Авторская разработка рабочей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Авторская разработка рабочей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Медиа
docx
04.12.2019
Рабочая программа.docx

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 269

федеральной службы исполнения наказаний

(ФКП образовательное учреждение № 269)

 

 

                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                Зав.филиалом ФКП

образовательное учреждение № 269

                                                               ________________ Ласкожевский А.В.

                                                                   «__» _________ 201__ года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.05. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Профессия  08.01.08. Мастер отделочных строительных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом среднего профессионального образования по профессии  08.01.08. Мастер отделочных строительных работ.

 

                                                                                                                                     

 

Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 269 Федеральной службы исполнения наказаний

 

Разработчики:

Роднова Валентина Валериевна, преподаватель ФКП образовательное учреждение № 269

Логинов Сергей Валериевич, старший мастер ФКП образовательное учреждение № 269.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № __ от ___.___.201__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

12

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

14

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом среднего профессионального образования по профессии  08.01.08. Мастер отделочных строительных работ.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

После освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся при осуществлении своей будущей профессиональной деятельности должен:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

        лабораторные работы

 

        практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам  к параграфам, составленным преподавателем);

- подготовка сообщений по темам;

- подготовка к выполнению тематических тестов.

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности

 

6

 

Тема 1.1. Основные термины и определения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

1. Основные цели и задачи учебной дисциплины

« Безопасность жизнедеятельности».

2. Роль дисциплины в процессе освоения профессиональной деятельности.

3. Основные термины и определения: среда обитания, производственная среда,  опасность, безопасность жизнедеятельности, охрана труда,  производственная санитария, техника безопасности, пожарная и взрывная безопасность.

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, выполнение индивидуальных письменных заданий.

1

 

Тема 1.2.  Рациональная организация условий трудовой деятельности

1.Классификация основных форм деятельности человека.

2.Классификация условий трудовой деятельности.

3. Работоспособность и пути ее повышения.

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, составление кроссворда.

1

 

Тема 1.3. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

1. Вредные и опасные факторы производственной среды и их влияние на организм человека.

2. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы.

1

 

Раздел 2. Гражданская оборона

 

2

 

Тема 2.1. Организация гражданской обороны

1.Гражданская оборона: задачи, структура.

2.Сигналы оповещения ГО и порядок действий по ним.

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений.

1

 

Раздел 3. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

 

8

 

Тема3.1. Понятие, общая классификация и характерные признаки чрезвычайных ситуаций.

1.Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

2.Характерные признаки ЧС

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, самостоятельное составление тестовых заданий.

1

 

Тема 3.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

1

1

Тема 3.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

1. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация.

1

1

Тема 3.4. Чрезвычайные ситуации социального характера

1. Чрезвычайные ситуации социального характера.

1

1

Тема 3.5. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

2. План мероприятий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, подготовка устных сообщений.

1

 

Тема 3.6. Пожарная безопасность.

1.Основные понятия.

2. Средства тушения пожаров.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, составление кроссворда.

1

 

Раздел 4. Чрезвычайные ситуации военного времени

 

2

 

Тема 4.1. Организация защиты  от оружия массового поражения

1. Характеристика оружия массового поражения.

2. Правила поведения и действия населения в очаге ядерного, химического поражения

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование литературы, подготовка устных сообщений.

 

1

 

Раздел 5. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

 

2

 

Тема 5.1. Устойчивость функционирования объектов экономики  и технических систем.

1. Понятие устойчивости работы объектов экономики.

2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

2

1

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений, самостоятельное составление тестовых заданий.

2

 

Раздел 6. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

12

 

Тема 6.1. Основы сердечно-легочно-мозговой реанимации

1. Актуальность проблемы. Понятие реанимации, терминального состояния и первичной диагностики.

2. Алгоритм действий при первом контакте с пострадавшим.

2

 

1

 

Тема 6.2. Первая помощь при ранениях, переломах костей

1. Понятие о ранении. Классификация и виды ранений. Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях. Виды кровотечений.

2. Понятие о переломе. Виды переломов.  Признаки переломов. Транспортная иммобилизация. Шинирование.

2

1

Практическое занятие № 1 «Способы временной остановки кровотечения»

2

2

Практическое занятие № 2 «Шинирование»

2

2

Тема 6.3. Первая помощь при термических поражениях

1. Отморожение. Степени и признаки отморожения. Первая помощь при отморожении.

2. Переохлаждение. Первая помощь при переохлаждении.

3. Ожоги. Виды и признаки ожогов.  Первая помощь при ожогах.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к зачету.

2

Тема 6.4. Первая помощь при отравлении

1. Актуальность проблемы. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении.

2

2

Раздел 7. Терроризм - глобальная проблема современности

 

2

 

Тема 7.1. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе

 

1.Общие сведения о терроризме.

2.Мероприятия по предупреждению террористических актов.

3.Действия населения в условиях террористических актов.

2

1

Зачет

 

2

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- методические пособия.

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

 

Основные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.

2. Хван Т.А., Хван  П.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. -10-е изд., – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Феникс», 2015.

2. Муравей Л.А., Юровицкий Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- Москва, 2012.

2. Алексеев В.С. Жидкова О.И., Ткаченко И.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- Саратов, 2012.

 

 

Дополнительные источники:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

5. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - Ростов н / Д: Феникс, 2013.

 

 

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

1.     Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»

2.     Видеофильм «Борьба с пожаром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения    Дисциплины

   Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности; оказывать первую помощь пострадавшим.

 

Оценка выполнения домашних заданий проблемного характера, практических заданий по работе с информацией, документами, литературой.

Оценка результатов тестирования.

Выполнение и анализ   практических  работ.

Решение проблемных ситуаций.

Знания:

принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; знание  основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту, принципов снижения вероятности их реализации; задач и основных мероприятий гражданской обороны; способов защиты населения от оружия массового поражения; мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах; порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим.

 

Оценка результатов тестирования.

Анализ и оценка выполнения домашних работ по заданным темам

 

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Аргументированное объяснение значимости будущей профессии для собственного развития.

Эффективность самостоятельной работы в рамках обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ».

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися в процессе освоения программы учебной дисциплины.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выполнение действий во время практических занятий. Определение способов деятельности в соответствии с поставленной целью.

Определение оптимальных способов для достижения целей.

Оценка практической деятельности.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Разрешение стандартных и нестандартных ситуаций на основе  анализа.

Владение алгоритмами контроля и самоконтроля.

Определение и принятие на себя меры ответственности за результаты работы.

Оценка выполнения  практических работ.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Владение оптимальными способами поиска и отбора информации в различных источниках.

Классификация информации на главную и второстепенную для решения поставленных задач.

Оценка степени владения способами работы с различными информационными источниками.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение  информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

Оценка

эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выстраивание  оптимального общения с коллегами, руководством, клиентами;

Владение способами разрешения межличностных конфликтов, работы в команде.

Наблюдение, анализ и оценка способов общения.

Взаимооценка обучающихся.

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)