Бах
Оценка 4.9

Бах

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
20.09.2018
Бах
Публикация является частью публикации:
ИЗМ2.docx
1. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА Заметный подъем клавирного искусства наблюдается в первой половине XVIII  века;   он   связан   с   деятельностью   выдающихся   мастеров:   Франсуа Куперена (1668 – 1733), Доменико Скарлатти (1685­1757), Георга Фридриха Генделя (1685 – 1759), Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750) и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить   значение   Баха   как   величайшего   новатора   в   области   клавирного творчества. Огромная любовь Иоганна Себастьяна Баха к органу не исключала его постоянного   интереса   и   к   другим   инструментам.  Особое   место   среди   них занимает клавир. Бах один из первых по­настоящему оценил потенциальные возможности   этого   инструмента,   его   универсальность.   В   своей   работе композитор   ориентировался   на   разные   типы   существовавших   в   его   время инструментов. Он писал для звонкого клавесина с несколькими мануалами и небольшого   клавикорда   с   менее   яркой,   но   певучей   звучностью.   Многие баховские   сочинения   не   «помещаются»   в   современный   ему   клавир,   они кажутся   написанными   для   инструмента,   которого   ещё   нет,   но   появление которого композитор безошибочно предчувствует. Всем своим творчеством он   как   бы   подсказывает   пути   развития   и   усовершенствования     самого инструмента.  В творческих поисках композитор отталкивался от существовавших в его   время   традиций.   В   первой   половине  XVIII  века   клавир   был   по преимуществу   инструментом   для   домашнего   музицирования,   а   так   же инструментом учебным. Круг его возможностей представлялся ограниченным. Его образной сферой были жанровые сценки, иногда лирика – тонкая, хотя не всегда глубокая. Новаторство Баха заключается прежде всего в обогащении содержания клавирной музыки, в смелом расширении её образного диапазона. Композитор доказал, что клавирная музыка может выражать  разнообразные аффекты: и лирические   настроения,     и   глубокие   философские   мысли,   и   праздничную приподнятость чувств, и душевную смятенность.  Звонкий,   четкий   и   довольно   быстро   угасающий   звук   клавесина побуждал   композиторов   –   современников   Баха   к   созданию   музыки подвижной, украшенной мелизмами, часто – энергичной, моторной, но всегда основанной   на   четком   пальцевом   ударе.     Бах   ощутил   иные   возможности инструмента – доносить смысл каждой интонации, важной в образном смысле детали. Именно на этом основаны клавирные темы Баха.  Новаторский подход Баха к клавиру проявился в разносторонности его трактовки. Композитор доказал, что этот инструмент может быть не только камерным,   но   и   ярким,   концертным,   пригодным   для   исполнения   как   в домашней обстановке, так и перед большой публикой. Не ограничиваясь жанрами, традиционными для этого инструмента, Бах обращается также к тем, которые сложились в музыке органной, скрипичной. Под   непосредственным   воздействием   итальянского   скрипичного   концерта возникли   клавирные   концерты   Баха   –   он   явился   родоначальником   этого жанра.  Клавирная музыка Баха вобрала в себя и некоторые черты оперного стиля.   Они   выявляются   прежде   всего   в   своеобразных   инструментальных речитативах.  Именно в области клавирной музыки, где композитор менее всего был связан с традицией (не столь богатой, как, например, в органной музыке), он особенно   много   экспериментировал.   Поиски   нового   были   направлены,   в частности,   на   углубленную   разработку   самого   музыкального   языка, закономерностей   формы.   В   клавирном   творчестве   он   особенно   смело разрабатывал такую новую область музыкального языка, как гармония. Здесь получила свое законченное, классическое выражение фуга – наиболее сложная и совершенная из полифонических форм. Клавирные   произведения   композитор   писал   на   протяжении   всего творческого пути. Первые клавирные произведения И. С. Баха появились в Арнштадте   и   Веймаре   –   «Каприччио   на   отъезд   возлюбленного   брата», токкаты,   прелюдии   и   фуги,   фантазии,   сюиты,   ария   с   вариациями   в итальянской   манере,   концерты.   Его   ранние   произведения   охватывают практически все жанры его клавирного творчества, а вместе с тем и жанры клавирной музыки, характерные для эпохи барокко. Итогом раннего периода явились   «Английские   сюиты»   (1714).   Особой   интенсивностью   клавирного творчества отмечен кётенский период: «Хорошо темперированный  клавир» (I том,   1722),   15   инвенций   (1723),   «французские   сюиты»   (пять   из   шести) (1725), партиты (1726), «Хроматическую фантазию   и фугу» (окончательная версия   1729),   «Итальянский   концерт»   и   «Французскую   увертюру»   (1735), концерты для клавесина с оркестром (1738), «Гольдберт­вариации» (1741), «Хорошо темперированный клавир» (II том 1742). Этот список произведений, расположенный в хронологическом порядке, свидетельствует о том, что  клавирное творчество не имело   перерывов,  что оно действительно охватывает все периоды жизни композитора, и главное о неодолимой   внутренней   потребности   Баха   писать   для   этого   любимого   им инструмента.  Искусство   Баха­исполнителя   на   клавире   не   уступало   его   искусству органиста.   В   его   творчестве   есть   произведения,   явно   ориентированные   на концертную   специфику   клавесина   ­   «Хроматическую   фантазию     и   фугу», «Итальянский концерт», концерты для клавесина с оркестром,   «Гольдберт­ вариации».   Другие   сочинения,  по   всей   вероятности,  для   клавикорда   с   его более   камерным,   интимным   и   певучим   тоном   –   инвенции,   аллеманды, прелюдии. По мнению М. С. Друскина, «клавесин и клавикорд, друг друга взаимодополняя, в равной степени вдохновляли Баха».

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018