3. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ ИЗ «ХОРОШО
ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА»
В «Хорошо темперированном клавире» Бах установил тип двухчастного
цикла «прелюдия и фуга». Прелюдия строится свободно. В ней немалая роль
и
может
гомофонногармоническому
принадлежать
складу
импровизационности.
Это создает контраст к фуге как строго
полифоническому произведению. Вместе с тем части цикла «прелюдия и
фуга» объединены не только общей тональностью. Между ними в каждом
случае посвоему проявляются тонкие внутренние связи.
Эти общие типические черты можно проследить в Прелюдии и фуге до
минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия
складывается из двух основных разделов. Первый заполнен быстрым
равномерным движением шестнадцатых в обеих руках. Оно изнутри насыщено
выразительными мелодическими и гармоническими элементами.
Представляется, будто, стесненный берегами, бурлит неугомонный поток:
Накопив мощную энергию, этот поток в конце первого раздела как бы
перехлестывает через край и в начале следующего раздела становится еще
более стремительным, грозя, все смести на своем пути. Этот
кульминационный момент прелюдии отмечен сменой темпа самым быстрым
(Presto) и использованием полифонического приема – двухголосного канона. Но разбушевавшуюся стихию внезапно останавливают повелительные удары
аккордов и многозначительные фразы речитатива. Тут происходит вторая
смена темпа – на самый медленный (Adagio). А после третьей смены темпа на
умеренно быстрое Allegro в заключительных тактах прелюдии тонический
органный пункт в басу постепенно тормозит движение шестнадцатых в правой
руке. Оно становится мягкораскидистым и замирает на до мажорном
аккорде. Наступает успокоение, умиротворение.
После такого свободного, импровизационного завершения прелюдии
внимание переключается в иной, контрастный план. Начинается трехголосная
фуга1.
Это слово на латинском и итальянском языках означает «бег»,
«бегство», «быстрое течение». В музыке фуга – сложное полифоническое
произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняя друг друга.
Большинство фуг основываются на одной теме. Реже встречаются фуги с
двумя, еще реже с тремя и четырьмя темами. А по числу голосов фуги бывают
двух, трех, четырех и пятиголосными.
Однотемные фуги начинаются с изложения темы в главной тональности
какимлибо одним голосом. Затем тема имитируется поочередно другими
голосами. Так образуется первый раздел фуги – экспозиция. Во втором
разделе – разработке – тема появляется только в других тональностях. А в
третьем, последнем разделе – репризе – она вновь проводится в главной
тональности, но излагается уже не одноголосно. Экспозиция здесь точно не
1 Фуга – высшая форма полифонической музыки – достигла в творчестве Баха полной
зрелости и ярчайшего расцвета. Знаменитый русский композитор и пианист XIX века
Антон Григорьевич Рубинштейн в своей книге “Музыка и ее представители» написал,
восхищаясь «Хорошо темперированным клавиром», что там можно найти «фуги
религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного,
юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они все
схожи – в красоте …» повторяется. В фугах широко используются удержанные противосложения и
интермедии.
Доминорную фугу Баха, о которой идет речь, начинает, появляясь в
среднем голосе, четкая, рельефная, хорошо запоминающаяся тема с упругим
танцевальным ритмом:
Энергичная настойчивость сочетается в теме с грациозностью, сквозь
волевую собранность проглядывает лукавое озорство. В этом заложены
возможности дальнейшего разнообразного и динамического развития.
В начале разработки тема звучит светло – единственный раз она
проводится в мажорной тональности (Esdur). В репризе же из трех главных
проведений темы в основной тональности (cmoll) второе, в басу, приобретает
такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушевание природных сил в
прелюдии. И еще одно, заключительное проведение темы фуги завершается
просветленным Домажорным аккордом. В таком сходстве между концовками
прелюдии и фуги обнаруживается внутренне эмоциональное родство
контрастных частей цикла.
Бах
Бах
Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.