АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»
Оценка 4.9

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география +1
1 кл—4 кл
23.02.2019
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.),Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА.docx
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний» (для младших школьников) Красавина Е.В., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ г. Астрахани «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   «Концепции   устойчивого   развития   России»   выделен   раздел «Экологическое образование», одну из основных составляющих частей которого представляет   знание   географии   нашей   планеты   Земля.   Экологическое образование попадает в разряд первостепенных государственных программ, ведь решение данных задач в наше время приобретает характер фактора выживания человечества.   Экологическая   культура   ныне   живущих   людей   могут   вывести планету из кризиса. Предлагаемая   программа   факультативного   курса   имеет   глубокую экологическую направленность. Основная идея программы  – доказательство того, что природа – животворный источник – весьма ранима, и не является источником наслаждения вечно.   Человек   на   протяжении   всей   своей   жизни   должен,   как   аксиомой, руководствоваться   словами   Пришвина   М.М.:   «Охранять   природу   –   значит, любить и охранять свою Родину». При   составлении   программы   мы   руководствовались   задачами всестороннего развития ребенка: его нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания, ведь с началом третьего тысячелетия экологические проблемы продолжают углубляться. На   занятиях   школьники   лучше   узнает   географию   своей   планеты, природные явления, планеты солнечной системы, полнее и глубже знакомится со своей   малой   родиной   городом   Астраханью,   они   сами   активно   участвуют   в добывании   информации   при   помощи   учителя   и   родителей,   используют дополнительную   литературу,   пишут   сочинения,   составляют   ребусы   и кроссворды,   участвуют   в   КВН.   Они   усваивают   понятия:   природа,   экология, атмосфера, погода, времена года, явления природа, охрана окружающей среды, география. Главная задача – донести до школьника, что люди – неотъемлемая часть   природы,   которая   не   терпит   бездушного   отношения   и   заслуживает глубочайшего уважения и бережливости. Факультативный курс направлен на:  освоение знаний учащимися об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей   среде,   путях   ее   сохранения   и   рационального   использования; овладение   умениями  ориентироваться   на   местности;   использовать   один   из «языков»   международного   общения   —   географическую   карту,   применять географические   знания   для   объяснения   и   оценки   разнообразных   явлений   и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   в   процессе   наблюдений   за   состоянием   окружающей   среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание  любви   к   своей   местности,   своему   региону,   своей   стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; формирование способности и готовности  к использованию   географических   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни, сохранению окружающей среды и социально­ответственному поведению в ней; самостоятельному   оцениванию   уровня   безопасности   окружающей   среды   как сферы жизнедеятельности. Программа рассчитана на детей 7­11 летнего возраста. Режим   занятий  —   два   раза   в   месяц,   на   протяжении   четырех   лет. Программа построена таким образом, что учитель может варьировать часовой нагрузкой в течение года. То есть строить занятия, с учетом особенностей темпа работы учащихся. Содержание и построение занятий  ориентированно на формирование у учащихся   начальной   школы  метапредметных   компетентностей.   Таких   как: умение отстаивать свою точку зрения, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать,   обобщать   знания,   планировать,   оценивать,   осуществлять самоконтроль. Цели: 1. Ввести детей в мир удивительных открытий знаний географии, её тайн и загадок. 2. Учить видеть и понимать прекрасное; учить самовыражаться и быть творчески активным. 3. Воспитывать   уважительное  и  бережное  отношение   к  среде   своего обитания – природному и культурному достоянию человечества. 4. Заложить основы научного познания природы, естественнонаучного мышления. 5. Учить   детей   выявлять   случаи   негативного   отношения   к   родной планете – частичке космоса. Программа данного курса помогает формировать интерес у школьника не только к своей малой Родине, но и к планете в целом, к солнечной системе, к Вселенной. Природа – дом человечества, не им построенный, но им обжитой. Мы должны   не   только   навести   порядок   в   своем   доме,   но   и   постоянно   его поддерживать, иначе новое поколение просто не сможет выжить. А для этого необходимо   свой   дом   досконально   изучить:   его   обстановку,   особенности   и закономерности. «Проснулся утром – убери свою планету…»                                                                 А. де Сент Экзюпери СОДЕРЖАНИЕ Введение. Раздел 1. Что изучает география? Необходимость изучения географии. Земля и Луна. Планеты солнечной системы. Смена времен года. Смена дня и   ночи.   Погода.   Экватор.   Полюса.   Параллели   и   меридианы.   Почему   под наклоном   жить   веселее?   Материки.   Западное   и   южное   полушария. Исследователи. Моря и океаны. Итоговое занятие. Раздел 2. Для чего нужно изучать нашу родную планету? Стороны горизонта. Рельеф. Строение земного шара. Виды горных пород. Полезные ископаемые. Распределение суши и воды на планете Земля. Вид из космоса. Вода в атмосфере. Круговорот воды в природе. Воды суши: подземные воды и природные льды. Воды суши: реки и озера. Почва. Итоговое занятие. Раздел 3. Для чего нужно изучать свою малую Родину. Рельеф   Астраханской   области.   Климат.   Полезные   ископаемые.   Реки. Астрахань   многонациональная.   Богатства   Астраханского   края.   Астраханский кремль. Астраханский краеведческий музей. Наука «Этнография».  Итоговое занятие. Раздел 4. Что изучает наука экология. Животные   родного   края,   занесенные   в   Красную   книгу.   Редкие   рыбы родного   края.   Библейские   сказания   о   сотворении   мира.   Экологические проблемы планеты Земля. Воздействие человека на природную среду. Братья наши меньшие. Экологический суд. Обвинители: вода, воздух, растения, почва. Экологическая тропа. Итоговое занятие. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (на четыре года обучения) № Тема Введение Раздел 1.  Что изучает  география? Необходимость  изучения географии. Земля и Луна. Планеты солнечной  системы. Смена времен года. Смена дня и ночи. Погода. .  1. .2. .3. .4. 1 1 1 1 1 1 сего часов 7 В 1 1 1 1 2 2 1 Теорет ические часы Практи ческие часы 0,5 8,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 8,5 0,5 0,5 1 1 0,5 .5. .6. .7. .8. .9. .10. .11. .1. .2. .3. .4. .5. .6. .7. .8. .9. .10. .11. 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Экватор. Полюса. Параллели и меридианы.  Почему под наклоном жить  веселее? Материки. Западное и южное  полушария. Исследователи. Моря и океаны. Итоговое занятие. Раздел 2. Для чего нужно  изучать нашу родную планету? 8 Стороны горизонта. Рельеф. Строение земного шара. Виды горных пород. Полезные ископаемые. Распределение суши и  воды на планете Земля. Вид из  космоса. Вода в атмосфере.  Круговорот воды в природе. Воды суши: подземные  воды и природные льды. Воды суши: реки и озера. Почва. Итоговое занятие. Раздел 3. Для чего нужно  1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 1 1 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 9 1 1 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 9 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 9 1 1 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 9 изучать свою малую Родину. Рельеф Астраханской  8 области. Климат. Полезные ископаемые. Реки. Астрахань  многонациональная. Богатства Астраханского  края. Астраханский кремль Астраханский  краеведческий музей Наука «Этнография» Итоговое занятие. Раздел 4. Что изучает  наука экология. 8 Растения родного края,  занесенные в Красную книгу. Животные родного края,  занесенные в Красную книгу. Редкие рыбы родного  края. Библейские сказания о  сотворении мира Экологические проблемы  планеты Земля. Воздействие человека на  природную среду. Братья наши меньшие. Экологический суд.  Обвинители: вода, воздух,  3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 .1. .2. .3. .4. .5. .6. .7. .8. .9. .1. .2. .3. .4. .5. .6. .7. .8. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 4 .9. растения, почва. Экологическая тропа. Итоговое занятие. Итого: 1 7 2 0,5 36 0,5 1 36 Методические рекомендации к занятиям: Первый год обучения Дидактическая игра «Про всё на свете». Рисунки и поделки Лепка Земли, Луны и Солнца Работа с картой и глобусом. Поэтическая   пятиминутка   стихотворений   о   временах   года; чтение учителем рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Работа с глобусом. Зарисовка природных явлений. Аппликация «Вечное лето». Работа с глобусом. Работа с картой материков. Работа с картой. Познавательная игра­конкурс «Знаешь ли ты?» Работа с географической картой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 . .1. .2. .3. .4. .5. .6. .7. .8. .9. .10. .11. Для чего нужна наука география? Названия планет солнечной системы. От чего зависит смена времен года; дня и ночи. Основные названия материков. Понятия «экватор», «полюса». Имена великих путешественников. К концу первого года обучения учащиеся должны знать: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Учащиеся должны уметь: 1. Различать планеты на карте. Различать материки на карте. Показывать на карте параллели и меридианы. Называть имена великих мореплавателей и путешественников. Показывать на глобусе экватор и полюса.  2. 3. 4. 5. Второй год обучения 2 Экскурсия в природу. . .1. .2. .3. .4. .5. .6. .7. .8. .9. .10. .11. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Работа с компасом Работа с физической картой. Работа с таблицей. Рассматривание коллекции горных пород. Рассматривание коллекции полезных ископаемых. Работа с картой. Рисунок «Круговорот воды в природе» Работа с таблицей. Экскурсия в природу. Зарисовка видов почв. Конкурс на лучший ребус. Почему необходимо изучение планеты. Стороны горизонта. Что такое рельеф. Виды и способы добычи полезных ископаемых. Для чего нужен круговорот воды в природе. Виды почв. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Учащиеся должны уметь: 1. 2. 3. 4. Третий год обучения Определять стороны горизонта. Отличать виды почв. Зарисовывать круговорот воды в природе. Называть отличия основных источников воды. Методические рекомендации к занятиям 3.Экскурсия по городу 3.1. Работа по карте 3.2. Рисунок «Времена года»  3.3. Работа с картой Астраханской области. 3.4. Выпуск стенной газеты 3.5. Концерт по данной тематике 3.6. Конкурсные рисунки 3.7. Экскурсия на территорию Кремля 3.8. Экскурсия 3.9. Экскурсия в музей этнографии Основные достопримечательности города. Климат Астраханской области. Чем славится Астрахань. Национальный состав Астраханской области. К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: 1. 2. 3. 4. Учащиеся должны уметь: 1. 2. 3. Четвертый год обучения Находить на карте родной город. Отличать виды рыб Астраханского края. Квалифицировать полезные ископаемые малой родины. Методические рекомендации к занятиям 4.Знакомство с Красной книгой 4.1. Конкурс рисунков. 4.2. Игра «Узнай по описанию» 4.3. Экскурсия в Музей истории осетра 4.4. Ролевая игра «Каким животным я хочу стать?» 4.5. Познавательная игра­конкурс «Знаешь ли ты?» 4.6. Сочинения­миниатюры. 4.7. Экскурсия в БЭЦ 4.8. Ролевая игра. 4.9. Выезд за город. К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать: 1. Цели экологического воспитания. 2. Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу. 3. Экологические проблемы планеты Земля. 4. Как человек может и должен воздействовать на природную среду. Учащиеся должны уметь: 1. 2. Охранять окружающую среду. Готовить ролевые игры по данной тематике. 3. 4. городу. Выявлять нарушителей экологии. Достойно   вести   себя   во   время   выезда   за   город   и   экскурсий   по

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Дорогой знаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019