2020г
Авторская программа элективного курса
«МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»
выполнила:
Григорьева Ю.Г.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
г. Николаевска - на - Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья школьников актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди учащихся вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение школьников было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс для подготовки учащихся 4-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям школьников, так как в этот период перед ними стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы.
Элективный курс «Мое здоровье в моих руках» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья учащихся и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью.
Основная цель элективного курса – воспитание у учащихся:
- Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
· расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках:
· создать условия для формирования у учащихся навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
· обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
· способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
· Составление проектов по темам исследований;
· проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
· умение добывать информацию с помощью ИКТ;
· оформление и защита исследовательских работ учащихся;
· проведение научно - практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу
«Мое здоровье в моих руках»:
· «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
· «Отношение подростков МБОУ СОШ № 1 к вредным привычкам»;
· «Стресс и его воздействие на организм школьника»;
· «Влияние шума на детский организм»;
· «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
· «Как противостоять давлению среды»;
· «Что значит быть счастливым?»;
· «Наркотики, алкоголь и сигареты»; «Я в этом мире».
Выполнив программу элективного курса «Мое здоровье в моих руках» школьники будут знать:
· причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
· мотивы здорового образа жизни;
· отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм;
· пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
· оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
· воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
· полученные знания на практике;
· полученные знания для осознанного выбора профессии.
·
Содержание программы элективного курса
«Мое здоровье в моих руках»
1 . Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.
2 . Вредные привычки, их профилактика.
2.1. Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины.
2. 2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов школьника.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков (анкетирование, тесты)».
2.3. Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».
2.4. Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».
3. Простудные заболевания.
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».
4. Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм школьника, пути снятия стресса. Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».
5. Первая медицинская помощь.
5.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса».
6. Обобщение: «За здоровый образ жизни».
Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Тематическое планирование элективного курса
«Мое здоровье в моих руках»
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Введение: пути формирования здорового образа жизни школьника. |
1 |
2 |
Вредные привычки, профилактика. |
7 |
2.1 |
Алкоголизм |
2 |
2.1.1 |
Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. |
1 |
2.1.2 |
Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. |
1 |
2.2 |
Курение |
2 |
2.2.1 |
Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. |
1 |
2.2.2 |
Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. |
1 |
2.3 |
Наркомания |
2 |
2.3.1 |
Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. |
1 |
2.3.2 |
Наркотическая зависимость, пути решения проблем. |
1 |
2.4 |
Токсикомания и подросток |
1 |
2.4.1 |
Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. |
1 |
3 |
Простудные заболевания. |
1 |
3.1 |
Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. |
1 |
4 |
Стресс. |
1 |
4.1 |
Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. |
1 |
5 |
Первая медицинская помощь. |
1 |
5.1 |
Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) |
1 |
6 |
Обобщение «Мое здоровье в моих руках» Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д. |
2 |
Список литературы для учителя
1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
3. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с. –
4. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
5. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.
6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.
7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.