Авторская методика работы с метафорическими ассоциативными картами "ВЫЙДИ ИЗ КРУГА"
Цель: осознание потребностей, актуализация ресурсного состояния, психокоррекция невротических переживаний.
Методика может быть применена в индивидуальной работе со взрослыми, а так же адаптирована для индивидуальной работы с детьми старшего школьного возраста.Алгоритм. Из открытой колоды клиенту предлагается выбрать одну карту (Карта 1), которая наиболее точно отражает тревожащую его ситуацию и описать ее. Затем из закрытой колоды клиент выбирает по одной еще 7 карт и раскладывает их в соответствии со схемой: 8 7разработка
ВЫЙДИ ИЗ КРУГА
Цель: осознание потребностей, актуализация ресурсного состояния, психокоррекция невротических переживаний.
Для проведения методики подходят любые сюжетные наборы МАК: Habitat, OH, Resilio, Cope, Allegories, и т. д. В работе используется
одновременно две колоды МАК: одна открытая, другая закрытая. Методика может быть применена в индивидуальной работе со
взрослыми, а так же адаптирована для индивидуальной работы с детьми старшего школьного возраста.
Алгоритм. Из открытой колоды клиенту предлагается выбрать одну карту (Карта 1), которая наиболее точно отражает тревожащую его
ситуацию и описать ее. Затем из закрытой колоды клиент выбирает по одной еще 7 карт и раскладывает их в соответствии со схемой: 8
7
1 2 5 6
13 4
Поочередно открывая каждую карту, клиент отвечает на вопросы:
Карта 2
Какая неудовлетворенная потребность может быть связана с вашей проблемой?
Карта 3
В каком эмоциональном состоянии вы находитесь, когда думаете о нереализованной потребности? Что вам хочется делать в этом состоянии?
Карта 4
А в каком эмоциональном состоянии вы действуете наиболее эффективно? Можете ли вспомнить ситуации из вашей жизни, когда вы
находились в таком состоянии? Когда вы вспоминаете об этом, текущее эмоциональное состояние улучшается?
Карта 5
Какое ваше сильное качество активизируется в этом эмоциональном состоянии?
Карта 6
2 Какое качество мешает вам в удовлетворении вашей потребности? А если предположить, что это качество может принести пользу, то какую?
Карта 7
Какой первый шаг к удовлетворению своей потребности вы сделаете в соответствии с указанными качествами?
Карта 8
Каким вы станете, когда потребность будет удовлетворена?
Данная методика помогает клиенту с помощью ассоциаций сделать глубокий анализ ситуации, восстановить пробелы в логике поведения,
перевести переживания из разряда невротических в реальные. Таким образом, прерывается процесс «хождения по кругу», в котором все мысли
клиента направлены исключительно на переживание проблемы, а не на конкретные шаги по ее решению. Восстановленная логическая цепочка
позволяет разомкнуть круг, и приводит к осознанным реальным действиям по выходу из сложившейся ситуации и, как следствие, к личностному
росту.
Пример применения методики
3Описание ситуации.
Я стал очень быстро набирать вес, меня это настолько
беспокоит, что я даже показывать себя не хочу.
Карта
1
4 Какая неудовлетворенная потребность может быть
связана с вашей проблемой?
Уважение, самоуважение. Мне в этой картинке
видится, что я как будто голый у всего мира на виду, а
мир еще и враждебен. Смотрит такими горящими
глазами, уууу, мы про тебя все самое плохое знаем и
видим.
Карта
2
5Карта
3
Карта
4
В каком эмоциональном состоянии вы находитесь,
когда думаете о нереализованной потребности?
Я ощущаю скрытую угрозу своему авторитету как бы
заранее боюсь, что это меня выведет из равновесия,
ранит или уязвит. Состояние неуверенности и даже
страха.
Что вам хочется делать в этом состоянии?
Ничего не хочется. Или спать. Или есть. Оппа, есть?
(нда…)
А в каком эмоциональном состоянии вы действуете
наиболее эффективно?
Когда у меня есть интерес, увлеченность
Можете ли вспомнить ситуации из вашей жизни, когда
вы находились в таком состоянии?
1. Я на работе делаю отчет, по известному шаблону,
там большой объем работы, но кроме меня это так
быстро и качественно никто сделать не может.
Дополнительной фишкой я делаю оптимизацию
6скорости его работы, по разработанной мной методике.
2. Я еду на концерт, гостиница заказана, билеты
куплены, есть достаточно времени между прибытием и
началом мероприятия 3. Я беру интервью у интересного
собеседника, есть запас вопросов, собеседник живо
реагирует.
Когда вы вспоминаете об этом, текущее эмоциональное
состояние улучшается?
Да, мне очень приятно это вспоминать!
Какое ваше сильное качество активизируется в этом
эмоциональном состоянии?
Чувство юмора. Этот дельфин играется, скачет, прямо
демонстрирует пузо свое!
Карта
5
7 Какое качество мешает вам в удовлетворении вашей
потребности?
О, поймал таки. Это лень.
А если предположить, что это качество может принести
пользу, то какую?
Я не кидаюсь чтото делать сразу, не обдумав. Это
позволяет минимизировать ошибки. Лучше сначала все
хорошо обдумать, прикинуть варианты, потом сделать.
Карта
6
8 Какой первый шаг к удовлетворению своей потребности
вы сделаете в соответствии с указанными качествами?
Хех, дык, нужно посмотреть на ситуацию с юмором и
перестать переживать по этому поводу. Хорошо
подумать и воспринимать себя таким как есть. Ну да,
пузо, такое пузо, зато я мил как бобер!
Карта
7
9 Каким вы станете, когда потребность будет
удовлетворена?
Спокойным и уверенным в себе. Поспать посреди
прерий? Да легко!
Карта
8
10