Бас в музыкальной партитуре: исследовательская работа
Оценка 4.9

Бас в музыкальной партитуре: исследовательская работа

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка
7 кл—11 кл +1
08.03.2023
Бас в музыкальной партитуре: исследовательская работа
Не всегда заметный, как правило, звучащий на втором плане бас, крайне важен для музыкальной партитуры. Именно бас создает основу музыкального произведения, определяет его фактуру, вносит глубину в звучание. Долгое время бас как компонент отсутствовал в музыке. Но уже в Эпоху Возрождения и, далее, в музыке барокко бас превратился во второй по важности голос после основной мелодии.
Бас в музыкальной партитуре.docx

Тема: Басы. Натуральный строй инструментов. Строение и конструктивные особенности инструмента. Диапазон и характеристики звучания басов в различных регистрах. Приемы звукоизвлечения и техника игры. Функция инструментов в составе духового оркестра.

 

 

План

Введение

Основная часть

1.     Понятие духовых инструментов

2.     Духовые инструменты басового диапазона

Тромбон и его виды

Валторна

Туба и ее виды

Бас-кларнет

Контрафагот

Разновидности саксофона

3.     Эволюция состава духового оркестра

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Не всегда заметный, как правило, звучащий на втором плане бас, крайне важен для музыкальной партитуры. Именно бас создает основу музыкального произведения, определяет его фактуру, вносит глубину в звучание. Долгое время бас как компонент отсутствовал в музыке. Но уже в Эпоху Возрождения и, далее, в музыке барокко бас превратился во второй по важности голос после основной мелодии. Для этого периода характерен способ записи под названием генерал-бас: записывались только основная и басовая партии, а другие голоса обозначались цифрами и строились от баса. Подобное можно увидеть в произведениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Корелли и пр. вплоть до расцвета классицизма. С течением времени роль баса постепенно возрастала. В музыкальных произведениях стало возможным услышать не просто басовый аккомпанемент, а небольшие басовые соло, обычно как связующие звенья между частями композиции.

Несомненно, рождение и развитие джаза сильно расширило диапазон возможностей баса. Появились музыканты, которые солировали и импровизировали в басовом регистре. В некоторых направлениях - ритм-н-блюз, рок-н-ролл, соул - бас партия стала задавать характер всей музыкальной композиции. С изобретением электрического усиления звука, бас стал более глубоким и громким, в прошлом подобная сила звука в нижнем регистре была доступна только органу, В современной музыке бас может быть шагающим (джаз, блюз, рок-н-ролл), ровным и пульсирующим (хард-рок, хэви-метал), рваным и синкопированным (фанк). За свою достаточно короткую историю бас завоевал себе прочное место в музыке всех жанров, стал одним из основных ее элементов, создал основу звучания целых направлений, а в некоторых даже вытеснил с первого плана мелодию. В данной работе рассмотрим духовые музыкальные инструменты басового диапазона, входящие в состав духового оркестра.

 

 

Основная часть

Понятие духовых инструментов

Духовыми инструментами называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие — из металла.

Форма инструментов и материал, из которого они сделаны, определяют характер звучания, тембр. Духовые инструменты делятся на две группы — деревянные и медные. Но все они имеют и общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы.

Духовые инструменты басового диапазона

Тромбон и его виды

Есть много разных видов тромбона. Наиболее часто встречающиеся тромбоны в наше время - это тенор и бас, хотя в эпоху Возрождения тромбон был построен во всех размерах от пикколо до контрабаса. Дадим характеристику видам тромбона именно басового диапазона.

Чимбассо. Современное чимбассо фа-мажор Cimbasso охватывает тот же самый диапазон как туба или контрабасовый тромбон, но от последнего его отличает гораздо большая маневренность клапанов. В данной разновидности от трех до шести поршневых или поворотных клапанов и преимущественно цилиндрическое отверстие. Современные версии чаще всего представлены в F, хотя некоторые модели доступны в E , C и иногда B. Чимбассо (название происходит от «корно бассо») в своей первоначальной форме имело заостренный вверх раструб, как и туба с более широким отверстием, басы FF, EE и BB. Диапазон тембра чимбассо варьируется от теплого и мягкого до угрожающего. Эти инструменты были хорошо оценены в военных духовых оркестрах.

Контрабас тромбон. Контрабасовый тромбон обычно расположен в 12 'F на идеальную четверть ниже, чем современный тенор или бас-тромбон, и в своей истории претерпел ряд изменений. В 1921 году Эрнст Демель, немецкий инспектор оркестров и бас-тромбонист из Берлина, запатентовал новую конструкцию контрабасового тромбона, в котором использовался старый бас-тромбон немецкого военного оркестра, оснащенный двумя независимыми поворотными клапанами. Этот бас-контрабасный инструмент является предшественником современного контрабасового тромбона, который до сих пор в значительной степени построен по тем же принципам. Размер отверстия для слайда контрабасового тромбона обычно находится в диапазоне от 0,567 до 0,635 дюйма (от 14,4 до 16,1 мм). Диаметр раструба обычно составляет от 10 до 11 дюймов (от 25 до 28 см). Со времен Второй мировой войны контрабасовый тромбон с двумя клапанами в основном использовался в оркестрах. Благодаря комбинации обоих клапанов, удлинительная рукоятка на внешнем суппорте стала ненужной, и инструмент получил пять или шесть рабочих положений на суппорте. Сегодня инструменты обычно изготавливаются в двух конфигурациях: в традиционном стиле с двумя клапанами, понижающими высоту звука до E и B , и в «американском» стиле с двумя клапанами в C и D . Некоторые производители инструментов предоставляют специальные настроечные слайды, которые позволяют менять инструмент на любую конфигурацию. Технические пассажи на валторне, как правило, можно играть с большей маневренностью, чем на контрабасовом тромбоне с двумя слайдами в B , поскольку для большей части его диапазона для вибрации требуется более короткий столб воздуха и два клапана вместо одного. Диапазон контрабасового тромбона (за исключением основных партий или педальных нот), составляет от E 1 до E 4. Использование контрабасового тромбона почти всегда требует добавления четвертого игрока в секцию тромбона.

Бас-тромбон. Современный бас – тромбон. Стан в B . У него такая же длина трубки, как у тенорового тромбона (9 футов (2,7 м)), но более широкое отверстие и больший колокол, а также используется больший мундштук, что делает его более подходящим для игры в низком регистре. Типичными характеристиками являются размер отверстия 0,562 дюйма (14,3 мм) в затворе и 0,580 дюйма (14,7 мм) через трубку крепления клапана, с раструбом от 9 до 10+1 ⁄ 2 дюйма (от 23 до 27 см) в диаметре. Современные бас-тромбоны имеют один или два клапана, которые при включении понижают высоту звука инструмента. Первый клапан понижает до F. Есть два типа второго клапана: один понижает к типу G, другой, менее распространенный, понижает к типу Г. В зависимой системе второй клапан может быть задействован только тогда, когда задействован первый клапан - эта комбинация опускает ключ до E или D. В независимой системе клапаны могут использоваться по отдельности или в тандеме. Басовые тромбоны 19-го и начала 20-го века иногда делались с клапаном в E, а не F, или с альтернативным ползунком настройки для понижения высоты звука до E . Бас-тромбоны с одним клапаном часто имеют ползунок настройки, который достаточно длинный, чтобы понизить высоту звука на дополнительный полутон, изменив тональность на E вместо F.

Диапазон современного бас-тромбона полностью хроматичен, начиная с самой нижней основной гармонии, с развернутой трубкой для крепления клапана. Бас-тромбон со вторым клапаном в G может играть от B 0 (или даже A 0 с выдвинутыми слайдами клапана) до C 5 - многие профессионалы способны расширить диапазон еще выше. Современные оркестровые классические произведения часто используют широкий тональный диапазон басового тромбона.

Бас-тромбоны соль, фа, ми . Более старые, теперь устаревшие версии басового тромбона имели меньший диаметр, чем современные басовые тромбоны, описанные выше. Они обычно имели наклон G, F или E и имели более длинный слайд с ручкой, прикрепленной к внешней стойке слайда, чтобы обеспечить полное выдвижение слайда. В основном они использовались в Европе и Британской империи. Самыми старыми из этих инструментов были бас-тромбоны E, D и C, которые использовались в Европе в периоды Возрождения и раннего барокко.

Бас - тромбон в G (оркестровая версия была в G оснащена роторным креплением клапана) пользовался популярностью во Франции во второй половине ХIХ века, в Великобритании и Британской империи примерно с 1850 по 1950-е годы. До сих пор иногда их можно увидеть там в составе духовых оркестров и оркестров старинных инструментов. Диапазон бас-тромбона E составляет от A 1 до B 4, диапазон басового тромбона F - от B 1 до C 5, а диапазон бас-тромбона G - D 2, или A 1 или A 1 с D.

Валторна

Валторна - музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых. Считается одним из самых сложных для исполнителей. Название духового инструмента стало производным от немецкого «waldhorn» («лесной рог»). Звучание его можно услышать в симфоническом и духовом оркестрах, а также в ансамблевых коллективах и сольно. Валторна обладает превосходным мягким тембром, плавным звукоизвлечением, что даёт ей возможность передавать большой спектр различных нюансов. Несмотря на небольшой габарит, длина современной french horn в развёрнутом виде составляет 350 см. Вес достигает примерно 2 кг.

По конструктивным особенностям валторны делят на 4 типа:

1.     Одинарная. Трубу оснащают 3 вентилями, звучание её происходит в тоне Фа и диапазоне 3 1/2 октавы.

2.     Двойная. Оборудована пятью вентилями. Её можно настроить 4 тонах. Такое же количество диапазонов октав.

3.     Комбинированная. По своим характеристикам схожа с двойной конструкцией, но оборудована четырьмя вентилями.

4.     Тройная. Относительно новая разновидность. Её оснастили дополнительным клапаном, благодаря чему можно добраться до более высоких регистров.

Сегодня используют компоновку преимущественно в строе F. Диапазон валторны находится в интервале от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы). В ряд попадают все промежуточные звуки по хроматическому ряду. Ноты в строе Фа записывают в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания, в то время, как басовый диапазон — на кварту ниже. Тембр валторны в нижнем регистре — огрублен, напоминает фагот или тубу.

В 18 веке началось кардинальное преображение «лесного рога», а также его активное применение в оркестрах. Конструкция french horn и техника игры на ней постоянно претерпевали изменения. Валторнист Хампль, чтобы сделать звучание выше, стал использовать мягкий тампон, вставляя его в раструб, а позже заслонять выходное отверстие можно рукой. Данный прием стал широко использоваться в практике игры.

Кардинально конструкция поменялась в начале 19 века, когда был изобретён вентиль. Вагнер стал один из первых композиторов, который стал использовать модернизированный инструмент в своих произведениях. К концу столетия обновлённая валторна получила название хроматической и полностью заменила собой натуральную.

Игра на инструменте позволяет удачно исполнять крупные длительности и мелодии широкого дыхания. Техника не требует большого запаса воздуха (за исключением крайних регистров). В центре расположен клапанный узел, который регулирует длину воздушного столба. Левая рука валторниста располагается на клавишах клапанного узла. Воздух в french horn вдувают через мундштук. Благодаря вентильному механизму возможно понижение высоты натуральных звуков.

Среди валторнистов распространены 2 приёма получения недостающих звуков диатонической и хроматической гаммы. Первый позволяет исполнить «закрытое» звучание: техника игры подразумевает перекрытие раструба рукой наподобие заслонки. На пиано звук получается мягкий, приглушенный, на форте рычащий, хриплый.

Второй приём позволяет инструменту издавать «застопоренное» звучание. Приём подразумевает введение в раструб кулак, который перекрывает выходное отверстие. Звучание повышается на полтона. Такая техника, при игре на натуральной конфигурации, придавала звучанию хроматизмов. Кроме того, возможно исполнение раструбом вверх. Такая техника делает тембр звука громче, а также придает патетический характер музыке.

Туба и ее виды

Туба - амбушюрный медный широко мензурный духовой инструмент из семейства саксгорнов. Туба – самый низкий по голосу медный духовой инструмент. Название туба происходит от латинского слова tuba – труба. Сама туба представляет собой длинную несколько раз свернутую трубу, расширяющуюся в соотношении примерно 1:20 по мере приближения к раструбу.  Туба оснащена вентильным механизмом от 3 до 6 вентилей. Басовые тубы имеют основной строй в Eb и в F, Контрабасовые тубы – в строе B и C. Номинальный диапазон тубы-бас от Ми контроктавы до Ми первой октавы,  тубы-контрабас – от До контроктавы до Си малой октавы.

Туба  как музыкальный инструмент была известна еще в древнем Риме. Их всех медных инструментов с вентилями туба появилась в оркестре последней. Ее считают прямым потомком семейства бюгельхорнов, сменивших клапанное устройство на вентильное. Туба, воспроизводящая самые низкие звуки, вошла в семейство «широкомензурных» инструментов, которое в Германии имело общее название флюгельхорны, а во Франции - саксхорны. 

Мензура - одна из основных особенностей всех духовых инструментов, от волынки и губной гармоники до органа. «Широкомензурные» инструменты имеют трубу с довольно большим отношением среднего диаметра к длине, «узкомензурные»- наоборот. От мензуры зависит очень многое - строй и возможность устойчивой работы на басах или верхах, тембр, характеристики направленности, время атаки основного тона и время установления гармонических составляющих. Тембр тубы очень насыщенный, плотный, мягкий, легко управляемый. Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук похож на валторновый. Но как раз этот регистр представляет собой наибольшую сложность при исполнении - трудно попасть в нужный тембр, что требует ежедневных тренировок. 

Современная туба относится к семейству саксгорнов. Более точно можно употребить немецкое наименование семейства – бюгельгорны, так как авторство изобретения тубы принадлежит не Адольфу Саксу. Следом за внедрением вентильной механики, многие мастера стали вносить инновации и создавать новые духовые инструменты нового поколения. Немецкие мастера Вильгельм Випрехт и Карл Вильгельм Моритц в 1835 году в берлине получили патент на изобретение первой басовой тубы. Туба была настроена в F и была оснащена 5-ю вентилями. В скором времени после этого тубы заместили инструменты семейства серпентов  басгорны и офиклеиды.

Большой вклад в развитие тубы привнес бельгийский мастер Адольф Сакс, его изыскания распространялись на получившие популярность во Франции саксгорны, в основном это были тубы в строе Eb и Bb. В свою очередь тубы Випрехта тоже завоевывали музыкальную Европу и широко выпускались чешским производителем Cerveny в строе F и С. Мастер Гюстав Огюст Бессон начал производство туб во Франции, а после его переезда в Англию, тубы продолжили экспансию и добрались до Америки.

Впоследствии появилось большое разнообразие туб, которые принимали различные формы, оснащались различным количеством клапанов всевозможных типов. В современности используют тубы следующих форм:

Туба-басс  в Eb или F – пожалуй, самый распространенный инструмент из туб, который занимает важное положение в современном оркестре, не менее важное, чем у контрабаса или фагота.

Контрабас-туба в Bb или C – самая большая и самая низкая по голосу туба из ныне используемых туб.

Кайзер-туба – в строе B – наиболее мензурированная  контрабасовая туба, где длина воздушного столба в отличии от базовой  580 см увеличена до 966 см

Двойная туба – в строе B/F либо C/F – комбинация басовой и контрабасовой тубы. Переключение строя производится специальным вентилем.

Геликон (от греч. ekit, — кольцо, спираль)легендарная «кавалеристская» туба круглой формы, которая обвивает тело музыканта. Считается, что первый геликон был построен в России в 1845 году. Геликоны были востребованы в военных оркестрах и церковных духовых ансамблях. Инструменты изготовлялись преимущественно в строях ми-бемоль (малый бас) и си-бемоль (большой бас). И в настоящее время нередко малый бас называют бас ми-бемоль, а большой — бас — си-бемоль. Но в начале XX в. басы стали нотироваться по действительному звучанию и таким образом превратились в нетранспонирующие инструменты.

Благодаря круглой форме эти инструменты обладают мягким, несколько приглушенным звуком. Их нижний регистр (ля контроктавы — соль большой октавы у малого баса, ми-бемоль, ми контроктавы — ре большой октавы у большого) обладает сильным и густым звуком. Средний регистр (соль большой — соль малой октавы у малого баса, ре большой — ре малой у большого) звучит наиболее полно и мощно. Верхний регистр имеет жесткое, приглушенное звучание. В оркестре, как правило, малый бас используется в верхнем и нижнем регистрах, а большой — в нижнем и среднем регистрах. В настоящее время басы геликоны почти полностью вытеснены тубами. Полный объем и аппликатура инструментов (малый бас, см. пример 101; болшой бас, см. пример 102; малый бас с квартвентилем, см. пример 103; большой бас с квартвентилем, см. пример 104).

В партитурах для духового оркестра принято писать две партии басов. При этом первая партия поручается малому басу, вторая — большому. Чаще всего обе партии бывают равнозначными, но иногда для устранения тяжеловесности звучания технически подвижных голосов партия второго баса упрощается. Нередко снижение тяжеловесности звучания басов достигается посредством их поочередного включния. Тем не менее на басах невозможно воспроизводить быстрые пассажи так же легко и отчетливо, как на корнете, теноре, баритоне.

Сегодня геликон в основном используют в военных оркестрах, на всеобщих собраниях, парадах и торжественных мероприятиях. Инструмент широко распространен по всему миру. Без геликона нельзя представить многие музыкальные произведения. Талантливые композиторы, музыканты и сегодня развивают свое искусство игры на этом инструменте. Звучание геликона является самым низким среди всех видов медных духовых инструментов. Если не уметь играть, музыка получится тусклой и однообразной. Музыкант с помощью губ старается, как можно больше вдувать в трубу воздуха, чтобы достичь наибольшего разнообразия тональности мелодии.

Сузафон – подобная по форме геликону туба, но с огромного размера раструбом, обращенным вперед, а также содержащий клапаны. По своей акустической нише в оркестре он примерно соответствует тубе. Во время концерта раструб должен быть поднят над головой. Конструктивно изделие весьма близко к типовым вертикальным трубам. Максимум нагрузки приходится на плечо.

Так как инструмент спроектирован очень тщательно, его расположение вполне удобно и позволяет уверенно играть даже при движении. Музыканты играют на сузафоне стоя или сидя, подвесив инструмент на ремень через плечо. Звук извлекается дуновением воздуха в отверстие для рта. Воздушный поток проходя через внутренность аэрофона деформируется, выдавая на выходе характерное звучание. Обособляемый раструб позволяет делать сузафон компактнее, чем иные инструменты. Клапаны расположены выше талии, непосредственно перед музыкантом. Масса инструмента составляет 10 кг, а его длина — 5 м.

 Сузафон удовлетворял требования американских военных оркестров, которые воплотил Джон Филипп Суза, чье имя и получил инструмент - предок геликона. Благодаря своей конструкции его легко можно вешать на плечо, либо же прикрепить к седлу лошади. Несмотря на отличия во внешнем виде, конструкция корпуса напоминает классическую тубу. Материал изготовления — медь, латунь, иногда с серебряными и позолоченными элементами. Облегченные модели изготавливают из стекловолокна. Диаметр главной трубы в процессе использования увеличился с 55,8 см до 66 см. Улучшенная версия показала пригодность для маршевой музыки, и с 1908 года стала использоваться оркестром морпехов США на постоянной основе. С тех пор сама конструкция не подвергалась изменениям, менялись только материалы для изготовления. В России сузафон используется джазменами чаще, чем в других странах, и всё же это, скорее, типичный военный инструмент.

Бомбардон – сегодня это имя обобщает тубы с очень мощным глубоким басом. Ранее бомбардоном называли 12-ти клапанный офиклеид, изобретенный в 1820 году австрийским мастером Иоханом Ридлем.  В некоторых источниках именно этот инструмент считают прародителем современной тубы.

Томистертуба – ранцевая туба, построенная в 1908 году в Австро-Венгрии туба небольшого размера. Компактные размеры тубы позволяли военным музыкантам поместить тубу в пехотный рюкзак – Tomister.

Маршевая туба – туба со специально изогнутым мундрором, чтобы исполнитель мог расположить ствол тубы на своем плече, таким образом, чтобы прямой формы раструб был направлен вперед.  Такая конструкция является предпочтительной для военных маршевых оркестров.

Субконтрабас-туба – туба в Bb, звучит на октаву ниже контрабас-тубы, самые низкие ноты на этом инструменте звучат в субконтроктаве, ниже слухового порога. Субкотрабасовые тубы строятся очень редко по индивидуальному заказу. Длина основного ствола такой тубы 1160 см вместе со всеми вентильными изгибами -1932 см.

Бас-кларнет

Басовая разновидность кларнета появилась в начале XIX века. Сегодня данный инструмент входит в состав симфонических оркестров, применяется в камерных ансамблях, востребован среди джазовых музыкантов.

Бас-кларнет, на итальянском звучащий как «clarinetto basso», относится к категории деревянных духовых музыкальных инструментов. Устройство его подобно устройству обычного кларнета, главными элементами конструкции являются:

·         Корпус: прямая цилиндрическая трубки, состоящая из 5 элементов (раструба, мундштука, колен (верхнего, нижнего), бочонка).

·         Трость (язычок) – тонкая пластинка, служащая для извлечения звука.

·         Клапаны, кольца, звуковые отверстия, украшающие поверхность корпуса.

Изготавливают бас-кларнет из благородных пород дерева – черного, мпинго, кокобола. Большая часть работ проводится вручную, согласно указаниям, разработанным столетие назад. Материал изготовления, кропотливость работы сказывается на цене предмета – данное удовольствие не из дешевых.

Диапазон бас-кларнета – примерно 4 октавы (от ре большой октавы до си-бемоль контроктавы). Главное применение – в строе В (си-бемоль). Ноты пишутся в басовом ключе, тоном выше положенного.

·         Первоначально был создан обычный кларнет – событие произошло во второй половине XVIII века. Далее понадобился практически век для того, чтобы усовершенствовать его в бас-кларнет. Автором разработки является бельгиец Адольф Сакс, которому принадлежит еще одно значительное изобретение – саксофон.

·         А.Сакс кропотливо изучил имеющиеся в XIX веке модели, долгое время работал над усовершенствованием клапанов, улучшением интонаций, расширением диапазона. Из-под руки специалиста вышел совершенный академический инструмент, занявший достойное место в симфоническом оркестре.

·         Густой, несколько мрачный тембр инструмента незаменим в отдельных сольных эпизодах музыкального произведения. Услышать его звучание можно в операх Вагнера, Верди, симфониях Чайковского, Шостаковича.

Техника игры

Техника игры схожа с навыками владения обычным кларнетом. Инструмент является чрезвычайно подвижным, не требует передувания, больших запасов кислорода, звуки извлекаются легко.

Если сравнивать два кларнета, басовый вариант менее подвижен, отдельные произведения потребуют от музыканта большого мастерства. Есть обратная тенденция: музыка, написанная в низкой тональности, с трудом поддается игре на обычном кларнете, зато его «басовый брат» справится с подобной задачей без труда.

Игра предполагает использование двух регистров – нижнего, среднего. Бас-кларнету идеально удаются эпизоды трагического, тревожного зловещего характера.

Бас-кларнет не является «первой скрипкой» в оркестре, но и думать о нем, как о чем-то несущественном, было бы неверно. Без сочных, певучих нот, которые неподвластны прочим музыкальным инструментам, многие гениальные произведения звучали бы совершенно иначе, если бы оркестры исключили басовую модель кларнета из состава.

Контрафагот.

Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал. controfagotto, фр. contrebasson, нем. Kontrafagott, англ. contrabassoon) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с вдвое бо́льшим столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота.

Диапазон по действительному звучанию — от B0 (си-бемоль субконтроктавы), реже A0 до g (соль малой октавы); ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания. Тембр — как у фагота, но более мрачный, в верхнем регистре — несколько гнусавый и сдавленный. Контрафагот был сконструирован в конце XVII — начале XVIII века (самый ранний из сохранившихся инструментов датируется 1714 годом) и усовершенствован в XIX веке. Гектор Берлиоз писал о возможностях контрафагота: «Hет надoбности дoбавлять, чтo этoт чрезвычайно неповоротливый инструмент пригоден лишь для бoльших гармонических эффектов и для басoвыx гoлoсoв в умеренном движении.

Контрафагот является самым низким (наряду с контрабасовым кларнетом и субконтрабасовым саксофоном) по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос.

Этот инструмент знаком многим как двойной фагот. По сути, контрафагот и является увеличенной версией фагота, но обладает более низким звучанием. Техники игры во многом схожи. Музыканты, освоившие фагот, могут сыграть и на контрафаготе. История этого музыкального инструмента довольно интересная, ведь долгие годы его просто недооценивали.

История появления

Инструмент, созданный из дерева, относится к классу духовых. Впервые инструмент был построен в 1620 году мастером Хансом Шрайбером из Берлина. Он изобрёл инструмент, звучание которого было на одну октаву ниже, чем у привычного фагота. Попытки получить такой инструмент были и раньше, однако назвать их успешными нельзя.

Позже и другие мастера пытались реализовать духовой музыкальный инструмент низкого звучания. Основной трудностью являлся выбор подходящей древесины, а также дополнительные проблемы создавали некоторые конструктивные особенности. Деревянный массив должен быть таким, чтобы получилось просверлить довольно большое отверстие в сечении. Клавиши на инструменте никак не получалось расположить так, чтобы музыканту не создавалось трудностей с их использованием. Такие проблемы напрямую были связаны с габаритами контрафагота.

Инструмент Шрайбера не получил популярности и мирового признания, так как имел значительные технические сложности изготовления в связи с большими габаритами и недостаточно чистым строем. Использовался чаще всего в Германии. Во Франции, Бельгии и Англии контрафагот был заменен металлическим контрабасом с язычком, сделанным в Австралии. Такой инструмент был сильно схож с контрафаготом, но имел худшее звучание. Чистоты мелодии добиться было практически невозможно.

Франция позже отказалась от контрабаса с язычком в пользу контрабасового сарюзофона. Такой инструмент и сегодня иногда применяют вместо контрафагота. Однако и сарюзофон имеет серьезный недостаток: его звучание слишком мощное, сочное и плотное. В оркестре это не всегда приемлемо.

К концу XIX века немцам всё-таки удалось сделать качественный инструмент. Еще столетие спустя его усовершенствовал В. Хэккель. Теперь трубка инструмента имела более узкое отверстие, но была увеличена в длине. Механизм клапанов дублировал вариант, используемый в фаготе.

Ещё позже стали доступны разнообразные конструкции контрафагота. Англо-французская модель имела широкое отверстие в короткой трубе. Стоит отметить, что изначально такой вид был разработан именно в Германии. В результате англо-французский контрафагот звучит грубо, имеет большой размер и малую поворотливость. Именно последние факторы были причиной того, что французы плохо относились к такому духовому музыкальному инструменту.

Ноты для контрафагота пишут в басовом ключе на октаву выше их реального звучания. Таким же образом пишут ноты для игры на контрабасе. Были попытки внести другие правила записи, над которыми трудился Клод Дебюсси.

Некоторые классики Запада всегда сохраняли верность контрафаготу. Среди них были и Гайдн с Бетховеном. А вот Рихард Вагнер всегда мог обойтись без использования такого сомнительного музыкального инструмента. М. Глинка применил контрафагот только в опере «Руслан и Людмила».

Длинная и насыщенная история контрафагота делает инструмент особо интересным и привлекательным. Он не получал признание лишь потому, что мастера не могли найти оптимальный способ изготовления. В некоторых произведениях контрафагот можно было заменить другим инструментом, и постановщики концертов пользовались этой возможностью. Однако сегодня ситуация улучшилась: двойной фагот теперь – полноценный музыкальный инструмент в оркестрах.

Описание

Этот деревянный духовой музыкальный инструмент является видоизмененным фаготом, имеет более крупную конструкцию, за счёт чего звучит значительно ниже. Именно различие в размерах повлияло на тембр и строй звучания. Контрафагот в 2 раза больше стандартного фагота.

Инструмент имеет язычок размером 6,5-7,5 см. Внутри встроены большие лезвия, с помощью которых улавливаются вибрации нижнего регистра. Контрафагот изготовлен таким образом, что звук находится в субконтроктавном регистре. Также звучат контрабас и туба.

Современный российский контрафагот может иметь либо прямой раструб из дерева, либо изогнутый из металла. От материала и типа трубы зависит и звучание инструмента.

Популярные производители

Массовое производство контрафаготов началось не так давно. Несколько компаний изготавливают и продают их лишь с 2013 года. Среди них такие производители:

Moennig-Адлер;

Amati;

Моосман;

Heckel.

А также на рынке фаготов присутствует немецкая компания Püchner.

Использование в оркестре

Длительное время контрафагот был, скорее, помехой для оркестра, чем его участником. Неповоротливый инструмент был грубым и непривлекательным. Звучание всегда происходило с некоторым опозданием, поэтому музыканты не любили контрафагот. Большинство композиторов старались не использовать его в своих произведениях.

Инструмент используется в духовых оркестрах. Инструментальные составы делятся на несколько видов: малый, средний и большой. Двойной фагот встречается в последней разновидности для усиления фаготов и расширения фаготного звукоряда в более низкий регистр. Кроме того, инструмент может использоваться в большом смешанном оркестре.

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей — иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров — более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры, представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Разновидность саксофона

строй

транспозиция

Саксофон-сапранино

Es(ми-бемоль)

Малая терция вверх

Саксофон-сопрано

B(си-бемоль)

Большая секунда вниз

Альтовый саксофон

Es (ми-бемоль)

Большая секста вниз

Теноровый саксофон

B(си-бемоль)

Большая нона вниз

Баритоновый саксофон

Es (ми-бемоль)

Большая терцдецима вниз

Басовый саксофон

B(си-бемоль)

Большая секунда через две октавы вниз

Контрабасовый саксофон

Es (ми-бемоль)

Большая секста через две октавы вниз

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F, эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Труба

Современная труба не является инструментом басового регистра.  Но в контексте данной работы необходимо отметить ранее существовавшие две ее разновидности: редко используемую сегодня альтовую трубу и вышедшую из употребления с середины 20 века басовую. Среди начатых Вагнером экспериментов в медной духовой группе особое место занимает басовая труба. Она введена Вагнером в оркестр как естественное продолжение ряда низких труб. Однако реально этот инструмент тогда еще не существовал. Беда Вагнера состояла в том, что процесс сочинения партитур с новыми инструментами опережал у композитора процесс создания соответствующего инструментария. Будучи, вне всякого сомнения, не только гениальным оркестратором, но и новатором в изобретении музыкальных инструментов, он все же не имел четкого представления о естественных законах и условиях, управляющих строением инструментов с амбушюром и игрой на них. Согласно расчетам, задуманная Вагнером басовая труба in C имела бы длину свыше семи метров. Такая величина, естественно, не могла дать должной полноты всем ступеням звукоряда и, начиная с шестнадцатого гармонического призвука, препятствовала извлечению самых высоких ступеней. Вот почему немецкие мастера не могли построить басовую трубу так, чтобы на ней возможно было играть, не удаляясь от первоначальной идеи автора.

Сегодня басовая труба - уже не миф, а реальность. Она отличается роскошной и благородной звучностью. В ее тембре есть напряженность и суровость. Выразительность и ровность свойственны почти всему объему ее звучания. Вагнер писал для своей басовой трубы в трех строях - in Es, in D и in C, звучащих большой секстой, малой септимой и октавой ниже нотной записи. Предлагая свои инструменты, композитор ориентировался на огромный В начале 1980-х годов в Ленинградской филармонии для достижения более сильного эффекта в звучании басовой партии использовали специально изготовленную для премьеры Четвертой симфонии Б. Тищенко гигантскую трубу.

Эволюция состава духового оркестра

Истоки длительного оркестрового исторического пути уходят в глубокую древность. Этот путь, можно разделить на два больших этапа развития.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались, на протяжении веков и даже тысячелетий. Уже тогда наметились три вида духовых инструментов:

?флейты (продольные, поперечные и многоствольные);

?духовые язычкового типа (прототипы современного кларнета);

?медные духовые (с воронкообразным мундштуком).

В музыкально-исполнительской культуре древних государств имелись многие духовые инструменты - от простых флейт до высокоразвитых язычковых инструментов. При армиях существовали специальные оркестры, оснащенные военными трубами и ударными инструментами.

Инструментальный состав духового оркестра постепенно совершенствовался.

Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей).

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высоты: благодаря флейтам и кларнетам с их разновидностями оркестр может звучать в высоком регистре. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с деревянной группой. Но тогда медный состав теряет свою универсальность, которая присутствовала в малом медном оркестре. Благодаря большим техническим возможностям деревянных, медные "освобождаются" от игровой техники, общее звучание оркестра делается более легким.

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов "мягкой" группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов). Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры -- широкое использование технических возможностей деревянных, применение "закрытых" звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов. Вместе с Н. А. Римским-Корсаковым, Вячеслав Червеный принял активнейшее участие в реформе русских армейских духовых оркестров (1874–1876), которая заключалась в стандартизации инструментов, их строев, улучшении подготовки музыкантов и, в конечном счете, в преодолении разноголосицы и фальши.

Сейчас мы рассмотрим каждую из групп, входящих в состав оркестра, отдельно.

1. Медные духовые инструменты

На заре возникновения оркестра вплоть до середины XIX столетия, "медь" была далеко не столь совершенной и развитой, какой она стала после изобретения "вентильного механизма", превратившего ее из натуральной в хроматическую. Благодаря этому замечательному преобразованию 1811 года, значение группы медных духовых инструментов  значительно возросло.

Медные духовые инструменты, как и деревянные способны также выдерживать звук и, если они и уступают им в некоторой гибкости и виртуозности, то взамен этого они располагают силой, далеко оставляющей позади себя и деревянные духовые и струнные инструменты, даже вместе взятые.

Чаще всего, "дерево" и "медь" уравновешиваются вполне противоположными степенями силы звука. При piano у "меди", сочное forte у "дерева" в какой-то мере удерживает соотношение сил.

Художественно-технические возможности медных духовых инструментов достаточно разнообразны, но они не столь богаты, как возможности "дерева". Будучи достаточно разнообразными в окраске своего звучания, медные духовые инструменты, тем не менее, быстро "приедаются" и утомляют внимание значительно скорее, чем даже "дерево". Медным духовым инструментам не достает той вдохновенной глубины, которая в таком избытке свойственна смычковым.

В состав медной группы входят: труба, корнет, валторна, тромбон, альт, тенор, баритон, туба

Ярким представителем объединения медных духовых инструментов является труба, истоки возникновения которой в полном смысле слова теряются в далеком прошлом. И если бы в действительности возникла необходимость узнать, когда впервые она появилась, то на этот вопрос едва ли удалось бы ответить. Все данные, которыми располагает история музыки, приводят к тому выводу, что флейты и трубы возникли не только одновременно, но и ведут к одному и тому же корню.

Малый бас и большой бас. Эти представители низких строев соответственно конструктивным особенностям разделяются на два основных вида: геликоны и тубы. Басы-геликоны, имеющие трубку закругленной формы, с преобладанием конических частей над цилиндрическими, почти повсеместно вышли из употребления и уступили место тубам.

Последние имеют более вытянутую трубку, иное соотношение цилиндрических и конических частей и более широкую мензуру. Эти особенности устройства тубы, способствующие большей ясности, твердости звучания (за счет устранения глухоты и расплывчатости, присущих звучанию геликона), а также более обширные динамические возможности обусловили популярность данного вида басов в духовых оркестрах. Следует к этому добавить, что тубы достаточно органично сливаются с остальными инструментами основной группы.

Средний регистр, наиболее сочный и выразительный, является наиболее употребляемым -- особенно применяются басовые голоса, излагающие мелодию.

Таким образом, в партитурах для духового оркестра пишут две партии басов, исполняемые различными инструментами: партия первого баса поручается малому басу-тубе, второго -- большому басу-тубе. Они равноценны, но для облегчения исполнения партия второго баса иногда упрощается. Этот прием особенно важен для устранения тяжеловесности звучания технически подвижных голосов.

Иногда снижение излишней грузности звучания басов достигается сокращением количества исполнителей до одного.

2. Деревянные духовые инструменты

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов.

К началу XVIII века в состав русских оркестров входили новейшие деревянные духовые инструменты. Петр I любил музыку, видя в ней мощное средство эмоционального воздействия на людей, объединяющее их волю.

Введение в оркестр деревянных инструментов (преимущественно флейты, кларнета) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, "служат преимущественно для колорита оркестра" (Глинка имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Они не все могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукоряда. Кроме того, при относительной силе звука, не все представители этого содружества обладают подлинным piano или надлежащим forte, и размах степеней силы звука, заключенный между этими понятиями, в сущности, весьма невелик и даже в меру условен. Лишенные полной свободы в изменении силы звука, деревянные духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями в извлечении самого звука, на произведение которого требуется сравнительно больше времени, чем у смычковых.

не все играющие на деревянных духовых инструментах способны издавать более одного звука одновременно, что дает право назвать их монофоничными.

Во многом деревянные духовые инструменты сходны с человеческими голосами и, располагая свойственными им красотами, оказываются не в силах удержать внимание слушателя на достаточно большой отрезок времени.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное отверстие в головке инструмента. Струя воздуха рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки (флейта);

2. Язычковые/тростниковые (лингвальные), в которых воздух вдувается через трость, укрепленный в верхней части инструмента и являющегося возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента (гобой, кларнет, саксофон, фагот).

Заключение

Истоки длительного оркестрового пути уходят в глубокую древность. Уже тогда наметились три вида духовых инструментов: флейтового типа, язычковые и медные. Существует три вида духовых оркестров смешанного типа: малый, средний и большой.

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является наличие деревянной группы и таким образом смешанный состав получает доступ в "зону" высокого регистра. Большой оркестр по сравнению с малым обладает большими красочными и динамическими возможностями.

Список литературы:

1.Виды тромбона - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Types_of_trombone

2.ДОМИФА Духовые инструменты. Геликон. Сузафон. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://domifa.ru/dukhovye-muzykalnye-instrumenty/210-gelikon-suzafon

3.Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

4. Инструментоведение и инструментовка[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://instrumentovka.blogspot.com/p/sax-phone.html

5. Константин Никитин журнал Audio MUSIC №1\2\3-2002[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://tubastas.ru/book-021

6. Музыкальные инструменты [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://vplate.ru/muzykalnye-instrumenty/kontrafagot/

7. Сузафон Рубрика: Духовые Автор: Владимир Денисов[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:  https://muzinstru.ru/duhovye/suzafon

8. Туба медный духовой инструмент[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://elcoda.com/tuba.html

9. Творческая мастерская [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://tv-22.ru/rol-basa-v-muzyke.html/

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Басы. Натуральный строй инструментов

Тема: Басы. Натуральный строй инструментов

Введение Не всегда заметный, как правило, звучащий на втором плане бас, крайне важен для музыкальной партитуры

Введение Не всегда заметный, как правило, звучащий на втором плане бас, крайне важен для музыкальной партитуры

Основная часть Понятие духовых инструментов

Основная часть Понятие духовых инструментов

F, хотя некоторые модели доступны в

F, хотя некоторые модели доступны в

Диапазон контрабасового тромбона (за исключением основных партий или педальных нот), составляет от

Диапазон контрабасового тромбона (за исключением основных партий или педальных нот), составляет от

Бас-тромбоны соль, фа, ми ♭

Бас-тромбоны соль, фа, ми ♭

Одинарная. Трубу оснащают 3 вентилями, звучание её происходит в тоне

Одинарная. Трубу оснащают 3 вентилями, звучание её происходит в тоне

Воздух в french horn вдувают через мундштук

Воздух в french horn вдувают через мундштук

Германии имело общее название флюгельхорны, а во

Германии имело общее название флюгельхорны, а во

Впоследствии появилось большое разнообразие туб, которые принимали различные формы, оснащались различным количеством клапанов всевозможных типов

Впоследствии появилось большое разнообразие туб, которые принимали различные формы, оснащались различным количеством клапанов всевозможных типов

В настоящее время басы геликоны почти полностью вытеснены тубами

В настоящее время басы геликоны почти полностью вытеснены тубами

Так как инструмент спроектирован очень тщательно, его расположение вполне удобно и позволяет уверенно играть даже при движении

Так как инструмент спроектирован очень тщательно, его расположение вполне удобно и позволяет уверенно играть даже при движении

Маршевая туба – туба со специально изогнутым мундрором, чтобы исполнитель мог расположить ствол тубы на своем плече, таким образом, чтобы прямой формы раструб был направлен…

Маршевая туба – туба со специально изогнутым мундрором, чтобы исполнитель мог расположить ствол тубы на своем плече, таким образом, чтобы прямой формы раструб был направлен…

Автором разработки является бельгиец

Автором разработки является бельгиец

Контрафагот. Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал

Контрафагот. Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал

Позже и другие мастера пытались реализовать духовой музыкальный инструмент низкого звучания

Позже и другие мастера пытались реализовать духовой музыкальный инструмент низкого звучания

Ноты для контрафагота пишут в басовом ключе на октаву выше их реального звучания

Ноты для контрафагота пишут в басовом ключе на октаву выше их реального звучания

Массовое производство контрафаготов началось не так давно

Массовое производство контрафаготов началось не так давно

Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания

Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания

Саксофон-сапранино Es (ми-бемоль)

Саксофон-сапранино Es (ми-бемоль)

C изредка используется в практике некоторых музыкантов

C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Выразительность и ровность свойственны почти всему объему ее звучания

Выразительность и ровность свойственны почти всему объему ее звучания

Но тогда медный состав теряет свою универсальность, которая присутствовала в малом медном оркестре

Но тогда медный состав теряет свою универсальность, которая присутствовала в малом медном оркестре

Сейчас мы рассмотрим каждую из групп, входящих в состав оркестра, отдельно

Сейчас мы рассмотрим каждую из групп, входящих в состав оркестра, отдельно

Все данные, которыми располагает история музыки, приводят к тому выводу, что флейты и трубы возникли не только одновременно, но и ведут к одному и тому…

Все данные, которыми располагает история музыки, приводят к тому выводу, что флейты и трубы возникли не только одновременно, но и ведут к одному и тому…

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов

Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное отверстие в головке инструмента

Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное отверстие в головке инструмента

Константин Никитин журнал Audio

Константин Никитин журнал Audio
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023