Тема: Поэты пушкинской поры. Е. А. Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется».
Цели: познакомить учащихся с поэзией Е. А. Баратынского; показать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского; учить детей видеть и понимать прекрасное, работать над развитием грамотной, выразительной речи.
Задачи: вырабатывать навык анализа поэтического текста; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
– Знакома ли вам фамилия этого поэта, его стихи?
– Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) родился в 1800 году в Тамбовской губернии, в семье бывшей фрейлины императрицы Марии Фёдоровны Александры Фёдоровны Боратынской (Черепановой) и отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Боратынского.
В 1818 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в лейб-гвардии Егерский полк. Его служба длится семь лет. Правда, благодаря тому что его полк почти каждое лето несёт службу в столице, Баратынскому удаётся часто бывать в Петербурге, встречаться там с друзьями.
В это время его ближайшим другом становится Антон Дельвиг, тогда же он знакомится с Вильгельмом Кюхельбекером, а позже с Александром Пушкиным и Кондратием Рылеевым.
Баратынский, который обладает пытливым умом и талантом, создаёт свои первые произведения, которые получают признание, а сам поэт становится членом Вольного общества любителей российской словесности.
Один из самых тонких ценителей творчества Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нём: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одарённого вкусом и чувством».
Работа над стихотворениями.
– Послушайте одно из стихотворений Е. А. Баратынского, попробуйте найти подтверждение словам А. С. Пушкина.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!..».
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Какой вам представилась весна?
– Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?
– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?
– А как об этом сказано у Баратынского? Прочитайте. Найдите художественные средства. Эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»). Метафоры (на крыльях ветерка). Олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).
– С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
Ученики вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая соответствующую интонацию.
Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.
Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
Такой прием в литературе называется аллитерацией – это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради) Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
Затем учитель предлагает ученикам послушать ещё одно стихотворение поэта:
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
– Какие картины предстали перед вами?
– С каким чувством поэт говорит о природном явлении?
– Подтвердите ваше мнение строками стихотворения.
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.
Далее идёт упражнение в чтении стихотворения.
IV. Итог урока. Евгений Баратынский в своих произведениях о природе передает свои мысли и чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все отношения в природе в его стихотворениях напоминают отношения между людьми.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского, выучить наизусть стихотворение «Чудный град порой сольется».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.