Цели урока:
-познакомить учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;
-создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;
-воспитывать чувства любви к классической литературе.
Моим стихам написанным так рано
Что и не знала я что я поэт
Сорвавшимся как брызги из фонтана
Как искры из ракет
Ворвавшимся как маленькие черти
В святилище где сон и фимиам
Моим стихам о юности и смерти
Нечитаннным стихам
Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет
Моим стихам как драгоценным винам
Настанет свой черед
Расставьте знаки препинания. Объясните их употребление
Моим стихам , написанным так рано ,
Что и не знала я , что я - поэт ,
Сорвавшимся , как брызги из фонтана ,
Как искры из ракет ,
Ворвавшимся , как маленькие черти ,
В святилище , где сон и фимиам ,
Моим стихам о юности и смерти ,
- Нечитаннным стихам ! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!) ,
Моим стихам , как драгоценным винам ,
Настанет свой черед.
Восстановим знаки
Перечень пунктограмм
I. Знаки препинания в конце предложения.
II. Знаки препинания в простом предложении.
1.Тире между подлежащим и сказуемым;
Тире в неполном предложении.
2.Знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- при обособлении;
- при обращениях, вводных словах.
III. Знаки препинания в сложных предложениях:
- в сложносочиненном предложении;
- в сложноподчиненном предложении;
- в бессоюзном предложении.
IV. Знаки препинания при прямой речи, цитатах.
V. Авторские знаки препинания.
Авторские знаки препинания
Авторские знаки препинания не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл.
Авторский знак привлекает внимание читателей:
- выражает особую авторскую интонацию;
- имеет дополнительный смысл, вложенный в
содержание фразы, слова;
- подчёркивает значимость части предложения,
выделяя логический центр высказывания.
Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).
Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?
Вариант 1
1. Я знаю, наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
2. Имя твоё – птица в руке.
3. Далеко – в ночи – по асфальту – трость.
4. Дверь настежь – в ночь – под ударом ветра.
Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?
Вариант 2
1. Ты меня никогда не ославишь:
Моё имя – вода для уст!
Ты меня никогда не оставишь:
Дверь открыта, и дом твой – пуст!
2. Мало – тебе - дня,
Солнечного огня!
Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?
Вариант 3
1. Дом – юности моей день.
2. Наша совесть – не ваша совесть!
3. У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят.
«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»
- так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это «как удары сердца». Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны.
Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало «обзор».
При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.
Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.
Памятка.
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Выделите ключевые слова и фразы.
3.Определите микротемы текста.
4. Сжато передайте содержание текста.
Составьте конспект по данному тексту.Вариант 1
Изучая историю письменности и, в частности, постигая совершенство русской классической литературы — от знаменитого «Слова о полку Игореве» до выдающихся произведении советской литературы, мы неизбежно столкнемся с проблемой восприятия читаемого текста. И это восприятие становится более эффективным или менее эффективным, в зависимости от того, умеем ли мы «читать» знаки препинания.
Естественно, что современный читатель, перелистывая «Житие протопопа Аввакума» или «Войну и мир» Л. Толстого, видит знакомые ему знаки препинания и воспринимает их соответственно усвоенным со школьной скамьи правилам.
Для нас странным кажется сочетание точки с запятой и тире, точки и тире. Не подгоняется под наши правила и запятая перед союзом и, соединяющим два однородных придаточных. Нужно ли «поправлять» Лермонтова, печатая его произведения сегодня? Безусловно, нет! Лермонтов должен оставаться Лермонтовым, во всем — в том числе и в пунктуации. Об этом очень разумно заботится наука текстология.
Составьте конспект по данному тексту.Вариант 2
При некотором внимании к рукописному тексту И. С. Тургенева становится очевидными своеобразные достоинства его пунктуации и является понятным стремление автора выйти из прочных, но невыразительных рамок ее обычного употребления и приспособить знаки препинания к более точному выражению мысли и более естественному делению речи. Особенно удачно выработалась у Тургенева система употребления многоточий. Он употребляет в рукописи „Стихотворений в прозе" три вида многоточия: 1) две рядом стоящие точки (..), 2) три точки (...) и 3) четыре точки (....). Это употребление многоточий является, так сказать, параллелью к употребляемым нами для разных степеней раздельности речи знакам: запятая, точка с запятой и точка.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась,— и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Составьте конспект по данному тексту.Вариант 3
Тире у М. Горького многозначно и емко. Тире может, например, стоять после сочинительного союза, разрывая интонационную плавность фразы и создавая тем самым эмоциональную напряженность и остроту, фиксируя прерывистость разговорной речи: Однако — можно и поговорить, ну — после; Призвали, уговорились и — вдруг не надо!; Я имею бумаги... но — они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и — уснули!.
Роль интонационного разграничителя выполняет тире, поставленное после местоимения-подлежащего, даже в тех случаях, когда форма сказуемого не предполагает возможности постановки этого знака: Я — устал: пойду к себе; А я — ничего не хочу, я — отчаянный человек; Только ты — никому ни словечка.
Тире между подлежащим и сказуемым вообще очень характерно для горьковского текста, причем это тире имеется обычно и в тех случаях, когда оно не рекомендуется правилами: Все ваши слова — надоели; Красивые — всегда смелы; Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери!; Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно.
Из этого следует, что
авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.