Прелюдия и фуга Ре мажор. Задолго до Баха тональность Ре мажор
применяется для воплощения образов торжества, ликования, героики1.
Именно так, в духе традиций, осмысленны возможности Ре мажора в этом
произведении: живость, стремительность (в прелюдии), торжественность и
волевая активность (в фуге).
Как всегда у Баха, цикл прелюдия – фуга внутренне контрастен и
целостен. Предпосылки общего строя фуги и ее тематических интонаций
заключены в прелюдии. И наоборот, отдельные эпизоды внутри фуги
напоминают о прелюдии. Есть некоторые точки соприкосновения и в
тональном плане обеих частей цикла.
Прелюдия почти вся – единый порыв. Ее волнообразное и
целенаправленное движение устремленно к кульминации в конце. Легкая,
ажурная, вся состоящая из мелодизированных фигураций, она, подобно
многим другим прелюдиям «Хорошо темперированного клавира», выдержана
в единой фактуре, неизменна по типу движения.
Однако к концу прелюдии исходный образ так существенно меняется,
что кажется трудносопоставимым с начальным. Заключение будто освещает
прошедшее новым светом, и все приобретает особую значительность.
Все в прелюдии отмечено изяществом и отточенностью. Движение
звуков слышится как бы в двух планах: в первой и во второй октавах. В
сочетании с равномерным стаккатным движением в партии левой руки эти
фигурации создают острые и звонкие звучания. Все словно сверкает и
искрится, все четко, ритмично, размеренно и вместе с тем совершенно
непринужденно, импровизационно.
1 В этом же плане трактует ремажорную тональность Гендель и Бах. Прелюдия состоит из двух частей; вторая начинается аналогично
только в субдоминантовой тональности (Cоль мажор).
первой,
Целенаправленность движения достигается его единообразием, применением
секвенционности и, конечно, тональным планом. Опорные точки тонального
плана – Ля мажор и фадиез минор (доминантовые тональности), затем, после
эпизодического возвращения главной тональности – ми минор, си минор, Соль
мажор, то есть субдоминантовая область. Она очень обширна, простираясь
вплоть до заключительного доминантового органного пункта в Ре мажоре.
Строгая тональногармоническая логика организует свободную
импровизацию.
В кульминации прелюдии, ее заключительном разделе на смену легкой
«игре» приходит ощущение силы, а непрекращающееся движение становится
выражением энергичного напора и воли. Замечательнее же всего та
естественность, с которой это совершается, при всей неожиданности
перемены. Раньше всего слух отмечает замену мажорного лада минорным.
Минорные тональности появлялись не раз, но только эпизодически. Теперь же
область dmoll охватывает сразу шесть тактов доминантового органного
пункта. Лишь заключительное разрешение мажорно. Существенно и то, что
все эти такты основаны на звучности остро неустойчивого аккорда – уменьшенного вводного в доминанту, который наслаивается на доминантовый
бас. Создается весьма напряженный гармонический комплекс. Бах усиливает
выразительный эффект его еще и тем, что в двух последних тактах дает
аккорд в «сгущенном» виде, сопоставляя уменьшенные вводные в тонику и в
доминанту.
Изменились и ритм, и фактура. Стаккатные касания гармонических
опорных тонов в партии левой руки уступили место выдержанному басу,
уплотненному движению восьмых и шестнадцатых. В партии правой руки
происходит расслоение на два голоса – как бы реализуется то, что было
заложено в фигуративном рисунке с самого начала. Такт 4 от конца предстает
в четырехголосии; своего рода ответом ему служит контрастный следующий:
из многозвучного и плотного аккорда рождается свободно текущий
волнообразный пассаж, широкий по диапазону, совмещающий в одном
мелодическом потоке мажорную и минорную терции главной ладотональности
(такт 3 от конца). В темпе Adagio пассаж звучит как речитатив.
В результате развития достигается новое качество: динамическая
устремленность начала прелюдии преобразуется в драматическую патетику
заключительных тактов. И теперь, после окончания прелюдии, фуга звучит
хотя и контрастно, но уже подготовлено – всем предыдущим развитием
прелюдии.
Фуга торжественна и величественна. Развитие в ней имеет иную
направленность, чем в прелюдии. В итоге – важное изменение самой сущности
музыкального образа, здесь – всестороннее подтверждение в ходе развития того, что высказано в теме. В кульминации дано не новое качество, но высший
этап постепенного раскрытия существа образа. Проведениям темы
противопоставляются интермедии, более мягкие, чем тема, лирически
окрашенные. Оттеняя моменты звучания темы, они усиливают заключенный в
ней элемент мужественности, решимости. С другой стороны, прозрачностью
фактуры они перекликаются с прелюдией.
Тема фуги – будто туго сжатая пружина, вдруг обнаруживающая свою
энергию. В ней все значительно одинаково: и стремительное «раскручивание»
тридцатьвторых, и следующий затем широкий ход на сексту вверх, сильный и
патетический, и дальнейшее поступенное заполнение этой сексты энергичным
нисходящим движением в пунктирном ритме.
Все элементы темы составляют основу интермедий. В отличие от до
мажорной фуги, здесь почти нет стретт и относительно немного проведений
темы.
Бах
Бах
Бах
Бах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.