Авторская рабочая программа по ОДНКР к учебнику Винограовой
Оценка 5

Авторская рабочая программа по ОДНКР к учебнику Винограовой

Оценка 5
Книги +1
pdf
религиоведение
5 кл
08.03.2018
Авторская рабочая программа по ОДНКР к учебнику Винограовой
Публикация является частью публикации:
ОДНКР -Виноградова.pdf

ПРОГРАММА

курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (35 часов)

 

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. 

В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. 

В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. 

Таким образом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.  Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией,

представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

   организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

   отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде

(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

   последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

 

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.                  Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире культуры»).

2.                  Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы  «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.                  Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

 

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовнонравственной культуры народов России»

В Пояснительной записке к программе курса 4 класс подробно описаны принципы организации обучения, которые остаются ведущими и для организации обучения в 5 классе. Кратко раскроем их.

1.                  Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России:  фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 

2.                  Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.                  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4.                  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5.                  Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе. 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. 

Исходя из этого, главной особенностью этого курса в понимании авторов, как было подчеркнуто выше, является представление культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Подчеркнем еще раз, что речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: 

совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».

 

Место предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС в учебный план начальной школы и в 5 класс основной школы введена предметная область ««Духовно-нравственная культура народов России». Поскольку школьный учебный план создается образовательным учреждением или оно берет для реализации какой-либо вариант примерного учебного плана, то определение года обучения, количества часов в неделю и их распределение в учебном году является прерогативой школы. Учитывая экспериментальный опыт апробации данного курса в школе, авторы данной программы предлагают два варианта его изучения: 

1)              в течение пятого года обучения (5 класс), один час в неделю, общее число часов

35; 

2)              в течение второго полугодия пятого года обучения, два часа в неделю, общее число часов 35.

Возможна разработка комплексных уроков, использующих возможности разных учебных курсов и разных форм организации обучения.

 

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

       готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

       достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

       личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

                 Другая       группа       целей       передает      социальную       позицию         школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

       формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

       воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

       понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

       формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий             разного           типа    (познавательные,      коммуникативные,   рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

       владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

       овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

       овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

       освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

       умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной

задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,

образовательных задач: 

       осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

       использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

       расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Содержание обучения

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). 

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в

фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,

легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности

на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль

заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. 

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и

духовной культуры общества. 

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,

влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.  Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.

Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.

Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные

гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры

благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России. 

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Нравственные качества человека.

 

Планируемые результаты обучения Личностные результаты:

                 осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

                 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

                 проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

                 стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

                 характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

                 сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в

фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

                 различать культовые  сооружения разных религий;

                 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

                 рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

                 кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,

трудолюбие, доброта, милосердие и др.). 

Рефлексивные

                 оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

                 анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

                 анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе

графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

      Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

      Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

      Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

      Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,

иллюстрациям) словесный портрет героя.

      Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

      Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

      Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться: 

      Высказывать    предположения        о          последствиях            неправильного

(безнравственного) поведения человека.

      Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

      Работать с историческими источниками и документами.

 

Тематическое планирование

Тема программы

Программный  материал

Характеристика деятельности детей

(учебные умения)

1.                    Величие

многонационально

й               российской

культуры

 

Ученые, деятели литературы и искусства

России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов.

Многонациональная

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.

Обсуждение докладов и презентаций

 

 

культура       укрепляла дружбу         и добрососедство народов.

учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры

России».  

2. Человек – творец и носитель культуры

В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры

общества.  

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала).

Восприятие и  оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»

(составление плана пересказа текстов).  

3. «Береги землю родимую, как мать любимую»

 

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма,

  представленные             в

эпических образах.  

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

4. Жизнь ратными

Героические страницы

Работа с информацией, представленной

 

подвигами полна

истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты

Отечества.

в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с

рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии  в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.  

5. В труде - красота человека

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц

(поговорок).                            Совместная

деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович» (учебник, с.3840). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной

мысли.  

6. «Плод добрых трудов славен»

Буддизм,        ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.  

7. Люди труда

В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Учебный диалог: «Является ли учеба

 

 

вклад        в        развитие

культуры общества.  

трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.  

8. Бережное

отношение к природе

С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе  бережно и рационально.

Оживление            и            использование

имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с.

53). 

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.  

9. Семья – хранитель духовных ценностей

Семья         –         первая

«школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки.

Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной

 

 

 

мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и

Февронии?» 

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная

деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей

семьи.  

10. Роль религии в развитии культуры

Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе.

Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений).

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание

сценок: «Коляда», «Святки».

 

11. Культурное наследие

христианской Руси.

Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование,

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь

приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда

 

 

культуру               народа.

Исторические личности, оказавшие

 влияние на развитие культуры Руси.

на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.  

12. Культура ислама

Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и

архитектура ислама.  

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети.

Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в

видеофильме.

13. Иудаизм и культура

Возникновение

иудаизма.       Тора    и Ветхий           Завет христианской             Библии (оживление имеющихся представлений). 

Синагога. Священная история иудеев  в сюжетах мировой

живописи.  

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте

Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседаповторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» 

Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник,

 

 

 

с.114-119).  

14. Культурные традиции буддизма

Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода.

Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры.

Искусство танка.

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе

имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе

учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».  

15. Забота государства о

сохранении духовных ценностей

Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии.

Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и

религиозных организаций. 

Восстановление        на территории    России памятников религиозной культуры  

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа

Спасителя» (учебник, с.133); чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством».

Конструирование вывода по теме.  

16. Хранить память предков

Без      памяти            нет нравственности, совести. Беспамятный

человек                            –

неблагодарный, безответственный.

Уважение       к        труду,

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.

Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа.

Чтение и анализ текста учебника

«Творить благо». Коммуникативная

 

обычаям, вере предков. Благотворительность

как                       духовно-

нравственная ценность.  

деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? 

Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.  

17. Твой духовный

мир

Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет.

Твоя                    культура

поведения.  

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».  

 

ПРОГРАММА курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

ПРОГРАММА курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура»

Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура»

Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»)

Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»)

Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без…

Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без…

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов

В программе курса 5 класс а представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой…

В программе курса 5 класс а представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой…

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной

Содержание обучения Раздел 1

Содержание обучения Раздел 1

Раздел 3. Религия и культура

Раздел 3. Религия и культура

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов

Словесный портрет выдающегося деятеля культуры

Словесный портрет выдающегося деятеля культуры

Береги землю родимую, как мать любимую»

Береги землю родимую, как мать любимую»

В труде - красота человека

В труде - красота человека

Бережное отношение к природе

Бережное отношение к природе

Учебный диалог : «Любовь – главная семейная ценность»

Учебный диалог : «Любовь – главная семейная ценность»

Культурное наследие христианской

Культурное наследие христианской

Иудаизм и культура Возникновение иудаизма

Иудаизм и культура Возникновение иудаизма

Культурные традиции буддизма

Культурные традиции буддизма

Благотворительность как духовно- нравственная ценность

Благотворительность как духовно- нравственная ценность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018