Авторская программа курса
«Я - кадет»
(1-4 классы)
Направление: духовно-нравственное
Составитель рабочей программы
Спирина Надежда Евгеньевна,
Заместитель директора по УВР,
Учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.
Актуальность программы.В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства. Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение.
История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов, Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.
Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.
В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы. Деятельность данных коллективов не только способствует подготовке учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские формирования помогают так же решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Кадетское движение решает следующие задачи:
1. Воспитание духовно-нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
2. Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины.
3. Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
4. Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
5. Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
6.
Развитие
инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и
настойчивости в их выполнении.
Детство
– важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний ученик.
Цель программы: «Я-кадет» :
– создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития личности обучающихся (кадетов),
- воспитание гражданственности и патриотизма, формирование готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
-расширение и углубление знаний по истории Отечества;
-воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.
Программа содержания и воспитания ориентирована на обучающихся (кадетов) 1-4 классов, учитывает их физиологическиеи психологические особенности.
Задачипрограммы «Я-кадет»:
1) Подготовка младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом;
2) формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества;
3) знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
4) формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника – кадета.
Прогнозируемый результат:
- усвоение учащимися начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.
- готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.
Критерии результативности:
1) Соблюдение обучающимися норм поведения в повседневной жизни в школе и вне школы.
2) Активное участие кадетов в делах класса, школы.
3) Активный интерес историей, частота посещений библиотеки, уровень успеваемости по истории.
Методы занятий:
1) Диалог.
2) Диспут, дискуссия.
3) Проекты.
4) Социальные практики.
5) Тренинги.
6) Презентация творческих работ.
7) Интеллектуальные игры и викторины.
8) Мультимедийные презентации.
9) Виртуальные экскурсии.
10)Написание рефератов
Детям надо рассказывать об их предках, которые воевали против фашизма и в «горячих» точках, отстаивали свободу мирных жителей. Надо показывать их фотографии, вещи, ходить с детьми в музеи боевой славы,устраивать экскурсии в города-герои, говорить о своих трудовых наградах
Все это должны знать наши дети. Знать и ценить ратный и трудовой
подвиг, который совершили их отцы и деды ради их мирной жизни.
Для этого в школе и семье надо вести целенаправленную военно-
патриотическую работу. Прививать молодежи любовь к родине, желание
трудиться на ее благо, воспитывать стремление к ее защите от внешних
врагов.
Военно-патриотическое воспитание основывается на принципе
преемственности поколений, передаче славных боевых и трудовых
традиций.
Требования
к личностным, метапредметным и предметным результатам:
В результате изучения данного курса личностныхрезультатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
• Устав школы
• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1раз в неделю; 1кл. – 33ч., 2 – 4кл. – по34ч.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
1 класс:
Курс «Я кадет» в 1-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
1) История кадетства. История школы (4 часа).
2) «Правила жизни» (12 часов).
3) Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (13 часов)).
4) Политический вестник (1 раз в четверть).
Итого – 33 часа.
№ |
Тема |
Блок |
Форма проведения занятия |
Дата проведения |
1 |
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? |
№1 |
Беседа. Презентация |
|
2 |
Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия. |
№2 |
Беседа. Ролевая игра |
|
3 |
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). |
№3 |
Тренинг |
|
4 |
Кадетское приветствие (рапорт дежурного) |
№3 |
Тренинг |
|
5 |
Кадет на уроке. Правила школьной жизни. |
№2 |
Беседа. Моделирование ситуаций |
|
6 |
Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой? |
№2 |
Беседа. Ролевая игра. |
|
7 |
Культура поведения в столовой. |
№2 |
Беседа. Тренинг. |
|
8 |
Экскурсия в школьный музей
|
№1 |
Экскурсия |
|
9 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
10 |
Аккуратность и опрятность – основа успеха. |
№2 |
беседа. Презентация. |
|
11 |
Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле). |
№3 |
Тренинг – игра. |
|
12 |
Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места –порядок на парте). |
№3 |
Тренинг – игра |
|
13 |
Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода). |
№2 |
Беседа. Презентация. |
|
14 |
Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму). |
№3 |
Тренинг - игра |
|
15 |
Культура поведения на прогулке, экскурсии. |
№2 |
Беседа. Тренинг. |
|
16 |
Кадеты нашей школы. Как все начиналось. |
№1 |
Экскурсия в школьный музей. |
|
17 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
18 |
Атрибутика кадетской формы. |
№3 |
Беседа. Моделирование эскиза эмблемы класса |
|
19 |
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. |
№3 |
Презентация. Тренинг |
|
20 |
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. |
№3 |
Презентация. Тренинг |
|
21 |
Ритуалы в жизни кадета. Клятва. |
№3 |
Презентация. Тренинг |
|
22 |
Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр). |
№2 |
Беседа. Тренинг. |
|
23 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
24 |
«Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов |
№1 |
Беседа. |
|
25 |
Закон «00» - основное правило жизни настоящего кадета. |
№2 |
Беседа. Диспут. |
|
26 |
Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками. |
№2 |
Беседа. Тренинг |
|
27 |
Забота о младших – основа кадетского братства. |
№3 |
Презентация в детском саду. |
|
28 |
Как кадет относится к старшим? |
№2 |
Беседа. |
|
29 |
Мини-проект «Ветеран живет рядом» (подготовка подарка ветерану). |
№3 |
Проектная деятельность |
|
30 |
«Ветеран живет рядом». Встреча с ветераном. |
№2 |
Беседа. |
|
31 |
Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». |
№3 |
Проектная деятельность |
|
32 |
Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета». |
№3 |
Презентация проектов |
|
33 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
2 класс:
Курс «Я кадет» во 2-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
1. История кадетского движения (4 часа).
2. Азбука нравственности кадета (16 часов).
3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (6 часов)).
4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).
Итого – 34 часа.
№ |
Тема |
Блок |
Форма проведения занятия |
Дата проведения |
1 |
«Кадет – это звучит гордо». |
№1 |
Беседа |
|
2 |
«Из истории кадетского движения» |
№1 |
Виртуальная экскурсия. |
|
3 |
Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия. |
№1 |
Проектная деятельность. Моделирование знаков отличия |
|
4 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
5 |
Основные правила жизни в кадетском классе. |
№2 |
Беседа |
|
6 |
Что такое «честь класса». |
№2 |
Беседа. Диспут. |
|
7 |
Мини-проект «Кодекс нашего класса» |
№2 |
Проектная деятельность |
|
8 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
9 |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. |
№2 |
Беседа. |
|
10 |
Быть воспитанным – что это значит? |
№2 |
Моделирование ситуаций |
|
11 |
Мини-проект «Правила вежливости». |
№2 |
Проектная деятельность. |
|
12 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
13 |
Хочу – могу – надо |
№2 |
Беседа |
|
14 |
Держи свое слово. |
№2 |
Беседа. Диспут. |
|
15 |
Быть в ответе за порученное дело – что это значит? |
№2 |
Диспут. Анализ ситуаций. |
|
16 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
17 |
Умей ценить своё слово и чужое время. |
№2 |
Беседа |
|
18 |
Соблюдение режима дня – воспитание характера. |
№2 |
Беседа. |
|
19 |
Мини-проект «Режим дня» |
№3 |
Проектная деятельность |
|
20 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
21 |
Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе |
№3 |
Тренинги по основам поведения |
|
22 |
Мини-проект «Этикет младшего кадета» (модель поведения). |
№3 |
Проектная деятельность |
|
23 |
«Кадеты нашей школы». встреча с выпускниками кадетских классов |
№1 |
Беседа. |
|
24 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
25 |
Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия. |
№2 |
Беседа. |
|
26 |
Доброта и доброжелательность. |
№2 |
Беседа. |
|
27 |
Спешите делать добро! |
№3 |
Разведка полезных дел |
|
28 |
Мини-проект «Подарок ветерану» |
№3 |
Проектная деятельность |
|
29 |
«Ветеран живет рядом» |
№2 |
Встреча с ветераном |
|
30 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
31 |
Что такое дружба. |
№2 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
32 |
«Моё» и «наше». |
№2 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
33 |
Один за всех все за одного. «Я» и «Мы». |
№3 |
Тренинг (веревочная технология) |
|
34 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
3 класс:
Курс «Я кадет» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
1. «Я - кадет» (3 часа).
2. Азбука нравственности кадета (15 часов).
3. Правила общения (8 часов).
4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).
Итого – 34 часа.
№ |
Тема |
Блок |
Форма проведения занятия |
Дата проведения |
1 |
«Почему я решил стать кадетом?» |
№1 |
Диспут. |
|
2 |
«В тебе взрослеет гражданин» |
№1 |
Беседа. |
|
3 |
«Умей носить кадетскую форму». |
№1 |
Тренинг. |
|
4 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
5 |
Правила вежливого общения. |
№3 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
6 |
«Секрет успеха публичного выступления» |
№3 |
Беседа. Тренинг |
|
7 |
«Секреты успешного спора». |
№3 |
Тренинг |
|
8 |
«Учись отстаивать свою точку зрения» |
№3 |
Тренинг |
|
9 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
10 |
«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь» |
№3 |
Проект. |
|
11 |
«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» |
№3 |
Диспут. |
|
12 |
Умение владеть собой. |
№3 |
Тренинг |
|
13 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
14 |
Что такое милосердие? |
№2 |
Беседа. |
|
15 |
«Чужого горя не бывает» |
№2 |
Беседа. |
|
16 |
Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» |
№2 |
Проект |
|
17 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
18 |
Честность слов и поступков. |
№2 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
19 |
«Один раз обманешь, другой раз не поверят» |
№2 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
20 |
Держи свое слово |
№2 |
|
|
21 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
22 |
О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… |
№2 |
Беседа. |
|
23 |
Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла. |
№2 |
Беседа. |
|
24 |
«Учись преодолевать свои недостатки» |
|
Тренинг |
|
25 |
«Дорога к победе над собой» |
№2 |
Проект (план самовоспитания) |
|
26 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
27 |
Забота о старших – норма жизни кадета. |
№2 |
Беседа. Конкурс эссе. |
|
28 |
Мини-проект «Подарок ветерану» |
№2 |
Проектная деятельность |
|
29 |
«Ветеран живет рядом» |
№2 |
Встреча с ветераном |
|
30 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
31 |
Безделье и лень портят человека. |
№2 |
Беседа. Анализ ситуаций. |
|
32 |
Дисциплина и дисциплинированность кадета. |
№2 |
Беседа. Диспут. |
|
33 |
Викторина «Азбука нравственности» |
№2 |
Викторина |
|
34 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
4 класс:
Курс «Я кадет» в 4-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
1. История кадетского движения в лицах. (8 часов)
2. Дискуссионный клуб «Кадет». (12 час)
3. Социальные практики. (6 час)
4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).
Итого – 34 часа.
№ |
Тема |
Блок |
Форма проведения занятия |
Дата проведения |
1 |
История образования и развития кадетских корпусов в России. |
№1 |
Виртуальная экскурсия. |
|
2 |
Развитие кадетских корпусов в современной России. |
№1 |
Виртуальная экскурсия. |
|
3 |
Викторина «История кадетского движения в России» |
№1 |
Викторина. |
|
4 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
5 |
Кадетское братство. |
№2 |
Диспут. |
|
6 |
Кадетские традиции. |
№2 |
Беседа. |
|
7 |
Что значит «Поступить не по-кадетски» |
№2 |
Диспут. |
|
8 |
«Настоящий кадет – это…» |
№2 |
Презентация творческих работ |
|
9 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
10 |
«Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича) |
№1 |
Беседа. |
|
11 |
«Жизнь великих кадет – образец для подражания» |
№1 |
Презентация творческих работ |
|
12 |
Что значит быть достойным заветам кадет? |
№2 |
Диспут. |
|
13 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
14 |
«Кадеты – полководцы и флотоводцы» |
№1 |
Мини-проекты. |
|
15 |
«Кадеты – первооткрыватели» |
№1 |
Мини-проекты. |
|
16 |
«Кадеты – деятели искусства» |
№1 |
Мини-проекты. |
|
17 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. Презентация. |
|
18 |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости |
№2 |
Беседа |
|
19 |
Важен ли для кадета внешний вид? |
№2 |
Диспут |
|
20 |
Мой внешний вид – пример для младших. Учим беречь форму. |
№3 |
Тренинг |
|
21 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
22 |
Качества настоящего гражданина и патриота. |
№2 |
Диспут |
|
23 |
«Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины» |
№2 |
Беседа. |
|
24 |
Проект «Есть такая профессия защищать Родину» |
№3 |
Защита творческих работ о семейных династиях |
|
25 |
Экскурсия в музее «Наши выпускники – защитники Родины» |
№3 |
Экскурсия (проведение) |
|
26 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
27 |
«Чужого горя не бывает» |
№3 |
Разведка полезных дел |
|
28 |
Мини-проект «Подарок ветерану» |
№3 |
Проект |
|
29 |
«Ветеран живет рядом» |
№3 |
Концерт для ветеранов |
|
30 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
31 |
Мое отношение к понятиям «долг», «честь». |
№2 |
Диспут |
|
32 |
О цели в жизни. |
№2 |
Диспут |
|
33 |
Воспитание характера. |
№2 |
Диспут |
|
34 |
Политический вестник |
№4 |
Устный журнал. |
|
Модель выпускника
Модель выпускника начальной школы - это:
- человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения, обладающий высокими морально-деловыми качествами;
- творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым художественно - эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;
- гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем, с коммуникативными особенностями;
- духовная личность, т.е. личность, освоившая начальное образование и дисциплины дополнительного образования, имеющая эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;
- физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни;
- свободная личность, умеющая самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки, планировать свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами;
- личность, преданная Родине, знающая и любящая историю и культуру России, ответственность за судьбу страны .
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Программа «Я-кадет» предполагает формирование у кадетов следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.
Знать:
- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;
- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источники исторической информации;
- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
Источники информации:
1. Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне
Октябрьской революции. М., 1985.
2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
3. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
4. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический очерк. М., 1993.
5. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
6. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
7. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
8. Данченко В. Российская рыцарская академия. - "Орел", 1992, № 1, с. 3.
9. Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.
10. Йордан А. Честь родного погона./ Под ред. Е. Исакова. М., 2003. С.21.
11. Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
12. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.
13. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
14. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999
15. В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
16. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
17. . Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
18. Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа «Я-кадет» |
Основание для разработки программы
|
1. Рекомендации «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» 2.«Федеральный Закон №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями на 28 февраля 2007 года) 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» 4. Постановление Правительства РФ от 24.06.2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» 5. Федеральный закон «О дополнительном образовании». |
Разработчик программы |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Спирина Н.Е. Учитель высшей квалификационной категории |
Основные исполнители программы |
В реализации программы участвуют заместитель директора по ВР, классные руководители, учащиеся 1-4 классов. |
Актуальность программы |
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества. |
Цели программы |
Создание системы взаимодействия кадетских классов по патриотическому воспитанию |
Задачи |
1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой воспитательной структуры. 2.Создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания. 3.Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности. |
Перечень приоритетных направлений |
1.Развитие познавательной активности кадет. 2.Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию. 3.Формирование ценностных ориентаций кадет.
|
Сроки реализации |
2014-2018 гг. |
Ожидаемые конечные результаты |
Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей. |
Система организации контроля исполнения программы |
Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие Педагогическому Совету отчеты о ходе реализации программы. |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены духовно-нравственными параметрами.
Духовно-нравственные параметры
*уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание
*общественно-гражданская компетентность
*морально-нравственная компетентность
Ожидаемые результаты
Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Мы – юные кадеты,
И знаем лишь одно:
Что если трудно где-то,
Там быть нам суждено.
Отвагу, честь и совесть,
Души высокой стать
И доблестную повесть
России нам писать!
1 класс УУД
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
2 класс УУД
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
3 класс УУД
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
4 класс УУД
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.