БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
Оценка 5

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
8 кл
14.10.2023
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
baykalovedenie_8_kalss1.docx

 

 

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа по байкаловедению для 8 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в основной образовательной программе школы ООО ФГОС, учетом содержания программы спецкурса Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В. «Байкаловедение» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений, издание 3, исправленное – Иркутск, 2011. – 64 с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-6,7-8 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области  (протокол от 18.04.2003 г.).

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Цель: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи:

·      формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

·      формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

·      формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

·      воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Байкаловедение» основной школы в 8 классе отводится 35 часов.

Краткая характеристика условий организации образовательного процесса

В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 сел. Школа для детей является главным социальным центром.

На качество обучения влияют различные факторы:

- в данном классе есть дети из малообеспеченных и многодетных семей.

- учащиеся подвозятся из сел (Макаринино-16 км., Журавлиха-7 км.) на школьном автобусе.

- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).

Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а также ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала.

 

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу байкаловедения, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

Программа спецкурса Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В. «Байкаловедение» для учащихся 5-6,6-7 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск, 2011. – 65 с.

Байкаловедение. Е.Н.Кузеванова. Учебник для общеобразовательной школы, Иркутск, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

1.     Формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

2.     Формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

3.     Формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

4.     Воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.

 

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

1.     Овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ста­вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня­тиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен­ты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.     Умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

3.     Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих.

4.     Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

 

Предметные результаты

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

1.       характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

2.       различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

3.       называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);

4.       характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.

 

В ценностно-ориентационной сфере:

1.       знание основных правил поведения в природе;

2.       анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 

В сфере трудовой деятельности:

1.       знание и соблюдение правил работы в кабинете;

2.       умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).

 

В сфере физической деятельности:

1.      рациональная организация труда и от­дыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

1.      овладение умением оценивать с эстетической точки зре­ния объекты природы.

3.      Содержание учебного курса

 

8 класс

 

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Введение

1

Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

2

Кто и как изучает Байкал

3

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.

3

Происхождение Байкала

5

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.

4

Геологические особенности Байкала

4

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.

5

Климат и погода на Байкале

3

История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.

Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.

6

Вода в Байкале

1

Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.

7

Жизнь на Байкальских берегах

6

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.

8

Жизнь в озере Байкал

6

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Донные водоросли, поясность и сезонность развития донных водорослей. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.

Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Особенности развития фитопланктона в разные сезоны года и в разные годы. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.

Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Пищевое поведение, сезонное развитие.

Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Размножение.

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.

Гаммариды. Разнообразие. Представители, особенности биологии развития и поведения.

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения  и жизнедеятельности.

Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение  Питание, особенности поведения.

Водные насекомые. Хирономиды, ручейники. Особенности строения, развития. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.

Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы.

Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях.

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.

Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.

9

Человек на Байкале

6

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с местными жителями.

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.  Точечные и распределенные источники загрязнений. Виды загрязнителей. Химические, биологические, тепловые загрязнения.

Российские законы по охране окружающей среды. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе.

Влияние человека на озеро Байкал. Источники загрязнения Байкала. Сравнение уровня загрязнения Байкала и озера Мичиган в США.

Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.

Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на Байкале.

Государственная система охраны озера. Закон об охране озера Байкал. История его создания. Зонирование территории вокруг Байкала. Виды деятельности, запрещенные в «центральной экологической зоне».

Что такое «устойчивое развитие». Как человек нарушает устойчивое развитие. Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.

 

Итого

35

 

 

 

 

 

4.      Календарно-тематическое планирование

8 класс

 

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Введение» - 1 ч.

1/1

Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

 

 

Раздел «География Байкала» - 3 ч.

2/1

Особенности географического положения озера Байкал. Практическая  работа № 1.  Тема: Географическое положение озера Байкал.

 

 

3/2

Острова на Байкале, их расположение, особенности геологии.

 

 

4/3

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы.

 

 

Раздел «Происхождение Байкала» - 5 ч.

5/1

Возникновение и формирование Байкала.

 

 

6/2

Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения. Практическая работа №  2. Тема: Землетрясения.

 

 

7/3

Современное геологическое строение Байкальской котловины

 

 

8/4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа №  3.  Тема: Полезные ископаемые.

 

 

9/5

Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли.

 

 

Раздел «Геологические особенности Байкала» - 4 ч.

10/1

Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Практическая работа № 4. Вертикальная поясность Прибайкалья.

 

 

11/2

Темнохвойная и светлохвойная тайга. Практическая работа № 5. Альпийский пояс.

Практическая работа № 6. Горные леса. Сравнение растительного и

животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.

 

 

12/3

Степи. Луга и болота. Практическая работа № 7. Степи.

Практическая работа № 5. Болота.

 

 

13/4

Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц. Практическая работа № 8. Птицы Байкала.

 

 

Раздел «Климат и погода на Байкале» -  3 ч.

14/1

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

 

 

 

15/2

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.

 

 

 

16/3

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

 

 

Раздел «Вода в Байкале» - 1 ч.

17/1

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды.

 

 

Раздел «Жизнь на Байкальских берегах» - 6 ч.

18/1

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

 

 

 

 

 

19/2

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли.

 

 

20/3

Фитопланктон. Видовое разнообразие.

 

 

21/4

Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Практическая работа № 7. Высшие водные растения и водоросли Байкал.

 

 

 

22/5

Донные животные. Губки. Практическая работа № 8. Байкальские губки.

 

 

 

23/5

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Практическая работа № 9. Моллюски.

 

 

 

 

 

 

Раздел «Жизнь в озере Байкал» - 6 ч.

24/1

Гаммариды. Практическая работа № 10. Гаммариды.

 

 

 

25/2

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Практическая работа № 12. Байкальские черви (турбеллярии, олигохеты,

полихеты).

 

 

 

26/3

Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Практическая работа № 11. Зоопланктон.

 

 

 

27/4

Водные насекомые. Хирономиды, ручейники.

 

 

28/5

Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы. Омуль. Осетр. Практическая работа № 13. Рыбы Байкала.

 

 

 

 

29/6

Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка

 

 

Раздел «Человек на Байкале» - 6 ч.

30/1

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

 

 

 

31/2

Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы.

 

 

32/3

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм. Практическая работа № 12. Влияние туризма на Байкале.

 

 

 

 

33/4

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. 

 

 

34/5

Российские законы по охране окружающей среды.

 

 

35/6

Влияние человека на озеро Байкал. Практическая работа № 13. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Список литературы

1.      Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна.Т. 1. Озеро Байкал, Отв. Ред. О.А. Тимошкин. – Новосибирск: наука, 2001. – 832 с.

2.      Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

3.      Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Из-во, 1984.-368 с.

4.      Попова С.М. и др. Палиолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, СИб. Отделение, 1989. – 111 с.

5.      Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. -2001.-160 с. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна №2(42) 2005/-C/ 20-26.

 


 

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по байкаловедению для 8 классов составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по байкаловедению для 8 классов составлена на основе

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового…

Предметные результаты Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового…

Содержание учебного курса 8 класс № п / п

Содержание учебного курса 8 класс № п / п

Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира

Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира

Жизнь на Байкальских берегах6Биологическое разнообразие

Жизнь на Байкальских берегах6Биологическое разнообразие

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие

Человек на Байкале 6

Человек на Байкале 6

Календарно-тематическое планирование 8 класс № п / п

Календарно-тематическое планирование 8 класс № п / п

Рельеф дна. Связь с мантией Земли

Рельеф дна. Связь с мантией Земли

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод

Раздел « Жизнь в озере Байкал » - 6 ч

Раздел « Жизнь в озере Байкал » - 6 ч

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2023