Бах
Оценка 4.9

Бах

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
20.09.2018
Бах
Публикация является частью публикации:
ИЗМ3.docx
2. «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР» Бах обладал исключительно широкими музыкальными интересами, и в его   творчестве   представлены   самые   различные   жанры,   но   фуга   всегда находилась   в   центре   его   внимания.   Он   постоянно   стремился   к совершенствованию   этой   формы;   усиленной   работой   над   клавирной   фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора.  Первому тому прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», завершенному   в   Кётене   в   1722   году,   предшествовал   большой   труд. произведения   из   этого   цикла   обладают   высокими   художественными достоинствами   и   постоянно   используются   в   концертном   и   педагогическом репертуаре.   Много   лет   спустя,   в   Лейпциге,   Бах   вновь   возвращается   к проблеме   цикла   из   прелюдий   и   фуг   с   привлечением   всех   тональностей мажорного   и   минорного   ладов.   Так   появился   и   второй   том   «Хорошо темперированного клавира». Грандиозный   цикл   состоит   из   сорока   восьми   прелюдий   и   фуг,   он охватывает   24   мажорные   и   минорные   тональности,   расположенных   в хроматической последовательности. Оба тома пьес «Хорошо темперированного клавира» скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное,   объединенное   общей   самостоятельное   произведение, тональностью:   прелюдия   и   фуга   До   мажор,   прелюдия   и   фуга   до   минор, прелюдия и фуга До­диез мажор, прелюдия и фуга до­диез минор и т.д. Таким образом, последовательно в хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов. Пьесы   «Хорошо   темперированного   клавира»,   как     и   большинство инструментальных   произведений   Баха,   относятся   к   области   программной музыки, то есть у них нет названий, не существует авторских указаний на конкретный   сюжет   или   поэтический   замысел.   Но   широкие   образные   и жанровые связи помогают проникать в скрытый смысл баховской музыки.  «Хорошо   темперированный   клавир»   можно   справедливо   считать энциклопедией баховского творчества, значение которого велико не только для   своего   времени.   Столетием   позже   Р.   Шуман   советовал   каждому молодому музыканту начинать свой день с изучения прелюдий и фуг данного цикла,   сделать   его   своей   настольной   книгой.   Все   музыканты,   особенно пианисты, обращаются к нему на разных этапах своей жизни. В  XIX  и  XX веках этот цикл стал образцом для многих аналогичных творений1. Интерес   к   этому   уникальному   для   своего   времени   произведению пробудился только через несколько десятилетий после смерти композитора. Юный Бетховен в боннские годы жизни (80­е годы XVIII) играл все прелюдии и фуги И. С. Баха наизусть. Позднее он называл «Хорошо темперированный клавир»   своей   музыкальной   библией.   В   пору   романтиков   слава   этого произведения среди музыкантов росла и крепла. Однако путь на концертную эстраду   «Хорошо   темперированный   клавир»   нашел   значительно   позже. Сегодня же он прочно утвердился в нашей музыкальной жизни. При   написании   цикла   Бах   начинал   с   достаточно   скромной   цели:   он хотел утвердить в музыкальной практике все существовавшие, теоретические известные, но малоупотребительные тональности2. Композитор рассматривал 1 Например: прелюдии Ф. Шопена, прелюдии и фуги Д. Шостаковича, «Ludus tonalis» П.  Хиндемита, прелюдии и фуги Р. Щедрина 2 До создания равномерно­темперированного строя на клавесине фальшиво звучали  тональности с большим количеством знаков. Поэтому в музыкальной практике  использовались лишь тональности до трех­четырех знаков. Идею темперации до Баха  поддерживали и другие музыканты: И. Пахельбель, И. Маттесон. Но только И. С. Бах дал  убедительное творческое решение этой назревшей задачи музыкального искусства своего  времени. это   произведение   также   как   цикл   учебных   пьес,   пригодных   для   привития навыков связной игры, для выработки пальцевой подвижности. В «Хорошо темперированном   клавире»   композитор   не   только   утвердил   равномерно темперированный   строй3,   но   решил   и   ряд   других   задач.   Это   произведение доказало   как   жизнеспособность,   так   и   особые   художественно­поэтические возможности каждой тональности. В «Хорошо темперированном клавире» Иоганн Себастьян Бах выявил все богатство  содержания «малого  цикла» (прелюдия –  фуга). Контраст  и связи   прелюдии   и   фуги   предстали   в   неразрывном   единстве,   раскрылись разнообразнейшие типы взаимоотношений частей этого цикла. Среди сорока восьми прелюдий и фуг нет и двух похожих. Многообразие мыслей, чувств и состояний так же поразительно, как и естественность, с какой Бах владеет полифонической техникой.  Больше чем, где­либо, выявились новаторские черты клавирной музыки Баха,   прежде   всего   –   синтетичность   его   стиля.   То   песенная,   то инструментальная,   то   связанная   с   танцевальностью,   то   с   речевой выразительностью, мелодика отразила чрезвычайно характерные особенности музыкального   языка   Баха;   его   гармоническое   мышление   достигло   высшей зрелости. Все малые циклы в этом произведении самостоятельны, но и связаны друг   с   другом.   Вместе   взятые,   прелюдии   и   фуга   охватывают   целый   мир 3 Темперированный, или равномерный, «выравненный» строй, в отличие от натурального,  основан на делении октавы на 12 равных полутонов. Настроенный натурально клавишный  инструмент звучал чисто в пределах тональностей с малым количеством знаков;  тональности свыше трех­четырех знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Чем  больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем  сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы  применять все тональности мажорного и минорного ладов, свободно модулировать,  пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма. образов.   Это   большой   цикл,   в   котором   во   всей   полноте   предстает   жизнь, выраженная художником в формах своего искусства.

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018