиям СанПин: длительность нахождения обучающихся за компьютером (сбор робота по инструкции, создание программы) чередуется с конструированием моделей и их тестированием.
Формы организации образовательной деятельности
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям обучающихся: определяются методы проведения занятий, подходы к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов и решение практических задач по данной теме.
Формы занятий направлены на активизацию познавательной деятельности, на развитие алгоритмического, операционного мышления обучающихся. Основный тип занятий – практикум. [7]
В состав МАОУ «СОШ №17» входит структурное подразделение – «Детский сад» (2 корпуса). Дети уже с дошкольного уровня обучения имеют возможность посещать занятия по конструированию и робототехнике, в детских садах предусмотрены занятия по конструированию с использованием робототехнического конструктора Lego «Простые механизмы». На занятиях дети знакомятся с перечнем деталей Лего, видами соединения деталей, зубчатыми передачами, колесами и осями, изучают виды рычагов, шкивы. На уровне начального общего образования также организованы внеурочные занятия по робототехнике. Обучающиеся знакомятся с робототехническим набором Lego WeDo 1.2, конструируют и программируют 12 простых моделей и 6 более сложных моделей из данного конструктора, используя рекомендуемое методическое и программное обеспечение. Перейдя на уровень основного общего образования обучающиеся имеют возможность познакомиться с основами робототехники на уроках технологии в 7 классе, изучая модуль «Робототехника», а более глубже изучить данное направление, посещая курс внеурочной деятельности «Образовательная робототехника».
Таким образом,
преемственность дошкольного, начального и основного уровней образования
помогает придать процессу обучения робототехнике целостный, последовательный и
перспективный характер; развивать личностные качества ребенка на всех этапах
обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала за счет развития алгоритмического и логического мышлении;
- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
- способность связывать учебное содержание с собственным опытом;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. [9]
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной, групповой и совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о ходе создания модели, этапах конструирования и программирования;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. [9]
Предметные результаты
ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы с мелкими деталями, компьютером, электронными деталями конструктора;
- основные детали конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей и механизмов;
- компьютерную среду, для программирования роботов Lego Mindstorms EV3, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать компьютерные программы и программы на блоке для различных роботов;
- корректировать программы при необходимости;
- демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
- принимать или планировать учебную задачу, ее конечную цель;
- прогнозировать результаты своей и совместной работы;
- планировать ход выполнения задания, разбивать его на более мелкие шаги;
- высказываться устно в виде сообщения или доклада;
- высказываться устно в виде рецензии ответа товарища;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
- осуществлять простейшие операции с файлами программного обеспечения;
- запускать прикладные программы. [9]
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в робототехнику. Виды роботов. (2 часа)
Основные вопросы: понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильма об использовании роботов в жизни.
Тема 2. Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3. Сборка базовой конструкции робота. (2 часа)
Основные вопросы: ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: блок-микрокомпьютер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики: касания, ультразвуковой, цвета, гироскоп. Порты подключения. Создание базовой модели по инструкции.
Тема 3. Изучение среды программирования Lego Mindstorms EV3. Создание первых программ. (2 часа)
Основные вопросы: понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота. Написание программы для движения робота. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка
Тема 4. Изучение датчика касания. Создание программ на использование датчика касания. (2 часа)
Основные вопросы: устройство датчика касания, демонстрация его в действии, использование датчиков касания в технике. Программирование робота на выполнение действия с использованием датчика касания.
Тема 5. Изучение гироскопического датчика. Создание программ на использование гироскопического датчика. (2 часа)
Основные вопросы: устройство гироскопического датчика, демонстрация его в действии, использование гироскопических датчиков в технике. Программирование робота на выполнение действия с использованием гироскопического датчика.
Тема 6. Изучение ультразвукового датчика. Создание программ на использование ультразвукового датчика. (2 часа)
Основные вопросы: устройство ультразвукового датчика, демонстрация его в действии, использование ультразвуковых датчиков в технике. Программирование робота на выполнение действия с использованием ультразвукового датчика.
Тема 7. Изучение датчика цвета. Создание программ на использование датчика цвета. (2 часа)
Основные вопросы: устройство датчика цвета, демонстрация его в действии, использование датчиков цвета и освещенности в технике. Программирование робота на выполнение действия с использованием датчика цвета.
Тема 8. Использование малых сервомоторов в конструкциях, их программирование. (2 часа)
Основные вопросы: устройство большого и малого сервомоторов, порядок подключения их к портам, тестирование моторов, программирование блоков управления моторов.
Тема 9. Программирование робота через блок (2 часа)
Основные вопросы: интерфейс встроенного программного обеспечения, создание простейших программ с помощью блока, достоинства и недостатка программирования через блок.
Тема 10. Управление робота через мобильные приложения: Commander, Remote EV3 и другие (2 часа)
Основные вопросы: обзор программного обеспечения для установки его на мобильные устройства, способы соединения между роботом и мобильным устройством, интерфейс программного обеспечения для мобильных устройств, программирование моделей и управление ими.
Тема 11. Знакомство с программой для виртуального моделирования и конструирования Lego Digital Designer (8 часов)
Основные вопросы: интерфейс программы Lego Digital Designer, ее возможности, обзор деталей, функций. Создание программ со статическими и динамическими элементами.
Тема 12. Сборка и программирование моделей роботов из базового и ресурсного наборов по готовым инструкциям (4 часа)
Основные вопросы: знакомство с инструкциями моделей, правила сборки моделей, перенос программы в готовую модель, тестирование модели.
Тема 13. Знакомство с правилами соревнований роботов на скорость. Сборка и программирование роботов. (4 часа)
Основные вопросы: регламент соревнований движения роботов на скорость, знакомство с разными видами соревновательных полей, требования к роботу, конструирование и программирование робота на скорость. Соревнования собранных моделей.
Тема 14. Знакомство с правилами соревнований роботов на движение по траектории. Сборка и программирование роботов. (4 часа)
Основные вопросы: регламент соревнований движения роботов по траектории, знакомство с разными видами соревновательных полей, требования к роботу, конструирование и программирование робота. Соревнования собранных моделей.
Тема 15. Знакомство с правилами соревнований шагающих роботов. Сборка и программирование роботов. (4 часа)
Основные вопросы: регламент соревнований движения шагающих роботов, требования к роботу, конструирование и программирование робота. Соревнования собранных моделей.
Тема 16. Знакомство с правилами соревнований роботов-сумоистов. Сборка и программирование роботов. (4 часа)
Основные вопросы: регламент соревнований роботов - сумоистов, знакомство с разными видами соревновательных полей, требования к роботу, конструирование и программирование роботов - сумоистов. Соревнования собранных моделей.
Тема 17. Свободное конструирование (6 часов)
Основные вопросы: обсуждение идей для создания роботов, возможности их воплощения, назначение роботов. Создание роботов и программирование их на выполнение заданных действий, презентация своих моделей.
Тема 18. Итоговое занятие. Защита проектов (2 часа)
Основные вопросы: подведение итогов года, результаты участия в конкурсах технического мастерства, защита своих проектов, планирование дальнейшей работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия |
Тема |
лекция |
практика |
1 |
Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в робототехнику. Виды роботов. |
2 |
|
2 |
Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3. Сборка базовой конструкции робота. |
1 |
1 |
3 |
Изучение среды программирования Lego Mindstorms EV3. Создание первых программ. |
1 |
1 |
4 |
Изучение датчика касания. Создание программ на использование датчика касания. |
1 |
1 |
5 |
Изучение гироскопического датчика. Создание программ на использование гироскопического датчика. |
1 |
1 |
6 |
Изучение ультразвукового датчика. Создание программ на использование ультразвукового датчика. |
1 |
1 |
7 |
Изучение датчика цвета. Создание программ на использование датчика цвета. |
1 |
1 |
8 |
Использование малых сервомоторов в конструкциях, их программирование |
|
2 |
9 |
Программирование робота через блок |
1 |
1 |
10 |
Управление робота через мобильные приложения: Commander, Remote EV3 и другие |
|
2 |
11-12 |
Знакомство с программой для виртуального моделирования и конструирования Lego Digital Designer |
1 |
3 |
13-16 |
Сборка и программирование моделей роботов из базового и ресурсного наборов по готовым инструкциям |
|
8 |
17-18 |
Знакомство с правилами соревнований роботов на скорость. Сборка и программирование роботов. |
1 |
3 |
19-20 |
Знакомство с правилами соревнований роботов на движение по траектории. Сборка и программирование роботов. |
1 |
3 |
21-22 |
Знакомство с правилами соревнований шагающих роботов. Сборка и программирование роботов. |
1 |
3 |
23-24 |
Знакомство с правилами соревнований роботов-сумоистов. Сборка и программирование роботов. |
1 |
3 |
25-27 |
Свободное конструирование |
|
6 |
28 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
2 |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для учителя:
1. Киселев М. Информатика. Робототехника в примерах и задачах. Курс программирования механизмов и роботов [Текст] – М.: «Лаборатория знаний», 2015
2. Овсяницкий А.Д., Овсяницкий Д.Н., Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. [Текст] – М.: «Лаборатория знаний», 2015
3. Тарапата В., Самылкина С. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты [Текст] – М.: «Лаборатория знаний», 2017
4. Филиппов С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление [Текст] - М.: «Лаборатория знаний», 2018
Электронные ресурсы:
1. Программное обеспечение для роботов [Электронный ресурс]: www.education.lego.com
2. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.mir-kubikov.ru
3. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.proghouse.ru
4. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.prorobot.ru
5. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.roboproject.ru
6. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.robotbaza.ru
7. Методы, приемы и формы обучения [Электронный ресурс]: http://pck2.ru/index.php/prepodovatelyu/metody-priemy-i-formy-obucheniya
8. Программа по робототехнике [Электронный ресурс]: https://xn--47-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/7208-robototekhnika
9. Рабочая программа кружка [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-kruzhka-konstruktor.html
10. Рабочая программа кружка дополнительно образования [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uchaschihsya-robototehnika-2354120.html
Для обучающихся:
1. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.proghouse.ru
2. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.prorobot.ru
3. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.roboproject.ru
4. Инструкции по сборке роботов [Электронный ресурс]: www.robotbaza.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
• Компьютер для учителя, 10 компьютеров для обучающихся;
• Проектор, экран, колонки;
· Робототехнические наборы Lego Mindstorms EV3 – 10 штук
Программные средства:
• Операционная система – Windows;
• Программное обеспечение Lego Mindstorms EV3;
• Браузер для входа в сеть Интернет;
· Программа Lego Digital Designer.
Формы проведения итогов по каждой теме или разделу проходят в виде соревнования, защиты своей модели.
Итоговый контроль реализуется в форме демонстрации и защиты своих проектов - собранного и запрограммированного робота.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.