Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к и 37–38
АЗОТНАЯ КИСЛОТА И ЕЕ СОЛИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : оксиды азота (II) и (IV); азотная
кислота и ее соли; окислительные свойства азотной кислоты.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и
свойствами соединений азота; составлять уравнения реакций с участием
оксидов азота, азотной кислоты и ее солей.
Ц е л ь : сформировать знания об особенных свойствах азотной
кислоты и нитратов, о способах получения азотной кислоты.
О б о р у д о в а н и е : HNО3 (конц.), медная проволока, растворы
HNО3, NaOH, фенолфталеина, Na2CО3, пробирки, оксид меди (II).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и : получение аммиака, его химические свойства;
химические свойства солей аммония, качественная реакция;
р а з б о р у п р . 4.
II. Изучение нового материала.
Азот образует пять оксидов: N2О и NО – не образуют кислот и солей;
N2О3 образует азотистую кислоту HNО2 и её соли нитриты; N2О5
образует азотную кислоту HNО3 и её соли – нитраты; NО2 образует обе
эти кислоты и их соли.
З а д а н и е . С помощью учебника (§ 27) выполнить следующую
цепочку превращений:
HNО3 – очень сильный окислитель, поэтому с металлами она
реагирует поособому. При взаимодействии с металлами азотнаякислота не образует водорода, а дает соль (нитрат), воду и
азотсодержащий побочный продукт, который зависит от активности
металла и концентрации кислоты. Концентрированная азотная кислота с
металлами I–II групп главных подгрупп дает N2O, с остальными – NO2;
разбавленная HNO3 с металлами I, II, III групп главных подгрупп дает
с остальными – NO. При взаимодействии этих металлов
с кислотой средней концентрации может выделяться азот (N2).
Демонстрация взаимодействия меди с HNО3 (конц.) и запись
уравнения реакции.
HNО3 может окислять неметаллы и сложные вещества. С оксидами,
гидроксидами металлов и солями азотная кислота проявляет типичные
кислотные свойства (учитель демонстрирует реакции, ученики
записывают их уравнения).
Нитраты – растворимые соли, вступают в реакции ионного обмена,
при нагревании разлагаются.
Учитель может дать схему разложения нитратов:
III. Закрепление.
Р е ш е н и е з а д а ч и у п р а ж н е н и й на превращения соединений
азота.
1. Как из воды и воздуха, имея необходимое оборудование,
получить: аммиак, оксид азота (II), оксид азота (IV), азотную кислоту,
нитрат аммония?
2. Осуществить превращения:
О т в е т :Домашнее задание: § 27, упр. 7.