МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ашагастальская средняя общеобразовательная школа»
С.Стальского района Республики Дагестан
План-конспект урока по обучению грамоте по ФГОС НОО,
проведенный в 1 «а» классе ,
на тему: «Звуки [з, з']. Буквы З з.»
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Автор работы:
Мирзебекова Назират Тажировна–
учитель начальных классов
МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Сулейман Стальского района
План-конспект открытого урока по обучению грамоте,
проведенный в 1 «а» классе,
учительницей начальных классов
Мирзебековой Назират Тажировной.
Тема |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з |
Педагогическая цель |
познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з; сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з’] и буквах Зз; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, парным; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений; организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи. |
Тип урока |
Урок знакомства с новыми звуками и буквой. Урок усвоения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию; формирование у обучающихся универсальных учебных действий. |
Личностные результаты |
Имеют познавательные интересы, учебные мотивы, проявлять старательность, формировать самооценку. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. |
Обучение УУД:.
|
умение давать развернутые ответы, составлять предложения и рассказы, учить добывать информацию из разных источников, учить работать с большим объемом информации, подлежащей запоминанию |
Оборудование: |
1. Учебник Азбука. «Школа России» ФГОС 2016г.; 2. Прописи; 3. презентация к уроку; 4. слайды; таблицы; 5. лента букв для фронтальной и индивидуальной работы; 6. карточки для самооценки работы на уроке; 7. элемент букв для групповой работы; 8. приложение; 9. рисунки предметов; 10. «Лента букв». 11. Электронное приложение к Азбуке В.Г.Горецкого.
|
Авторы: |
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. |
Ход урока.
Этапы урока Цели |
Формы, методы, методические приёмы, дид.задачи. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые Виды УУД и формы контроля. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организация начала урока. Мотивация. (2 мин.)
Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Проверка д/з. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
Дидактические задачи: создать условия, чтобы ученик внутренне собрался,подготовился инацелился на урок; настраиваться на познавательную деятельность;
установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
|
Приветствие учащихся.
Встань, как только солнце встанет, И тихонечко – к окошку. Руку луч тебе протянет – Ты подставь скорей ладошку. И скажем всем: (Дети хором) - С добрым утром! Людям, травам, домам, птицам. И веселым, интересным День твой должен получиться. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Развивают устную речь, внимание, память, добывать подтекстовую информацию |
Фронтальный. Наблюдение учителя.
Сформирован мотивационый аспект учебной деятельности, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.
Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. (3 мин.)
Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков
Приложение 1
Речевая разминка
|
Коллективная Словесный. Фонетическая зарядка Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности Сами формулируют алгоритм действий
Задача: Подготовить речевой аппарат к работе, проверить знание детьми изученных букв и звуки, которые они обозначают. |
- К нам в гости пришла одна героиня. Отгадайте загадку: Из танцзала короля -Правильно. -Посмотрите у Золушки конверт. А что в нем? Золушка приготовила задания, которые нужно выполнить. Если справимся, получим пригласительный билет, а куда, узнаем позже. -Чтобы достичь цели, что мы должны сделать? -И так первое задание.
– Как поют комарики? – Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? - Что
мы произносили? - Чем они различаются? - Чем они обозначаются на письме? - Из букв получаются слова; |
-Золушка
-Должны выполнять задания Золушки
– З-з-з… – З-з-з…
Звуки
буквами |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Актуализация знаний об устной и письменной речи. Отрабатывают навык графического обозначения звуков
|
Коллективный.
Ситуация сотрудничества
Фронтальный. Устные ответы Коммуникативные -умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: анализ ситуации; Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей
Правильное произношение звуков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Целепола-гание. Постановка учебной задачи. (2 мин.)
Цель: создать условия для частично-поискового метода. |
Фронтальная.Словесный. Слово учителя.
Дидактическая задача этапа:
орг-ть и направить к цели познава-тельную дея-тельность уч-ся
|
– Какой первый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем учебную задачу урока
- Каковы же задачи нашего урока:
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3) |
– [з]. –
Познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой, обозначающей их
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) -Научиться слышать и отличать … (звуки [З] и [з] и отличать их от других звуков.) -Научиться читать … (слоги, слова и предложе-ния с новой буквой.) -Буквы Зз и звуки [з, [з’] |
Вместе с учителем формулируют учебную задачу |
Активное целеполагание. Организация коллективного анализа учебной задачи. Фиксирую выдвинутые учениками гипотезы, организация ихобсуждений.
При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой учебных задач.
Личностные: -самостоятельное формулирование темы урока; -принятие целей урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. ( 10 мин.) Цель: дальнейшее знакомство со звуком (з) и буквой зэ
1.Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 91)
Приложение 2 |
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов
Дидактические задачи: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; усвоения учащимися новых способов действия.
|
На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок. – Что изображено на картинках? – Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок. – Выделите согласные
звуки – Звуки [з] и [з’] – звонкие.
|
– Зебра, звонок. Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуко-вой анализ слов. В слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’ мягкий] |
Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают |
Фронтальный. Устные ответы
Регулятивные: -умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использование ИКТ«Электрон-ное приложение В.Г.Горецкого. Цель: развитие креативного мышления |
Задача: развитие познавательных интересов младших школьников. |
Схемы слов; упр. на отработку навыков, анимации (изложение правил и определений), интерак-тивные игры… |
|
|
Познавательные УУД. Информационный: об-работка информации (определение основной и второстепенной информации с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Знакомство с буквой З
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’] на письме? – На что похожа буква (зэ) З? На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. – Выложите букву З из шнурка или нитки |
Высказывают свои предположения
Из шнурка или нитки выкладывают букву З |
Находят букву З на «ленте букв». Моделируют ее из шнурка или нитки |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование Личностные: - самопроверка - развитие мелкой моторики - сотрудничество
Коммуникативные: -хоровое произношение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминут-ка.
Цель: Снять у детей психологи-ческое и физическое напряжение. |
Задача: развитие речи обучающихся.
Коллективная Практический |
Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять, Будем буквы мы писать. |
Осуществляют профилак-тику утомле-ния.
Выполняют движения по тексту. |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений
Личностные: - установка на здоровый образ жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 91) Цель: выделение твердого и мягкого согласных звуков |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение |
Второе задание Золушки: – Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [з’] – мягкий, а в каких слогах [з] – твердый? – Прочитайте слова |
Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [з’] и твердым звуком [з]. Читают слова. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ренее изученными буквами. |
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [з] и [з’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука |
Коллективный. Чтение.
Взаимоконтроль |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Дидактическая игра «Кто внимательный?» |
Коллективная. Словесный. Игра
Дидактические задачи:установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей. |
Третье задание Золушки: Учитель показывает предметные картинки. – Роза, корзина, зонт, земляника, ваза, зебра, замок, зима |
Дети называют картинки, поднимают синюю карточку, если услышат твердый согласный [з], зеленую карточку – если услышат мягкий звук [з’] |
Распознают в словах твердый согласный звук [з] и мягкий согласный звук [з’] |
Коллективный.
Игра
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник, с. 90)
Цель: отработка техники чтения
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? – Выразительно прочитайте стихотворение. Какие слова вызывают у вас улыбку? |
– Зоопарк. Отвечают на вопрос |
Составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику изложения,выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, формулируют ответ на вопрос |
Фронтальный.
Репродуктивное задание
Устные ответы, чтение Дифференцированное задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Создание проблемной ситуации |
Работа в паре. |
- У вас на парте лежит лента букв. Куда мы поместим наши буквы? - Где их место? Как определить? - Обьясните расположение букв на «ленте букв» |
дети высказывают предположения Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв на ней. |
Устанавливать критерий классификации букв на «ленте букв». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- У вас на парте лежит лента букв. Куда мы поместим наши буквы? (дети высказывают предположения) Учитель ошибочно устанавливает место под Л, Р, Й. - Где их место? Как определить? (при затруднении учитель предлагает задание)
Организация исследования: наблюдение за слабой позицией парного согласного. - Смешарики помогут нам разгадать эту загадку. Они приготовили предложение. Прочитайте его. А теперь произнесите его , не глядя на доску. - - Что вы услышали? Пароход вёз груз. ( на конце пишем з– слышим [с], пишем з – слышим [с]) - Как мы называем такие звуки? Какие пары нам встретились? Куда можно поселить новые буквы?
|
Метод исследования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое задание.
Цель: развитие творческого мышления |
Работа в группах.
|
-Каждая группа получает рисунок предмета и задание – придумать описание предмета, чтобы дети отгадали, о чём или о ком идёт речь.
|
|
Метапредметные умения
Таким образом, на уроке решаются не только предметный уровень, но и метапред-метный уровень.
Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг у друга.
|
Работа в группах. Коллективнаяработа. Дифференцирован ный и индиви-дуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе..
Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: анализ ситуации; Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминут-ка |
Коллективная. Практический |
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки.) Повертели, покрутили, Постучали и открыли.
Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие в замечательное место, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку Золушки: Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Его парком называют, Люди в парке отдыхают . Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери . Как мы этот парк зовем И смотреть зверей идем? (на доске .ООПАРК) Прочитайте, куда мы отправимся? В чем трудность? |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
-Зоопарк
добавим букву З |
Осуществля-ют профилак-тику утомле-ния. Ориентиру-ются на здоровый образ жизни, придерживаютя здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Экскурсия по зоопарку. (5 мин.)
Цель: Смена деятельности
|
Использование ИКТ
|
- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2 -Ребята, что вы знаете о слонах?..., которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос.
- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? Слайд 3 - Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. –
Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Отгадайте, кто живет в следующей клетке. Загадка про зебру Надели коняшки Полосатые рубашки. - Вы догадались? Слайд 4 - Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.
- Переходим к следующему животному. Кто же это? Слайд 5 - Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? - Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.
- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6 - Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев.
-А это что за зверь? - Правильно! Это лев. Слайд 7 - Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. . - А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8 - Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды. - А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере.. Слайд 9 - Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть. -Закончилась наша экскурсия по зоопарку. |
-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев.
-Жираф
-Зебра
-Крокодил
-Обезьяна
-Лев
-Бурый медведь
-Это белый медведь |
Называют животных
Взаимосвязь теории и практики |
Устные ответы
Применение диалоговых форм
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление знаний и способов действий. (5 мин.)
Рассказ «В зоопарке». Работа с иллюстрацией (учебник, с. 91–92) |
Парная. Словесный. Беседа, чтение, рассказ. Дидактические задачи: проверить усвоение учащимися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления. |
Сначала учитель читает. – Прочитайте текст. – Рассмотрите картинку.
|
Читают текст по предложе-нию.
|
Читают текст вслух, соотносят его с иллюстрацией.
|
Устные ответы, рассказ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в паре (5 мин.) |
|
– Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ. Определите, с чего вы начнете, что будет происходить потом. Чем закончится ваша история |
Рассматривают картинку. Составляют рассказ |
Придумывают свой рассказ, опираясь на предложенные слова |
Парный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. Рефлексивно-оценочный
Домашнее задание (1 мин) |
Релаксация. О тдых под музыку.
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа Задача: оценка предметных и метапредметных достижений уч-ся
Метапредметная связь Выбирают с учетом индив. особенностей |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? –Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой. -Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой. -А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.
В дом. задании задала задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний, т. е. формирование творческих способностей уч-ся.
-Спасибо за работу! Урок окончен.
|
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Рефлексия своих действий |
Индивидуальный, фронтальный. Ученики самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. Личностные: - самостоятельное определение качества своей работы на уроке; - принятие целей урока Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.11.2023г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.