Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста
В процессе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности
«Социально-коммуникативное развитие в детском клубе Квартирка MEL»Система работы по формированиюу дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Цель
позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение детей к социокультурным нормам и традициям
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Проект «Азбука безопасности»
Цель проекта: формирование у детей
осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта
знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию
сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми
развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе
способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка
Проект «Азбука безопасности»
Задачи:
Обучающие:
формирование у детей основ безопасного поведения в быту, на природе, при пожаре и на дорогах;
обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования их;
познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;
прививать у дошкольников чувство ответственного и бережного отношения к природе.
Развивающие:
развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации;
развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру
воспитывать интерес к правилам дорожного движения и правилам поведения в быту и на природе, а так же к правилам пожарной безопасности.
Азбука безопасности»
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в природе.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. В этот период начинает складываться опыт безопасного поведения.
Дети должны иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах
Понимать, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопасности
Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:
Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома
Следует знать правила поведения в природе: что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам, укусам; растения и грибы могут быть ядовитые
Знать об опасности посещения водоемов в разный период года: нельзя подходить к воде без взрослых
Как вести себя с «незнакомцами»
Формы образовательной деятельности«Азбука безопасности»
Рассказ, беседа, чтение, ситуативный разговор
Показ, объяснения, обучение, напоминание
Решение проблемных ситуаций
Личный пример
Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
Этюды и постановки.
Наблюдение, экскурсия
1. Повествование должно идти от лица детей, что позволяет говорить с ними простым, доступным языком о сложных вещах.
2. Необходимо использовать образные выражения, чтобы дети легче представляли то, о чем говорится в произведении.
3. Содержание литературного произведения должно учитывать возраст детей, их психологические особенности.
4. Литературную часть можно использовать как:
художественное произведение (чтение, заучивание);
содержание занятий;
драматизацию;
отдельные правила;
материал для творчества
Использование литературных произведений
Пособия, разработки помимо основной цели - формирования целостного представления о правилах безопасности - решают также задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бытовой техники, химии, работой предприятий), закладывание основ экологического воспитания.
1. Оформление выставки детского творчества по безопасности.
2. Аппликация «Не забудьте отключить»
3. Разучивание произведений устного народного творчества.
4. Спектакль «Прогулка по лесу»
5. Чтение стихотворения на противопожарную тематику.
6. Познавательные занятия «Правила поведения на природе», «Куда торопятся машины», «Друзья и враги в лукошке», «Насекомые и их знакомые», «Кухня», «Витамины» и т.д.
7. На протяжении всего года в работе с детьми используются дидактические игры типа «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото»
8. Игры «Как делать нельзя», «Найди выход», «Слушай внимательно»
9. Уголок безопасности. Лэпбук
10. Просмотр мультфильмов и презентаций
В дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни.
Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков;
стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.); Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, во время наблюдений за животными
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Азбука безопасности для детей на улице представляет собой набор элементарных познаний
о правилах поведения вне дома.
Работа с детьми:
Ситуативные беседы по ОБЖ
Картотека игр по правилам пожарной безопасности.
Чтение, рассматривание иллюстрации.
Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
Памятка по безопасности в быту и в природе.
Презентация «История светофора»
Презентация «Городская спецтехника»
Работа с родителями:
Информация для родителей
Правила дорожного движения для малышей.
Одна из самых больших опасностей для ребенка в городе – транспорт.
Что такое проезжая часть, общественный транспорт, зебра, светофор, дорожные знаки, фары.
Почему для пешеходов предназначены тротуары, а для машин – проезжая часть. И почему бывают воспитанные пешеходы и машины, а бывают невоспитанные.
На что смотреть, когда надо перейти дорогу (вправо-влево, светофор, разрешающие знаки).
Почему важно выделять себя в темноте, когда водитель может не заметить пешехода.
Что такое светоотражатели и фликеры, зачем они нужны.
Почему машины опасны (тяжелые и быстро едут), почему опасны даже стоящие автомобили.
Как обходить трамвай, автобус и стоящую машину.
Знакомить детей с правилами дорожного движения;
Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов; закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);
Знакомить с работой водителя.
Тема: Безопасность на дорогах
Цель:
расширить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, познакомить со светофором и основными дорожными знаками.
Задачи:
познакомить детей с понятием «светофор», его основным назначением, закрепить знания об основных сигналах светофора.
Дать знания о разрешающих и запрещающих дорожных знаках;
способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сосредоточенности;
осуществлять физическое развитие детей
Спортивная игра «Веселый светофор»
для малышей
Значительную часть времени дошкольник проводит дома, поэтому важно закрепить у него представление о предметах, используемых в быту, взаимодействие с которыми может быть опасным для его здоровья или жизни. Ребенок должен узнать от родителей, для чего они нужны, и как именно ими пользоваться во избежание несчастного случая.
Безопасность дома совместная работа с родителями
Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
Тема: «На горке и качелях»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
развивать выдержку и терпение
умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.)
Соблюдение правил личной гигиены и поведения во время прогулки в лесопарк
Тема: Безопасное поведение в природе
Памятка для родителей:
Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца — чувствительностью и благодарностью.
А.С.Пушкин
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раза четыре питаться должен ты.
В дни жаркие, считаю, будет мудрым,
Горячей пищей насыщаться утром.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьёт достойно, в свой черед.
Ибн Сины
Беседы и рассказы с детьми
«Как песок может стать опасным»
«Кошка и собака- наши соседи»
«Ура! Экскурсия»
«Как вести себя в жару»
«Зимой на горке»
«Правила поведения во время прогулки»
«Насекомые, польза и вред»
«Как вести себя во время проведения подвижных игр»
«Осторожно, растения и грибы»
«Наблюдаем, но правила безопасности не забываем»
«Как вести себя в группе»
«Мы любим праздники»
«Зимние дороги»
«Погода бывает опасной»
Тема: «Трудовая деятельность»
«Каждой вещи - свое место».
Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности
труд в уголке природы ;
ручной труд (стеки, ножницы, карандаши, кисточки);
труд в природе (грабельки, лопаточки, совочки).
Наблюдаем, играем, изображаем
Обеспечить эффективность формирования основ культуры безопасности в дошкольном возрасте, освоения содержания программы, определив пути овладения ребенком опытом безопасного поведения. Процесс познания ребенком правил поведения, накопления соответствующего опыта. Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка
Опыт безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:
сначала важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
потом необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;
затем на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными (доступными) практическими действиями.
«Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель:
учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других
совершенствовать себя как личность через общение с людьми;
согласовывать свои действия с действиями партнера.
«Мы любим праздники»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников в помещении и на улице; формировать навыки безопасного поведения;
воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом,
иначе не услышим речь героев (артистов);
Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
Не загораживать обзор другим детям;
Не выскакивать вперед без приглашения;
Не подставлять подножки;
Обходить лужи и скользкие места;
Не хватать и не дергать героев за одежду;
Не наталкиваться друг на друга при беге
«Как себя вести в группе»
Порядок в доме и группе необходим не только для чистоты, но и для безопасности
Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, прихожей).
Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.
Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы. Если не можешь достать, попроси воспитателя!
Очень опасно бегать по группе, спальне, столовой и прихожей: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол. Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
Надо подчиняться правилам безопасности, это нужно для сохранения жизни и здоровья своего и других людей!
Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного помещения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Правильно пользуется доступными потенциально опасными предметами под присмотром взрослого. В совместной деятельности с детьми в детском саду, в подвижных играх, в спортивном зале и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние сверстников.
Результаты освоения ребенком-дошкольником содержания образовательной области «Безопасность»
Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б. – М.: Просвещение, 2000.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.
Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
Источники информации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.