Бах

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 20.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ИЗМ5.docx
Прелюдия   и   фуга   До   мажор,   открывающие   первый   том   «Хорошо темперированного клавира», приобретают особое значение: они как бы вводят в большой цикл, дают представление о его особенностях. Качества, присущие именно этим пьесам, стали во многом определяющим для всего произведения. Прелюдия   и   фуга   До   мажор,   контрастные   друг   другу,  вместе   с   тем неразрывно связаны. Каждая из частей этого цикла в полной мере воплощают свою   специфику.   Прелюдия   подлинно   «прелюдийна»:   музыка   течет непринужденно, как бы импровизационно рождаясь под руками исполнителя; в   ней   торжествует   гармония,   аккордовость.   Фуга   –   прекрасный   образец полифонической   насыщенности,  где   полно   «высказывается»   каждый   голос. Прелюдия и фуга связаны друг с другом глубокими связями, в том числе и   Для   обеих   частей   цикла   характерна   плавность интонационными. мелодического движения, мягкая диатоника, преобладание поступенности в голосоведении, нечастое модулирование. Это служит средством выражения созерцания и спокойствия, поэтичного настроения прелюдии и углубленного размышления фуги. Поступенное начало темы заложено в чистом и плавном голосоведении прелюдии.  Глубоко сосредоточенный тон произведения открывает одну из важных образных   сфер   всего   первого   тома,   сферу   созерцания­размышления, господствующего   в   нем.   Она   видоизменяется,   дополняется,   оттеняется контрастными образами, но сохраняет свое значение до самого конца. В этом отношении   До   мажорный   цикл   является   как   бы   вступлением   ко   всем остальным.Музыка прелюдии рождается из «общих форм» движения. От начала до конца   сохраняется   единая   фактура,   равномерность   ритмики,  однотипность фигураций. Мелодии в привычном понимании нет, но она будто разлита в задумчивых   переборах   звуков   разложенных   аккордов,   она,   как   «скрытый голос»,   слышится   то   в   верхнем,   то   в   средних   слоях   музыкальной   ткани. Движение   кажется   стихийным,   но,   как   и   в   других   прелюдиях   Баха, единообразие фактуры объединяет его и направляет по определенному руслу. Впечатлению   цельности   в   большей   мере   способствует   и   тонально­ гармоническое   развитие;   здесь   это   ведущий   фактор,   им   определяется   все становление музыки. Прелюдию До мажор не без основания считают вступлением ко всему громадному произведению. Это и в самом деле «прелюдия прелюдий». Образ ее   воссоздан   очень   скромными   средствами,   но   в   каком­то   безгранично широком обобщении, тематизм совершенно растворен в фигурационной игре волн.  Мелодическая сфера звучит рассредоточено и скрыто, она заключена в поющих трезвучиях и септаккордах («Эолова арфа баховской фантазии»!). Эти гармонии сменяются почти непрерывно, сохраняя, однако, постоянную близость   к   объединяющей   их   тонике   До,   и   определяют   композиционную структуру в виде старинной двухчастной формы с большой кодой.Есть в этой пьесе и «этюдный» элемент, и не исключена возможность, что перед нами — очень далекая предшественница Первого этюда Шопена (ор. 10 № 1).  Широко­песенная   четырехголосная   фуга   До   мажор,   чрезвычайно концентрированная   по   тематизму,   выступает   как   массивный   рельеф   на прозрачно­текучем фоне.  В ней нет интермедий, она богато насыщена стреттными проведениями, которые придают большую плотность ткани и определяют собою пропорции в соотношении   частей:   сжатая   шеститактная   экспозиция,   где   архитектоника вступлений   точно   воспроизводит   высотный   контур   темы;   широкая «трехъярусная»   разработка   со   стреттной,   гармонически   потемневшей   и драматичной   кульминацией;   совсем   маленькая   (всего   два   проведения), светлая и успокоенная реприза. Затухание тематических линий в аккордово­ гармонических последованиях тактов 26—27, их фигуративный рисунок на органном пункте создают поэтический эффект замыкания цикла.