Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМ. Р. К.ЩЕДРИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 09 Шедевры мировой культуры
программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям
53.02.04 Вокальное искусство
Тольятти
2022
Рассмотрена и одобрена на заседании Предметно цикловой комиссии « Общеобразовательные, гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные дисциплины»
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе
|
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10. 2014г. для реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.04 Вокальное искусство.
Составитель:
Волошина С.И., преподаватель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы дисциплины стр.4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины стр.14
3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины стр.22
4. Условия реализации учебной дисциплины стр.24
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 09 Шедевры мировой культуры
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения шедевров мировой культуры в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров сферы культуры и искусства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально – экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о шедеврах
мировой художественной культуры;
· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения), работать над проектом;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· основные виды и жанры искусства;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· шедевры мировой художественной культуры;
· особенности языка различных видов искусства.
В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
18 |
Контрольные работы |
3 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объем часов |
Уровень освоения |
Введение. Организация проектной деятельности в процессе изучения курса «Шедевры мировой культуры». |
Методика работы над проектом.
|
1
|
1, 2 |
Раздел I. Литературные шедевры античного мира. |
|
6 |
|
Тема 1.1. Поэзия Древней Греции.
Тема 1. 2. Литература Древнего Рима.
|
Содержание учебного материала |
4 |
1,2,3
|
|
|||
Практические занятия. Эсхил «Прометей прикованный», Софокл «Антигона», Эврипид «Ифигения в Авлиде». Сообщения обучающихся. Вергилий «Энеида». Овидий «Метаморфозы». Сообщения обучающихся. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка докладов, сообщений. Работа над проектом. а) Обсуждение и выбор темы (индивидуальный, парный или групповой проект); б) определение темы, проблемы и цели проекта, консультирование. |
2 |
||
Раздел II. Шедевры эпохи Возрождения. |
|
8 |
|
Тема 2. 1. Литература итальянского Возрождения.
Тема 2. 2. Монументальная живопись титанов эпохи Возрождения.
Тема 2.3. Достижения английской литературы эпохи Возрождения.
|
Содержание учебного материала
|
5 |
1,2,3 |
|
|
||
Практические занятия
|
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Подготовка к контрольной работе. Работа над проектом: а) определение темы, проблемы и цели проекта; б) обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы. |
3 |
||
|
Контрольная работа №1 |
1 |
|
Раздел III. Художественные достижения в культуре Европы XVII-XVIII веков. |
|
8 |
|
Тема 3. 1.Достижения итальянской культуры XVII века.
Тема 3.2. «Золотой век» испанской культуры.
Тема 3.3. Достижения французской литературы и театра XVII-XVIII веков.
|
Содержание учебного материала |
6 |
2,3 |
|
|
||
Практические занятия
«И. В. Гете «Фауст». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Работа над проектом (сбор информации, работа с литературой) |
2 |
||
|
Контрольная работа № 2. |
1 |
|
Раздел IV. Художественные шедевры европейской культуры XIX века. |
|
6 |
|
Тема 4.1. Достижения романтизма в европейской художественной культуре первой половины XIX века.
Тема 4.2. Реализм как ведущее направление европейской литературы второй половины XIX века.
|
Содержание учебного материала
|
4 |
2,3 |
|
|
||
Практические занятия
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка сообщений, докладов, презентаций. Подготовка к контрольной работе. Работа над содержанием проекта.
|
2 |
||
|
|
|
|
Раздел V. Художественные достижения европейской культуры конца XIX –XX веков. |
|
6 |
|
Тема 5. 1.Архитектурные шедевры европейского модерна в начале XX века. Тема 5.2. Творческие направления в изобразительном искусстве начала ХХ века. |
Содержание учебного материала |
4 |
1,2,3 |
1. Основные направления в архитектуре европейского модерна. 2. Г. Гимар – центральная фигура «пластического» направления во Франции.
|
|
||
Практические занятия
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка сообщений, докладов, презентаций. Работа над проектом (анализ, обобщение информации; встречи по обсуждению промежуточных результатов в групповой работе).
|
2 |
||
Раздел VI. Достижения русской культуры XVIII века. |
|
4 |
|
Тема 6.1. Архитектурные шедевры стиля барокко и ампира.
Тема 6. 2. Изобразительное искусство.
|
Содержание учебного материала |
3 |
2,3 |
|
|
||
Практические занятия
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка сообщений, докладов, презентаций. Подготовка к контрольной работе. Работа над проектом (оформление информации для представления широкой аудитории, формулирование аргументированных выводов; подготовка презентации проекта). |
1 |
||
|
Контрольная работа №3 |
1 |
|
Раздел VII. Шедевры русской художественной культуры XIX века. |
|
6 |
|
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Тема 7.1. Достижения романтизма в русской культуре первой половины XIX века.
Тема 7.2. Художественная культура второй половины XIX века.
|
Живописные шедевры художников – передвижников.
|
|
|
|
Практические занятия
|
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка сообщений, докладов, презентаций.
Работа над проектом (предварительная защита проекта). |
2 |
|
Раздел XVIII. Русская культура конца XIX – XX века.
|
|
9 |
|
|
Содержание учебного материала |
5 |
|
Тема 8.1. Художественные достижения в русской культуре конца XIX – XX века.
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
3 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции, с учебными пособиями, дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Работа с «Методическими рекомендациями для самостоятельной работы обучающихся» Волошиной С. И. Подготовка сообщений, докладов, презентаций. Подготовка к защите проекта. |
4 |
|
|
Защита проекта. |
|
|
3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
|
Тестирование, составление сравнительных таблиц, фронтальный опрос, терминологический экспресс-опрос, презентация, письменные задания; |
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; |
составление сравнительных таблиц, обсуждение докладов и сообщений обучающихся; |
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; |
анализ конспектов, тезисов, презентаций, сообщений, докладов обучающихся; |
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); |
анализ творческих заданий (докладов, сообщений, презентаций обучающихся); работа над проектом.
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. |
оценка публичных выступлений обучающихся, работа над проектом презентация проекта с высказыванием собственных суждений о произведениях классики и современного искусства. |
Знания: |
|
Основные виды и жанры искусства; |
Тестирование, письменный и устный опрос; |
изученные направления и стили мировой художественной культуры; |
Составление сравнительных таблиц, сравнительный анализ характерных черт направлений, стилей в различных видах искусства в процессе работы над проектом, составление презентаций;
|
шедевры мировой художественной культуры; |
письменный и устный опрос, доклады, сообщения, презентации обучающихся, оценка выполнения практических работ;
|
особенности языка различных видов искусства. |
Описание произведений различных видов искусства (в процессе работы над проектом), индивидуальные задания (составление докладов, презентаций). |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется по расписанию. В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основным видом внеаудиторной самостоятельной работы является работа над проектом.
Практические занятия проводятся с применением соответствующего программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные ситуации, включая в задание и анализ результатов и выводов.
В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний студентов осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, творческих заданий, презентаций.
Формы проведения консультаций: групповая, индивидуальная.
4.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории мировой культуры
Оборудование учебного кабинета:
Стенд «От античности до модерна. Стили в искусстве».
Альбомы с иллюстративными материалами по основным разделам истории мировой культуры.
Иллюстративный материал по основным разделам истории мировой культуры на электронных носителях.
Диски и видеокассеты с материалами по основным разделам истории мировой культуры.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор;
- экран проекционный;
- модем;
- принтер;
- выход в сеть Интернет
Информационное обеспечение обучения
Для обучащихся:
1. Альбомы. Великие художники. Том I-100.-М.: Директ-Медиа, 2009-2011.
2. Альбомы. Великие музеи мира. Том 1, 2, 3, 4, 15, 17, 18, 68, 69, 81.-М.:Директ-Медиа, 2011-2016.
3. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2013, http://cok.opredelim.com/docs/300/index-31923.html
4. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т. 1, т.2. - Санкт-Петербург, http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/19025
5. Вазари Дж. Жизнеописания. - Санкт-Петербург,2010
http://royallib.com/book/dgordgo_vazari/gizneopisaniya_naibolee_znamenitih_giv opistsev_vayateley_i_zodchih.html; http://detectivebooks.ru/book/19924445/
6. Всеобщая история искусств. В шести томах. Под общей редакцией А.Д. Чегодаева.- М.: Искусство, 2013-2014. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''Vseobschaya_istoriya_iskusstv''/_''Vseobschaya_istoriya_iskusstv''.html
7.Гече Г. Библейские истории. - М..2015.. http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml
8. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры в 4-х частях, части I-II.- Тверь.2009.- http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:10203/Source:default
9.Данилова Г. Н. Мировая художественная культура: от XVII века до современности.10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. : Дрофа, 2010. -http://wordgdz.ru/mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-10-klass-danilova/
10.Данилова Г. Н. Мировая художественная культура: от XVII века до современности.11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. : Дрофа, 2012. - http://www.alleng.ru/d/cult/cult100.htm; http://nashol.com/2012091967073/mirovaya-hudojestvennaya-kultura-ot-xvii-veka-do-sovremennosti-11-klass-danilova-g-i-2012.html
11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств в 3-х выпусках.- М., Искусство.2008г. http://www.books.ru/books/kratkaya-istoriya-iskusstv-581470/
12. Древнерусская литература, сост. Е. Рогачевская. - М., «Школа - пресс», 2008.- http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:1991&theme=system
13. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- http://www.studmed.ru/emohonova-lg-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura_53f78bd7847.html http://www.alleng.ru/d/cult/cult080.htm12.
14.Иллюстрированный энциклопедический словарь http://dic.academic.ru/
15.Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство. - М.. Высшая школа, 2009.- http://www.studmed.ru/ilina-tv-istoriya-iskusstv-otechestvennoe-iskusstvo_86dda46658b.html. http://arstyle.org/books/libdesign/90930-istoriya-iskusstv-otechestvennoe-iskusstvo-t-v-ilina.htm
16. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.. Высшая школа, 2009.- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/
17. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - Санкт - Петербург Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2016. Контактный e-mail: royallib.ru@gmail.com
18.Круис Е. Риффенбург Б. Соборы мира. - М. - http://www.razym.ru/chelob/kultura/308681-krus-e-i-dr-atlas-chudes-sveta-sobory-mira.html
19.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Пер. с польск. - М.. Высшая школа. 2012.- http://e-libra.ru/books/222087-istoriya-kultury-drevnej-grecii-i-rima.html
20. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.- М., «Олимп», 2016..- https://www.livelib.ru/book/1001888123
21.Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М.: «АСТ», «Астрель», 2008 г.- https://www.livelib.ru/author/12948/latest
22. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М. : «АСТ», «Астрель», 2008 г.- https://www.livelib.ru/author/12948/latest
23. Мировая художественная культура. В 2-х т. Учебное пособие. Под ред. Б. А. Эренгросс. – М. : Высш. шк., 2007. - http://isd82.narod.ru/book/84_des.html; http://nashol.com/2012020463287/kulturologiya-erengross-b-a-apresyan-r-g-botvinnik-e-a-2007.html
24. Паршин С. Мир искусства. - М., Изобразительное искусство. - http://medaliaart.net/16658-mir-iskusstva-s-parshin.html
25. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т., т. I, т. II. - М., Сов. Энциклопедия, 2011. - http://nashol.com/2011062956935/populyarnaya-hudojestvennaya-enciklopediya-v-2-h-tomah-polevoi-v-m.html
26. Словарь всемирной мифологии - http://dic.academic.ru/
27. Современный словарь-справочник Античный мир - http://dic.academic.ru/ 28. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII века. Реальность и символика.- Directmedia, 2013 г- https://books.google.ru/books?id=VsfKo4If_7MC&hl=ru&source=gbs_navlinks_s.
29. Стоун И. Жажда жизни. Книга о Ван Гоге. - Санкт- Петербург.2010. - http://royallib.com/book/irving_stoun/gagda_gizni.html
30.Удивительные эгейские царства. - М., Терра - http://www.rulit.me/books/udivitelnye-egejskie-carstva-download-free-417875.html
31. Художественная энциклопедия - http://dic.academic.ru/
32. Энциклопедия живописи. - Изд. АСТ,2010.- http://ambookvo.ru/bookshop/muratov-polnaja-enciklopedija-zhivopisi/
Интернет-ресурсы:
1.Всеобщая история искусств [Электронный ресурс] –http://files.lib.sfukras.ru/ebibl/umkd/28/u_sam.pdf
2.Gallerix.ru-
3.Методическое пособие по истории искусств [Электронный ресурс]-
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000137/
4. Student-hist.ru/istoria-mirovoy-kulturi
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.