АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
7 кл—8 кл
03.06.2018
Программа внеурочной деятельности «Математика и магия чисел» включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых курсах математики с опорой на полученные знания в основной школе. Она носит интеграционный, междисциплинарный характер и ориентирована на развитие математических способностей, стимуляцию поисковой, познавательной и исследовательской деятельности.
ВД Математика и магия чисел 7 класс.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Малая Малышевка муниципального района
Кинельский Самарской области
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет: общеинтеллектуальное направление «Математика и магия чисел»
Класс: 7
Разработчик: учитель математики Чугунова Л. М. Аннотация
Программа внеурочной деятельности «Математика и магия чисел» включает в себя
новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых курсах математики с опорой на
в основной школе. Она носит интеграционный,
полученные знания
междисциплинарный характер и ориентирована
на развитие математических
способностей,
познавательной и исследовательской
деятельности.
стимуляцию поисковой,
Учащимся предлагается ознакомиться со сведениями из истории математики, с
решением занимательных задач, с математическими фокусами.
Они имеют
возможность увидеть взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами,
такими как физика, история и философия, а также с архитектурой.
Данная программа внеурочной деятельности будет полезна для развития личности
и мировоззрения учащихся, что является реальной основой гуманизации и
гуманитарности содержания математического образования. СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Общая характеристика программы………………………………..……4
3. Планируемые результаты…………………………………………………6
4. Содержание программы…………………………………………………...8
5. Тематическое планирование………………………………………….......11
6. Литература………………………………………………………………….14
Пояснительная записка
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в
достижении цели».
А. И.
Маркушевич
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей
информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в
рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной
предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира,
расширению кругозора и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506,
является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем
образовании отводится «сформированности представлений о математике как части
мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах
описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «Математика и магия чисел» для 7 класса относится к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС. Она составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года
№093564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и
общеобразовательных программ»;
Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373,
от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую
систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и
позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать,
показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была
предназначена данная программа «Математика и магия чисел», реализация которой будет
проводиться в 2017 2018 учебном году для учащихся 7 класса.
Общая характеристика программы
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной
деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников,
способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной
деятельности; сформировать навыки воображения, расширить кругозор.
Задачи программы:
стимулировать интерес к изучению дисциплины «Математика»;
развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;
развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности
(анализ, синтез, сравнение, умозаключение);
формировать учебноинформационные умения;
способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности;
самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью приемов, разработанных Я.И. Перельманом:
экскурсы в историю математики;
использование математических игр, фокусов, головоломок;
приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в
других науках.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой
основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат
понимание основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность
программы внеурочной деятельности
«Математика и магия чисел» состоит в привлечении школьников к познавательной
активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения
исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы «Математика и магия чисел» для учащихся 7
класса ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка будут применяться следующие формы учебных
занятий – эвристическая беседа, дидактические ролевые игры, парная и групповая работа,
коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН игра.
Обучение организовано на добровольных началах для учащихся 7 класса;
Особенности набора детей – свободная;
Режим работы еженедельный по одному занятию по 45 минут, всего 34 часа.
Педагогические технологии, применяемая при реализации программы технология
проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что «Магия
математики» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к
математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета
на уроках математики; обуславливает выбор родителями более профессионального
изучения их детьми дисциплины.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика и магия чисел»
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий
программы:
быстро считать, применять на практике свои знания;
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении
задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных
ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию,
приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать
в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение;
проведение математических игр;
опросники;
анкетирование;
психологодиагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 7м классе является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятияконкурсы на повторение практических умений;
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
активность;
аккуратность; творческий подход к знаниям;
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организуется в виде:
игровые занятия;
подготовка домашнего задания и его защита в группе;
подготовка сообщения по тематике занятия;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года и
награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
активное участие при решении логических задач и составления математических
ребусов;
подготовка домашнего задания;
участие в конкурсах и играх;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
Содержание курса внеурочной деятельности «Математика и магия чисел» №
темы
Название
раздела
Коли
чество
часов
1.
За
страницами
учебника
алгебры
познавательные
сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для выполнения
конкретного задания;
ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно пред
полагать, какая
информация нужна для
решения той или иной
задачи;
делать выводы на
основе обобщения
знаний.
Формирование УУД
коммуникативные
аргументировать
свою позицию,
учитывать разные
мнения,
использовать
критерии для
обоснования своего
суждения;
контролировать
свою деятельность:
обнаруживать и
исправлять ошибки.
воспринимать
информацию на
слух, отвечать на
вопросы учителя;
строить
эффективное
взаимодействие с
одноклассниками
при выполнении
совместной работы.
регулятивные
анализировать
правила игры,
действовать в
соответствии с
заданными
правилами;
включаться в
групповую
работу,
участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
развивать навыки
оценки и
самоанализа,
анализировать
правила игры,
действовать в
соответствии с
заданными
правилами.
определять цель
работы;
планиро
вать этапы её
выполнения,
оценивать
полученный
результат;
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
поставленных
задач, делать
выводы на основе
полученной
информации,
проводить
сравнение
объектов.
2.
Окно в
историче
ское
прошлое
строить речевые
высказывания в устной и
письменной форме;
уметь работать с
различными источниками
информации. 3.
Геометри
ческая
мозаика.
4.
Конкурсы,
игры.
выделять фигуру
заданной формы на
сложном чертеже;
анализировать
расположение деталей
исходной конструкции;
составлять фигуры из
частей, сравнивать и
группировать факты и
явления;
определять причины
событий.
строить речевые
высказывания;
владеть общим
приемом решения задач;
уметь действовать в
соответствии с
предложенным
алгоритмом;
осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий.
осуществлять
развёрнутые
действия контроля
и самоконтроля:
сравнивать
построенную
конструкцию с
образцом.
уметь работать в
режиме диалога;
уметь
сопоставлять
полученные
математические
знания со своим
жизненным опытом;
учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве.
выявлять
закономерности в
расположении
деталей;
составлять
детали в
соответствии с
заданным
контуром
конструкции;
сопоставлять
полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат с
заданным
условием.
оценивать
правильность
выполнения
действий;
находить и
исправлять
ошибки,
объяснять их
причины;
выстраивать
аргументацию
при
доказательстве и
диалоге;
выбирать
рациональный
способ
вычислений и
поиска решений. Календарнотематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
Краткое содержание,
форма проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
За страницами учебника алгебры (8 часов)
Математика в жизни человека.
Рассказ учителя.
Игра: отгадывание даты
рождения.
Системы счисления. Почему нашу
запись называют десятичной?
Рассказ учителя и просмотр
презентации.
1.Проценты простые. Решение
задач.
2. Развитие нумерации на Руси.
Как появилась алгебра?
Математика в календаре.
Беседа. Практикум решения.
Сообщение учеников
Элементарная алгебра — раздел
алгебры, который изучает самые
базовые понятия. Обычно
изучается после изучения
основных понятий арифметики.
В арифметике изучаются числа и
простейшие (+, −, ×, ÷) действия
с ними. В алгебре числа
заменяются на переменные (a, b,
c, x, y и так далее).
Практикум – исследование
составления календаря.
1.Решение типовых текстовых
задач.
Решение задач на составление
уравнения.
2. Разбор, анализ, методы решения
задач.
Практикумисследование
решения задач на составление
уравнений
1 Решение типовых текстовых
задач.
Решение задач на составление
уравнения. 8.
9.
2.Выпуск математического
бюллетеня: «Пословицы,
поговорки, загадки, в которых
встречаются числа».
Практикумисследование
решения задач на составление
уравнений.
Киоск математических
развлечений.
Решение занимательных
алгебраических задач.
Окно в историческое прошлое (5 часов)
Пифагорейская школа: от
мифологии через философию к
науке.
Пифагор, его жизнь и учение.
Организация
философской
школы. Философия как «любовь
к мудрости».
Религиозно
основания
этические
союза.
пифагорейского
Организация
в
школе.
пифагорейской
характер
Школьный
научных
пифагорейских
исследований.
Основные
достижения
пифагорейского
союза в области математики,
астрономии, теории музыки, в
биологии и этике.
занятий
10.
Пифагорейское учение о числах.
11.
12.
«Судьба по Пифагору». Квадрат
Пифагора.
Математика и религия.
Лекция учителя с презентацией.
в
научную
Введение
понятий
терминологию
«философия»,
«космос»,
«гармония», «золотое сечение»,
«теорема Пифагора». Учение о
числах. Мистика чисел. Учение о
космической гармонии.
Составление квадрата Пифагора
по дате рождения человека.
Проектная работа.
Рефераты по темам:
1.Носители знаний в древности –
жрецы
(Древний Вавилон,
Древний Египет, Индия).
2.Числовая
мистика Числовые
пифагорейцев.
суеверия.
3.Фалес и его школа.
4.Арабские учителяатеисты.
5.Средневековая математика.
Роль
в
распространении
математических
знаний.
Университеты при монастырях.
Гонение церквей на ученых.
6.Отношение
ученых
астрологии.
монастырей
к
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Дроби и нравственность.
Занятиеразмышление: «Что есть
человек с точки зрения
математики?»
Геометрическая мозаика ( 7 часов)
Задачи на разрезание и
складывание фигур.
Познакомить учащихся с
разнообразием задач на
разрезание и складывание фигур.
Изготовление моделей для
практических упражнений.
Игры головоломки и
геометрические задачи.
1.Геометрические иллюзии «Не
верь глазам своим»
Геометрическая задача – фокус
« Продень монетку».
2.Шуточные вопросы по
геометрии.
Предварительный подбор задач и
их решение.
Оптикогеометрические иллюзии
зрительные иллюзии, за счет
которых происходит искажение
пространственных соотношений
признаков воспринимаемых
объектов.
Выпуск математического
бюллетеня «Геометрические
иллюзии «Не верь глазам своим»»
1.Что такое Геометрия на
клетчатой бумаге. Формула Пика.
2 . Математический бюллетень:
Георг Александр Пик.
Решение задач в командах.
Подготовка газеты по группам.
Решение задач на вычисление
площади многоугольника с
помощью клетчатой бумаги,
способом перекраивания и
способом достройки. Формула
Пика. Проектная работа.
Презентация. 19.
Тайна « золотого сечения».
“Золотое сечение” – это такое
деление целого на две неравные
части, при котором целое так
относится к большей части, как
большая к меньшей.
Деление отрезка на части в
отношении равном “золотому
сечению”. Проектная работа.
Презентация.
«Пента» пять. Игра состоит из
плоских фигурок, каждая из
которых состоит из 5
квадратов……и 7 «хитроумных
фигур».
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
2829.
3031.
Геометрические головоломки.
Пентамино. Танграм.
Лента Мёбиуса и её применение.
Лекция учителя.
Конкурсы и игры (13 часов)
Весёлый час. Задачи в стихах.
Математический кроссворд.
Фокусы с лентой Мёбиуса.
О занимательных и смешных
фактах математики. Проектная
работа «Задачи в стихах»
Разгадывание и составление
кроссвордов.
Интеллектуальный марафон.
Командные соревнования
«Дурацкие» вопросы.
Задачи на сообразительность
«Математическая карусель».
Блиц игра с участием 3х команд
Математический бой.
Индивидуальный
математический конкурс.
Подготовка к математическому
вечеру.
Практикум составления
сценария вечера.
Математический вечер 3233.
34.
Подготовка презентаций проектов
к НПК по математике.
Оформление проектов
Научнопрактическая
конференция.
Защита проектов
Литература.
1. Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 56 кл.
сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.278.с.
2. Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика. М.: Наука. Гл ред. Физ
мат.лит., 1991.128с.
3. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н.
Балаян .Ростов н/Д: Феникс, 2014.236с.
4. КанельБелов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.М.:
МЦНМО, 2014.56с.
5. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка). 8е изд..
стереотип .М.: МЦНМО, 2014.168с.
6. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А.
Курбатова. М.: АСТ: Астрель, 2008,95с.
7. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост.
В.В.Трошин. М.: глобус, 2007382с.
8. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 59 классы/И.И.
Баврин. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.236с.
9. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/
Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.15е изд.М: Наука, 1994.167с.
10. Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И.
Перельман, изд. Центрполиграф, М.:2015.224с.
11. Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука
в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015192с.
12. Спивак..А.В. Математический кружок.67 классы.6е изд., стереотип. М.:
МЦНМО, 2015.128с.
13. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 57 кл.: метод. пособие. М.: Изд
во НЦ ЭНАС.2001.88с 14. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.
СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].
Режим доступа :http:schoolcollection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс]. режим доступа:
http://math4school.ru
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика и магия чисел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.