«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ АЯСЫНДА САУТ АШУ ЖӘНЕ ЖАРАТЫЛЫСТАНУ САБАҚТАРЫНДА КЕҢЕЙТІЛГЕН НАҢТЫЛЫҚТЕХНОЛОГИЯСАН ҚОЛДАНУ» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
Оценка 4.7

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ АЯСЫНДА САУТ АШУ ЖӘНЕ ЖАРАТЫЛЫСТАНУ САБАҚТАРЫНДА КЕҢЕЙТІЛГЕН НАҢТЫЛЫҚТЕХНОЛОГИЯСАН ҚОЛДАНУ» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

Оценка 4.7
doc
04.01.2022
«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ АЯСЫНДА САУТ АШУ ЖӘНЕ ЖАРАТЫЛЫСТАНУ САБАҚТАРЫНДА КЕҢЕЙТІЛГЕН НАҢТЫЛЫҚТЕХНОЛОГИЯСАН ҚОЛДАНУ» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕТЕХНОЛОГИИ  ДОПОЛНЕННОЙ  РЕАЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
tehnologiya_dopolnennoy_realnosti_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.doc

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ АЯСЫНДА САУТ АШУ ЖӘНЕ ЖАРАТЫЛЫСТАНУ САБАҚТАРЫНДА КЕҢЕЙТІЛГЕН НАҢТЫЛЫҚТЕХНОЛОГИЯСАН ҚОЛДАНУ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕТЕХНОЛОГИИ  ДОПОЛНЕННОЙ  РЕАЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

 

НАЗАРЕНКО О.В.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 Г. ПАВЛОДАРА»

ПРЕДМЕТ: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

Актуальность

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,

 повернутой назад, а потому недопустимо

в школе XXI века использовать неэффективные,

устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика,

и учителя, требующие больших временных затрат

 и не гарантирующие качество воспитания...»

педагог-новатор М. Поташник

Процесс глобализации в современном мире приобретает поистине вселенские масштабы, что не может не сказываться на жизни простых обывателей. Технологии уже надолго вошли в нашу жизнь: кофе за нас варит кофемашина, умный пылесос самостоятельно выполняет уборку, стиральная машина стирает белье, мультиварка готовит нам завтрак, автомобиль самостоятельно разогревается к приходу водителя, а управляет всем этим искусственный интеллект «Сири», встроенный в смартфон. Сейчас каждая компания имеет, по меньшей мере сайт в Интернете, а что же касается образования? Образование, конечно, не может быть не охвачено технологиями, но пока развитие образования идет достаточно медленно, если вовсе не стоит на месте. Тем не менее, современные первоклассники, дети нового поколения, «цифровые аборигены» владеют гаджетами почти с пеленок, уже с первого дня обучения в школе они приносят различные устройства в школу и не находят им лучшего применения кроме игр. А что могут им предложить учителя? Зачастую учителя ничего кроме простой презентации в Microsoft Power Point предложить не могут, в результате чего у учащихся теряется всяческий интерес к обучению, снижается успеваемость.

Поэтому, перефразировав Билла Гейтса нельзя не заметить, что в будущем останется лишь два вида форм обучения: те, что в Интернете и те, что вне образования. Найти факты, которые пытается донести учитель, современный ученик может и самостоятельно в Интернете. В этой связи роль учителя теряется напрочь, а ведь на самом деле учителя обладают большими ресурсами, стоит их только раскрыть. Открывая с каждым разом все большие ресурсы, учителя смогут организовать инновационную образовательную среду вокруг каждого школьника, используя лишь смартфон и стены кабинета. В данном случае, учитель перестает быть скучной ходячей энциклопедией, роль учителя – роль тьютора, консультанта, сопровождающего ученика на пути его развития, помогающего ученику самому изучить окружающий мир. Не подлежит сомнению тот факт, что в подобном случае учителю придется качественно менять методы и формы обучения, сознание и роль но только свою, но и родителей учащихся. Без всякого сомнения, изменить саму систему простой учитель не в силах, но сделать необходимые шаги на пути к этому может каждый.

Образовательная среда представляется в виде системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [1, с. 15]. Для нас важно понимать, что образовательная среда не существует обособленно, она пространственно окружает ученика. Обычно в кабинетах ученика окружают обучающие плакаты, портреты ученых, творческие работы других детей. Дополненная реальность помогает преобразовать образовательную среду в интерактивное обучающее пространство ученика, в котором он может потрогать, покрутить, «оживить» пусть даже те же обучающие плакаты, как в известном фильме о юном волшебнике Хогвартса и самостоятельно изучить их посредством всех органов восприятия. Основным преимуществом данной технологии является универсальная индивидуализация обучения за счет воздействия на все органы восприятия, что позволяет каждому ученику с разными типами восприятия информации овладеть ею на необходимом уровне. С одной стороны, технология дополненной реальности помогает сделать образовательный процесс универсальным, учителю не приходится выявлять и осуществлять индивидуальный подход. Учитель лишь составляет контент образовательной среды, а современные технологии и гаджеты преобразуют его в интерактивный формат. С другой стороны, образовательная среда индивидуальна. Каждый ученик обладает своим стилем изучения информации: кинестетикам важны прикосновения, визуалам необходимо зрительно воспринемать информацию, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Таким образом, технология дополненной реальности позволяет превратить каждого ученика из объекта получения знаний в субъекта обучения. Обучающийся самостоятельно начинает изучать материал в индивидуальной для него манере, учитель лишь направляет, поддерживает, помогает ему открыть для себя образовательную среду. Иными словами, функция учителя состоит в том, чтобы научить учащегося использовать современные технологии для самообучения и самообразования, показать какие сервисы, устройства, технологии приложения лучше использовать для достижения необходимого образовательного результата, как осуществить выбор способа познания среди многообразия современных технологий. Научить, таким образом, учиться создавать и использовать образовательную среду в любом окружающем пространстве: в школе, дома, в музее, на улице и т.д.

Новым элементом во взаимодействии учащегося с образовательным пространством выступает технология дополненной реальности. Технология дополненной реальности помогает выйти за рамки восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружающем мире и улучшению восприятия информации. Она позволяет учащимся «оживлять» картинки, превратить фантазию в реальность.

Понятия «дополненной» (AR) и «виртуальной» (VR) реальности. Дополненная реальность – это среда, в реальном времени дополняющая  физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств – планшетов, смартфонов или других, – и программной части. Виртуальная реальность создает свой мир, в который человек погружается, а дополненная добавляет виртуальные элементы в мир реальный. Выходит, что VR взаимодействует лишь с пользователями, а AR – со всем внешним миром. На данный момент по-настоящему качественных Интернет-сервисов и приложений дополненной реальности не так много. Вашему вниманию представляется лучшие приложений и Интернет-сервисов (два в одном) для смарт-устройств.

HP Reveal (ранее Aurasma) - для связи необходимого изображения с анимацией или видеороликом, данное приложение позволяет «оживлять картинки». [2]

При работе с приложением «HP Reveal» для изображений создаются ауры, то есть на исходное изображение (триггер, англ. «trigger image») накладывается второй слой (оверлей, англ. «overlay») с графической или видеоинформацией. Таким образом, при наведении камеры мобильного устройства с бесплатно установленным и верно настроенным приложением оверлей заменяет триггер,  и исходное изображение как бы «оживает». Также может быть добавлен переход на интернет-ресурс при нажатии на оверлей.

AR-приложение «HP Reveal» эффективно используется при организации ролевых игр дошкольников и младших школьников, например, посвященных темам «Профессии», «Безопасность», «Здоровый образ жизни» и др. Например, в игре «Доктор» с использованием дополненной реальности на ребенке в роли пациента могут быть закреплены маркеры с изображением сердца, желудка и т.д., которые содержат ауры с соответствующим обучающим видеороликом. Таким образом, игра приобретает образовательный эффект вместо просто имитационного (https://clck.ru/EzoWj).

Использование в образовательной практике приложения «HP Reveal» как элемента технологии дополненной реальности позволяет добиться «wow-эффекта» от целевой аудитории, значительно повысить степень визуализации материала и увеличить объем предлагаемой информации.

Quiver Educational – приложение, позволяющее «Оживлять» раскраски и выполнять обучающие задания, тесты. Существует платный контент. [3]

AR-приложение «Quiver» позволяет организовать учебно-познавательную деятельность младших школьников в игровой форме в качестве пропедевтики проведения исследовательской работы.

Учащимся предлагается сюжетная раскраска. К этой раскраске учащимся (индивидуально, в парах, группах) предлагается ряд заданий.

Например, указать, сколько на картинке определенных объектов; сформулировать по картинке условие задачи; найти в дополнительных источниках информации данные об изображенных объектах; вписать найденную информацию в таблицу; придумать историю появления данного изображения; придумать возможное продолжение истории картинки; раскрасить изображение в соответствии с определенными условиями; предложить название картинки и пр.

Например, в каждую область раскраски можно поместить задание: вставить пропущенную букву (русский язык), записать результат выполнения действия (математика), определить искомый цвет, зашифрованный иностранным словом (иностранный язык) или RGB-кодом (информатика) и т.д. Задание может быть сформулировано таким образом: «Раскрасьте изображение, учитывая, что области с ответом «5» закрашиваются красным цветом, с ответом «4» - зеленым, с ответом «3» - синим, а области рисунка с другими ответами – остаются незакрашенными». Тогда правильность выполнения задания можно, например, проверить, сравнив свой результат с образцом.

Включение в образовательный процесс интерактивных объемных раскрасок «Quiver» не ограничивается исключительно «wow-эффектом» и игровым взаимодействием с трехмерными объектами.

Пример использования Quiver Educational на уроке естествознания в начальной школе приведены в Приложении 1.

Следует заметить, что все представленные приложения поддерживаются платформами IOS и Android.

Организовать использование подобных приложений и Интернет-сервисов не представляется достаточно тяжелым в наш век современных технологий. Школам, оборудованным переносными компьютерными классами или планшетами, решить вопрос с техническим оснащением проще, но и те школы, в которых данное оборудование не предусмотрено, могут найти решение проблемы. В каждой школе есть компьютерный класс, которым можно воспользоваться, поскольку большинство сервисов находится в сети Интернет. Если же нет возможности занятия в компьютерном классе, можно прибегнуть к технологии BYOD (bring your own device): когда учащиеся приносят свои собственные устройства для работы на уроке, занятии. Зачастую у большинства пользователей смарт-устройств подключена услуга безлимитного подключения к сети, однако, даже если использование тарифа невозможно, учитель может использовать свой ПК, имеющий выход в сеть, как мобильную точку доступа для устройств учащихся. Учащимся остается подключиться с помощью  wi-fi через ПК учителя к сети  и приступить к работе с инновационной образовательной средой.

В заключение, необходимо упомянуть о возможных рисках, с которыми столкнется учитель в своей работе. Все риски можно условно классифицировать на три важных направления: педагогические риски, технические риски и образовательные риски.

Педагогические риски подразумевают проблемы, связанные с личными качествами учителей. Проблемы мотивации, низкого уровня компьютерной грамотности можно решить с помощью проведения мастер-классов учителей практиков, школьного конкурса или фестиваля пед.достижений  в области ИКТ, победители которого награждаются ценными призами компьютерной сферы, грантами или наградными материалами, требующимися при аттестации педагогических работников.

Технические риски связаны с проблематикой в области оснащения, работы устройств и Интернет-соединения. Технические проблемы, которые могут возникнуть со скоростью Интернет соединения, работой приложения так или иначе неизбежны. Помочь решить возникающие технические проблемы может технический персонал школы. Как правило это учитель информатики, ассистент или зав. информационной частью. Важная техническая проблема, в современной сети, нежелательный контент, который может ненароком увидеть учащийся. Данная проблема легко решается с помощью включения функции «родительский контроль», кроме того, многие мобильные классы имеют функцию «учительский контроль». Если нет возможности установить подобные функции, советуем установить приложение «Team viеwer», которое позволит учителю не только на своем устройстве наблюдать за устройством учащегося, но и в нужный момент удалить рекламу или нежелательный контент, находясь даже в другом кабинете.

В подготовке инновационной образовательной среды ориентируйтесь на нормы СанПин, они помогут не выйти за рамки урока и сохранить здоровье школьников.

Приложения, используемые мною в обучении:

1.Использование QR-кодов – самый распространенный способ использования дополненной реальности. Практика сканирования кода для получения дополнительной информации по теме доклада.

2.Нестандартное использование Google Переводчика. Возможность сканирования указателей, дорожных знаков и их перевод отличная опция для туристов. Работа приложения в мессенджерах позволяет стереть границы в общении и иностранцами.

3.SketchAR – обучение рисованию.

4.Приложение «Quiver» – 3D-раскраска.

5.Программа «Plickers» – для проверки знаний и оценивания.

6.«Animal 4D+», «Live animal» – приложения для изучения животного мира.

7.Приложение «Экспедиции» – для изучения природных явлений.

Сервисы и приложения

1.            Google Переводчик

2.            SketchAR

3.            Quiver

4.            Plickers

5.            Animal 4D+

6.            Expeditions

7.            ROAR – инструмент для создания собственной реальности.

8.            EV Toolbox конструктор для создания проектов дополненной и виртуальной реальности

9.            ARGIN сервис для создания дополненной реальности

 

Список литературы

1.            Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию, М. : Смысл, 2001.

2.            https://studio.hpreveal.com/landing (28.03.2018)

3.            http://www.quivervision.com/education-coloring-packs/  (28.03.2018)



Скачано с www.znanio.ru

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН

Интернете и те, что вне образования

Интернете и те, что вне образования

Обучающийся самостоятельно начинает изучать материал в индивидуальной для него манере, учитель лишь направляет, поддерживает, помогает ему открыть для себя образовательную среду

Обучающийся самостоятельно начинает изучать материал в индивидуальной для него манере, учитель лишь направляет, поддерживает, помогает ему открыть для себя образовательную среду

Профессии», «Безопасность», «Здоровый образ жизни» и др

Профессии», «Безопасность», «Здоровый образ жизни» и др

Следует заметить, что все представленные приложения поддерживаются платформами

Следует заметить, что все представленные приложения поддерживаются платформами

Team viеwer», которое позволит учителю не только на своем устройстве наблюдать за устройством учащегося, но и в нужный момент удалить рекламу или нежелательный контент, находясь…

Team viеwer», которое позволит учителю не только на своем устройстве наблюдать за устройством учащегося, но и в нужный момент удалить рекламу или нежелательный контент, находясь…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022