Бах
Оценка 4.9

Бах

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
20.09.2018
Бах
Публикация является частью публикации:
ИЗМ5.docx
Прелюдия   и   фуга   До   мажор,   открывающие   первый   том   «Хорошо темперированного клавира», приобретают особое значение: они как бы вводят в большой цикл, дают представление о его особенностях. Качества, присущие именно этим пьесам, стали во многом определяющим для всего произведения. Прелюдия   и   фуга   До   мажор,   контрастные   друг   другу,  вместе   с   тем неразрывно связаны. Каждая из частей этого цикла в полной мере воплощают свою   специфику.   Прелюдия   подлинно   «прелюдийна»:   музыка   течет непринужденно, как бы импровизационно рождаясь под руками исполнителя; в   ней   торжествует   гармония,   аккордовость.   Фуга   –   прекрасный   образец полифонической   насыщенности,  где   полно   «высказывается»   каждый   голос. Прелюдия и фуга связаны друг с другом глубокими связями, в том числе и   Для   обеих   частей   цикла   характерна   плавность интонационными. мелодического движения, мягкая диатоника, преобладание поступенности в голосоведении, нечастое модулирование. Это служит средством выражения созерцания и спокойствия, поэтичного настроения прелюдии и углубленного размышления фуги. Поступенное начало темы заложено в чистом и плавном голосоведении прелюдии.  Глубоко сосредоточенный тон произведения открывает одну из важных образных   сфер   всего   первого   тома,   сферу   созерцания­размышления, господствующего   в   нем.   Она   видоизменяется,   дополняется,   оттеняется контрастными образами, но сохраняет свое значение до самого конца. В этом отношении   До   мажорный   цикл   является   как   бы   вступлением   ко   всем остальным. Музыка прелюдии рождается из «общих форм» движения. От начала до конца   сохраняется   единая   фактура,   равномерность   ритмики,  однотипность фигураций. Мелодии в привычном понимании нет, но она будто разлита в задумчивых   переборах   звуков   разложенных   аккордов,   она,   как   «скрытый голос»,   слышится   то   в   верхнем,   то   в   средних   слоях   музыкальной   ткани. Движение   кажется   стихийным,   но,   как   и   в   других   прелюдиях   Баха, единообразие фактуры объединяет его и направляет по определенному руслу. Впечатлению   цельности   в   большей   мере   способствует   и   тонально­ гармоническое   развитие;   здесь   это   ведущий   фактор,   им   определяется   все становление музыки. Прелюдию До мажор не без основания считают вступлением ко всему громадному произведению. Это и в самом деле «прелюдия прелюдий». Образ ее   воссоздан   очень   скромными   средствами,   но   в   каком­то   безгранично широком обобщении, тематизм совершенно растворен в фигурационной игре волн.  Мелодическая сфера звучит рассредоточено и скрыто, она заключена в поющих трезвучиях и септаккордах («Эолова арфа баховской фантазии»!). Эти гармонии сменяются почти непрерывно, сохраняя, однако, постоянную близость   к   объединяющей   их   тонике   До,   и   определяют   композиционную структуру в виде старинной двухчастной формы с большой кодой. Есть в этой пьесе и «этюдный» элемент, и не исключена возможность, что перед нами — очень далекая предшественница Первого этюда Шопена (ор. 10 № 1).  Широко­песенная   четырехголосная   фуга   До   мажор,   чрезвычайно концентрированная   по   тематизму,   выступает   как   массивный   рельеф   на прозрачно­текучем фоне.  В ней нет интермедий, она богато насыщена стреттными проведениями, которые придают большую плотность ткани и определяют собою пропорции в соотношении   частей:   сжатая   шеститактная   экспозиция,   где   архитектоника вступлений   точно   воспроизводит   высотный   контур   темы;   широкая «трехъярусная»   разработка   со   стреттной,   гармонически   потемневшей   и драматичной   кульминацией;   совсем   маленькая   (всего   два   проведения), светлая и успокоенная реприза. Затухание тематических линий в аккордово­ гармонических последованиях тактов 26—27, их фигуративный рисунок на органном пункте создают поэтический эффект замыкания цикла.

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах

Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018