АЗОТНАЯ КИСЛОТА И ЕЕ СОЛИ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Уроки 37–38. Азотная кислота и ее соли.rtf
У р о к и   37–38 АЗОТНАЯ КИСЛОТА И ЕЕ СОЛИ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   оксиды   азота   (II)   и   (IV);   азотная кислота и ее соли; окислительные свойства азотной кислоты. Т р е б о в а н и я в ы п у с к н и к о в .   к   у р о в н ю   п о д г о т о в л е н н о с т и У м е т ь :  характеризовать   связь   между   составом,   строением   и свойствами соединений азота; составлять уравнения реакций с участием оксидов азота, азотной кислоты и ее солей. Ц е л ь :  сформировать   знания   об   особенных   свойствах   азотной кислоты и нитратов, о способах получения азотной кислоты. О б о р у д о в а н и е :  HNО3  (конц.),   медная   проволока,   растворы HNО3, NaOH, фенолфталеина, Na2CО3, пробирки, оксид меди (II). Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. У   д о с к и :   получение   аммиака,   его   химические   свойства; химические свойства солей аммония, качественная реакция;  р а з б о р  у п р . 4. II. Изучение нового материала. Азот образует пять оксидов: N2О и NО – не образуют кислот и солей; N2О3  образует   азотистую   кислоту  HNО2  и   её   соли   нитриты;  N2О5 образует азотную кислоту HNО3 и её соли – нитраты; NО2 образует обе эти кислоты и их соли. З а д а н и е .   С   помощью   учебника   (§   27)   выполнить   следующую цепочку превращений: HNО3  –   очень   сильный   окислитель,   поэтому   с   металлами   она реагирует   по­особому.   При   взаимодействии   с   металлами   азотнаякислота  не   образует   водорода,  а   дает   соль   (нитрат),   воду   и азотсодержащий   побочный   продукт,   который   зависит   от   активности металла и концентрации кислоты. Концентрированная азотная кислота с металлами I–II групп главных подгрупп дает N2O, с остальными – NO2; разбавленная HNO3  с металлами I, II, III групп главных подгрупп дает  с остальными – NO. При взаимодействии  этих металлов с кислотой средней концентрации может выделяться азот (N2). Демонстрация   взаимодействия   меди   с   HNО3  (конц.)   и   запись уравнения реакции. HNО3 может окислять неметаллы и сложные вещества. С оксидами, гидроксидами металлов и солями азотная кислота проявляет типичные кислотные   свойства  (учитель   демонстрирует   реакции,   ученики записывают их уравнения). Нитраты – растворимые соли, вступают в реакции ионного обмена, при нагревании разлагаются.  Учитель может дать схему разложения нитратов: III. Закрепление. Р е ш е н и е   з а д а ч   и   у п р а ж н е н и й   на превращения соединений азота. 1.   Как   из   воды   и   воздуха,   имея   необходимое   оборудование, получить: аммиак, оксид азота (II), оксид азота (IV), азотную кислоту, нитрат аммония? 2. Осуществить превращения: О т в е т :Домашнее задание: § 27, упр. 7.