Подготовила:
Садовникова Надежда Евгеньевна
Должность:
учитель математики
Место работы:
ГБОУ СОШ № 443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
25 августа 2022 г.
г. Санкт-Петербург
Российская Федерация
Содержание
Пояснительная записка………………………………………..…........................ 3
1 Понятие вектора. Понятие нулевого вектора. Понятие длины вектора.... .....4
1.1 Теоретические знания.............................................................................................................4
1.2 Практические задания .….......................................................................................................5
2 Понятие коллинеарных векторов. Сонаправленные и противоположно
направленные коллинеарные векторы. Свойства ненулевых векторов. Равенство векторов................................................................... …......................5
2.1 Теоретические знания. ..….....................................................................................................5
2.2 Математический диктант № 1. …........................................................................................8
2.3 Дополнительные задачи. …...................................................................................................8
3 Правила и законы сложения (вычитания) векторов. …...................................8
3.1 Сумма двух векторов. Вычитание векторов. Сложение векторов по правилу
треугольника. ….....................................................................................................................8
3.2 Сложение векторов по правилу параллелограмма. …...................................................... 9
3.3 Математический диктант № 2.......................................................................................... . ..9
3.4 Сложение векторов по правилу многоугольника. Законы сложения векторов. .….........9
3.5 Умножение вектора на число. …..........................................................................................9
3.6 Смешанные задачи на правила и законы сложения векторов. …......................................9
4 Применение векторов к решению задач ..................................................................9
5 Контрольная работа. .....................................................................................10
Список литературы............……………………………………………...............11
Пояснительная записка
Для поэлементного контроля знаний обучающихся по теме «Векторы» (8 класс) был сформирован банк задач, к котором в первых двух разделах:
- «Понятие вектора. Понятие нулевого вектора. Понятие длины вектора» (раздел 1);
- «Понятие коллинеарных векторов. Сонаправленные и противоположно
направленные коллинеарные векторы. Свойства ненулевых векторов. Равенство векторов» (раздел 2)
автором отдельно сформулированы задачи с целью выявления тех элементарных теоретических знаний, которыми не овладел учащийся, чтобы в дальнейшем производить действия над векторами (задачи раздела 3) и применять векторы в решении задач (раздел 4).
Банк задач формировался к рабочей учебной программе (РУП) по геометрии 8 класса, утвержденной в образовательном учреждении, в которой работает автор. В основе РУП лежит авторская программа для общеобразовательных учреждений Т.А. Бурмистровой — издательство М., Просвещение, 2009 г., к учебнику «Геометрия 7 — 9 классы», авторов: Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э. Г. Позняк, И. И. Юдиной, - М., «Просвещение», (2009 - 2014), включенного в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год, утвержденный Минобрнауки РФ приказом от 21 апреля 2016 года № 459.
При составлении банка задач также была использована литература учебно-методического комплекта к данному учебнику, перечисленная в разделе «Список литературы».
В отдельном разделе данной творческой работы представлена разработанная контрольная работа по теме «Векторы» (8 класс).
1.1 Теоретические знания.
рис. 1
1. Какими буквами на рисунке 1 обозначен отрезок?
2. Какие из векторов на рисунке 1 являются нулевыми векторами? Запишите их.
3. Сколько векторов изображено на рисунке 1? Выберите вариант ответа:
а) 5 б) 4 в) 3 г) 2 д) 1
4. Выберите из представленных вариантов:
а) б) в) г) АВ д) е) ж) з) RP
а) варианты, соответствующие обозначению отрезка;
б) варианты, соответствующие обозначению нулевого вектора;
в) варианты, соответствующие обозначению ненулевого вектора.
5. Выберите из представленных вариантов:
а) б) в) AB=6 г) д)
варианты, соответствующие обозначению длины вектора.
6. Выберите из представленных вариантов:
а) б) в) MN=0 г) д)
варианты, соответствующие обозначению длины нулевого вектора.
рис. 2
7. Чему равны длины векторов, изображенных на рисунке 2 (каждая клетка на рисунке 2 имеет сторону, равную единице измерения отрезков)?
8. Выберите варианты ответа, обозначающие модуль нулевого вектора:
а) б) в) г) д)
1.2. Практические задания.
A). Выполните практическое задание. Отметьте точки A, F, D, не лежащие на одной прямой. Начертите все ненулевые векторы, начало и конец которых совпадают с какими-то двумя из этих точек (A, F, D). Напишите все полученные векторы и укажите начало и конец каждого вектора.
Б). Выполните практическое задание. Выбрав подходящий масштаб, начертите векторы, изображающие движение автомобиля сначала на 150 км на север от поселка А до поселка B, а потом на запад на 250 км от поселка B до города C. Начертите вектор , который изображает перемещений и начальной точки в конечную.
2.1 Теоретические знания.
1. Выберите варианты ответов, определяющие, какие векторы называются коллинеарными векторами:
а) если векторы лежат на одной прямой;
б) если векторы лежат на параллельных прямых;
в) если векторы лежат на пересекающихся прямых;
г) если векторы лежат на перпендикулярных прямых.
2. Применительно к векторам, представленным на рисунке 2 выберите вариант ответа, содержащий коллинеарные векторы:
а),, б) , , в) ,
рис. 3
3. Применительно к векторам, представленным на рисунке 3, выберите варианты ответов на вопрос: каким векторам коллинеарен нулевой вектор ?
а) б) , , , в) всем векторам
4. Применительно к векторам, представленным на рисунке 3, выберите варианты ответов, содержащие коллинеарные векторы:
а) , б) , , , , в), , , , ,
5. Применительно к векторам, представленным на рисунке 3, из вариантов ответов:
а), б), в), г),
а) выберите варианты, содержащие сонаправленные коллинеарные векторы;
б) выберите варианты, содержащие противоположно направленные коллинеарные векторы.
6. Применительно к векторам, представленным на рисунке 3, какие из вариантов записей является верными?
а) ↑↓ б) ↑↑ в)↑↑ г)↑↑ д) ↑↓ е)↑↓ ж)↑↓ з)↑↓ и)↑↓ к)↑↑ л)↑↑ м) ↑↑
7. Применительно к векторам, представленным на рисунке 3, верны ли следующие утверждения?
1) если ↑↓ и ↑↓, то ↑↑
2) если ↑↑, а ↑↓, то ↑↓
Выберите правильный вариант ответа:
а) верно только утверждение 1;
б) верно только утверждение 2;
в) оба утверждения 1 и 2 верны;
г) оба утверждения 1 и 2 неверны.
8. Поверните на рисунке 3 вектор так, чтобы выполнялось для ненулевых коллинеарных векторов утверждение утверждение 3), следующего содержания:
если ↑↑ и ↑↑, то ↑↑.
Ответ: см. рисунок 4.
рис. 4
9. Выберите правильный вариант ответа, определяющий равенство векторов, т.е. = , если:
а) ↑↓ и =
б) ↑↑ и =
б) =
рис. 5
10. От точки М отложены вектора: , , , (см. рис. 5) и = ==.
Какой из векторов равен вектору ? Выбери вариант ответа:
а) б) в) г)
2.1 Математический диктант № 1.
· Начертите вектор , укажите его начало и конец.
· Начертите вектор , сонаправленный вектору .
· Начертите вектор , равный вектору .
· Начертите вектор , коллинеарный вектору .
· Чему равна длина нулевого вектора?
· Известно, что =. Что можно сказать о направлениях лучей AB и CD? О длинах отрезков AB и CD?
· Известно, что = -. Что можно сказать о направлениях лучей AB и CD? О длинах отрезков AB и CD?
2.3 Дополнительные задачи.
740[1]; 741[1]; 742[1]; 747[1]; 749[1]; 751[1]; 800[1];112[2]; Вариант 2, стр. 46[3]; Вариант 3, стр. 47[3]; Вариант 4, стр. 47[3]; 50.1[5]; 50.2[5]; 50.3[5]; 50.4[5];
3.1 Сумма двух векторов. Вычитание векторов. Сложение векторов по правилу треугольника.
753[1]; 754[1]; 51.1[5]; 51.2[5]; 52.1[5]; 52.2[5]; 52.3[5]; 52.5[5]; 3 стр. 59[3]; 6,5,6,7 стр. 59[3]; 759[1]; 115[2]; 116[2]; С-16 В1(1)[4]; 768[1]; 772[1]; 783[1]
3.2 Сложение векторов по правилу параллелограмма.
4 стр. 59[3]; 117[2]; 51.3[5]; 51.5[5]; 51.6[5]; С-17 В-1(2)[4]; 770[1]
3.3 Математический диктант № 2.
· Начертите два неколлинеарных вектора. Постройте угол между этими векторами.
· Может ли угол между векторами быть равным: 90°, 32°, 0°, 110°, 200°, 180° ?
· Что принимается за сумму векторов: вектор или число?
· Начертите два неколлинеарных вектора и . Найдите сумму этих векторов по правилу параллелограмма.
· Начертите два коллинеарных вектора и . Найдите сумму этих векторов по правилу треугольника.
· Какой вектор получается в результате сложения данноговектора с нулевым вектором?
· Чему равна сумма противоположных векторов?
3.4 Сложение векторов по правилу многоугольника. Законы сложения векторов.
755[1]; 120[2]; 121[2]; 124[2]; 764[1]; 766[1]; С-17 В-1(1)[4]; 53.5[5]
3.5 Умножение вектора на число.
54.2(1)[5]; 775[1]; 776[1]; 777[1]; 778[1]; 779[1]; 129[2]; 130[2]; 133[2]; Вариант 1стр. 49[3]; Вариант 2 стр. 49[3];
3.5 Смешанные задачи на правила и законы сложения векторов.
756[1]; 757[1]; 758[1]; 118[2]; 119[2]; 120[2]; 122[2]; 126[2]; 768[1]; 769[1]; 770[1]; 771[1]; 772[1]; 778 [1]
4 Применение векторов к решению задач.
53.5[5]; 53.6[5]; 54.1(2)[5]; 54.2(2)[5]; 55.1[5]; 55.2[5]; 55.3[5]; 55.4[5]; 135[2]; С-18 В-2(2)[4]; С-19 В-1(1)[4]; 789[1]; 55.5[5]; 792[1]; 803[1]; 804 [1]; 807[1]; 904[1]; 905[1];
Контрольная работа
1. Начертите равнобедренную трапецию ABCD с основаниями BC и AD; O - точка пересечения диагоналей. Отметьте векторы , , , , , , , . Запишите: а) сонаправленные векторы; б) противоположно направленные векторы. Имеются ли среди этих векторов: равные векторы; векторы, имеющие равные длины?
2. Начертите неколлинеарные вектора и , так, чтобы =3 см, =2 см. Постройте вектор = - .
3. В параллелограмме ABCD точка M середина стороны CD, N — точка на стороне AD такая, что AN : ND как 1 : 2. Выразите векторы и через векторы = и = .
Список литературы:
1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия. 7 — 9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.].- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2010. - 384с.
2. Л.С. Атанасян и др. - Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина].- М.: Просвещение, 2016. - 66с.
3. Мельникова, Н.Б. Дидактические материалы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 — 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 175, [1]с (серия «Учебно-методический комплект»).
4. Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / М.А. Иченская. - М.: Просвещение, 2012. - 144с.
5. Зив Б.Г. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7- 11 кл. общеобразоват. Учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2003. - 271с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.