федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 269
федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 269)
УТВЕРЖДАЮ
Зав.филиалом ФКП
образовательное учреждение № 269
________________ Ласкожевский А.В.
«__» _________ 201__ года
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Профессия 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 269 Федеральной службы исполнения наказаний
Разработчики:
Роднова Валентина Валериевна, преподаватель ФКП образовательное учреждение № 269
Логинов Сергей Валериевич, старший мастер ФКП образовательное учреждение № 269.
Протокол № __ от ___.___.201__ г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
После освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся при осуществлении своей будущей профессиональной деятельности должен:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
12 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем); - подготовка сообщений по темам; - подготовка к выполнению тематических тестов. |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности |
|
6 |
|
Тема 1.1. Основные термины и определения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» |
1. Основные цели и задачи учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности». 2. Роль дисциплины в процессе освоения профессиональной деятельности. 3. Основные термины и определения: среда обитания, производственная среда, опасность, безопасность жизнедеятельности, охрана труда, производственная санитария, техника безопасности, пожарная и взрывная безопасность. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, выполнение индивидуальных письменных заданий. |
1 |
|
Тема 1.2. Рациональная организация условий трудовой деятельности |
1.Классификация основных форм деятельности человека. 2.Классификация условий трудовой деятельности. 3. Работоспособность и пути ее повышения. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, составление кроссворда. |
1 |
|
Тема 1.3. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда |
1. Вредные и опасные факторы производственной среды и их влияние на организм человека. 2. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы. |
1 |
|
Раздел 2. Гражданская оборона |
|
2 |
|
Тема 2.1. Организация гражданской обороны |
1.Гражданская оборона: задачи, структура. 2.Сигналы оповещения ГО и порядок действий по ним. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений. |
1 |
|
Раздел 3. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
|
8 |
|
Тема3.1. Понятие, общая классификация и характерные признаки чрезвычайных ситуаций. |
1.Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). 2.Характерные признаки ЧС |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, самостоятельное составление тестовых заданий. |
1 |
|
Тема 3.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения |
1. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения. |
1 |
1 |
Тема 3.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. |
1. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация. |
1 |
1 |
Тема 3.4. Чрезвычайные ситуации социального характера |
1. Чрезвычайные ситуации социального характера. |
1 |
1 |
Тема 3.5. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций. |
1.Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях. 2. План мероприятий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, подготовка устных сообщений. |
1 |
|
Тема 3.6. Пожарная безопасность. |
1.Основные понятия. 2. Средства тушения пожаров. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, составление кроссворда. |
1 |
|
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации военного времени |
|
2 |
|
Тема 4.1. Организация защиты от оружия массового поражения |
1. Характеристика оружия массового поражения. 2. Правила поведения и действия населения в очаге ядерного, химического поражения |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, подготовка устных сообщений.
|
1 |
|
Раздел 5. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций |
|
2 |
|
Тема 5.1. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем. |
1. Понятие устойчивости работы объектов экономики. 2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, самостоятельное составление тестовых заданий. |
2 |
|
Раздел 6. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
|
12 |
|
Тема 6.1. Основы сердечно-легочно-мозговой реанимации |
1. Актуальность проблемы. Понятие реанимации, терминального состояния и первичной диагностики. 2. Алгоритм действий при первом контакте с пострадавшим. |
2
|
1
|
Тема 6.2. Первая помощь при ранениях, переломах костей |
1. Понятие о ранении. Классификация и виды ранений. Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях. Виды кровотечений. 2. Понятие о переломе. Виды переломов. Признаки переломов. Транспортная иммобилизация. Шинирование. |
2 |
1 |
Практическое занятие № 1 «Способы временной остановки кровотечения» |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 2 «Шинирование» |
2 |
2 |
|
Тема 6.3. Первая помощь при термических поражениях |
1. Отморожение. Степени и признаки отморожения. Первая помощь при отморожении. 2. Переохлаждение. Первая помощь при переохлаждении. 3. Ожоги. Виды и признаки ожогов. Первая помощь при ожогах. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к зачету. |
2 |
||
Тема 6.4. Первая помощь при отравлении |
1. Актуальность проблемы. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении. |
2 |
2 |
Раздел 7. Терроризм - глобальная проблема современности |
|
2 |
|
Тема 7.1. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе
|
1.Общие сведения о терроризме. 2.Мероприятия по предупреждению террористических актов. 3.Действия населения в условиях террористических актов. |
2 |
1 |
Зачет |
|
2 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- методические пособия.
Основные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
2. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. -10-е изд., – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Феникс», 2015.
2. Муравей Л.А., Юровицкий Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- Москва, 2012.
2. Алексеев В.С. Жидкова О.И., Ткаченко И.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- Саратов, 2012.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - Ростов н / Д: Феникс, 2013.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:
1. Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»
2. Видеофильм «Борьба с пожаром»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности; оказывать первую помощь пострадавшим. |
Оценка выполнения домашних заданий проблемного характера, практических заданий по работе с информацией, документами, литературой. Оценка результатов тестирования. Выполнение и анализ практических работ. Решение проблемных ситуаций. |
Знания: принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; знание основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту, принципов снижения вероятности их реализации; задач и основных мероприятий гражданской обороны; способов защиты населения от оружия массового поражения; мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах; порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим. |
Оценка результатов тестирования. Анализ и оценка выполнения домашних работ по заданным темам
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Аргументированное объяснение значимости будущей профессии для собственного развития. Эффективность самостоятельной работы в рамках обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ». |
Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися в процессе освоения программы учебной дисциплины. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Выполнение действий во время практических занятий. Определение способов деятельности в соответствии с поставленной целью. Определение оптимальных способов для достижения целей. |
Оценка практической деятельности. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Разрешение стандартных и нестандартных ситуаций на основе анализа. Владение алгоритмами контроля и самоконтроля. Определение и принятие на себя меры ответственности за результаты работы. |
Оценка выполнения практических работ. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Владение оптимальными способами поиска и отбора информации в различных источниках. Классификация информации на главную и второстепенную для решения поставленных задач. |
Оценка степени владения способами работы с различными информационными источниками. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач. |
Оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Выстраивание оптимального общения с коллегами, руководством, клиентами; Владение способами разрешения межличностных конфликтов, работы в команде. |
Наблюдение, анализ и оценка способов общения. Взаимооценка обучающихся.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.