"Авторские знаки препинания" План урока и презентация к уроку русского языка в 11 классе.

  • ppt
  • 05.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация УРОК.ppt


Авторские знаки.

Конспект текста на
лингвистическую тему.

Цели урока:


-познакомить учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;
-создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;
-воспитывать чувства любви к классической литературе.
 
 
 

В минуты тревожных раздумий…

Марина Цветаева

Моим стихам написанным так рано
Что и не знала я что я поэт
Сорвавшимся как брызги из фонтана
Как искры из ракет
Ворвавшимся как маленькие черти
В святилище где сон и фимиам
Моим стихам о юности и смерти
Нечитаннным стихам
Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет
Моим стихам как драгоценным винам
Настанет свой черед

Расставьте знаки препинания. Объясните их употребление

Моим стихам , написанным так рано ,
Что и не знала я , что я - поэт ,
Сорвавшимся , как брызги из фонтана ,
Как искры из ракет ,
Ворвавшимся , как маленькие черти ,
В святилище , где сон и фимиам ,
Моим стихам о юности и смерти ,
- Нечитаннным стихам ! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!) ,
Моим стихам , как драгоценным винам ,
Настанет свой черед.

Восстановим знаки

Перечень пунктограмм


I. Знаки препинания в конце предложения.

II. Знаки препинания в простом предложении.
1.Тире между подлежащим и сказуемым;
Тире в неполном предложении.

2.Знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- при обособлении;
- при обращениях, вводных словах.

III. Знаки препинания в сложных предложениях:
- в сложносочиненном предложении;
- в сложноподчиненном предложении;
- в бессоюзном предложении.
IV. Знаки препинания при прямой речи, цитатах.

V. Авторские знаки препинания.

Авторские знаки препинания

Авторские знаки препинания не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл.
Авторский знак привлекает внимание читателей:
- выражает особую авторскую интонацию;
- имеет дополнительный смысл, вложенный в
содержание фразы, слова;
- подчёркивает значимость части предложения,
выделяя логический центр высказывания.
 
Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).
 
 

Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?

Вариант 1

1. Я знаю, наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.

2. Имя твоё – птица в руке.

3. Далеко – в ночи – по асфальту – трость.

4. Дверь настежь – в ночь – под ударом ветра.

Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?

Вариант 2

1. Ты меня никогда не ославишь:
Моё имя – вода для уст!
Ты меня никогда не оставишь:
Дверь открыта, и дом твой – пуст!

2. Мало – тебе - дня,
Солнечного огня!

Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?  

Вариант 3

1. Дом – юности моей день.

2. Наша совесть – не ваша совесть!

3. У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят.
 


«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»
- так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это «как удары сердца». Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны.
 
 

Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало «обзор».
При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.
Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.

Памятка.
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Выделите ключевые слова и фразы.
3.Определите микротемы текста.
4. Сжато передайте содержание текста.
 
 

Составьте конспект по данному тексту. Вариант 1  

Изучая историю письменности и, в частности, постигая совер­шенство русской классической литературы — от знаменитого «Слова о полку Игореве» до выдающихся произведении советской литературы, мы неизбежно столкнемся с проблемой восприятия читаемого текста. И это восприятие становится более эффективным или менее эффективным, в зависимости от того, умеем ли мы «чи­тать» знаки препинания.
Естественно, что современный читатель, перелистывая «Житие протопопа Аввакума» или «Войну и мир» Л. Толстого, видит зна­комые ему знаки препинания и воспринимает их соответственно усвоенным со школьной скамьи правилам.
Для нас странным кажется сочетание точки с запятой и тире, точки и тире. Не подгоняется под наши правила и запятая перед союзом и, соединяющим два однородных придаточных. Нужно ли «поправлять» Лермонтова, печатая его произведения сегодня? Безусловно, нет! Лермонтов должен оставаться Лермонтовым, во всем — в том числе и в пунктуации. Об этом очень разумно забо­тится наука текстология.

Составьте конспект по данному тексту. Вариант 2 

При некотором внимании к рукописному тек­сту И. С. Тургенева становится очевидными своеобразные достоинства его пунктуации и является понятным стрем­ление автора выйти из прочных, но невыразительных рамок ее обычного употребления и приспособить знаки препинания к более точному выражению мысли и более естественному делению речи. Особенно удачно вырабо­талась у Тургенева система употребления многоточий. Он употребляет в рукописи „Стихотворений в прозе" три вида многоточия: 1) две рядом стоящие точки (..), 2) три точки (...) и 3) четыре точки (....). Это употребле­ние многоточий является, так сказать, параллелью к упо­требляемым нами для разных степеней раздельности речи знакам: запятая, точка с запятой и точка.
 
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье про­шло мимо. Но она с этим давно помирилась,— и вся, пылая ог­нем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
 

Составьте конспект по данному тексту. Вариант 3  

Тире у М. Горького многозначно и емко. Тире может, напри­мер, стоять после сочинительного союза, разрывая интонацион­ную плавность фразы и создавая тем самым эмоциональную напря­женность и остроту, фиксируя прерывистость разговорной речи: Однако можно и поговорить, ну после; Призвали, уговорились и вдруг не надо!; Я имею бумаги... но они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и уснули!.
Роль интонационного разграничителя выполняет тире, постав­ленное после местоимения-подлежащего, даже в тех случаях, когда форма сказуемого не предполагает возможности постановки этого знака: Я — устал: пойду к себе; А я ничего не хочу, я отча­янный человек; Только ты никому ни словечка.
Тире между подлежащим и сказуемым вообще очень характерно для горьковского текста, причем это тире имеется обычно и в тех случаях, когда оно не рекомендуется правилами: Все ваши слова надоели; Красивые всегда смелы; Данко смотрел на тех, ради ко­торых он понес труд, и видел, что они как звери!; Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

Из этого следует, что

авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
 

Марина Цветаева