Прелюдия и фуга До мажор, открывающие первый том «Хорошо
темперированного клавира», приобретают особое значение: они как бы вводят
в большой цикл, дают представление о его особенностях. Качества, присущие
именно этим пьесам, стали во многом определяющим для всего произведения.
Прелюдия и фуга До мажор, контрастные друг другу, вместе с тем
неразрывно связаны. Каждая из частей этого цикла в полной мере воплощают
свою специфику. Прелюдия подлинно «прелюдийна»: музыка течет
непринужденно, как бы импровизационно рождаясь под руками исполнителя;
в ней торжествует гармония, аккордовость. Фуга – прекрасный образец
полифонической насыщенности, где полно «высказывается» каждый голос.
Прелюдия и фуга связаны друг с другом глубокими связями, в том числе и
Для обеих частей цикла характерна плавность
интонационными.
мелодического движения, мягкая диатоника, преобладание поступенности в
голосоведении, нечастое модулирование. Это служит средством выражения
созерцания и спокойствия, поэтичного настроения прелюдии и углубленного
размышления фуги. Поступенное начало темы заложено в чистом и плавном
голосоведении прелюдии.
Глубоко сосредоточенный тон произведения открывает одну из важных
образных сфер всего первого тома, сферу созерцанияразмышления,
господствующего в нем. Она видоизменяется, дополняется, оттеняется
контрастными образами, но сохраняет свое значение до самого конца. В этом
отношении До мажорный цикл является как бы вступлением ко всем
остальным.Музыка прелюдии рождается из «общих форм» движения. От начала до
конца сохраняется единая фактура, равномерность ритмики, однотипность
фигураций. Мелодии в привычном понимании нет, но она будто разлита в
задумчивых переборах звуков разложенных аккордов, она, как «скрытый
голос», слышится то в верхнем, то в средних слоях музыкальной ткани.
Движение кажется стихийным, но, как и в других прелюдиях Баха,
единообразие фактуры объединяет его и направляет по определенному руслу.
Впечатлению цельности в большей мере способствует и тонально
гармоническое развитие; здесь это ведущий фактор, им определяется все
становление музыки.
Прелюдию До мажор не без основания считают вступлением ко всему
громадному произведению. Это и в самом деле «прелюдия прелюдий». Образ
ее воссоздан очень скромными средствами, но в какомто безгранично
широком обобщении, тематизм совершенно растворен в фигурационной игре
волн.
Мелодическая сфера звучит рассредоточено и скрыто, она заключена в
поющих трезвучиях и септаккордах («Эолова арфа баховской фантазии»!).
Эти гармонии сменяются почти непрерывно, сохраняя, однако, постоянную
близость к объединяющей их тонике До, и определяют композиционную
структуру в виде старинной двухчастной формы с большой кодой.Есть в этой пьесе и «этюдный» элемент, и не исключена возможность,
что перед нами — очень далекая предшественница Первого этюда Шопена
(ор. 10 № 1).
Широкопесенная четырехголосная фуга До мажор, чрезвычайно
концентрированная по тематизму, выступает как массивный рельеф на
прозрачнотекучем фоне.
В ней нет интермедий, она богато насыщена стреттными проведениями,
которые придают большую плотность ткани и определяют собою пропорции в
соотношении частей: сжатая шеститактная экспозиция, где архитектоника
вступлений точно воспроизводит высотный контур темы; широкая
«трехъярусная» разработка со стреттной, гармонически потемневшей и
драматичной кульминацией; совсем маленькая (всего два проведения),
светлая и успокоенная реприза. Затухание тематических линий в аккордово
гармонических последованиях тактов 26—27, их фигуративный рисунок на
органном пункте создают поэтический эффект замыкания цикла.