Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7
Оценка 5

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Оценка 5
Образовательные программы
doc
география +2
6 кл—11 кл +1
31.03.2017
Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7
Тип программы: авторская Направленность программы: теоретически -практическая. Характер программы: образовательная, развивающая, воспитывающая Режим занятий: 35 часов, 1 час в неделю Возраст: 12 - 13 лет Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы 3. Требования к знаниям и умениям учащихся 4. Поурочное планирование 5. Информационно – методическое обеспечение Программа курса «Географическое краеведение родного края» составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. 6. Календарно – тематическое планирование 7. Контроль уровня обучения
авторская программа курса Географическое краеведение родного края.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                              «Углянская средняя общеобразовательная школа»                                       Верхнехавского муниципального района                                                       Воронежской области «Рассмотрено» Руководитель МО _____________Мищенко В.А. Протокол №___________от «______»__августа_2015г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Углянская СОШ» ____________Парнёва З.Е. «_____»__________2015г. «Утверждаю» Директор МКОУ «Углянская СОШ» __________Мащенко Л.Ю. Приказ № _______от «____»________2015г.                                                       ПРОГРАММА                        курса «Географическое краеведение родного края» класс 6­7 Тип программы: авторская Направленность программы: теоретически ­практическая. Характер программы: образовательная,  развивающая, воспитывающая Режим занятий: 35 часов, 1 час в неделю Возраст: 12 ­ 13 лет                                                                                                      Автор­составитель:                                                                                                       учитель географии                                                                                                       МКОУ «Углянская СОШ»                                                                                                      Лаврентьева Л.Ф. 2015 учебный год Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы 3. Требования к знаниям и умениям учащихся 4. Поурочное планирование 5. Информационно – методическое обеспечение 6. Календарно – тематическое планирование 7. Контроль уровня обучения Рабочая программа по курсу «Географическое краеведение родного края» (для 6­7 классов общеобразовательных школ). Автор­ составитель учитель географии МКОУ «Углянская СОШ»  Лаврентьева Людмила Фёдоровна 1. Пояснительная записка.  Программа   курса   «Географическое   краеведение   родного   края»   составлена   с   учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально­ регионального  компонентов  стандарта школьного географического  образования. В программе учитываются   современные   подходы   к   школьному   географическому   образованию.   Значимость курса   заключается   в   возможности   совершенствования   системы   географического   образования учащихся на основе их личных наблюдений,  опыта и местных данных об истории, культуре, традициях   и   обычаях   местных   жителей,   особенностях   природы   посёлка,   локальных экологических проблемах.  При отборе содержания программы по курсу «Моя малая Родина» реализуются следующие принципы: ­ принцип преемственности; ­ принцип межпредметной связи; ­ принцип научности; ­ принцип целостности; ­ принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному; Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для  изучения в 6, 7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии. Однако   уроков по  изучению в нём материала о своём населённом пункте недостаточно.  Поэтому  программа «Географическое краеведение родного края» рассчитана на более подробное изучение основных особенностей населения, культуры, природы территории, на которой проживают  учащиеся. Рекомендована для проведения кружковой работы с привлечение членов НОУ по  географии, учащихся, занимающихся проектной деятельностью, для работы с одарёнными  детьми. Предлагаемый  курс имеет практическую направленность, проведение практической  природоохранной деятельности, активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе  местного материала, выполнении проектных заданий, составлении презентаций, проведения  анкетирования, работе с респондентами. Особенностью курса является формирование ответственного отношения к окружающей среде через   понимание   окружающей   среды   в   целом.   Особое   внимание   уделяется   мотивации, осознанной   необходимости   стремления   к   овладению   знаниями   и   навыками,   при   чем,   не абстрактными,   а   необходимыми   для   личного   участия   в   решении   существующих   проблемах ближайшего   окружения.   При   этом   важен   деятельный   подход   в   приобретении   знаний: исследование   ближайшего   окружения.   Знания   должны   быть   обретены,   добыты,   «открыты» самими детьми, лишь тогда они станут для них значимыми.  Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; 2. Указ президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении   в   действие   нового   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования», зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 года № 15785; 4. Федеральный   государственный   стандарт   начального   общего   образования   (Приложение   к приказу Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373); 5. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011года, регистрационный №19644 «Об утверждении  федерального   государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования»; 7. Приказ  Министерства  образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Примерные программы по предметам ФГОС НОО и ООО; Суть программы ­ ­ ­ ­ ­ ­ Рабочая программ для 6,7­го класса рассчитана на 35 часов – 1 час в неделю в течение учебного   года.   Содержание   программы   позволяет   ученикам   открыть   для   себя естественнонаучную   картину   мира,   получить   практические   навыки   применения географических знаний в жизни. Особенностью является:   создание   проблемной   ситуации,   связанной   с   решением   учебно­практических   задач эколого ­ краеведческой направленности; использование краеведческого материала в учебной работе; личностно­ориентированная   система   заданий,   направленная   на   вовлечение   учащихся   в решение поисково­исследовательских задач; организация общественно­полезной  природоохранной деятельности; участие в массовых агитационно – пропагандистских мероприятиях по охране природы. Практическое   осуществление   этой   программы   предполагает   активное   участие школьников в решении местных экологических проблем. Обучение осуществляется в трех направлениях: личностном, общеобразовательном и  предметном. Целью программы является комплексное изучение учащимися особенностей всех компонентов  природы, населения, хозяйства своего населённого пункта.  ­ Овладение и понимание содержания курса географии как составляющей части общих знаний о  мире. ­ Приобщение к миру научных знаний и ценностей, накопленных в сфере географической науки. ­ Воспитание экологического сознания.  ­ Овладение информационными, учебно­познавательными, коммуникативными понятиями.  ­ Развитие умственных способностей.  ­ Развитие способности к анализу, обобщению. Задачи курса  образовательные:  выяснить особенности заселения территории села Углянец, современный состав населения; рассмотреть вопросы топонимики, версии происхождения названия населённого пункта, его  улиц; выявить основные особенности природных компонентов, их взаимосвязи;  оценить влияние хозяйственной деятельности на природу территории Углянца. выяснить основные экологические проблемы своей территории; познакомиться с особенностями своей местности, природных ресурсов  воспитательные: формировать экологическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности в окружающей  среде; воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе своей малой  Родины и гордость за нашу Отчизну; формировать личностно­ценностное отношение к своему родному краю; укреплять культурные и семейные традиции, формирование толерантности.  развивающие:  стимулировать познавательный интерес учащихся к краеведению и географии; развивать интеллектуальные и творческие способности,  стремление знать как можно больше о  родном селе; формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в  повседневной жизни. Общая характеристика курса Рабочая программа реализует идеи Концепции краеведческого образования в Воронежской области. Предполагаемый курс определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю,  месту,  где  ты родился,  определена   социальным   заказом  общества.   Полные   и  глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям   и   культуре   своего   народа.   Программа   позволяет   рассматривать   природные, экономические,   социальные   и   культурные   факторы,   формирующие   и   изменяющие   состояние территории населённого пункта Углянец и Воронежского  края в целом. Данный курс позволяет более   широко   использовать   такие   формы   работы   как   эколого   –   краеведческие   экскурсии   и полевые   практики,   обеспечивающие   возможность   применения   теоретических   знаний   для выполнения   практических   заданий.   Использование   ресурсов:   школьный   музей,   краеведческий музеи  района,  области,    библиотеки,  семейные   и архивные  документы  и  фотографии  другие культурные   учреждения   и   памятники   природы.   Практическая   направленность   программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, составления презентаций, проектов, конференций. Активные формы обучения способствуют  реализации целей естественнонаучного образования. Описание места курса в учебном плане Рабочая программа «Географическое краеведение родного края» в учебном плане внеурочной  деятельности относится к духовно­нравственному направлению. Курс рассчитан на 35 часов (по  1 часу в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по географии,  биологии, истории, краеведению, усложняющиеся формы работы, составление и защита  проектов, презентаций, публичные выступления, использование материала в различных  внеклассных мероприятиях, предметных неделях. Курс изучается на этапе основного общего  образования в 6 или 7 классах в форме кружковой деятельности. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностным результатом обучения, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно­ нравственных, культурных и этических норм поведения. Представление о своём населённом пункте на карте района и Воронежской области как  неотделимой части России, его месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости  географического пространства своей малой Родины и родного края от России. Уважение к  истории, культуре, национальным особенностям, традициям, образу жизни своего народа и  других народов. Умение использовать географические, экологические и краеведческие знания  для созидательной деятельности. Средством развития личностных результатов служит  краеведческий материал, собственные наблюдения, исследования, материал учебников  «Географическое краеведение Воронежской области» А.Я Немыкина, «Экологическое  краеведение» Л. В. Дорогань нацеленные на умение использовать географические и  краеведческие знания для созидательной деятельности, решению экологических проблем. Метапредметными   действий (УУД). Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели  и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать  конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения  цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при  изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.  Познавательные УУД:     результатами изучения курса является формирование универсальных учебных – формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  – осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира; – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,  сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных  технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.  Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить  логически грамотные утверждения, включающее установление причинно­следственных связей.  Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники  информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию  из одного вида в другой. Средством формирования познавательных УУД служит краеведческий  материал и творческие индивидуальные и групповые  задания. Коммуникативные УУД: – отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов. – понимание позиции другого в дискуссии. Средством формирования коммуникативных УУД  служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация  работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии  самостоятельной работы с атласами, учебниками. Предметные результаты: Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: – понимать роль различных источников краеведческой информации; – знать особенности природы, населения, хозяйства своего населённого пункта; – формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных  факторов; – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и  хозяйством территории на которой проживаешь; – определять причинно­следственные связи при анализе геоэкологических проблем; – оценивать особенности географического положения, природно­ресурсного потенциала,  демографическую ситуацию в населённом пункте; – находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской  области; – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных  источников информации; – определять на карте местоположение объектов в Воронежской области; – работать со статистическими данными; – формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений,  происходящих в окружающей среде; – использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;  – формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области  своей малой Родины. Формы и методы ведения уроков: Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы,  анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации,  использование тестов и викторин. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по  использовании исторической литературы и других материалов, связанных с изучением края.    Методические пояснения по организации занятий.   В свете гуманизации географического образования активизация школьного географического  краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности,  предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и  достижения земляков.    Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том,  что она включает в себя  элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково  – исследовательской работе по изучению местной истории, природы.  Такого рода деятельность  обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути  добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент  переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную  мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя  поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их  жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод  обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой  ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы  личного опыта, наделяя их личностным смыслом.   Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим и  географическим событиям формирует географическое сознание.   Наиболее эффективными  методами сбора информации  являются опросы: анкетирование,  интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки,  поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих  обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.   Посильной и благородной задачей учителей географии и краеведения и их учащихся является  формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса,  интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических  событий.   Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в  частности школьный, районный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей  творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний,  потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в  создании истории родного села, района.    Далеко не все учащиеся станут географами, но интерес  к большому делу, сопричастность к  которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему  окружающему миру. 2. Содержание программы Введение в краеведение (4 часа) Что   изучает   краеведение.  Топонимы   Верхнехавского   района   и   села   Углянец.   Генеалогия. Геральдика. Общая характеристика территории села Углянец ( 3 часа) Географическое   положение.  Место   на   карте   Верхнехавского   района   и Воронежской   области.   История   образования.   Версии   названия   населённого   пункта.   Освоение территории Верхнехавского района.  Общие   сведения.  Население ( 4 часа) История заселения Углянца. Численность населения Углянца, естественное движение населения, миграции, половозрастные особенности, плотность населения, этнический состав современного населения. Углянец в годы Великой Отечественной войны. Знаменитые имена в названиях улиц. Культурное наследие  (2 часа)  История села в изделиях быта. Особенности народной игрушки, о чем рассказывает народный костюм?  Сказы, былины. Песни, частушки, народные праздники родного села. Наши знаменитые земляки. Достопримечательности и виды туризма. Природа родного села ( 16 часов) Геологическое   строение,   горные   породы,  полезные   ископаемые   населенного   пункта.  Общие особенности рельефа. Изменение рельефа в результате природных и антропогенных факторов. Климат своего населенного пункта. Общие особенности, климатообразующие факторы. Климат и   хозяйственная   деятельность   человека.  Внутренние   воды  Углянца,   основные   особенности, питание и режим рек,  значение. Болота, родники. Роль родников в природе и для жителей села. Поверхностные,   подземные   воды,     минеральная   вода.   Проблемы   водных   ресурсов   Углянца. Качество   питьевой   воды.  Общие   особенности   почв   села.  Формирование   почв,   факторы почвообразования,  свойства   почвы.  Из   чего   состоит   почва,   плодородие,   структура   почвы, почвенные горизонты. Экологические проблемы почв, охрана почв. Флора и фауна населённого пункта.   Отличительные   особенности   флоры   и   фауны   Углянца   от   природы   Верхнехавского района,   в   связи   с   его   расположением   в   буферной   зоне   Воронежского   государственного природного  биосферного заповедника.  Растительный  покров  ­  лес,  степные растения,  водные растения, редкие и охраняемые   растения.  Животный мир.  Животные: млекопитающие, птицы, земноводные,   пресмыкающиеся,   рыбы,   членистоногие.  Природные   комплексы.  Природный комплекс   ­   лесной,   степной,   водные   природные   комплексы.   ПК   сельхозугодий.  Влияние хозяйственной   деятельности   человека   на   растительность   и   животный   мир.  Антропогенное воздействие  на  растительность  и  животный   мир,  изменение   растительного  и  животного  мира территории села человеком. Экологические проблемы (5 часов) Экологические проблемы своей местности. Экологическое просвещение. Практическая  природоохранная деятельность. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и  подземных вод, почв, образование отходов, их классификация на территории села. Меры по  охране  природы. 3. Требования к знаниям и умениям Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса «Географическое краеведение родного края» ученик должен  знать: ­ основные особенности топонимов района и села, что такое геральдика и генеалогия; ­ особенности географического положения своего населённого пункта, историю его заселения,  имена выдающихся земляков; ­ общие особенности населения села;  ­ особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов;  ­ природно­антропогенные ландшафты и их современное состояние; ­ геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых,  добываемых здесь; ­ виды внутренних вод, реки; ­ особенности климата; ­ главные виды почв, встречающихся на территории села; ­ особенности фауны и флоры; ­ геоэкологические проблемы, проявляющиеся на территории населённого пункта; Уметь:   ­ выбирать необходимый источник географо­краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации; ­   владеть   приемами   аргументации,   доказательства   правильности   географического   суждения. Давать собственную оценку географическим событиям; ­ использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации,  работать со статистическими данными; ­ выбирать нужную информацию, составлять план – конспект, тезисы, работать с Интернет  ресурсами; ­   уметь   анализировать   природные   закономерности   и   явления,   их   влияние   на   население, особенности  хозяйства;  ­   анализировать   и   оценивать     последствия   деятельности   человека   в   экосистемах,   влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;  ­ проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника и других различных источниках необходимую информацию о живых организмах, природных компонентах (в том числе с использованием информационных технологий); ­ ориентироваться по карте; ­ проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте; ­ проводить наблюдение за  состоянием атмосферы и  погоды и их описание; ­   проводить   наблюдения  за   растительным   и   животным   миром   для   определения   качества окружающей среды; ­  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.   Владеть: ­ методами получения краеведческих знаний; ­ приемами работы с географическими картами, архивными документами, учебниками,  художественной литературой. Прогнозировать:  ­ тенденции изменения природных и социально­экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств. 4. Поурочное планирование Раздел, тема №   1 Введение 2 Общая  характеристика  территории села  Углянец  3 Население 4 Культурное  наследие края   Кол­во часов 4 3 4 2 5 Природа родного  края 17 Характеристика основных  видов Формы контроля учебной деятельности  Составлять   схему   «Формы   и методы исследования». Составлять генеалогическое   древо.   Знать основные законы геральдики. Изучить место населённого пункта  на различных географических  картах атласа. Ознакомиться с  общими особенностями  населённого пункта, историей  образования. Составлять план­ схему «Заселение человеком  территории Верхнехавского  района». Использовать  разнообразные источники знаний  для сбора материала. Рассмотреть основные особенности населения села Углянец. Выявить  поло возрастной состав,  этнический, виды миграции,  плотность населения.  Познакомиться с выдающимися  именами наших земляков. Найти  информацию о населенном пункте  в годы ВОВ. Приводить примеры промыслов и  ремёсел. Знать примеры  особенностей костюма. Сбор  народного фольклора. Изучать горные породы своей  местности и проводить сбор  образцов. Выявить особенности  рельефа, геологического строения.  Знать основные  климатообразующие факторы,  влияющие на климат, особенности  климата своей местности. Знать  названия водных объектов  населённого пункта,  причины,  Вводная беседа,  индивидуальный,  фронтальный,  защита  презентаций и  проектов. Индивидуальный,  фронтальный, опрос  респондентов, работа с  литературой.  Тестирование. Знать  правила ведения  беседы. Уметь  проводить  исследование,  оформлять результаты. Индивидуальный,  фронтальный,  практическая работа,  групповой,  тестирование. Знать  правила ведения  беседы. Уметь  проводить  исследование,  оформлять результаты. Индивидуальный,  фронтальный,  практическая работа,  групповой. Уметь  проводить  исследование,  оформлять результаты. Индивидуальный,  фронтальный,  групповой,  практическая работа,  тестирование, игровые  викторины.  Составление паспорта  родника. приводящие реки к «гибели».  Объяснять роль болот в природе.  Приводить примеры,  доказывающие необходимость  сохранения болот. Изучать и  описывать свойства воды. Изучать  и описывать свойства почвы.  Объяснять причины появления  степной растительности. Выявить  особенности биологических  ресурсов населённого пункта.  Приводить примеры охраняемых,  лекарственных и ядовитых видов  растений и животных. Знать  классификацию памятников  природы. Использовать различные  источники информации для  объяснения природных явлений.  Анализировать экологические  проблемы края и своего  населённого пункта. Знать значение буферной зоны, заповедников,  охраняемых ландшафтов,  назначение заказников,  заповедников. Особенности  ВГПБЗ. Проведение  пропагандисткой, практической  природоохранной деятельности.  Индивидуальный,  фронтальный,  групповой,  тестирование. Защита  проекта, презентации. 6 Экологические  5 проблемы  населённого пункта  Углянец 5. Информационно – методическое обеспечение Учебно­методические пособия для учащихся. 1. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно­ методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с. 2. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно­ методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с. 3. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области.  6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 80 с. 4. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области.  5. 7 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 64 с.  В.И. Федотов Географическое краеведение Воронежской области. Центр духовного  возрождения черноземного края, Воронеж, 2012.   Географический атлас Воронежской области. Воронеж, 1994.  6. 7. Дорогань Л.В. Учебное пособие для 6 класса. Родной край. Экологическое краеведение.  Воронеж. 2007. Учебно­методическое и материально­техническое  обеспечение образовательного процесса. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ: 1. Федотов   В.И.   Географическое   краеведение   Воронежской   области.   Центр   духовного возрождения черноземного края, Воронеж, 2012.  2. Географический атлас Воронежской области. Воронеж, 1994.  3. Чурляев   Ю.   А.   Географическое   краеведение.   Рабочая   тетрадь.   6   класс.   Воронеж, ВОИПКРО, 2013. 4. Веденеева Г.И. Азбука родного края. Пособие по краеведению. Воронеж, 1995. 5. Дорогань Л.В. Учебное пособие для 6 класса. Родной край. Экологическое краеведение. Воронеж. 2007. 6. Ермоленко   Н.Н.   Методические   рекомендации   по   работе   со   школьно­краеведческим атласом Воронежской области. «Квадрат», Воронеж, 1996.  7. Загоровский В.П. Историческая топонимика воронежского края. ВГУ. Воронеж, 1973.  8. Мильков Ф.Н, Михно В.Б. География Воронежской области. ВГУ. Воронеж, 1992.  9. Нестеров Ю.А, Подколзин В.В., Сушков В.Н. География Воронежской области. ВГПУ, Воронеж, 2010.  ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 1.Интерактивная доска 2.Проектор ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: Авторские презентации  ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» –  www.край36.рф http://www.school­collection  .  edu   .  ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   http  http  http   ://   www   ://   vvvvw  ://   www   .  ru – газета «География», издательство «Первое сентября»    .1   september  .  som   .  it  ­  n  .  ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей  .  ru – сайт Федерации Интернет­образования, сетевое объединение методистов  .  fio    Календарно­ тематическое планирование № Тема раздела,  урока Часы Проверочные  работы, проектная  деятельность Характеристика основных   видов  учебной  деятель ности Формы  контроля   Дата План I. Введение. 4 Что изучает краеведение. Что  изучает краеведение,  краеведческие знания, история краеведения, разделы  краеведения. 1. Что изучает  краеведение.  2. Топонимы  Верхнехавского  района и села  Углянец. 3. Генеалогия. 4. Геральдика. Тест № 1 Введение. II. Общая  характеристика  территории села  Углянец.  Общие сведения о  населённом пункте. 1 1 1 1 3 1 1 5. 6. Географическое  положение. Место  на карте  Верхнехавского  района и  Воронежской  области. 7. История  образования. Версии 1 Запуск мини­ проектов  учащихся в рамках  долговременного  проекта «Как люди  открывали и  осваивали территорию своей местности» Источники географической  информации. Источники  получения знаний о природе,  населении и хозяйстве своей  местности; методы получения,  обработки и передачи  информации о своей  местности. Индивидуаль ный опрос Практическая  работа №1 Тайна  географических  названий. Связь  между названиями  населенного пункта и  явлениями в жизни  человека и природы. Практическая  работа № 2  Составить своё  родословное древо. Проектная работа № 1 Придумать герб  своего населённого  пункта. Творческие  работы. Разработка  топографической  карты уголка родной  природы с  оформлением  легенды  и нанесением уникальных   географических  объектов. Практическая  работа № 3 Определение  географического  положения Углянца,  Верхнехавского  района на  географических  картах атласа. Проектная работа  №2 Прошлое села  Что такое топонимика, как  появляются географические  названия. Современные  топонимы, топонимические  легенды. Индивидуаль ный,  фронтальный опрос,  сообщения Генеалогия, родословное  древо. Индивидуаль ный опрос Зачем нужен герб, герб  Воронежской области Работа в  группах,  индивидуаль ный опрос Воронежская область из  космоса (использование  спутниковых снимков) Сообщения,  индивидуаль ный опрос Определение направлений,  расстояний, географических  координат на карте  Воронежской области.  Определение географического  положения объектов на  территории проживания, их  описание. Работа с  картой  атласа,  работа в  группах Знать основные этапы в  истории образования  Работа в  группах с названия  населённого пункта. Тест № 2 Общая  характеристика  территории села  Углянец. Население. История заселения  Углянца. III . 8. 9. Общие особенности  населения  населенного пункта. 10. Углянец в годы  Великой  Отечественной  войны. 4 1 1 1 Углянец. населённого пункта История изучения  Воронежской области. Первые  сведения о нашем крае,  изучение края в XVII­XVIII  веках, ученые­исследователи  Воронежского края. Численность населения,  народы, половозрастной  состав, виды миграции,  социальные проблемы. Проектная работа № 3  Никто не забыт, ничто не забыто. Встреча с ветеранами В.О.В.,  посещение мемориала нашим  землякам,  павшим в годы  В.О.В. 11. Выдающиеся имена  1 наших земляков. Тест № 3  Население. Практическая  работа № 4 Наш земляк В.В.  Кораблинов. Вклад земляков в развитие  знаний о Земле.  2 1  IV . Культурное  наследие края 12. История села в  изделиях быта.  Традиции, обряды,  народные  праздники. Практическая  работа № 5 О чем рассказывает  народный костюм? История края в изделиях быта. Особенности народной  игрушки, о чем рассказывает  народный костюм?   Особенности игрушек  Воронежских мастеров. Сказы, былины. Приводить примеры  особенностей костюма. художествен ной  литературой,  исторически м  материалом Индивидуаль ный,  фронтальный опрос Сообщения,  беседа с   работниками  сельской  администрац ии Работа в  группах,  работа с  картами  географическ ими и  исторически ми, защита  проектов Индивидуаль ный,  фронтальный опрос.  Работа в  группах с  художествен ной  литературой,  исторически м  материалом Индивидуаль ный,  фронтальный опрос.  Работа в  группах с  художествен ной  литературой,  исторически Приводить примеры  промыслов и ремёсел. Песни  родного края. История формирования  современного рельефа. м,  краеведчески м  материалом Индивидуаль ный,  фронтальный опрос. Работа в  группах,  работа с  картами Особенности рельефа своей  местности и его изменение во  времени. Описание рельефа по  физической карте и типовому  плану Индивидуаль ный,  фронтальный опрос, работа с картой 13. Особенности  народного  творчества.  V. Природа родного  края 14. Геологическое  строение, полезные  ископаемые. 1 16 1 15. Характеристика  рельефа своего  населенного пункта. 1 Практическая  работа № 6 Изучение и описание  горных пород своей  местности.  Творческие работы  Путешествие  вглубь  Земли (на примере  своей местности) Творческие работы  1.Сравнение форм  рельефа Воронежской области. 2. Овражно­ балочные формы  рельефа. 3.Топонимы   объектов литосферы.  4. Исследование  оврага (урочища) как  формы микрорельефа. 16. Изменение рельефа  1 под влиянием  природных  факторов и  деятельности  человека. 17. От чего зависит  1 климат  Воронежской  области.  Творческие  работы:1. Народные  приметы погоды. 2.Живые барометры. 18. Особенности  климата своего  населенного пункта. 1 Творческие  работы.1.Редкие  атмосферные  явления.2. Правила   поведения в грозу. Влияние человека на рельеф  своего района. Геологические  памятники природы. Индивидуаль ный,  фронтальный опрос. Режим отдельных  метеорологических элементов. Наблюдения за погодой.  Обработка материалов  наблюдений за погодой.  Составление описания погоды  по сезонам года Тип климата территории  проживания и причины, его   формирующие. Климат и  человек. Работа в  группах,  работа с  картами Работа в  группах,  работа с  картами,  фронтальный опрос 19. Климат и  Творческие  Опасные явления в атмосфере. Сообщения, хозяйственная  деятельность  человека. 20. Общая  характеристика  поверхностных и  подземных вод  Углянца. 21. Моя река. 1 1 1 22. Значение водных  1 ресурсов. 23 Общая  характеристика  почвенных ресурсов  населённого пункта. 1 работы.1.Картирован ие источников  загрязнения  атмосферы  микрорайона  школы.2.Оценка  экологического  состояния атмосферы  микрорайона школы. (Определение чистоты воздуха методом  лихеноиндикации (по  хвое сосны, по  автотранспортной  нагрузке территории Творческие  работы.1.Топонимы  объектов гидросферы. 2.Река моего детства. 3.Исследование  качества питьевой  воды. Практическая  работа № 7  Составление паспорта родника. Роль  родников в природе. Творческие  работы.1.Художестве нный образ реки  (озера, родника). 2.Исследование  экологического  состояния родника.  3.Памятка «Как  правильно вести себя  на реке». Творческие работы  Дайте объяснение   высказыванию В.В.  Докучаева «почва –  зеркало природы» Взаимосвязь человека и  атмосферы. Охрана  атмосферного воздуха от  загрязнения. индивидуаль ный опрос Внутренние воды своей  местности. Местоположение,  классификацию водных  объектов. Индивидуаль ный,  фронтальный опрос. Зависимость течения рек от  рельефа местности, типы  питания, режим реки Усманка,  виды загрязнения. Описание  реки по тематическим картам  и типовому плану. Работа в  группах,  работа с  картами,  фронтальный опрос. Внутренние воды и климат.  Опасные природные явления,  связанные с водами. Работа в  парах,  индивидуаль ный опрос,  работа с  художествен ной  литературой. Сообщения,  индивидуаль ный опрос. Особенности почв  Воронежского края.  Формирование почв. Свойства  почвы. Из чего состоит почва,  плодородие, структура почвы,  почвенные горизонты,  круговорот веществ при  почвообразовании, почва –  живая и неживая. 24. Формирование почв  их свойства.  25. Экологические  проблемы почв.  Охрана почв. 26. Особенности  биологических  ресурсов Углянца. 1 1 1 27. Разнообразие  1 растительного мира  населенного пункта. 28. Лесные этажи 29. Разнообразие  животного мира  населенного пункта. 30. Красная книга  1 1 1   Факторы почвообразования.  Роль микроорганизмов в  формировании почв. Типы  почв района. Экологические проблемы почв. Охрана почв Лесостепь и степь.  Географическая зональность,  лесостепи и степи, заселение и  освоение лесостепи и степи.  Растительный и животный мир  суши и водоёмов своей  местности типичные  представители. Видовое разнообразие  растений и животных, их  приспособление к условиям  среды. Охрана природы.  Отработка навыков  исследовательской работы. Развитие знаний, полученных в  курсе ботаники.  Растительный покров  Воронежской области.  Растительность Воронежской  области, леса, степные  растения, водные растения,  реликтовые растения. Творческие  работы.1.Лекарствен ные растения. 2.  Отражение флоры и  фауны в  устном  народном творчестве  народов края.3.   Проблемы  использование  населением даров  леса. Самостоятельная  работа № 1  Определение  видового состава  растений,  произрастающих в  ближайшем  окружении  школьников. Творческая работа.  1.Правила поведения  в природе (плакат,  листовка, постер)  2.Охотничье­ промысловые ресурсы и проблемы их  использования. Особенности растительного  мира Усманского бора. Практическая  работа № 8 Описание  Усманского бора  буферной зоны,  прилежащей к  территории ВГПБЗ. Самостоятельная  работа № 2 Составить  презентацию  «Животные в природе Углянца». Проектная работа № Красная книга Воронежской Животный мир области.  Животные: млекопитающие,  птицы, земноводные,  пресмыкающиеся, рыбы,  членистоногие. Сообщения,  индивидуаль ный опрос,  работа с  картами  атласа. Индивидуаль ный,  фронтальный опрос Сообщения,  индивидуаль ный опрос,  фронтальный Работа в  парах с  гербариями,  справочника ми Индивидуаль ная работа с  учебником,  составление  плана ­  конспекта Работа в  группах,  защита  презентаций Работа в Углянца. Тест № 4 Природа  родного края. VI . Экологические  проблемы  населённого  пункта Углянец 31. Экологические  состояние  атмосферы,  поверхностных и  подземных вод, почв на территории  населённого пункта. 32. Экологические  проблемы своей  местности.  Экскурсия в  природу. 33. Меры по охране   природы. 34. Практическая  природоохранная  деятельность. 5 1 1 1 1 35. Итоговое занятие.  1 Устный журнал  «Моя малая  Родина». 4. Составить Красную  книгу Углянца.  области группах,  защита  проекта Экологические проблемы.  Понятие экологии, основное  содержание этой науки,  антропогенное воздействие на  окружающую среду,  загрязнение среды,  экологические проблемы. Экологические проблемы  Воронежской области.  Экологические состояние  атмосферы, поверхностных и  подземных вод, почв,  образование отходов в  Воронежской области,  Углянца. Весенняя экскурсия  «Взаимосвязи компонентов  природного комплекса» Охрана природы в области.  Борьба с загрязнениями в  Воронежской области. Создание охраняемых  территорий, заповедники  Воронежской области Сообщения,  выступление  учащихся  НОУ с  докладами Отчёт групп  по итогам  экскурсии  Индивидуаль ный,  фронтальный опрос Практическа я  природоохра нная  деятельность . Игра в  командах Эколого­ краеведческий  практикум.  Творческие  работы.1.Мой  любимый уголок  природы. Экологическое  просвещение.  Развешивание  листовок с  призывами о охране  природы. Уборка территории  вокруг школы,  родника, посадка  деревьев, цветов.  Составление  экогазеты и фото  отчёта. Контроль уровня обучения  Количество: ­ проектных работ ­ 4 ­ самостоятельных работ – 2 ­ практических работ – 8 ­ тесты ­ 4 Оценка результатов обучения детей.   Контроль  обучения может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник,  доклад, защита работы, тестировании, участие в конкурсах, выставках, НОУ, викторине,  открытое занятие. Контроль позволяет  определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты,  внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА курса «Географическое краеведение родного края» класс 6-7

Авторская ПРОГРАММА  курса «Географическое краеведение родного края»  класс 6-7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017