Авторская программа работы с одарёнными детьми
Оценка 4.7

Авторская программа работы с одарёнными детьми

Оценка 4.7
docx
04.11.2022
Авторская программа работы с одарёнными детьми
программа одаренные дети.docx

Пояснительная записка

Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем. Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и воспроизводит условия для учения одаренного ребенка.

Выявление способных детей, работа с ними, система поддержки таких детей, создание условий для оптимального развития детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся. А также одаренных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - главные направления работы школы.

 

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

·         имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

·         имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

·         испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

·         дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

·         дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

·         дети с высокими творческими (художественными) способностями;

·         дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

·         учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1.    Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2.    Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3.    Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4.    Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель данной программы : создание благоприятной образовательной среды, которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал одаренных детей, поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, развить интерес к предмету.

Задачи:

·         Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

·         Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития и укрепления здоровья одаренных детей;

·         Стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

·         -  отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·         - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

Принципы реализации программы :

·         гуманизм;

·         индивидуальный и дифференцированный подход;

·         системность

·         комфортность

·         добровольность

Реализация мероприятий программы позволит:

·         создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;

·         создать возможности для проявления одарённости и таланта;

·         обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня;

·         подготовить лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам. 

 

Этапы реализации программы:

 

Этап

Мероприятия

Организация

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

 

Мониторинг

Создание:

·         банка данных по детям с высоким уровнем обученности;

·         банка текстов, заданий, олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

·         портфолио ученика;

·         рекомендаций по работе с детьми с высоким уровнем обученности.

Организация:

·         системы дополнительных занятий;

·         внеклассной работы по предмету;

·         деятельности научного общества.

Анкетирование учащихся по

методике «Карта одаренности»

(А.И.Савенкова)

Выявление детей по следующим видам одаренности:

интеллектуальная, академическая,

техническая. Тест «Есть ли у вас склонность к языкам?»

Формирование групп.

2 этап: деятельностный

 

·         Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

·         Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

·         Внедрение метода проектов.

·         Учет индивидуальных достижений.

·         Переход на систему портфолио.

·         Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Организация в школе олимпиад и конкурсов по английскому языку;

организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах;

участие учащихся в научно- исследовательских конференциях.

 

3 этап: констатирующий

 

Создание банка педагогического опыта в работе с детьми с высоким уровнем обученности.

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Организация конкурса портфолио учащихся.

Организация награждения учащихся.

Проведение рефлексии.



Функции учителя английского языка:

 

- Выявление одарённых детей.

- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

- Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

1.​ Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства чтением, подготовкой докладов, рефератов, сочинений на английском языке ,  подготовка некоторых учащихся к олимпиадам

2.​ Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.

3.​ Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся  недели английского языка, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.

Формы работы с одарёнными детьми:

·         работа по индивидуальным образовательным маршрутам;

·         научно-практические конференции;

·         групповые занятия с одаренными учащимися;

·         работа в парах, малых группах;

·         участие в международных конкурсах;

·         участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;

·         организация исследовательской деятельности учащихся;

·         творческие задания, проекты.

 

Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:

1) личностно-ориентированное обучение;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

5) проектная

6) игровые

7) элементы технологии «развитие критического мышления»

Планируемые результаты:

К числу планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов можно отнести:

 

·         обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;

·         обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

·         введение знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);

·         приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

·         формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

1.    Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.    Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3.    Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.    Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Структура работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:

·         выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.

·         ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

·         переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

·         совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;

·         расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;

·         личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;

·         укрепление сотрудничества родителей с учителем английского языка.

Формы работы с родителями

·         Творческие и проблемные родительские собрания;

·         Групповые и индивидуальные консультации;

·         Творческие отчеты;

·         Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;

·         Выполнение рекомендаций литературы.

·         Консультирование учащихся вместе с родителями.



Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

- включение в коллективные формы деятельности,

- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

- сотрудничество ученика и учителя,

- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,

- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).

Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Операционные методы– работа с учебниками, опорные схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов. Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой компетентности определяется на основе следующих критериев:

1.    демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике;

2.    демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;

3.    использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы;

4.    планирование использования различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех;

5.    предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей педагогической деятельности: уроки-конкурсы, уроки-КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт.

Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе, проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять группы, проводить внеклассные мероприятия на параллели, приглашать старшеклассников в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и видели перспективу своей деятельности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады

Олимпиады способствуют:

·         выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

·         расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.

 

Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.

·         Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсахдаже с начальной школы. Тем самым, на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.

·         Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка,то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы

·         Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио)

·         Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.

В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами и считаю у меня есть положительные результаты

Существуют много конкурсов и олимпиад по иностранным языкам, но мои ученики принимают участие в 5 проектах.

1.Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog

Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы»

Цель программы:

развитие интереса учащихся к знаниям, стимулирование их продуктивной творческой активности

 

2.Английский «на отлично»  Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. Проверяются знания по грамматике, лексике.

 

3.Всероссийская Олимпиада школьников.

4. Онлайн – олимпиада: « С английским на ты!»

5. ИНТОЛИМП

6. Неделя иностранных языков.

В рамках недели иностранных языков у нас в школе проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление, поддержку и развитие одаренных учащихся.

Фонетические конкурсы.

Викторины. Праздники.

Конкурс проектов

Интеллектуальный марафон.

Путешествие по англо и немецко-говорящим странам

Выставки поделок, газет, рисунков

Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен, например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.

Портфолио школьника

Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио школьника еще в начальной школе. Языковой портфель— подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке. Результаты радуют – учащиеся повысили внутреннюю самооценку . Ребята со 2-го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.

Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык

 

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого .



1.    Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову): «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.

2.    «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

·         групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

·         соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.

·         команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Мероприятия по реализации программы.

Найти точку роста.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Выявление индивидуальных особенностей.

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

Воспитание лидерских качеств.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

         В своей работе на уроке можно использовать:

·         Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

·         Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов:               Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

·         Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

·         Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

·         Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

·         Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

·         Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

·         Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

·         «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

·         Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

Траектория подготовки к олимпиадам по английскому языку

Система подготовки участников олимпиады по английскому:

1.    базовая школьная подготовка по предмету;

2.    подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования

3.    самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, тестов, поиск информации в Интернете и т.д.);

4.    целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по языку.

При работе с одаренными учащимися я  использую массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике.

Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, областного и всероссийского уровней. 

Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.



Календарный план работы

по работе с одаренными детьми

по английскому языку

на 2018-2023 учебный год

В течение года

 

Составление расписания

3.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми

 

сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

4.

Организация и проведение школьных олимпиад

Октябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку

Ноябрь

Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя

 

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных , муниципальных и всероссийских конкурсах

В течение года

Индивидуальная работа

 

7.

Проведение предметной недели

феврвль

Викторины, праздники, инсценировки

 

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

В течение года

 

9.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

В течение года

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми .

 

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

 

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

 

12.

Анализ и корректировка результативности

В конце года

План работы





Формы контроля и мониторинга результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период.



 

 

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и муниципальным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки - конкурсы, инсценирую сказки, мои ученики выступают перед учащимися школы со спектаклями во время проведения предметных недель.

Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Методика оценки общей одаренности

 

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности  девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

 

 Качество Отметка

1 Любознательность

2 Сверхчувствитeльность к проблемам

3 Способность к прогнозированию

4 Словарный запас

5 Способность к оценке

6 Изобретательность

7 Способность рассуждать и мыслить логически

8 Настойчивость

9 Перфекционизм

 

 

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

 

Творческие задания в курсе изучения английского языка

Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Но если, с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то, с другой стороны, «зона трудностей» должна быть доступна ученику. Задания на сравнение и анализ зрительных образов увеличивает мыслительный потенциал, уровень самостоятельности ученика. Он учится проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для решения этих заданий.

1.    Учимся находить общие и различающиеся признаки.

«Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.

·         cucumber, tomato, pepper, bread

·         potato, nectarine, kiwi, apple

·         cheese, salt, banana, water

·         chocolate, onion, yoghurt, ice cream

·         juice, coffee, tea, ice cream

2.    Группировка слов, обобщение.

·         pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box

·         pepper, onion, cucumber, potato, tomato

·         doctor, singer, teacher, cleaner, driver

·         train, bus, plane, bicycle, underground

3.    Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученику предлагается представить, что он превратился, например, в кошку. Нужно составить рассказ от имени выбранного персонажа. Можно предложить вопросы:

·         Who are you?

·         What is your name?

·         How old are you?

·         Where do you live?

·         Have you got a mother?

·         What color are you?

4.    Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке.

5.    Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.

6.    Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.

Выполняя упражнения данного вида, учащиеся учатся предвидеть возможные последствия своих действий и планировать нужные преобразования со словом, высказыванием, текстом.

Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления.

1.    Составить текст по вопросам.

Метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ученику удерживать общую логику рассказа. Например, упражнение «придумай сказку по вопросам». Данное упражнение можно выполнять и в парах, давая ответы по очереди.

2.    Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc.

3.    Учимся подбирать слова, противоположные по значению, антонимы.

Weak                           strong

Smart                           stupid

Pretty                               ugly

???                                    sad

???                                   good

4.    Учимся подбирать слова — синонимы или вопросы — синонимы.

smart — clever

study — learn

speak — say

expensive — dear

wonderful —great

1) what does Bill do? — what is Bill’s  job?

2) where does he come from? — what nationality  is he?

5.    Составить из слов предложения.

·         I, book have, just, bought, this.

·         their, has, team, played, football, a match.

·         never, the stone of Destiny, they, seen, have.

6.    Мозговой штурм.

Метод используется для работы по группам или всем классам.

Например:

·         Тема «Future Simple»

Представьте себе, что у вас есть возможность попасть в Англию 1599 года.

What will you take with you?

What won`t you take with you?

·         Тема «Music»

Введение в тему: учащимся предлагается под фоновую музыку назвать ассоциации со словом «Music».

Одно из важнейших умений, которые формируются на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию. Ученики могут научиться оценивать их роль и значение для осуществления своих замыслов.

1.Составление синквейнов (в переводе с французского языка «пять строк»)

Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии.

Выразить внутренний мир, переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Конечно, далеко не всякий способен писать стихи, и некоторые ученики сначала выражают недоумение или боятся этого задания. Однако форма синквейна обычно не вызывает затруднений у учащихся. Такие стихи можно применять на всех этапах обучения английскому языку. Стихи обогащают словарный запас учащихся. Поиск новых слов в словаре происходит  «для себя», и такие слова прочнее закрепляются в памяти.

Синквейн развивает познавательную деятельность, так как учащиеся учатся отбирать и обрабатывать информацию. Для каждого ученика создается ситуация успеха, он ощущает, что может сотворить что-то новое, необычное для себя, что до него никто не создавал. У учащихся возникают идеи, даже если их языковые возможности ограничены. Тем ученикам, которые имеют слабую мотивацию к изучению английского языка, предлагается создать синквейн из стихов, данных в учебниках.

2.Проекты

В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные  интеллектуальные  умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.

Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 9 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей. В начале изучения языка это простые проекты  на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Мои каникулы» и т. д.. На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.

3.Квизы

Большими возможностями для создания внутренней мотивации говорения на иностранном языке на уроке обладают естественные речевые ситуации. Один из таких способов — создание и использование квизов. Квизы реализуют стремление учащихся самим создать интересные для них вопросы и ответы, усиливают интеллектуальную нагруженность урока. Задание по составлению квиза учащиеся получают по какой-либо теме, по прочитанному тексту.

Напримертема «Holidays in Moscow and St Petersburg».

1.    The capital of Russia in 1900 was

2.    a) St-Petersburg.

3.    b) Yekaterinburg.

с) Moscow.

2.    The most famous Moscow theatre is

3.    a) the Bolshoi Theatre.

4.    b) The Mali Theatre.

5.    c) the Grand Opera.

6.    The Kunstkammer is

7.    a) a museum.

8.    b) a prison.

9.    c) a palace.

10.  The founder of the Tretyakov Gallery was

11.  a) Ivan Tretyakov.

12.  b) Savva Morozov.

13.  c) Yuri Dolgorukiy.

4.Ребусы, кроссворды, викторины

Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.

 5.Сочинения, открытки, сообщения


 

Пояснительная записка Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит…

Пояснительная записка Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит…

Деятельностный подход . Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации…

Деятельностный подход . Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации…

Создание: · банка данных по детям с высоким уровнем обученности; · банка текстов, заданий, олимпиад и интеллектуальных конкурсов; · портфолио ученика; · рекомендаций по работе…

Создание: · банка данных по детям с высоким уровнем обученности; · банка текстов, заданий, олимпиад и интеллектуальных конкурсов; · портфолио ученика; · рекомендаций по работе…

Предоставление необходимой информации классным руководителям

Предоставление необходимой информации классным руководителям

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны

КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт

КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт

Всероссийская Олимпиада школьников

Всероссийская Олимпиада школьников

Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать

Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать

Метод конструирования понятий.

Метод конструирования понятий.

Календарный план работы по работе с одаренными детьми по английскому языку на 2018-202 3 учебный год

Календарный план работы по работе с одаренными детьми по английскому языку на 2018-202 3 учебный год

В конце года План работы

В конце года План работы

Приложение № 1 Методика оценки общей одаренности

Приложение № 1 Методика оценки общей одаренности

Приложение 2 Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

Приложение 2 Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc

Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc

В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах

В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022