Авторская развивающая пропись для детей старшего дошкольного и школьного возраста / первоклассников
Выдающийся русский учёный-лингвист академик Л.В. Щерба ещё в 20-е годы прошлого столетия писал: “Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости”.
Поэтому, от того, какие навыки у ребёнка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учёбе.
Известно, что развитие интеллектуальных способностей, в том числе и речи, тесно связано с развитием мелкой моторики руки. Поэтому уже при подготовке детей к школе нужно уделять должное внимание таким видам работы как: штриховке, раскрашиванию, лепке из пластилина, играм с мозаикой и мелким конструктором. Всё это поможет избежать затруднений в овладении навыком письма.
Авторская развивающая пропись для детей старшего дошкольного и школьного возраста /
первоклассников
Выдающийся русский учёныйлингвист академик Л.В. Щерба ещё в 20е годы прошлого столетия
писал: “Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны при большой внутренней
дисциплине и подтянутости”.
Поэтому, от того, какие навыки у ребёнка будут заложены в самом начале обучения, зависит его
дальнейший успех в учёбе.
Известно, что развитие интеллектуальных способностей, в том числе и речи, тесно связано с
развитием мелкой моторики руки. Поэтому уже при подготовке детей к школе нужно уделять
должное внимание таким видам работы как: штриховке, раскрашиванию, лепке из пластилина, играм с
мозаикой и мелким конструктором. Всё это поможет избежать затруднений в овладении навыком
письма.
Ещё, очень часто бывает так, что ребёнок, придя в 1 класс, не может сосредоточиться на уроке,
небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при
выполнении заданий на логическое мышление. Это говорит о том, что у ребёнка не очень хорошо
развиты психические процессы. Поэтому ещё в дошкольном возрасте очень важно сформировать все
эти процессы на нужном уровне, чтобы в дальнейшем у ребёнка не было никаких затруднений в
обучении.
Я предлагаю вашему вниманию собственную авторскую работу – развивающую пропись.
Задания прописи я разработала с учётом всех развивающих процессов:
нагляднообразное мышление;
произвольное внимание;
память;
зрительное внимание;
упражнения на закрепление цветовой гаммы;
быстрое запоминание изученной буквы;
развитие мелкой моторики и координации движения руки;
написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;
задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;
специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
По этой прописи я готовлю детей к школе уже 3ий год. Результаты великолепные.
Эту пропись предлагаю использовать в своей работе преподавателям, которые готовят детей в
воскресных школах, воспитателям детских садов, гувернанткам, родителям во время домашних
занятий с детьми. А также эта пропись окажет огромную помощь учителям, работающих в 1ых
классах. Ведь в 1 классе ученики бывают с разными возможностями овладения письмом. У одних
получается всё легко и быстро, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многиеэлементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу.
Вот на этомто этапе и нужно бывает применять индивидуальнодифференцированный подход. И как
раз здесь помогут эти дополнительные материалы прописи как на уроке, так и после него.
Коротко опишу структуру работы по этой прописи.
По убедительной просьбе родителей, я разработала содержание листа так, чтобы можно было
работать с детьми на занятии в группе или классе и чтобы дети самостоятельно со своими родителями
могли закреплять изученный материал дома.
Каждой букве посвящён 1 лист.
На занятии дети работают до “Заданий для закрепления”. Все аналогичные задания, которые даны в
“заданиях для закрепления” я прорабатываю на каждом занятии со всеми детьми вместе, объясняя всё
подробно и поэтапно.
Ребята уже знакомы, как выполняется то или иное задание и поэтому в домашних условиях взрослый
только контролирует правильность выполнения подобных заданий. Все задания выполняются детьми с
огромным удовольствием.
Какие же цели преследуют все предложенные “Задания для закрепления”?
1 задание
Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом,
формируется зрительное восприятие, нагляднообразное мышление, память.
2 задание
Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы,
также способствует развитию моторики и координации руки;
3 и 6 задание
Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимание,
предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности;
4 задание
Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику
руки;
5 задание
Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно
образного мышления.
Примечание:
Обучение чтению детей провожу по букварю Н.С. Жуковой и поэтому слова из 6 задания подобраны
по мере изучения букв по этому же букварю. Учитель может сам изменить слова, если работает по
другому пособию для обучения чтению, а технологию работы оставить ту же.К структуре ведения занятий по этой прописи можно подходить творчески!!!
Успехов Вам, дорогие педагоги и родители!!!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.Волина “Учимся играя” Москва “Новая школа” 1994г.;
2. М.И. Кузнецова “Учимся писать буквы” издательство “Омега” 2005 г.