Авторская рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
24.01.2018
Авторская рабочая программа по биологии 5 класс
За основу авторской рабочей программы взята программа по биологии для 5–9 классов И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана-Граф, 2012. Уровень общего образования - базовый. Количество часов по учебному времени - 35 часов в год, в неделю - 1 час.Авторская рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа 5 класс.docx
Рассмотрено На заседании ШМО «___»_______2017                                                 «___»_______2017                                    «___»_______2017                                             Согласовано      Зам.директора по УВР___________М.Г.Малкина                директор _______Ф.А.Тимажева                   УТВЕРЖДАЮ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тагайская  средняя  школа» Рабочая программа по биологии 5 класс Наименование учебного предмета      биология Класс      5 Уровень общего образования    базовый       Учитель                                            Кузнецова Ольга Николаевна Срок реализации программы, учебный год       2017­2018 Количество часов по учебному времени всего  35    часов в год,   в неделю    1  час Планирование   составлено   на   основе   авторской   программы   по   биологии             для   5­9   классов  И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко,О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана­Граф, 2012 Раздел I. Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются ­приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта  2014 г. N 253 г. Москва «Об  утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использовании при реализации имеющих  государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего   образования» ­распоряжение  Министерства  образования  Ульяновской  области  от 31  января 2012 № 320­р «О введении  ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»; ­ распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 г. № 559­р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»  ­   требования   к   оснащению   образовательного   процесса   в   соответствии   с   содержательным   наполнением   учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;  За   основу   рабочей   программы   взята   авторская   программа   по   биологии   для   5–9   классов  И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана­Граф, 2012. ( Цели биологического образования: ­социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение  учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе  знакомства с миром живой природы;                                                              ­приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в  сфере биологической науки;  Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  ­ ориентацию в системе моральных норм и ценностей:  признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;       ­формирование ценностного отношения к живой природе;                                                                                    ­ развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств  личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических  умений;                                                                                                        ­ овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной, ценностно­смысловой,  коммуникативной;  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познава­ тельной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально­ценностного отношения к объектам живой  природы. Общая характеристика курса биологии  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.  Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны  освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры,  сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.  Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:   формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;   овладение научным  подходом к решению различных задач;  овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить  эксперименты, оценивать полученные результаты;  овладение умением сопоставлять экспериментальные и  теоретические знания с объективными реалиями жизни;  воспитание ответственного и бережного отношения к  окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и  эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки  полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения  межпредметного анализа учебных задач.  Место курса биологии в учебном плане Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего  образования МОУ Тагайской СОШ  Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.  Общее число учебных часов в 5 классе ­ 35 (1ч в неделю) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг  другу, поскольку культура   включает   лишь   ценности,   созданные   человеком.   Личность   в   процессе   деятельности   овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и   соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической. Поскольку само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам  объект)   и  субъективного  (отношение   субъекта   к   объекту),  в  качестве   ценностных  ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых ­ изучение природы. Основу  познавательных   ценностей  составляют   научные   знания,   научные   методы   познания,   а   ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов  ценностей труда и быта    выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ   жизни,   а   ценностные   ориентации   содержания   курса   биологии   могут   рассматриваться   как   формирование уважительного   отношения   к   созидательной,   творческой   деятельности;   понимание   необходимости   вести   здоровый образ   жизни,   соблюдать   гигиенические   нормы   и   правила,   самоопределиться   с   выбором   своей   будущей профессиональной деятельности. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых  составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у  учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение  оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех   ее   проявлениях,   включая   понимание   самоценности,   уникальности   и   неповторимости   всех   живых   объектов, включая и Человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у   учащихся   способности   к   восприятию   и   преобразованию   живой   природы   по   законам   красоты,   гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии  Личностными результатами являются следующие умения:                                                                                 ­ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе  достижений науки.                                                                                                               ­Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.                                                 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне  школы.                                                                                                                ­Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.                                    Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.                                     ­Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки  зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.  Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).                           Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности, выбирать тему проекта.                                                     Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предло­ женных и искать  самостоятельно средства достижения цели.                                                           Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.                  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Познавательные УУД:          Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых явлений.                                                             Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных  логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания). логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.                                                                                Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.       Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать ин­ формацию из одного вида  в другой (таблицу в текст и пр.).                                                              Вычитывать все уровни текстовой информации.                                                                                                Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и  оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие  цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  определять роль в  природе различных групп организмов;                                                                    объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты,  свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;                        объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.                                                  объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.                                          перечислять отличительные свойства живого;                                                                                            различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения,  животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);       определять основные органы растений (части клетки);                                                                          объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);                                                                                                        понимать смысл биологических терминов;                                                                                   характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;                                                                                              проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными  приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.                                                                  использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы  и растения своей местности. Содержание. (35 час, 1 час в неделю) Введение. Живая и неживая природа.Многообразие живой природы. Биология –наука о живом мире. Биология –наука о жизни и живых организмах.                                                                    Биологические науки:ботаника,микология,зоология,микробиология. Разнообразие   организмов. Отличительные  признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и  инструментами.                                                                                            Роль биологии в практической деятельности  людей.                              Многообразие живых организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.  Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.Грибы.  Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой  помощи при отравлении грибами.Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.Вирусы — неклеточные  формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.Растения. Клетки, ткани и органы  растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание,  удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и  размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и  покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные  культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества.  Усложнение растений в процессе эволюции.                                                                       Жизнь организмов на планете Земля. Среда обитания и условия существования организмов. Взаимосвязи живых  организмов и среды. Особенности взаимодействия  растений с окружающей их средой. Абиотические, биотические,  антропогенные факторы. Приспособленность. Формирование природных сообществ на примере соснового, елового  леса. Природное сообщество ­ биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе.  Производители, потребители, разлагатели. Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях. Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.. Прикрепленные организмы,  свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин. Человек на планете Земля. Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец.  Деятельность человека в природе. История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на  природу. Лесопосадки .Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники. Полезные  пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга. Учебно­тематический план. № п/п 1 2 3 4            Тема Введение. Живая и неживая  природа Биология­наука о живом  мире Многообразие живых  организмов Жизнь организмов на планете  Земля Кол­во  часов 1 8 11 8 Практические работы Лабораторные  Экскурсии работы 2 2 5 6 Человек на планете Земля Итого 7 35 1 4 Календарно­тематическое планирование .5 класс.  № дата /пла н дата /фак т. Тема урока  /колич.час. Дом. задан Основное  содержан ие,  понятия Тип  учебного занятия (лекция,  лаб.  работа,  урок­ Деятельност ь учащегося Планируемые образовательные  результаты Предметные УУД: Регулятивные,   Познавательные,  Коммуникативные Личностные 1 1 2 3 4 5 6 1.Введение (1) Введение. Живая и  неживая  природа. Живая и  неживая  природа.  Многообр азие  живой  природы. Правила  работы в  кабинете  биологии, правила  работы с  биологиче скими  приборам и и  инструме нтами обобщен ие, урок­ изучения нового,  7 урок­ изучения нового 8 учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи; 8 9 10 Уметь  работать с  учебником,  пользоваться  приборами и  инструментам и, давать  определения  терминам. Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии.Оз накомиться  с аппаратом  ориентировк и учебника,  его  структурой. Работать с  рисунками  учебника  как  источниками информации. Регулятивные: Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной  литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: 1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3) задавать вопросы; 2 Наука о живой  Человек и комбини Работать с  Регулятивные: принятие ценности  2.Биология – наука о живом мире (8) (1) природе §1 Ст 4­7 3 (2) Свойства живого §2 Ст 8­9 природа.  Биология  – наука о  жизни и  живых  организма х.  Биологич еские  науки:  ботаника,  микологи я,  зоология,  микробио логия. Свойства  живого:  обмен  веществ,  раздражи мость,  рост,  размноже ние,  развитие.  рованны й рисунками  учебника  как  источниками информации. природного мира,  готовности следовать  в своей деятельности  нормам  природоохранительно го поведении; 1) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2) адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные ориентироваться на разнообразие  способов решения учебных задач; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; комбини рованны й Работать с  рисунками  учебника  как  источниками информации. Составлять  рассказ по  рисункам,  обобщать,  делать  выводы. Использовать  знания об  общих  свойствах  живых  организмов  для  аргументиров анного ответа. Обосновывать необходимост ь подвижного  Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные 1)осуществлять синтез как  составление целого из частей; 2)устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные допускать возможность 1)широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая социальные,  учебно­ познавательные и внешние мотивы 2)учебно­ познавательный 4 (3) Методы изучения  природы §3 Ст 12­ 15   образа жизни.  комбини рованны й Применение  на практике  разных  методов  изучения  природы на  конкретных  живых  организмах. Применять на  практике  разные  методы  изучения  природы,  проводя  измерение и  описание  изучаемых  объектов. Основные методы:  наблюден ие,  описание,  измерение ,  эксперим ент,  моделиро вание,  сравнение . интерес к новому учебному  материалу и способам решения новой задачи учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи; существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2) адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные использовать знаково­символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения 5 (4) Значение  увеличительных  приборов Лаб.раб . №1  «Рассма тривание микропр епаратов в лупу и 6 (5) Строение  растительной  клетки. Ткани  растений. §5  Ст 19­21, 22­23 7 (6) Химический  состав клетки §6 Ст  25­27 микроск оп» Лаб.раб . №2  «Знаком ство с  клеткам и  растений » Комментиров ать  содержание  рисунка,  предлагающег о  использование имеющихся  знаний в  новой  ситуации групповая,  коллективна я. Выделять  в тексте  базовые  понятия,  объяснить  их  содержание. Приготовлен ие  микропрепар атов. Регул­ные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Позна­ные: 1) самостоятельное выделение и формулирование                           познавательной цели; 2) анализ объектов с целью  выделения признаков Комм­вные: планирование учебного  сотрудничества с учителем          и сверстниками пределение  цели, функций участников,          способов взаимодействия смыслообразовани е, т. е.  установление  учащимися связи  между целью  учебной  деятельности и ее  мотивом, другими словами, между  результатом  учения и тем, что  побуждает  деятельность,  ради чего она  осуществляется комбини рованны й групповая,  коллективна я Находить в таблицах и  на рисунках  учебника  Распознавать  и описывать  клеточное  строение  кожицы лука,  мякоти листа. Регу­ные: определение  последовательности  промежуточных целей                  с учетом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий; Установление  связи между  целью учебной  деятельности и ее  мотивом, другими словами, между  Клетка ­  основная  структурн ая  единица  организма растения.  Оболочка, цитоплазм а,  ядро,плас тиды,  вакуоль,в ключения, движение  цитоплазм ы  Особеннос ти     животных  и  растительн ых тканей. Неорганич еские и  органичес кие  вещества.  Роль 8 (7) Процессы  жизнедеятельност и §7 Ст 28­29 неорганич еских и  органичес ких  веществ. Рост,  деление,  дыхание,  питание.  Обмен  веществ и  размноже ние –  главные  процессы  жизнедеят ельности  клетки.  Клетка –  структурн аяединица живогоор ганизма части и  органоиды  клетки.  Сравнивать  строение  растительно й и живой  клетки.  Называть  клеточные  структуры и  их значение.  Уметь  проводить  опыты Характеризов ать  особенности  строения  биологически х объектов –  клеток,  организмов. комбини рованны й Доказывать,  что  размножение – общее  свойство  всего  живого.  Давать  определение  понятию  «размножени е». Выделять и обращать  особое  внимание на  главные  понятия и  основные  закономерно сти живой  природы. Позн­ные: постановка и формулирование  проблемы,                                      самостоятельное создание  алгоритмов деятельности            при решении проблем  творческого и поискового  характера. Комм­вные: инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации Регул­ные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познав­ные: осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной  литературы, энциклопедий, справочников  (включая при возможности электронные,  цифровые) в открытом информационном  пространстве, в т.ч.контролируемом  пространстве Интернета; Ком­вные: строить монологическое результатом  учения и тем, что  побуждает  деятельность,  ради чего она  осуществляется. Ориентация на  понимание причин успеха в учебной  деятельности, т.е.  на самоанализ и  самоконтроль  результата, на анализ  соответствия  результатов требованиям  конкретной  задачи, на понимание  предложений и  оценок учителей,  товарищей,  родителей и других людей 9 (8) Итоги по теме «Биология­наука о живом мире» Ст 33­ 34 урок­ обобщен ие способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения Регул­ные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Позн­ные: способствовать развитию познав ательной активности     учащихся, умения наблюдать, с равнивать, обобщать и делать вы воды Ком­вные: 1)Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в                 сотрудничестве необходимую  взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения,              прежде чем принимать решение  и делать выбор. Выполнять  задания на  сравнение и  объяснение,  на выбор  правильного  ответа, уметь  работать с  моделями,  схемами,  таблицами Использовать  знания  учащихся об  общих  свойствах  процессов  жизнедеятель ности  организмов.  Приводить  примеры  методов  изучения  живого,  использованн ых в ходе  исследований  в классе и  дома.  Проверять  правильность  теоретически х выводов  приемами  самоанализа и самоконтроля 10 (1) Царства живой  природы 3. Многообразие живых организмов (11) урок­ изучения нового §8 Ст 35­37 . Определять  роль в природе  различных  групп  организмов; находить  черты,  свидетельствую щие об  усложнении  живых  организмов по  сравнению с  предками, и  давать им  объяснение Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. Регулятивные: уметь контролировать свои  действия, давать оценку                   своим действиям Познавательные способствовать развитию познават ельной активности                             учащихся,  умения наблюдать, сравнивать, обо бщать,                      делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяс нять свою мысль и           адекватно воспринимать информац ию   партнёров по общению,  создание у словий для формирования умений  и навыков групповой работы. Описывать  строение  бактерий,  уметь  сравнивать  прокариотиче ские и  эукариотичес Регулятивные: уметь контролировать свои  действия, давать оценку                   своим действиям Познавательные создать условия для  развития ушкольников умения  формулировать проблему и предла Воспитание  бережного  отношения к своему здоровью, привитие  интереса к  изучению предмета. Сравниват ь  представи телей  разных  царств,  делать  выводы на  основе  сравнения, использов ать знания биологии  при  соблюден ии правил повседнев ной  гигиены По  рисунку  учебника  определит ь  отличия в  строении  бактериал Классифи кация,  системати ка.  Основные царства  живой  природы:  растения,  животные ,грибы,  бактерии.  Вирусы –  неклеточн аяформаж изни. Вид  –  единицак лассифик ации. Бактерии  как  древнейш ая группа  живых  организмо в.  Прокарио 11(2 ) Бактерии:  строение и  жизнедеятельнос ть §9 комбини рованны й ьной и  раститель ной  клетки.  Анализ по тексту  учебника  содержан ия  определен ия  терминов. Решение  учебно­ познавате льных  задач по  изучению  способов  питания Решение  учебно­ познавате льных  задач по  изучению  способов  питания  бактерий комбини рованны й ты,  эукариот ы.   Автотроф ы,  гетеротро фы.  Отличие  клеток  бактерий  от  клеток растений.  Питание.  Дыхание  бактерий. Распрос транени е,  значени е.  Клубен ьковые  бактери и,  симбио з. кие клетки.  Характеризов ать различные типы питания гать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и  точностью выражать                          свои мысли в соответствии с  задачами и условиями                       коммуникации; владение  монологической и диалогической  формами речи Характеризов ать  клубеньковые  бактерии,  Давать  определения  терминам  сапрофиты,  паразиты,  симбиоз. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и  несущественных признаков Коммуникативные строить монологическое принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител ьного,  здоровьесберегаю щего поведения 12(3 ) Значение  бактерий в  природе и для  человека §10 13 (4) Растения §11 Корень,  побег,  споры,  слоевищ е.  Цветков ые и  голосем енные Уметь  работать с  гербариям и, делать  зарисовки  в виде  схем.  Обобщать  и делать  выводы Лаб.раб .№3  «Знаком ство с  внешним строение м  цветково го  растения » Комментиров ать  содержание  рисунка,  предлагающег о  использование имеющихся  знаний в  новой  ситуации 14 (5) Животные §12  Ст  52­53 Основные свойства  животных Одноклет Лаб.раб . №4       «  Наблюде Использо вать  знания об  общих  Проводить  наблюдение за объектами  живой  высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и  формулирование                            познавательной цели; 2)поиск и выделение необходимой  информации;                                  применение методов  информационного поиска, в том      числе с помощью компьютерных  средств                                               Коммуникативные планирование учебного  сотрудничества с учителем и           сверстниками — определение  цели, функций участников,               способов взаимодействия Регулятивные: 1) правилам в планировании и контроле способа решения; следовать установленным осознание своей  гражданской идентичности:  «Я» как  гражданин России, своей  этнической принадлежности,  чувства сопричастности  гордости за свою  Родину, народ и  историю. Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, ние за  передви жением  животны х» очные или простейш ие,  многокле точные.  Влияние  природы  на  животных 15   (6) Значение  растений и  животных в  природе и для  человека §12 Ст 55­56 комбини рованны й Значение  растений  и  животных в природе и для  человека свойствах живых  организмо в для  аргументи рованного ответа.  Обосновы вать  необходи мость  подвижно го образа  жизни.  Выделять  существен ные  признаки  растений и животных.  Применен ие на  практике  разных  методов  изучения  природы  на  конкретн ых живых  организма природы.  формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе.  2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител ьного поведения. Ориентироват ься в системе  познавательны х ценностей:  оценивать  информацию  о живых  организмах,  их расселению и  приспособлен ию к разным  природным  условиям,  получаемую  из различных  источников;  Регулятивные: Планировать свои действия и пути  достижения целей,                      принимать верное решения в  проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе  познавательных ценностей:               оценивать информацию о живых  организмах, их расселению               и приспособлению к разным  природным условиям,                      получаемую из различных  источников; последствия                  деятельности человека в природе. 16  (7) Грибы §13 Ст 57­58 17  (8) Многообразие и  значение грибов §14 Ст  60­62 последствия  деятельности  человека в  природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль  и оказывать в                           сотрудничестве необходимую  взаимопомощь. Характеризов ать способы  питания  грибов.  Давать  определения  терминам  сапрофиты,  паразиты,  симбиоз,  хищники Регулятивные: постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что           уже известно и усвоено  учащимися, и того, что еще  неизвестно Познавательные способствовать развитию познават ельной активности                          учащихся,  умения наблюдать, сравнивать, обо бщать,  делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. различать  съедобные и  ядовитые  грибы и  своей местности. Регулятивные: выделение и осознание учащимися  того, что уже усвоено и                     что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения Познавательные Воспитание  бережного  отношения к своему здоровью, привитие  интереса к  комбини рованны й комбини рованны й Грибы,  как  отдельная группа  живых  организмо в.  Питание,  дыхание  грибов.  Распростр анение.  Грибница, гифа,  плодовое  тело,  грибокоре нь. Грибы  съедобны е,  ядовитые, плесневые По  рисунку  учебника  определит ь  отличия в  строении  грибного  и  раститель ного  организмо в. Анализ  по тексту  учебника  содержан ия  определен ия  терминов. Приводит ь  примеры,  подтверж дающие 18  (9) Лишайники §15 Ст 66­68 ,  паразиты.  Значение  грибов  для  человека.  Антибиот ик. Лишайник и, их  разнообра зие,  особеннос ти.  Значение  в природе и  хозяйстве человека.  Индикато рная роль  лишайник ов. комбини рованны й обсуждае мую  позицию.  Использо вать свои  знания о  грибах,  приобретё нные в  повседнев ной жизни Использов ать свои  знания о  грибах и  водоросля х.  Объяснят ь  особеннос ти  размноже ния  растений  частями  тела на  примере  лишайник ов изучению предмета. освоение  приемов  оказания  первой  помощи при  отравлении  ядовитыми  грибами постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное             создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения новой задачи Оценивать  информацию  о живых  организмах,  их расселению и  приспособлен ию к разным  природным  условиям,  получаемую  из различных  источников Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая  при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве  Интернета Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой 19 (10) Значение живых  организмов в  природе и жизни  человека §16 комбини рованны й Значение  живых  организмо в в  природе и жизни  человека.  Биологич еское  разнообра зие.  Обобщать  знания,  полученны е при  изучении  данной  темы.  Приводить примеры,  использова ть  информаци ю,  полученну ю из  дополните льной  литератур ы. Использовать  знания  учащихся об  общих  свойствах  процессов  жизнедеятель ности  организмов.  Приводить  примеры  методов  изучения  живого,  использованн ых в ходе  исследований  в классе и  дома. коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения Регулятивные: выделение и осознание учащимися  того, что уже усвоено и                     что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой  информации; применение                 методов информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  владение монологической и  диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. осознание смысла  и нравственного  содержания  собственных  поступков и  поступков других  людей 20 (11)  Итоги по теме  «Многообразие  живых  организмов» Ст. 73­74 урок­ обобщен ие Выполнять задания на  сравнение  и  объяснени е, на выбор правильног Использовать  знания  учащихся об  общих  свойствах  процессов  Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познават способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной ельной активности учащихся, умен ия наблюдать, сравнивать, обобщат ь и делать выводы деятельности; Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в                     сотрудничестве необходимую  взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения,                   прежде чем принимать решение и  делать выбор. о ответа,  уметь  работать с  моделями,  схемами,  таблицами жизнедеятель ности  организмов.  Приводить  примеры  методов  изучения  живого,  использованн ых в ходе  исследований  в классе и  дома.  Проверять  правильность  теоретически х выводов  приемами  самоанализа и самоконтроля . Работать с  рисунками  учебника,  уметь  сопоставля ть факты,  делать  выводы о  приспособ Объяснять  взаимосвязи  между  организмами,  между  организмами и  окружающей  средой;  понимать  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному  материалу, связи  теоретических  знаний с  практическими  21   (1) Среды жизни  планеты Земля 4. Жизнь организмов на планете Земля (8) урок­ изучения  нового §17 Среда  обитан ия и  услови я  сущест вовани я.  Взаимо связи живых  органи змов и  среды.  Особен ностив заимод ействи ярасте ний и  животн ых с  окружа ющейи хсредо й. Абиоти ческие, биотич еские,  антроп огенны ефакто ры Приспо соблен ность  Форми ровани 22  (2) 23  (3) Экологические  факторы среды §18 Ст  78­80 Приспособления  организмов к  жизни в природе §19 лении  организмо в к среде  обитания влияние  деятельности  человека на  природу. Коммуникативные Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения,                   прежде чем принимать решение и  делать выбор. навыками. комбиниро ванный комбиниро ванный Взаимосвя зи живой и  неживой  природы.  Использо вать  знания о  живых  организма х для  аргументи рованного ответа.  Использо вать  знания о  живых  организма Высказывать  свою точку  зрения.Выдел ять и  обращать  особое  внимание на  главные  понятия и  основные  закономернос ти живой  природы. приводить  примеры  приспособлени й организмов к  среде обитания и объяснять их  Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Познавательные Коммуникативные слушать и вступать в диалог;  участвовать в коллективном            обсуждении проблем Умение работать в группе, умение  оценивать свою  работу и работу  учащихся Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и  несущественных Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование 24  (4) Природные  сообщества §20 значение х для  аргументи рованного ответа.  признаков; Коммуникативные Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения,                   прежде чем принимать решение и  делать выбор. экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. Принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител ьного поведения. комбиниро ванный Выделять  условия,  необходимые  для  жизнедеятель ности  различных  организмов на одной  территории Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные способствовать развитию познават ельной активности   учащихся, умения наблюдать, срав нивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные слушать и вступать в диалог;  участвовать в   обсуждении              проблем Доказыва ть  зависимос ть жизни  животных и  человека  от  растений.  Устанавл ивать  пищевые  связи  между  живыми  организма ми.  е  природ ных  сообще ств на  пример е  соснов ого,  еловог о леса Приро дное  сообще ство ­  биосис тема,  его  разнов идност и.  Пищев ая  цепь,  кругов орот  вещест в в  природ е.  Произв 25  (5) Природные зоны  России §21 Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. Преобразовыв ать  информацию   из одного  вида в другой  (таблицу в  текст и пр.). Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов комбиниро ванный Умение  работать с  текстом.      Определят ь роль в  природе  различных  групп  организмов ;приводить примеры  приспособ лений  организмов к среде  обитания и объяснять  их  значение одител и,  потреб ители,  разлага тели. Много образи е  природ ных  зон:  тундра, тайга,  степь,  широк олиств енный  лес.  Обитат елипри родных зон,  приспо соблен ия к  жизни  в  опреде ленных услови ях. 26  (6) 27  (7) §22 Жизнь  организмов на  разных  материках Жизнь  организмов в  морях и океанах §23 комбиниро ванный  комбиниро ванный Местн ый вид. Живой  мир  Африк и,  Австра лии,  южной  Амери ки,  Северн ой  Амери ки и  Еврази и,  Антарк тиды. Прикре пленны е  организ мы,  свобод ноплав ающие  организ мы.  Планкт он.  Обитат Выделять  в тексте  базовые  понятия,  объяснить их  содержан ие.  Работать  с  рисунком  как  источник ом  информац ии Объяснят ь значение пищи как  источника энергии.И спользова ть знания  об общих  свойствах живых  организмо в для  аргументи Создавать  схематические  модели с  выделением  существенных  характеристик  объекта. Регулятивные: выделение и осознание учащимися  того, что уже усвоено и                     что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и  несущественных признаков; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и  точностью выражать                 свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая социальные,  учебно­ познавательные и внешние мотивы Самостоятельн о обнаруживать и  формулировать учебную  проблему,  определять  цель учебной  деятельности Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем  плане. Чувство  прекрасного на  основе знакомства с миром природы. Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в 28  (8) Итоги по теме  «Жизнь  организмов на  планете Земля». Ст  104­ 105 елиглу бин. урок­ обобщение способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов Регулятивные: способность к мобилизации сил и  энергии, к волевому                     усилию (к выбору в ситуации  мотивационного конфликта)            и к преодолению препятствий. Познавательные способствовать развитию познават ельной активности учащихся, умен ия наблюдать, сравнивать, обобщат ь и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения, прежде  чем принимать решение и делать  выбор. рованного ответа. Выполнять задания на  сравнение  и  объяснени е, на выбор правильног о ответа,  уметь  работать с  моделями,  схемами,  таблицами Использовать  знания  учащихся об  общих  свойствах  процессов  жизнедеятель ности  организмов.  Приводить  примеры  методов  изучения  живого,  использованн ых в ходе  исследований  в классе и  дома.  Проверять  правильность  теоретически х выводов  приемами  самоанализа и самоконтроля . 29  (1) 30  (2) 5. Человек на планете Земля (6) Как появился  человек на  Земле §24 Ст 106 ­ 109 урок­ изучения  нового Австралопите к, человек  умелый,  неандерталец,  человек  разумный,  кроманьонецД еятельность  человека в  природе. Как человек  изменял  природу §25 комбинир ованный История  влияния  человека на  природу.  Осознание  человека  своего  влияния на  природу.  Лесопосадки. находить  черты,  свидетельс твующие  об  усложнени и живых  организмо в по  сравнению  с  предками,  и давать  им  объяснени е Осознание  своего  влияния на природу.  Формулир овать про блему и п редлагать  пути её ре шения; Самостоятельн о обнаруживать и  формулировать учебную  проблему,  определять  цель учебной  деятельности Регулятивные: постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что           уже известно и усвоено  учащимися, и того, что еще  неизвестно Познавательные выдвижение гипотез и их  обоснование.Построение                  логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и  точностью                                  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и           условиями коммуникации Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные помочь учащимся осознать практи ческую  значимость         изучаемого материала Коммуникативные владение монологической и  диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими                           Составлять  тезисы,  различные  виды планов  (простых,  сложных и  т.п.).  Преобразовыв ать  информацию   из одного  вида в другой  (таблицу в  текст и пр.). осознание своей  гражданской идентичности:  «Я» как  гражданин России, своей  этнической принадлежности,  чувства сопричастности  гордости за свою  Родину, народ и  историю. основные  моральные нормы  поведения в  обществе,  проекция этих  норм на  собственные  поступки 31  (3) 32  (4) Важность  охраны  живого мира  планеты §26 комбинир ованный Угроза для  жизни.  Животные,  истребленные  человеком.  Заповедники,  заказники. Использовать  свои знания о  животных,  приобретённы е в  повседневной  жизни Работа с  иллюстрат ивным и  демонстра тивным   материало м,  текстом,  беседа,  работа в  парах,  групповая  работа Сохраним  богатство  живого мира комбинир ованный §27 Полезные  пищевые  продукты,  витамины.  Правила  поведения  на  отдыхе.  Красная  книга. Анализ по тексту  учебника  содержан ия  определен ия  терминов. Решение  учебно­ познавате Работа с  иллюстративны м и  демонстративн ым   материалом,  текстом,  беседа, работа  в парах,  групповая  работа. нормами родного языка. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей Познавательные создать условия для  развития ушкольников умения  формулировать проблему и предла гать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: Планировать свои действия и пути  достижения целей,                         принимать верное решения в  проблемной ситуации. Познавательные создать условия для развития ушк ольников умения   формулировать проблему и предл принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител ьного,  здоровьесберегаю щего поведении осознание смысла  и нравственного  содержания  собственных  поступков и  поступков других  людей 33 (5) Итоги по теме «Человек на  планете  Земля» урок­ обобщени е льных  задач по  проблеме  спасения  природы Выполнять задания на  сравнение  и  объяснени е, на выбор правильног о ответа,  уметь  работать с  моделями,  схемами,  таблицами Использовать  знания  учащихся об  общих  свойствах  процессов  жизнедеятель ности  организмов.  Приводить  примеры  методов  изучения  живого,  агать пути её решения; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и  точностью выражать                          свои мысли в соответствии с  задачами и условиями                   коммуникации Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познават ельной активности   учащихся, умения наблюдать, срав нивать, обобщать и                            выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в               сотрудничестве необходимую  взаимопомощь                          2)Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения,                   прежде чем принимать решение и  делать выбор. 34  (6) Экскурсия  №1«Многооб разие живого  мира» экскурсия Методы изучения живых организмов: наблюдение. измерение. эксперимент Использовать  свои знания о  животных,  приобретённы е в  повседневной  жизни способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем  плане Познавательные:  создать условия для  развития у школьников умения  формулировать проблему и предла гать пути её решения;  Коммуникативные: допускать возможность  существования различных                зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и                    ориентироваться на позицию  партнера в общении и                   взаимодействии Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем  плане Познавательные:  создать условия для  развития у школьников умения  формулировать проблему и предла гать пути её решения;  Коммуникативные: допускать возможность  существования различных 35 (7) Задания на  лето Использовать  свои знания о  животных,  приобретённы е в  повседневной  жизни зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и                    ориентироваться на позицию  партнера в общении и                   взаимодействии Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем  плане Познавательные:  создать условия для  развития у школьников умения  формулировать проблему и предла гать пути её решения;  Коммуникативные: допускать возможность существования  различн  зрения, в т.ч. не совпадающих с  его собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и                   взаимодействии Критерии и нормы устного ответа по биологии. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание  сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,  самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать  анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и  внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко,  связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с  использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и  истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает  материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.  Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную  литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих  ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;  допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки  работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,  соответствуют требованиям.  Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения  понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или  не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи  преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно  отвечает на дополнительные вопросы учителя.  2.   Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров  обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в  видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно  ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.  Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие  дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует  слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно  четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении  конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического  применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но  недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей,  первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну ­ две грубые ошибки.  Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных  вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных  вопросов и задач по образцу. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи  учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии: Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой  последовательности проведения опытов и измерений. 2.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в  условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 3.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете  правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. 4.Правильно выполнил анализ погрешностей (9­11 классы). 5.Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и  оборудованием. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2.Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. 3.Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал  неполные.  Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам  работы. 2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в  ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании  выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,  графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но  повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9­11  классы); 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники  безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем  выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2.Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3.В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». 4.Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил  техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию  учителя. Оценка умений проводить наблюдения по  биологии. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение. 2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса). 3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение. 2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное. 3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Допустил неточности и 1­2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые. 3. Допустил 1­2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Оценка «2» ставится, если ученик: 1.Допустил 3­4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2.Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса). 3.Допустил 3­4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. 4. Не владеет умением проводить наблюдение. Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса. Литература для учителя. Программа: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5­9 классы: программа­М.:  Вентана­Граф, 2012г.  Учебник: И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана­ Граф», 2013 Литература для ученика     . Учебник: И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана­ Граф», 2013 Рабочая тетрадь: Автор: Корнилова Ольга Анатольевна, Симонова Людмила Владимировна, НиколаевИгорь Владиславович;  Художник: Жиличкин П. А., Исакова Е. Е.,Савельев Е. А.  Редактор: Пономарева И. Н.   Издательство: Вентана­Граф,  2013 г. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, модели  цветков. 3. Демонстрационные таблицы. 4. Географические карты материков. 5. Экранно­звуковые средства. 6. Электронное приложение к УМК. 7. Электронно­образовательные ресурсы. 8. Мультимедиапроекция.

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс

Авторская рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018