Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей начальных классов. Предусматривает дистанционные формы обучения, онлайн-обучение. А также тесное сотрудничество с учебной платформой Учи ру, Знаника. Ребята получают возможность проявить себя в различных областях: математика, информатика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.Авторская программа по внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУНГУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № от « » августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ «Тунгусовская СОШ»
________________Н.В. Добрянская
Приказ № от « » августа 2016 г.
Рабочая программа
авторского курса внеурочной деятельности
кружка «Эрудит»
2 класс
Учитель: Ткачук Елена Борисовна
с. Тунгусово2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей
становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют
неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной
стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии
интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны
существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников,
и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и
воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо
способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться,
они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все
маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и
способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности
постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с
точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте
их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую
творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных
возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить
инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных
задач современной школы.
Наиболее эффективным средством развития,
выявления способностей и интересов учащихся являются предметные
олимпиады и конкурсы.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в
развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные
открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в
них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности
действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в
предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и
всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок
– языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс
по информатике «Инфознайка», дистанционные интеллектуальные конкурсы и
олимпиады Олимпис, Знаника, Видеоуроки, Инфоурок, Мега-талант, Зелёнаяшкола, ЦРО РФ (математика, информатика, литературное чтение, русский язык,
окружающий мир, английский язык).
Также активно участвуют в работе региональных
инновационных
площадок РВЦИ ( на базе Томских школ и гимназий, Молчановской СОШ № 1, №
2)
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что
изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить
с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера
повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в
незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет
эффективнее.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 2 класса по 1 часу в
неделю , всего 34 часа в год
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным
олимпиадам, развитие мышления и логики. Данная цель достигается через
решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной
трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в
нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в
десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня,
всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика,
литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, технология, ИЗО,
физическая культура.
Программа кружка «Эрудит» состоит из трёх разделов:
1 раздел. Математика. Информатика.
2 раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.3 раздел. ИЗО, музыка, технология, физическая культура, ОБЖ.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является
анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий
для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания
прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»,
математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике
«Инфознайка», дистанционных интеллектуальных
конкурсов и олимпиад
Всероссийского и международного уровней.
Результаты изучения курса
Основной
результат
обучения расширение зоны ближайшего развития ребёнка и
последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
— Способность использовать знаковосимволические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и
практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера,
фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
признакам,
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются
воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по
разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель
на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику
развития познавательных способностей детей.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
1) воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
2) определять учебную задачу;
3) ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку
зрения;
4) владеть своим вниманием;
5) сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
6) владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать предметы, явления;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
*Самостоятельно мыслить и творчески работать;
* владеть нормами нравственных межличностных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение
задач по математике для 2 класса дистанционного интеллектуального
конкурса «Олимпис», Дино-олимпиад (Международная площадка Учи.ру),
олимпиад Видеоуроков, Инфоуроков и др., конкурса-игры «Кенгуру». Решение
задач по информатике для 2 класса игры-конкурса «Знаника», Мега-талант,
дистанционных интеллектуальных конкурса регионального уровня площадок
РЦВИ ТОИПКРО. Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
2 раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного
интеллектуального конкурса «Знаника», игры-конкурса «Русский медвежонок
– языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 2
класса дистанционного интеллектуального конкурса «Волшебный клубок».
Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса дистанционногоинтеллектуального конкурса «Олимпис», Мега-талант. Поиск информации в
энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению,
окружающему миру текущего года.
3 раздел. ИЗО, музыка, технология, физическая культура, ОБЖ.
Выполнение заданий для 2 класса дистанционных интеллектуальных
олимпиад Инфоурок «Проверь себя», Мега-талант, «Олимпис», «Мириады
открытий». . Поиск информации в энциклопедии, ресурсах интернета. Анализ
олимпиад по ИЗО, музыке, технологии, физической культуре, ОБЖ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (34 часа)
Количество часов
Тема
Дата
ауди
торн
ых
2
внеа
удит
орны
х
2
всег
о
4
2
2
4
№
п/п
Раз
де
л
1
2
1 Решение
нестандартных,
по
задач
комбинаторных
математике, информатике
- (Дино-олимпиады. Платформа
Учи.ру.)
2 Выполнение заданий по русскому
класса
2
языку
для
дистанционного
интеллектуального конкурса
- Видеоурок
- Инфоурок,
-Знаника,
-Китендо.3
4
5
6
7
8
9
10
2
нестандартных,
по
1 Решение
задач
комбинаторных
математике, информатике.
-Цент развития одарённости)
- Мега-талант
-Зелёная математика
«Размышляй-ка»
3 Выполнение заданий по
ИЗО,
музыке, технологии, физической
культуре для 2 класса
дистанционного
интеллектуального конкурса
- «Мириады открытий»
- «Олимпис»
1 Решение математических заданий
Мета Школа
2 Выполнение заданий по русскому
языку заданий
Мета Школа
1 Решение математических заданий
конкурса-игры «КИТ».
3 Выполнение заданий по ОБЖ
- РВЦИ
3 Решение математических заданий
конкурса-игры «ЧИП».
1 Выполнение заданий «Юный
предприниматель»
( Учи.ру)
Выполнение
литературному
класса
интеллектуального
Мега-талант
по
заданий
чтению для 2
дистанционного
конкурса
11
12
заданий
1,2 Выполнение
по
математике,
русскому языку,
литературному
чтению,
окружающему миру
Блиц-турнир Новый урок»
Поиск ответов на вопросы в
энциклопедии,
интернет-
источниках
1,2,
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
3
4
4
2
2
1
1
1
1
2
1
41
2
13
14
15
Анализ олимпиад по математике
текущего года.
Анализ олимпиад по русскому
языку текущего года.
Итоги проделанной работы. Планы
на будущий учебный год.
Итого
1
1
1
1
1
1
34
Список используемой литературы:
1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 24 классы. – М.: Айрис
пресс, 2007.
2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 14 классы. – М: ВАКО, 2006.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
4. Кенгуру2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
5. Математика. 24 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
6. Олимпиадные задания по русскому языку. 34 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель,
2006.
7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http
8. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год.
http://rm.kirov.ru/tasks.htm
10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2005.
/2008041416
:// nachalka
. ucoz
. ru / blog