Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Читай-ка"
Оценка 4.9

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Читай-ка"

Оценка 4.9
docx
14.06.2020
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Читай-ка"
читай-ка.docx

Пояснительная записка.

   Рабочая программа внеурочной деятельности  «Читай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Главной целью внеурочной деятельности  «Читай-ка» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение обучающимися  навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.

Задачи: -  учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли; -  учить приемам исполнительского мастерства;

-   прививать любовь к чтению, к театру;

-  воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

-  расширять  кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг    различных жанров, просмотра спектаклей;

-  развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

-  обогащать опыт детей посредством  посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки;

      Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
А театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Содержание программы.

Программа  кружка предназначена для обучающихся начальной школы . Она  рассчитана на 66 часов два раз в неделю.

Вводное занятие. (1 час)

Клуб почемучек ( 3 часа)

Здравствуй, книга (3ч)

Поляна сказок (4 часа)

Игры с буквами (6 часов)

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, загадки (2 часа)

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. (2 часа)

Из чего состоит книга? (2 часа)

Я рисую книжку. (2 часа)

Стихи и рассказы  о детях и для детей. Мои первые книжки (5 часов)

Наши меньшие друзья. (чтение рассказов о животных) (4 часа)

Книги о Родине и родной природе (2 часа)

Писатели детям (3 часа)

Народная мудрость книги сборники (3 часа)

По страницам книг В. Сутеева (3 часа)

Сказки народов мира (3 часа)

Книги русских писателей сказочников (2 часа)

Детские писатели (3 часа)

Сказки зарубежных писателей (5 часов)

Книги сборники стихотворений для детей (2 часа)

Дети-герои книг (3 часа)

Книги о животных (3 часа)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературному чтению как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.           Планируемые результаты.

1.                 Обогащение внутреннего мира ребенка.

2.                 Умение сопереживать товарищу по команде.

3.                 Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

4.                 Умение работать с текстом, с книгой.

5.                 Умение ориентироваться в пространстве.

6.                 Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

7.                 Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

8.                 Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

9.                 Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма.

Формы подведения итогов работы:

- организация выставки работ;

-проект;

- игровая программа.

         


 

 Тематическое планирование по кружку «Читай-ка» 1класс

 

№п/п

Дата

№урока по теме

Кол-во часов

Темы

 

 

 

 

Вводное занятие. (1 час)

1

 

1

1

Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность.                         Работа с чистоговорками, со скороговорками (на каждом занятии).

 

 

 

 

 Клуб почемучек ( 3 часа)

2

 

1

1

Беседа, чтение книг учителем.

3

 

2

1

Игры с книжками- игрушками.

4

 

3

1

Игры с загадками.

 

 

 

 

Здравствуй, книга (3ч)

5

 

1

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

6

 

2

1

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении.

7

 

3

1

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

 

 

 

 

Поляна сказок (4 часа)

8

 

1

1

Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).

9-10

 

2-3

2

Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».

11

 

4

1

Творческая игра   «Что это за сказка?»

 

 

 

 

Игры с буквами (6 часов)

12

 

1

1

Игры с буквами.

13

 

2

1

Игровые упражнения с помощью пальчиков.

14

 

3

1

Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

15

 

4

1

Сочинение сказки про буквы.

16-17

 

5-6

2

Чтение стихотворений и сказки про буквы Токмаковой И.П. «Аля Кляксич и буква А».

 

 

 

 

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, загадки (2 часа)

18-19

 

1-2

2

Игры в загадки.

Сочинение загадок.

Упражнение «Изобрази настроение» . Игра «Загадочные картинки». Инсценировка.

 

 

 

 

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. (2 часа)

20-21

 

1-2

2

Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего.

Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией.

 

 

 

 

Из чего состоит книга? (2 часа)

22-23

 

1-2

2

Беседа, рассматривание книг.

Игра «Угадай книгу».

Упражнение «О чем расскажет обложка книги».

 

 

 

 

Я рисую книжку. (2 часа)

24-25

 

1-2

2

Проектная деятельность.

 

 

 

 

Стихи и рассказы  о детях и для детей. Мои первые книжки (5 часов)

26

 

1

1

Беседа, организация выставки книг.

27

 

2

1

Чтение стихов, рассказов учителем. Слушание аудиорассказов.

28

 

3

1

Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». Упражнение «Изобрази настроение»

29-30

 

4-5

2

Инсценировка стихотворений  А.Л. Барто, С.Я.Маршака, Я.Л Акима, Т.Л.Петуховой и др.

 

 

 

 

Наши меньшие друзья. (чтение рассказов о животных) (4 часа)

31-32

 

1-2

2

Чтение и слушание рассказов о животных. Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.

33

 

3

1

Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.

34

 

4

1

Пантомима «Кто это»?(покажи животное)

 

 

 

 

Книги о Родине и родной природе (2 часа)

35

 

1

1

Книги о Родине и природе.

36

 

2

1

Элементы книги. Книга –произведение и книга-сборник.

 

 

 

 

Писатели детям (3 часа)

37

 

1

1

Книги- сборники писателей классиков о детях

38

 

2

1

Книги современных писателей о детях

39

 

3

1

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Веселые потешки», «Скороговорки и считалки»

 

 

 

 

Народная мудрость книги сборники (3 часа)

40

 

1

1

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку»

41-42

 

1-2

2

Творческая работа «Сочини загадку» Литературные игры «Посчитайся»

 

 

 

 

По страницам книг В. Сутеева (3 часа)

43

 

1

1

По страницам книг В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения.

44

 

2

1

В. Сутеев-автор и оформитель книг для детей.

45

 

3

1

Литературная игра «По страницам сказок В.  Сутеева»

 

 

 

 

Сказки народов мира (3 часа)

46

 

1

1

Народные сказки (цепочки).Инсценирование.

47

 

2

1

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

48

 

3

1

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

 

 

 

 

Книги русских писателей сказочников (2 часа)

49

 

1

1

Книга сказок (сборники сказочных историй  А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

50

 

2

1

По  страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключение героев-кукол.

 

 

 

 

Детские писатели (3 часа)

51

 

1

1

Книги С. Маршака. Выставка книг.

52

 

2

1

Книги-сборники произведений К. Чуковского

53

 

3

1

Е. Чарушин- писатель и иллюстратор своих книг.

 

 

 

 

Сказки зарубежных писателей(5 часов)

54-55

 

1-2

2

Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях

56-57

 

3-4

2

Книга Дж. Харриса. Сказки дядюшки Римуса»

58

 

5

1

В гостях у сказки.

 

 

 

 

Книги сборники стихотворений для детей (2 часа)

59

 

1

1

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

60

 

2

1

Конкурс чтецов стихотворений детских писателей.

 

 

 

 

Дети-герои книг(3 часа)

61

 

1

1

Дети-герои книг детских писателей.

62

 

2

1

Литературная игра. «Вопросы и ответы»

63

 

3

1

Книги В. Бианки  Г. Скребицкого.

 

 

 

 

Книги о животных(3 часа)

64-65

 

1-2

2

Книга Н. Некрасова «Дедушка  Мазай и зайцы»

66

 

3

1

По страницам любимых книг. Выставка книг.

 

 

 

 


 

            Литература для учителя.

1.     Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

2.     Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

3.     Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

4.     Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

5.     Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

6.     Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

7.     Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

8.     Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

9.     Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

10. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

12. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Литература для обучающихся.

1.     Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

2.     Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

3.     Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

4.     Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

5.     Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

6.     Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

7.     Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

8.     Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

9.     Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

14. Народные русские сказки. /Сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Худож. Лит., 1991

15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998

16. Токмакова И.П. Аля Кляксич и буква А .-М.: Дет лит ,1974

17. Петухова Т.Л. Доброе слово.-Ярославль:Верхнее-Волжское,1990

18. Петухова Т.Л. Лохматый подарок.-Вологда:Северо-Западное,2005

19. Аким Я.Л. Весело мне.- М.: Советская Россия, 1972          

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     Наглядные пособия, учебные пособия и др.

    Наличие пособий

1)Портреты детских поэтов и писателей.

2)Детские книги для  чтения.

3)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера).

4) Куклы для инсценировки  детских произведений.

5) Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка . Рабочая программа внеурочной деятельности «Читай-ка» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка . Рабочая программа внеурочной деятельности «Читай-ка» составлена в соответствии с требованиями

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны

Средством формирования коммуникативных

Средством формирования коммуникативных

Тематическое планирование по кружку «Читай-ка» 1класс №п/п

Тематическое планирование по кружку «Читай-ка» 1класс №п/п

Упражнение «О чем расскажет обложка книги»

Упражнение «О чем расскажет обложка книги»

Детские писатели (3 часа) 51 1 1

Детские писатели (3 часа) 51 1 1

Литература для учителя. 1.

Литература для учителя. 1.

Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок –

Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020