Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.
Оценка 4.6

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
биология +1
5 кл—11 кл +1
19.01.2017
Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектовпонимая, что у него такие похожие и такие разные ученики. В настоящее время всё большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И задача школы - воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Вполне очевидно, что для этого необходимо сделать творческим обучение.
авторская работа2006.doc
Введение Существует предание, а быть может, сказ или легенда: мудрец   древности Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в  руках и объясняет свое поведение словами: «Ищу человека! ».  Ежедневно перед нами ряды мальчишек и девчонок. Таких похожих  и вместе с тем таких разных.  Пройдут годы. и кем они станут? Есть ли среди них  будущие  таланты, незаурядные одарённые личности? А почему собственно,  будущие? Разве нет в них уже сейчас чего ­ то такого. что со  временем прорастет , окрепнет,  утвердится и засияет  самобытностью? Ведь талант нужно разглядеть. Как это сделать?  Педагогическая наука учит : период детства – очень важный  период формирования личности, идеалов, совести . Обучение в школе ­ особый этап в человеческой жизни, этап  очень важный и необходимый для раскрытия способностей и  творческого потенциала личности осознанного выбора жизненных  ценностей, самоопределения и самоутверждения, а потому кто как  не школа должен выявлять дарования способности и таланты.  У каждого учителя свои педагогические находки, свои  приёмы, методы, опыт. Но какими бы они разными ни были, есть то  единое без чего трудно рассчитывать на успех. Это сознание того,  что наша работа – всегда поиск, творчество, импровизация. Помните, у Тургенева? «…никто не может сказать про себя,  есть ли у него талант и к чему именно, ­ это должно созреть в  человеке, как плод на  дереве, но всякому, даже лишённому  творческого дела, необходимо сосредоточиться и придать себе  известное направление, а то непременно рассыплешься и не  соберёшь себя потом». Хорошо сказано: сосредоточиться и придать  направление. Вот это и призван сделать учитель и педагог, понимая,  что у него такие похожие и такие разные ученики.  В настоящее время всё большую общественную значимость  приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий  человек. И задача школы ­  воспитание такой личности, которая  была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых  условиях. Вполне очевидно, что для этого необходимо сделать  творческим обучение. На данном этапе современного общего образования в  Российских школах актуальным в педагогическим процессе  становится использование методов и методических приёмов,  которые формируют такую личность: творческую, самостоятельно  добывающую новые знания, умеющую выдвигать гипотезы, делать  выводы и строить умозаключения. К таким методам и приёмам  могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя могут использовать как на уроке, так и внеурочной и внеклассной работе. Учитель выступает как равноправный соучастник процесса  добывания, обработки, анализа и представления знаний  школьниками. Это намного сложнее, требует добавочного времени  как для ученика так и для учителя, а также дополнительных усилий  с обеих сторон. Реальные знания и умения остаются у человека  только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает,  зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для  него значимы. Знания и умения важны тогда, когда  с их помощью  человек определяет своё место в мире и выстраивает отношения с  этим самым окружающим миром.  Всё вышесказанное позволило сформулировать тему работы: «  Экологический проект как метод исследовательской работы со  школьниками» и проблему: является ли метод проектов в  исследовательской деятельности школьников эффективным  методом экологического воспитания. Решение данной проблемы  ставит цель работы: доказать эффективность данного метода в  формирования экологической культуры. Основные задачи моей  работы: 1. Изложить подходы ко всем основным вопросам организации  проектной деятельности учащихся  2. Раскрыть примеры проектной деятельности учащихся во  внеклассной работе. 3. Показать актуальность метода проектной деятельности на  современном этапе школьного образования 4. Показать эффективность метода в системе  профессионального образования 1.Организация проектной деятельности в школе 1.1 Что такое метод проектов и каковы его цели Произошедшие в последние годы изменения в практике  отечественного образования не оставили без изменений ни одну  сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы  личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности  в обучении потребовали в первую очередь новых  методов обучения.  Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения,  которые:  Формировали бы активную самостоятельную и инициативную  позицию у учащихся в учении  Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные  Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е.  умения, непосредственно напряжённые с опытом их  применения в практической деятельности  Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного  интереса учащихся  Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале  мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит  сегодня методу проектов В основу метода проектов положена идея о направленности  учебно – познавательной деятельности школьников на результат,  который получается при решении той или иной практически или  теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в  реальной практической деятельности Внутренний результат ­  опыт деятельности – становится  бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения,  компетенции и ценности. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для  проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей  действительности, из жизни. Преподаватели почти всё своё время проводят в ритме классно – урочной системы. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Он близок тому учителю, который  привык плыть по течению, не задумываясь о целях своей  деятельности и о целях своих учеников. Каковы же реальные цели каждого участника классно –  урочного процесса? Именно реальные цели, а не абстрактные, заданное извне «    формирование гармоничной, разносторонне развитой личности».  Может быть, « создание условий для развития личности»? « А что  это за условия и как их создавать»? Честный разговор о целях будет, скорее всего, примерно  таким:  Единственно реальная цель учителя пройти программу  Цель ученика – стать умнее, в ином, выучить то, что  пригодится для экзамена, в худшем – перетерпеть годы  школьной учёбы.  Насколько будет велика ценность обезличенной образованности  в наступившем столетии, сказать сложно. Во всяком случае  большинство школьников перестали мотивировать идеал « человека  знающего» ­ продукта классно – урочного обучения. Но есть ли  альтернатива? Американский учёный Джон Дьюи  предложил строить  обучение на активной основе, через целесообразную деятельность  ученика, сообразуясь с его личным интересом и целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно  нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из  реальной жизни , знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения, а  также и новые, которые предстоит приобрести. « Решить проблему» значит применить в данном случае  необходимые знания и умения из различных областей жизни,  получив реальный и ощутимый результат. 1.2   Из истории метода проекта Основоположником педагогического метода проектов  считается Джон Дьюи, ( 1859 – 1952) американский философ  ­прагматик,  психолог и педагог. Правда ни в одной из своих работ  он не употребляет слово « проект» применительно к  педагогическому методу. Однако он излучает пафос связи школы с  жизнью, с личным опытом ребёнка и коллективным опытом  человечества. Всё это – признаки школы, основной формы  организации образовательного процесса в которой является  проектная деятельность.  С начала 20 века метод проекта становится необыкновенно  популярным в американской школе. Он как нельзя лучше  соответствует духу и укладу  жителей Америки.  Они назвали метод проектов – « наш метод школьной работы». В 1910 г. профессор Коллингс, предложил первую в мире  классификацию учебных проектов: 1. «проекты игр» – детские занятия, непосредственной целью  которых является участие в разного рода групповой  деятельности ( игры, танцы, драматизация) 2. «экскурсионные проекты», которые предлагали  целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей  действительностью, природой и общественной жизнью 3. « повествовательные проекты» ­ разрабатывали их дети. Имели целью « получить удовольствие от рассказа в самой  разнообразной форме»: в устной, письменной и т.д. 4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление сцены для школьного  театра, приготовление какао для школьного завтрака… В экспериментальной школе, работавшей под руководством  Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый  год работы было задумано, проработано и доведено до конца  самими детьми шестьсот проектов. Руководила всеми  проектами единственная учительница этой школы. На рубеже 1920 годов метод проектов входит в практику  отечественной школы. Эта история полная драматизма.  Сначала – « перспективный» , а вскоре и  «универсальный  метод». Через пять лет –« легкомысленное прожектерство».  Так колебались оценки метода проектов в официальной  педагогике. Современные исследователи истории педагогики отмечают,  что использование метода проектов в советской школе в 1920  годы действительно привело к недопустимому падению качества  обучения. В качестве причин этого явления выделяют: 1. отсутствие подготовленных педагогических кадров,  способных работать с проектами 2. слабая разработанность методики проектной деятельности 3. гипертрофия метода проекта в ущерб другим методам  обучения 4. сочетание метода проектов с педагогически неграмотной  идеей «комплексных программ». 1.3 Основные требования к проекту Работа по методу nроектов ­ это относительно. высокий уро­ вень сложности педагогической деятельности, предполагающий  серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­ понентов учебного процесса ­ учителя, ученика (или группы учени­ ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­ вания к учебному проекту ­ совершенно особые. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) ­  исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом ­ это разрешение данной про­ блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной  группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной  группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли  заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке  методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся  (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного  праздника). Поиск социально значимой проблемы ­ одна из наиболее труд­ ных организационных задач, которую приходится решать учителю­ руководителю проекта вместе с учащимися ­ проектантами. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами ­ с проектирования самого  проекта, в частности ­ с определения вида продукта и формы  презентации.  Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­ работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с  указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от  начала до самого конца. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской  работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной  деятельности ­ поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.  4.  Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом  проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­ работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ ной проблемы. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­ чику и (или) представителям общественности, и представлен до­ статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения  проблемы.  Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­ тации своего продукта. То есть проект ­ это « пять П»: Проблема _ Проектирование (планирование) ­ Поиск информации ­  Продукт ­ Презентация. Шестое (,П». проекта ­ его Портфолио, т. е. папка, в которой  собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики,  дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен  иметь свой конкретный продукт! 1.4 Роль учителя в проектной деятельности Проектная деятельность требует от учителя не столько  объяснения «знания». сколько создания условий для расширения  познавательных интересов детей, и на этой базе  возможностей их  самообразования в процессе практического применения знаний.  Именно поэтому учитель ­ руководитель проекта должен обла­ дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих  способностей. И прежде всего ­ развитой фантазией, без которой он  не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его  творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на  способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди  оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность  учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и  изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как именно учителю предстоит создавать условия для  развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот  вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожитъ» педагогу в ходе руководства пpoeктoм: 1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);  2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких  не во всех­ областях); 3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим  специалистам); 4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени); 5) человек, который задает вопросы (по Дж. Питту ­ ТОТ, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих  трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто  обнаруживает ошибки  и вообще поддерживает обратную связь); 6) координатор всего группового процесса; 7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта). Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности  учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих  перед проектной группой, должен решать учитель, какие ­ сами уча­ щиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?  Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет.  Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от  множества факторов: от возрастных и индивидуальных  особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной  деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений  в группе и др. Для учителя важно избежать nерегибов как в тy, так и в  другую сторону.. Вспомним, что одним из основных направлений критики  метода проектов в 1920­е гг. стало именно «принижение роли  учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала ХХI в. преобладает противоположная крайность. Даже в проектах,  выполненных старшеклассниками, зачастую явно ощущается « рука  руководителя». А ведь развивающий эффект проектной  деятельности находится в прямой зависимости от степени ее  самостоятельности.  Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода  подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом  может быть рисунок, какая­то композиция, выполненная своими  руками, и т. п. Точно также важно, что тема проекта не должна  задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из  предложенных тем. Еще лучше ­ совместная выработка темы в  группе (,учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации.  Планирование, реализация и оценка проектов также должны  осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем  забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно­урочным обучением, где он обречен играть  лишь одну роль ­ роль исполнителя. 1.5 Классификация проектов По доминирующей деятельности, учащихся учебный проект,  как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество  видов и разновидностей.  практико­ориентированный проект  нацелен на социальный  интерес самих участников проекта или внешнего заказчика  Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно  научные исследования он включает обоснование актуальности  избранной темы, обозначение задач исследований,  обязательное выдвижение гипотезы с последующей её  проверкой, обсуждением полученных результатов. При этом  используются методы современной науки: лабораторный  эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие  информационный проект направлен на сбор информации о  каком то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и  представления для широкой аудитории  Творческий проект предполагает максимально свободный и  нетрадиционный подход к оформлению результатов  Ролевой проект,  участвуя в нём проектанты берут на себя  роль литературных или других персонажей и т.п. Конечно, все пять перечисленных целевых направлений  деятельности учащихся­проектантов реализуются в каждом  проекте. Классификация проектов по продолжительности Мини­проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Годичные проекты 1.6 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся  в проектной деятельности Сложно определить и грамотно сформулировать ответ на  вопрос о том, каковы педагогические цели определенного проекта? Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта  формирование различных ключевых компетенций, под которыми, в  современной педагогике понимаются комплексные свойства лич­ ности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а  также готовность .мобилизовать их в необходимой ситуации. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе  проектной деятельности: 1. Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно  знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения  поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: ­ умение  самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; ­ умение самостоятельно найти недостающую информацию, в  информационном поле; ­ умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,  консультанта, специалиста); . ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы;  Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и  практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую  проблему  (например, предложить путь благоустройства  пришкольного участка, разработать проект письма в ЮНЕСКО о  необходимости сохранения памятника А.С. Пушкину в городе... и т.  п.) ­умение выдвигать гипотезы;  ­ умение устанавливать причинно­следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности.  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ ­ умения коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки  делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: ­ умение проектировать процесс (изделие); ­ умение планировать деятельность, время, pеcypcы; ­ умение принимать решения и прогнозировать их последствия; ­ навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про межуточных результатов). 6 Коммуникативные умения:  ­умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми ­  вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения  ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. 7. Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления;  ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при  выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. 1.7 Этапы проведения проекта 1  Подготовительный,  или вводный  (погружение в проект)  1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта)  1.2. Определение цели, формулирование задач. 1.3. Формирование пpoeктных групп, распределение в них  обязанностей. 1,4. Выдача письменных, рекомендаций участникам проектных  групп (требования, сроки; график, консультации т.д.).  1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы  его представления.  2. Поисково­исследовательский этап    2.1. Определение источников информации.  2.2. Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3. Подготовка к исследованию и его планирование 2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов  (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы 2.5. Организационно­консультационные занятия. Промежуточные  отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе  выполнения проекта. 3. Трансляционно­оформительский этап 3.1. Предзащита проекта. 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3;3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1. определение даты и места защиты; 3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты,  распределение заданий внутри группы (медиаподдержка,  подготовка аудитории; фотосъемка и проч.);  3.3.3. стендовая информация о проекте. 4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной  работы.  1.8 Структура исследовательского пpoeкта В соответствии с типологией проектов наиболее чёткую структуру  имеют исследовательские и информационные проекты. 1. Аргументация актуальности исследуемой темы. 2. Определение проблемы, ее формулировка. 3. Определение объекта и предмета исследований. 4. Обозначение задач исследования. 5. Определение методов исследования. Источников  информации. б. Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы 7. Выбор плана решения проблемы. 8. Реализация плана решения. 9. Обсуждение полученных результатов, оформление  результатов исследования.  А потому кто, как не школа должна выявлять и развивать  дарования, способности, таланты. У каждого учителя свои педагогические находки, свои приёмы, методы, свой опыт. Но какими бы они разными ни были, есть то  единое, без чего трудно рассчитывать на успех. Это сознание того,  что наша работа – всегда поиск, творчество, импровизация. Тысячи  и тысячи лет основой существования человека был физический  труд. Научно – технический прогресс на первое место выдвинул  умственный. Но ведь умственный труд требует умственной  организации, целеустремлённости, огромного напряжения. И этому  надо учить.  2. Опытно – экспериментальная работа Я вот уже пять лет работаю педагогом дополнительного  образования от областного экологического центра. Одним из  направлений деятельности в экологическом движении школьников  предлагается организация научно – исследовательской работы  детей. В качестве эффективного методического средства для  организации и проведения учащимися исследовательских работ по изучению природы родного края в летний период нам предлагается  метод проектов.  Участвуя в том или ином проекте учащиеся ведут  наблюдения, поиски, исследования в районе своего проживания.,  проводим экспедиции, походы, экскурсии на интересующие  объекты. Результаты исследований оформляем тем или иным  способом. Участвуя в определённом проекте, учащиеся работают по конкретным заданиям, соответствующих их возрасту, способностям, интересам. Руководители проектов предлагают их методическое  обеспечение. Вот такие темы проектов нам предлагаются:  «Экология и душа», «Фауна», «Флора», « Вместе на чистой Земле»,  «Заповедные места». На начальном этапе работы в экоцентре самым доступном для нас оказался проект « Флора».  За время работы  в Смышляевской средней школе учителем  биологии, заведующей пришкольным участком: я убедилась, что  опыты и наблюдения над растениями вооружают учащихся  элементарной методикой исследования жизни растений. При  изучении биологии нельзя ограничиться только рассказом педагога.   Многие вопросы, такие как, питание растений, физиологические  процессы, происходящие в растениях, взаимоотношения их  с  факторами внешней среды, размножение и многие другие  раскрываются только с помощью опыта.  Ценность опыта заключается в том, что их проведение  способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причин этих явлений. Опыты дают возможность знакомить детей в доступной форме с законами природы. Дети  учатся составлять план опыта, готовить гербарии, составлять  графики по данным опыта ,проводить учет результатов опыта,  делать правильный вывод в результате опыта. У учащихся впервые  формируются представление о биологическом эксперименте как  методе науки, формируются ряд социальных и общепознавательных  понятий: эксперимент, опыт, контроль, варианты опыта, цель  опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта и т.  д.  Русский ученый К.А.Тимирязев отмечал «…Люди,  научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность  сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в  сравнении с теми, кто такой школы не проделал».   Именно метод проектов в исследовательской деятельности  учащихся эффективное методическое средство для организации и  проведения опытов, экспериментов исследовательских работ. Основная цель проекта «Флора»:  привлечь учащихся области к научно­исследовательской  работе по изучению флоры и растительности, а также   разработка природоохранных мероприятий по сохранению и  улучшению экологической обстановки своего края.  Данный проект реализуется в следующих видах  деятельности:  Научно­исследовательская работа   Практическая природно­охранная работа   Пропагандистско­просветительская деятельность  Методическая деятельность 2.1 Методика проведения исследовательских  работ по методу проектов ( из опыта работы) При проведении исследовательских работ учащимися  клуба у  нас не возникало трудности в выборе темы так как методисты  экоцентра оказывают в этом нам методическую помощь. Выбрав  тему «Анализ содержания тяжелых металлов в почвах и в растениях Ульяновской области»  мы поставили перед собой цель:   провести анализ содержания тяжелых металлов в почве и  в растениях    являются ли овощи с пришкольного участка   экологически чистыми.   дать сравнительно­экологическую оценку применения  минеральных, органических удобрений и метода   Миттлайдера  при выращивании картофеля.  Работа по методу проектов_­ это относительно высокий   уровень сложности педагогической деятельности. От меня как руководителя  требовалось:  Обосновать актуальность выбранного метода  Указать проблему, социально­значимую задачу  Сформулировать развивающие цели  Указать основные методы выполнения данного проекта  Подумать, как будут оформлены результаты проекта  Обозначить формы контроля этапов выполнения  проекта  Оценить работу всей группы над проектом  Продумать презентацию проекта На подготовительном этапе проекта выбрали тему  проекта:    «Сравнительно­экологическая оценка применения метода  Миттлайдера при выращивании  картофеля».  Интенсификация сельского хозяйства поставила перед  биологической наукой новую задачу­ разработку экологических  подходов и рекомендаций в современном землепользовании. В этих условиях представляет интерес метод выращивания овощей  доктора Д.Миттлайдера. Он использует лучшие сорта овощных  культур, пользуется минеральными удобрениями и не признает  гербициды и органические удобрения, т.к считает органические  удобрения  источником ТМ, нитратов и сорняков В  предварительных исследованиях (ПузаковаА И с соавторами,1997г)  было отмечено, что метод Миттлайдера  обеспечивает выращивание  овощей с меньшим содержанием нитратов. Новизна данного  исследования состояла в изучении использования метода  Миттлайдера для получения урожая картофеля с меньшим  содержанием ТМ. В задачу исследований входило сравнение метода Миттлайдера с  обычно используемыми в растениеводстве удобрениями (навоз и  аммофоска) и изучение влияния их на урожай и содержание ТМ в  клубнях картофеля. Была сформирована проектная группа ,состоящая из учащихся 10  класса в количестве трех человек ­Потаповой Н,  Журиной Е  ,  Сергейчевой К.  Формой представления была выбрана исследовательская работа . Поисково­исследовательский этап    Главная задача на данном этапе – сбор информации, ее анализ.  Обычно для сбора информации учащимся рекомендуется:  Поработать в библиотеке  Изучить имеющиеся источники информации по данному вопросу  Просмотреть справочники Учащиеся самостоятельно работали с источниками информации в  библиотеке. С имеющейся литературой у учителей химии, биологии. Самостоятельно изучили «Курс овощеводства по Миттлайдеру»,   написанный доктором Д.Р. Миттлайдером.  В работе над проектом они знакомятся с такими понятиями как:  Тяжёлые металлы  Микроэлементы  Ультромикроэлементы  Сбалансированное минеральное питание  Атомно­ адсорбционныцй метод  Экологически чистая продукция  Экологический подход в землепользовании На этом этапе учитель консультирует их в ходе поиска  советует  делать записи, чтоб потом всё легко восстановить  в памяти всё,  что кажется важным. Подготовка к исследованию и его планирование № Задачи Сроки Ответственные Литература,  результат 1 Изучить сущность метода  Миттлайдера Третья  четверт ь Научный  руководитель  Ананичева ГА Научный  консультант  Пузакова АИ 2 Изучить  Апрель Научный  методику  полевых опытов консультант  Пузакова АИ Апрель, май 3 Собрать  необходимый  исследовательски й материал для  закладки опыта  Удобрения  Посевной  материал  Участок  земли Научный  консультант  Пузакова АИ 4 Закладка опыта  на выделенной  делянке Май Научный  руководитель  Ананичева ГА 5 Анализ  результатов  опыта сентябр ь Агрохимическа я служба г.  Ульяновска Соответственная  литература по  данному вопросу Овладеть  методикой  постановки  полевых опытов На момент  закладки опыта  имели  необходимые  удобрения Приобрели  посевной  материал сорт «  Чернский» Выделен участок  на пришкольном  участке школы с  хорошей  освещённостью и  почвой  Согласно  методике  проведения опыта был заложен опыт по схеме При урожайности картофеля было  выявлено  содержание ТМ в  почве и клубнях 6 Подведение  итогов Октябр ь Научный  руководитель  Ананичева ГА Научный  консультант  Пузакова АИ 7 Презентация  Ноябрь Научный  проекта руководитель  Ананичева ГА Оформление в  виде научно –  исследовательско й работы Защита проекта  на научно –  практической  конференции в  лагере « Юность» В ходе подготовки к исследованию и его планированию  методическую помощь нам оказала доцент кафедры ботаники  УГПУ Пузакова АИ.  Она более подробно познакомила нас с  методикой постановки и проведения опыта. Кроме того, она  предоставила нам посевной материал – сорт Чернский. Перед  закладкой опыта мы приготовили удобрения: смесь №1 и смесь  №2,  предоставленные агрономической службой колхоза «Борец  за мир» и Пузаковой АИ  Проведение исследования Полевой опыт закладывался на пришкольном участке при  Смышляевской средней  школе .  Новизна наших исследований :   определение содержания тяжёлых металлов в почве и  картофеле, что впервые проводилось в Ульяновской  области. Была составлена схема опыта.   Любой опыт включает в себя опытные и контрольные  варианты. Опытный – это тот, в котором изучается тот  приём, явление, фактор, данные о котором мы хотим  получить.  Контрольный вариант включается для того,  чтобы сравнить обычные условия с опытными. Так как  данные опыта всегда имеют отклонения, то чтобы повысить  точность этих данных, необходимы опытные и контрольные варианты т.е повторить несколько раз. Повторность  необходима как в случаях проверки правильности опыта,  так и в случае гибели некоторого числа растений. В нашем  случае повтор опыта был двухкратный. После закладки  опыта дети вели наблюдения за посадками, так как они  помогают выявить ход развития растений, их реакцию на  изменения факторов внешней среды и влияния на рост и  развитие растений. Проводили необходимый уход ( Общий  для контрольных и общих делянок), вносили удобрения,  проводили полив.  Все виды наблюдений, исследований, работ по уходу за  растениями фиксировались в плане – дневнике. В период  проведения проводились консультационные занятия с детьми.  Проверялись и обсуждались промежуточные наблюдения. В конце вегетации велся учёт урожая определяя содержание  тяжёлых металлов в почве и клубнях в Агрохимслужбе г.  Ульяновска атомно­адсорбционным методом. После завершения работы оформили результаты  исследовательской деятельности согласно « Правилам оформления  научно – исследовательских работ» и провели защиту проекта в  клубе « Лучик».  Заключительный этап  публичная защита проекта состоялась на научно –  исследовательской конференции в экологической смене лагеря «  Юность». В ходе подведения итогов  конференции мы заняли  третье место. Наша работа участвовала в заочном туре Всероссийского  конкурса юных исследователей окружающей среды. После  подведения итогов заочного тура, нас пригласили на  Всероссийскую конференцию юных исследователей окружающей  среды – финальный  ( очный ) тур конкурса в номинации « Защита и экология растений» в г. Москва.  На очный тур от коллектива авторов конкурсной работы был  приглашён один обучающийся от нашего клуба – выпускница  школы Сергейчева Ксения. С помощью методистов экоцентра был подготовлен стендовый материал. Участница конкурса была  награждена Дипломом за активное участие во Всероссийском  конкурсе. ( см. копии) После  её возвращения с конкурса, авторы проекта выступали  перед учащимися школы, родителями и рассказали о целях и  задачах проекта, о достигнутых результатах, о выступлении в  Москве.  Так как в ходе исследований было доказано преимущества  метода Миттлайдера мы выступали в качестве агитаторов в  получении экологически чистой продукции. Наш опыт был  освещён на страницах местной печати ( см. копии).  Главная педагогическая цель данного проекта – формирование общеучебных умений и навыков: 1. рефлексивные умения  умения отвечать на вопросы « Чему я научился»,  «Чему мне необходимо научиться» 2. Исследовательские умения  Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном  поле  Умение устанавливать причинно – следственные связи  оценивать ход, результат своей деятельности 3. Коммуникативные умения  Умение инициировать учебное взаимодействие со  взрослыми – вступить в диалог, задавать вопросы и т.д. 4. Презентационные умения и навыки  Навыки монологичекой речи  Умения уверенно держать себя во время выступлений  Умения использовать различные средства наглядности при  выступлении Продолжая работу клуба в 2005 учебном году мы заявили  об участии во Всероссийской историко – экологической акции  « Далёкое и близкое старинных усадеб». Эта акция является  мероприятием второго этапа Всероссийского эколого –  краеведческого марафона « Зелёная планета», посвящённого  180 летию Российского лесничества. Основная цель данного  марафона – патриотическое и экологическое воспитание  школьников на основе изучения природы своего края и имеющихся традиций взаимодействия человека с окружающей  средой.   предоставленной схеме. Заказ есть . Необходимо было  спланировать наши действия по разрешению этой проблемы. В рамках этой акции необходимо дать описание усадеб по Основная цель нашего исследования:  изучая историю старинных усадеб, ещё глубже понять историю родного края, его природу;  привлечь внимание соответствующих организаций к проблеме  сохранения окружающей среды, уникальных памятников  истории и природы. Для осуществления поставленных целей перед нами стояли  следующие задачи:   выявить объект исследования на территории Кузоватовского  района;  описать объект в ходе исследования;  познакомиться с имеющимися работами по этой теме;  провести опрос местных жителей с целью воспроизвести  события тех далёких времён. Задачи для учителя:  патриотическое воспитание школьников путём привлечения их к делу сохранения исторического наследия своего края  закрепление методики проведения проекта при проведении  исследовательской работы  создать условия для совместного творческого  сотрудничества и общения учащихся План действия на подготовительном этапе Задачи Формировани е проектной  группы,  распределить обязанности Методы ­  виды  деятельности Заседание  клуба Исполнител и Члены  клуба,  руководител ь Сроки Результат Апрел ь Сформирован а проектная  группа в  составе пяти  человек,  распределены Утверждение объекта  исследований Комплексное  занятие клуба Члены  проектной  группы Апрел ь –  май обязанности в группах Утверждены  объекты  исследования  – усадьбы с.  Безводовка и  Никольское  Кузоватовско го района Выделены  средства на  реализацию  проекта Май Руководител ь. Члены  проектной  группы Подготовить  материальну ю базу для  осуществлен ия проекта  Привлечение  к реализации  проекта  жителей сёл  Безводовка и Никольское Обращение в  администраци ю школы,  родителям,  руководителю  СПК «  Смышляевски й» Обращение  через средства связи к  старожилам  села Определени е  источников  информации Методы –  виды  деятельности Просмотр  имеющейся  литературы Обращение за  помощью в  краеведческий музей г.  Ульяновска и  Май Руководител ь. Члены  проектной  группы Определён  круг лиц  желающих в  восстановлен ии событий  прошлых лет Май –  июнь Руководите ль. Члены  проектной  группы Составлен  список  имеющейся  литературы по  данной теме,  предоставлена  возможность  работать по  План действия на поисково  ­ исследовательском этапе Задачи Сроки Исполните ли Результат Облархив Определени е сроков  поездки Обращение к  администраци и школы Июль Руководите ль. Члены  проектной  группы Методика  выполнения по плану  описания  усадеб Июль – август Руководите ль. Члены  проектной  группы данной теме в  краеведческом музее и  Облархиве Получено  согласие  директора на  поездку в  предоставлени и транспорта Собран  материал для  исследований 3.  Проведение  исследовани я 3.1 беседы  со  старожилам и сёл 3.2  составление  описания  парковых  насаждений  усадеб 4.  систематиза ция  собранного  материала Оформлени е  результатов  работы Обработка  результатов в  условиях  школы Руководите ль. Члены  проектной  группы Август  –  сентяб рь Систематизиро ван материал  согласно плана Научно –  исследователь ская работа Сентяб рь Руководите ль. Члены  проектной  группы Подготовлен  проект к  публичной  защите На заключительном этапе мы защищали свою работу на научно  – практической конференции в лагере «Юность» По итогам  конференции мы заняли третье  место.  Весной 2006 года мы приняли участие в областной  эколого –краеведческой   конференции «Далекое и близкое старинных усадеб»в городе  Ульяновске, проводил ее Департамент образования  Ульяновской  области, областной детский экоцентр совместно с областным  краеведческим музеем имени АИ Гончарова в рамках Комплексной  гуманитарно ­ экологической программы « Живая история  общероссийского общественного детского экологического  движения « Зелёная планета». Конференция проходила в  литературном  музее Дома Языковых.  Нашу работу представлял член проектной группы, ученик 10  класса Кабанов Иван. Согласно порядка проведения конференции  мы предоставляли свою работу в виде стендового сообщения,  который сопровождался наглядным материалом: схемами усадеб,  парков, фотографиями. На конференции присутствовала Председатель Правления  Общероссийского общественного детского экологического  движения « Зелёная планета», член Общественной палаты РФ МВ  Медведева, которая вручила всем участникам конференции грамоты и памятные подарки. Мы хотели, чтобы наша исследовательская  работа имела практический выход. Так как усадьбы и парковые  насаждения в них представляют собой историческую ценность и  архитектурную, поэтому надо приложить усилия к тому, чтобы это  всё сохранить для потомков. В связи  с этим мы обратились в комитет при Администрации  Кузоватовского района с просьбой о придании статуса охраняемой  территории этим усадьбам и паркам.  Изучая родной край, учащиеся полнее и глубже узнают его.  Краеведческая работа развивает мышление, углубляет знания об  окружающем мире. Краеведческий принцип во внеклассной работе  помогает расширять кругозор детей, дополнить и углубить их  знания, способствует последовательному формированию у них  общественно – исторических представлений и высоких моральных  качеств.  В ходе выполнения данного проекта учащиеся:  получили возможность проверить на практике своё умение  планировать деятельность  учились работать с местными жителями  развивали навыки интервьюирования, устного опроса  приобрели умения запросить недостающую информацию у  эксперта ( учителя, специалиста)  закрепили умения уверенно держать себя во время  выступления Большую помощь в воспитании экологической культуры,  экологического сознания оказывают встречи с интересными людьми, с учеными­биологами. Для наших сельских ребят это очень многое  значит. Вот уже несколько лет в окрестностях села Смышляевка  работает зоологическая экспедиция Пензенского ГПУ им.  М.В.Ломоносова под руководством кандидата биологических наук  кафедры зоологии Титова.С.В. Они занимаются изучением  экспериментальной межвидовой гибридизации млекопитающих на  примере наземных беличьих­сусликов. В2003 году было  искусственно создано поселение крапчатого и большого сусликов.  Был получен полноценный полевой материал, позволяющий понять  механизмы гомеостаза популяции млекопитающих и особенности  взаимоотношений близкородственных млекопитающих в  поселениях. Участники экспедиции ежегодно, весной, проводят  беседы с учащимися нашей школы, в ходе которых объясняют  задачи, ожидаемые результаты своей научной работы. Мы с  ребятами выезжали на место проводимых исследований, где ученые  показывали не только сусликов, но и других представителей фауны  лесостепной зоны, объясняли ребятам в доступной форме методы  изучения экологии и особенности биологии конкретных  млекопитающих. Ребята с удовольствием наблюдают за ходом  проводимых научных исследований , принимают  непосредственное  участие , овладевая элементарными навыками проведения научной  работы. На встречах с учащимися, ученые отвечают на самые разные вопросы ребят. После таких встреч ребята понимают необходимость охраны природы, сохранения биоразнообразия живой природы.  Члены экспедиции оказывают методическую и учебную помощь нам, членам клуба. В этом году они подарили нам большую фильмотеку  для просмотров на уроках и во внеклассной работе. Работа, которую проводит экспедиция, входит в плановые исследования  РАН, поддержана Российским Фондом Фундаментальных  исследований(гранд№03­04­48814) Мы, члены клуба, со своей  стороны хотим помочь ученым. Дело в том, что поселение сусликов  находится в балке, в окрестностях села Смышляевки. Задача  ученых­как можно дольше сохранить популяцию этих  млекопитающих, чтоб продолжить свои исследования. У них есть  достаточно фактов, чтобы эта балка стала ООПТ. Во­первых, это   красивый ландшафтный вид балки, во­вторых, в балке сохранился  участок разнотравной степи. Они предложили рабочее название  будущей ООПТ­«Урочище­долина реки Чечера».В своем письме  директору Экоцентра Н.В.Благовещенской , руководитель  экспедиции просил содействия нам в решении этого вопроса. К  осенней смене в лагере «Юность» мы с ребятами  уже провели  начальные исследования в этой балке: помимо исследований,  которые проводили ученые, мы описали флористический состав  балки, составили паспорт родника, который питает реку Чечеру,  провели нивелирование склонов балки и т.д. На конференции мы  снова заняли призовое третье место. Начало новому проекту  положено, в  этом учебном году мы займемся его разработкой.  Учтем все ошибки и недоработки прошлых работ, постараемся  вместе с ребятами их исправить, ведь учатся не только они, но и я. 3. Природоохранная деятельность учащихся в экологическом  клубе»Лучик» Важное место во внеклассной природоохранительной  деятельности занимают формы работы, предполагающие  конкретный вклад школьников в дело защиты природы, их реальные  дела по изучению и сбережению экосистем родного края, овладение  нормами и правилами поведения в природной среде. Различные  методы и приемы формирования экологической ответственности  направлены на максимальное переведения во внутренний,  мировоззренческий план внешне заданных экологических  ориентиров­ научных понятий, моральных и правовых принципов и  правил, эстетических категорий, философских и конкретных  научных идей, выражающих познавательное, ценностное,  нормативное отношение общества к природе. Необходимо, чтобы  дети поняли, что происходящее в природе, в окружающей среде изменения касаются каждого человека, они сами должны высказать  свое мнение о том, какие меры для предупреждения экологических  нарушений. Практическая, общественно значимая деятельность  учащихся по изучению и охране природы является продолжением  формирования экологического мировоззрения. В рамках проектов   Экоцентра одним из видов деятельности является пропагандистско­ просветительская деятельность.  Ее цель:  содействие в решении экологических проблем  своего края   формирование экологического сознания,  путем применения различных форм и методов  воздействия на общественность и власти.  Основными задачами являются:  пропаганда охраны окружающей среды  проведение лекций, бесед, экскурсий,   проведение областных акций и операций;  «Первоцвет», «Живая ель»,»Помоги птицам  зимой», «Живи, родник», «Река моего  детства», «Парк моего детства» и т.д.  Здесь же предполагается  работа со СМИ .Учащиеся клуба «Лучик»  ежегодно принимают участие в этих акциях и операциях. Летом и осенью мы принимаем участие в операции «Живи родник»,  «Парк моего детства». На нашем контроле 2 родника, питающие р.  Чечеру. Составлен их паспорт , в лабораторных условиях дети сами  определяют физические  свойства родниковой воды В результате этой  операции ребята учатся грамотно описывать природный объект,  закрепляя полученные знания по географии, биологии, химии, экологии, учатся применять их на практике, совершенствуют навыки  исследований.   В центре нашего села разбит парк посвящённый 50 летию в ВОО. В  нём работаем всей школой Он разбит на участки, по количеству  классов в школе. Парк ещё молодой. Дети занимаются посадками  деревьев, выпускники ежегодно дополняют деревьями «аллею  выпускника». В посадочном материале оказывает помощь местный  лесхоз. Освобождаем территорию от сорняков, сухой травы. В зимний период принимаем участие в экологических  операциях « Живая ель», « Помоги птицам зимой». В целях  сохранения еловых и сосновых насаждений ежегодно проводится  операция « Живая ель». Эта операция носит агитационный характер  и проводится в три этапа по декадам декабря. В начале операции мы собираем необходимый материал для изготовления новогодних  композиций и букетов, приготовляем их. Между классами идёт  соревнование. Члены клуба выступают агитаторами на классных  часах, на занятиях в кружке, где рассказывают о проблеме  сокращения лесных насаждений, демонстрируют своё творчество. В  конце декабря проводим общешкольную выставку новогодних  букетов и композиций. Победители награждаются. На выставке  широко представляется агитационный материал: плакаты, лозунги,  листовки Агитационные листовки развешиваем по селу в местах  скопления людей – магазинах, администрации. Конечно не сразу  ребята отказываются от праздника без ёлки, но они уже  задумываются над этой проблемой, пытаются найти её решение  Каждый понедельник в нашей школе перед первым уроком  проходят мини – уроки по 15 минут. Имеется и экологический.  Здесь мы решаем экологические проблемы: дети сами ведут  дискуссию, выступают в роли агитаторов, предлагают свои варианты решения проблем. Такой вид работы совершенствует умение  учеников выступать публично, защищать свою точку зрения,  развивает мышление, не даёт ребёнку остаться равнодушным к  проблемам охраны окружающей среды.  Очень интересно у нас проходит акция « Помоги птицам  зимой». Цель этой акции: оказать помощь зимующим птицам. Наша  основная задача: вовлечь учащихся в активную природоохранную  деятельность, воспитание у детей, подростков активной жизненной  позиции. Дети изготавливают кормушки для птиц, проводятся конкурсы « Лучшая кормушка», « Самый щедрый». Победителем будет тот,  кто принесёт больше корма птицам. В нашей школе уже три года работает « Большая птичья  столовая» ­ кормушка сделанная старшеклассниками и  установленная в школьном саду. В течении всего дня дети могут  наблюдать за птицами. Эти операции проходят ежегодно, поэтому приходиться выдумывать и творить вместе с детьми. Итогом этой  акции является утренник. Весной участвует в операции « Первоцвет». Основные задачи  этой акции:  вовлечение школьников  в активную экологическую  деятельность  оказание практической помощи комитетам по охране природы  и Центру защиты леса Ульяновской области по  восстановлению раннецветущих растений в области. В ходе  операции мы в клубе готовим агитаторов, которые выступают  перед школьниками в защиту первоцветов. Проводим  литературный конкурс, где учащиеся готовят свои творческие  работы – рисунки, загадки. Также развешиваем агитационные  листовки. В ходе этих операций дети выступают СМИ, наши  заметки печатают на страницах районной газеты « Знамя  Ильича». Пока это только первые шаги, но ребята рады, что их  слышат и знают о их работе. После проведения акции в областном экоцентре подводят итоги  работы клубов, многие ребята получают грамоты и благодарности:  за участие в областной эколого – зоологической викторине « В  гостях у сурка», за первые и вторые места в викторине  « Заповедные места», за призовые места в областном празднике «  День птиц» ­ номинациях « Лучшее сочинение», « Лучший домик», « Наша помощь птицам», « Агитационно пропагандистская работа»,  «Кормушка для птиц». Осенью 2005 года мы провели экологический праздник « День  журавля». Дети вели наблюдение за пролётом журавлей. Заполняли  карточки учёта, рисовали рисунки, проводили утренник, викторину.  Наш отчёт был отправлен в г. Москва в Рабочую группу по  журавлям Евразии. Этой осенью нам были вручены награды: ученик  10 класса Кабанов Иван занял первое место в конкурсе рисунков «  Журавль птица мира» от экоцентра, и он же стал лауреатом третьей  степени Международного конкурса детских рисунков в странах  Евразии « Журавль птица мира». По итогам смотра – конкурса  экологических площадок за 2004 – 2005 учебный год наша  экологическая площадка заняла второе место и денежное  вознаграждение в размере трёх тысяч рублей. Выпускники школы, участники всех экологических проектов в клубе Потапова Наталья,  Журина Екатерина поступили на экологический факультет УлГУ в  этом году. Это успех нашей совместной работы. Участвуя в областных мероприятиях, мы вносим свой вклад в  дело охраны природы. Экологическое воспитание – важнейшая  задача школьного экологического образования. Психолого – педагогические условия эффективности  экологического воспитания на основе краеведческого материала. Для того, чтобы достичь наибольшей эффективности экологического  воспитания школьников на основе краеведческой работы, необходимы  следующие психолого – педагогические условия: 1. Учитель сам должен быть краеведом, исследователем. У  учителя должно быть желание, чтобы он смог передать  свои желания детям. 2. Необходима хорошая материально – техническая база.  Литература: методические разработки, необходимы  инструмент для проведения полевых исследований,  фотоаппарат 3. Умение работать с общественностью 4. Учитывать возрастные особенности детей 5. Необходимо осуществлять единство знаний, чувств и  практической деятельности 6. Связывать новое с ранее изученным 7. Реализация межпредметных связей 8. Помнить о главном педагогическом результате – не  делать за школьника то, что он может сделать ( или  может научиться делать) самостоятельно 9. Обратить внимание на основные составляющие процесса  усвоения знаний: стараться формировать навыки  самостоятельного решения проблем исследования,  стараться обучать школьника умениям анализировать,  синтезировать, классифицировать получаемую им  информацию 10. 11. Не сдерживать инициативу учащихся Способствовать социальной адаптации и  профессионального самоопределения подростка Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра естествознания Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками. Слушателя курсов учителей  химии, биологии, географии,  группы ХБГ ­3 Учитель моу сош села Смышляевка  Кузоватовского района Ананичева  Галина Александровна 1. С.В Ананьева « Творческие экологические проекты в  2006 год Литература: образовательной области « Технология» 2. Л.Ю. Бритвина « метод творческих проектов на уроках  технологии ж. Начальная школа, 2005, № 6 3. Бычков А.В Метод проектов в современной школе – М 2000 4. Гузеев ВВ  Развитие образовательной технологии М 1998 5. Зверев ИД Межпредметные связи в современной школе М  Педагогика 1981 6. Килпатрик ВХ Метод проектов – Л 1925 7. Левин Новые пути школьной работы  ­ М 1925 8. Мельников ВЕ Метод проектов в образовательной области  «Технология» 9. Левчук ЛВ « Проектное обучение и российская школа ж.  Экологическое образование 2001 10. Мамедов Нм Основания экологического образования  ж.Экологическое образование 2001 № 3 11. Миронов АВ Преподавание экологии в школе М Владос  2004 12. Полат ЕС Технология телекоммуникационных проектов  Наука и школа 1997 № 4 13. 14. 15. Попова НИ Метод проектов и школа жизни М 1926 Петрова В Метод проектов М 1929 Сергеев ИС Как организовать проектную деятельность  учащихся М 2005 №6 16. 17. Тюрберт С Метод проектов М 1925 Цветкова ИВ Экологическое воспитание младших  школьников М Педобщество России 2000 18. Чечель ИД Метод проекта или попытка избавить учителя  от обязанностей всезнающего оракула Директор школы 1998  №3 19. На путях к методу проектов Под ред БВ Игнатьева М  1930 20. Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования Под ред ПолатМ 2000 21. Трояновский Н Что такое метод проектов Вестник  просвещения 1925 №11 22. Пректы как способ организации детской жизни Ханты –  Мансийск 2002

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.

Авторская работа  Тема: Экологический проект как метод исследовательской работы со школьниками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017