Бах
Оценка 4.9

Бах

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
20.09.2018
Бах
Публикация является частью публикации:
ИЗМ4.docx
3. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ ИЗ «ХОРОШО  ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА» В «Хорошо темперированном клавире» Бах установил тип двухчастного цикла «прелюдия и фуга». Прелюдия строится свободно. В ней немалая роль и может гомофонно­гармоническому принадлежать       складу   импровизационности.   Это   создает   контраст   к   фуге   как   строго полифоническому   произведению.   Вместе   с   тем   части   цикла   «прелюдия   и фуга»  объединены  не  только   общей   тональностью.  Между   ними   в  каждом случае по­своему проявляются тонкие внутренние связи.  Эти общие типические черты можно проследить в Прелюдии и фуге до минор  из   первого   тома   «Хорошо   темперированного   клавира».   Прелюдия складывается   из   двух   основных   разделов.   Первый   заполнен   быстрым равномерным движением шестнадцатых в обеих руках. Оно изнутри насыщено выразительными   мелодическими   и   гармоническими   элементами. Представляется, будто, стесненный берегами, бурлит неугомонный поток: Накопив мощную энергию, этот поток в конце первого раздела как бы перехлестывает через край и в начале следующего раздела становится еще более   стремительным,   грозя,   все   смести   на   своем   пути.   Этот кульминационный момент прелюдии отмечен сменой темпа самым быстрым (Presto) и использованием полифонического приема – двухголосного канона. Но разбушевавшуюся стихию внезапно останавливают повелительные удары аккордов   и   многозначительные   фразы   речитатива.   Тут   происходит   вторая смена темпа – на самый медленный (Adagio). А после третьей смены темпа на умеренно   быстрое  Allegro  в   заключительных   тактах   прелюдии   тонический органный пункт в басу постепенно тормозит движение шестнадцатых в правой руке.   Оно   становится   мягко­раскидистым   и   замирает   на   до   мажорном аккорде. Наступает успокоение, умиротворение. После   такого   свободного,   импровизационного   завершения   прелюдии внимание переключается в иной, контрастный план. Начинается трехголосная фуга1. Это   слово   на   латинском   и   итальянском   языках   означает   «бег», «бегство»,   «быстрое   течение».   В   музыке   фуга   –   сложное   полифоническое произведение,   где   голоса   как   бы   перекликаются,   догоняя   друг   друга. Большинство   фуг   основываются   на   одной   теме.   Реже   встречаются   фуги   с двумя, еще реже с тремя и четырьмя темами. А по числу голосов фуги бывают двух­, трех­, четырех­ и пятиголосными. Однотемные фуги начинаются с изложения темы в главной тональности каким­либо   одним   голосом.   Затем   тема   имитируется   поочередно   другими голосами.   Так   образуется   первый   раздел   фуги   –   экспозиция.   Во   втором разделе – разработке – тема появляется только в других тональностях. А в третьем,   последнем   разделе   –   репризе   –   она   вновь   проводится   в   главной тональности, но излагается уже не одноголосно. Экспозиция здесь точно не 1 Фуга – высшая форма полифонической музыки – достигла в творчестве Баха полной  зрелости и ярчайшего расцвета. Знаменитый русский композитор и пианист XIX века  Антон Григорьевич Рубинштейн в своей книге “Музыка и ее представители» написал,  восхищаясь «Хорошо темперированным клавиром», что там можно найти «фуги  религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного,  юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они все  схожи – в красоте …» повторяется. В фугах широко используются удержанные противосложения и интермедии. До­минорную фугу Баха, о которой идет речь, начинает, появляясь в среднем голосе, четкая, рельефная, хорошо запоминающаяся тема с упругим танцевальным ритмом: Энергичная настойчивость сочетается в теме с грациозностью, сквозь волевую   собранность   проглядывает   лукавое   озорство.   В   этом   заложены возможности дальнейшего разнообразного и динамического развития. В   начале   разработки   тема   звучит   светло   –   единственный   раз   она проводится в мажорной тональности (Es­dur). В репризе же из трех главных проведений темы в основной тональности (c­moll) второе, в басу, приобретает такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушевание природных сил в прелюдии. И еще одно, заключительное проведение темы фуги завершается просветленным До­мажорным аккордом. В таком сходстве между концовками прелюдии   и   фуги   обнаруживается   внутренне   эмоциональное   родство контрастных частей цикла.

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018