«Башкирия – мой край родной»
Оценка 4.9

«Башкирия – мой край родной»

Оценка 4.9
doc
22.01.2024
«Башкирия – мой край родной»
открытое занятие.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредствено образовательной

деятельности

в подготовительной к школе группе

 

 

«Башкортостан – мой край родной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Провела воспитатель

                                                                                   Подготовительной группы  № 3

                                                                                   МАДОУ Детский сад № 9

                                                                                   «Аленушка» г. Бирска

                                                                                   Гараева Л. В.

                                                                                  

 

 

                                                     

 

 

 

                                               

 

                                                 «Познание»

                      Тема: «Башкирия – мой край родной»

 

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»

 

Интегративные задачи:

 

«Познание»: уточнить у детей представления о родном крае, республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики, символике Башкортостана.

 

«Коммуникация»: развивать умение поддерживать беседу; обогащать словарный запас детей;  развивать умение отвечать на вопросы; побуждать детей употреблять существительные с обобщающим значением; совершенствовать речевые навыки, повышать эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

«Социализация»: воспитывать любовь, интерес и желание больше узнать о родном крае.

 

«Музыка»: Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость.

 

Предварительная работа:

 

Материалы и оборудование: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

  Тихо звучит мелодия курая. Заходят дети в зал и занимают свои места. На фоне этой музыки зачитывается стихотворение Геннадия Молодца «Башкирия».

Воспитатель: Башкирия,
                         Моя земля и небо,
                         Моя любовь,
                         Мой соловьиный край!

                         Мне жаль того,
                         Кто здесь ни разу не был,
                         Мне жаль того,
                         Кому не пел курай…
                         Башкирия,
                         Мое второе сердце,
                         Второе солнце у меня в огне!
                         Чтоб на тебя досыта наглядеться,
                         Не два,
                         А двадцать глаз иметь бы мне!   (Г.Молодцов).

Воспитатель: - Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно?

Дети: - О родине, о нашей республике Башкортостан.

Воспитатель: - Правильно, это стихотворение о нашем родном привольном башкирском крае, в котором мы с вами живем, и какой бы национальности мы ни были, мы должны любить его, знать культуру и историю родного края.  (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два -  три ребенка по очереди показывают).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Башкортостан -малая частица нашей великой Родины, раскинувшаяся в Предуралье и на Южном Урале. Вот какими прекрасными словами передал свою любовь к родному краю Мустай Карим в своем стихотворении «Моя Башкирия».

Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, - 
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…(М. Карим)

Воспитатель: - Сегодня я приготовила для вас сюрприз. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая).

Воспитатель: - Что на ней изображено?

Дети: - Цветок курая!  

Воспитатель: - Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Я вам предлагаю сегодня открыть эти соцветия и выполнить задания. Вы готовы?!

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда начинаем! Давайте посмотрим что под первым соцветием.

 Открываю первое задание.

 (Снимаю первый бумажный кружок с изображения соцветия).

Воспитатель: - Что ребята тут нарисовано?

Дети: - Город.

Воспитатель: - Значит, задание называется «Города». Ребята, кто мне скажет, какой город является столицей Башкортостана?

Дети: - Город Уфа.

Воспитатель: - Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет города нашей республики». Их всего 21.

 Дети называют города и показывают на карте Башкортостана:  Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Кумертау, Учалы, Мелеуз, Октябрьский, Сибай, Благовещенск, Давлеканово, Межгорье, Ишимбай, Белорецк, Стерлитамак, Баймак, Янаул, Агидель, Дюртюли, Туймазы.

 Воспитатель: - Молодцы ребята. Назвали все города. Справились с первым заданием курая.

 А сейчас следующее задание курая.

(Снимает второй бумажный кружок).

Воспитатель: -  Что вы видите?

Дети: - Герб республики Башкортостан.

Воспитатель: - Как и каждая республика и страна, республика Башкортостан имеет свои символы. Какие символы нашей республики вы знаете?

Дети: - Государственный герб, флаг, гимн.

Воспитатель: - Ребята, кто расскажет, что изображено на гербе Башкортостана?

Дети: - Государственный герб республики имеет круглую форму, на фоне  восходящего солнца в центре герба изображен памятник Салавату Юлаеву. Воспитатель: - Верно. Кто же он — Салават Юлаев?

Дети: - Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа, поэт, воин -  джигит. Он олицетворяет обобщенный образ воина – освободителя.

Воспитатель: - А что еще мы видим на гербе нашей республики?

Дети: - Под джигитом – воином могучий конь – верный друг и спутник башкир. С востока из - за памятника восходит солнце, освещая все вокруг своими лучами. По краям герба – башкирский национальный орнамент, этот элемент узора называется «кускар», это завитые бараньи рога, которые служили мерилом богатства башкир. Внизу герб завершает лента с цветами флага и цветком курая из семи лепестков и надпись «Башкортостан».    

 Воспитатель: - Под гербом - флаг нашей республики. Это второй символ нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге?

Дети: - Синий, белый, зеленый.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Собери флаг Башкортостана». Кто сможет это сделать?

(Дети собирают флаг)

Воспитатель: Молодцы! А кто может рассказать, что же обозначают цвета на флаге республики?

- Первая полоса флага синего цвета – это цвет небес, обозначает ясность и чистоту помыслов народов республики.

- Вторая полоса – в середине – белый цвет, означает миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству.

 - Третья полоса зеленая, означает свободу, вечность жизни.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, что еще вы видите на флаге, кроме трехцветных полос?

Дети: - На белой полосе, в середине круг – он как колесо, это знак вечного движения, значит, наша республика постоянно развивается, идёт вперед. В середине круга – цветок курая, состоящий из семи лепестков, они олицетворяют семь родов, положивших начало единению Башкортостана на его территории.

Воспитатель: - Молодцы! Цветок курая означает единство всех народов, населяющих Башкортостан. А желтый цвет орнамента означает возрождение и процветание. Курай является музыкальным инструментом, но и символом братства, единства, миролюбия. Искусство  игры на курае высоко ценилось издревле. И сейчас в народе продолжают развиваться традиции игры на курае.

- Ну и третий символ нашей республики. ( Звучит музыка – гимн РБ)

Воспитатель: - Кто же из вас догадался, какую мелодию мы сейчас слушали?

Дети: - Гимн республики Башкортостан.

Воспитатель: - Да, правильно. А почему вы слушали её стоя, не разговаривая?

Дети: - Потому что, когда звучит гимн, везде слушают его стоя, не разговаривая.

Воспитатель: Ребята, а что такое гимн?

Дети: - Это торжественная мелодия.

Воспитатель: - А когда звучит эта торжественная музыка?

Дети: - Гимн играется на торжественных встречах, на праздниках; гимн звучит в честь  спортсменов на Олимпийских играх, когда они одерживаю победу.

Воспитатель: (Демонстрирует портрет Хамитова Р.З ). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он?

Дети: - Президент республики Башкортостан - Рустэм Закиевич Хамитов.

Воспитатель: - Молодцы ребята, справились и с этим и заданиями курая.

 - Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок).

Что здесь изображено?

Дети: -Географическая карта.

 Воспитатель: - Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть горы, леса, озера и реки.  Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики.

Дети: - Уральские горы.

Воспитатель: -  Какие реки здесь текут?

Дети: - Белая, Дема, Уфа, Юрюзань.

 Воспитатель: - Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?

Дети: -  В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.

Воспитатель: - Правильно! Но главное наше богатство  ребята – это люди. И вот следующее задание курая.

(Снимаю четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено?

Дети: - Человечки.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.

Дети: -Башкиры, татары, марийцы, чуваши, русские, мордва, немцы, белорусы, латыши, украинцы, мишари, тептяри и многи другие.

Воспитатель: - Молодцы! Но большей частью в Башкортостане живут башкиры, русские, татары, марийцы. Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.Сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»

Воспитатель: Кто снимет пятый бумажный кружок?

Дети снимают. Там нарсована юрта.

 Воспитатель: - Давным – давно, ребята, и представить себе было не возможно, чтобы башкиры жили в домах. Они вели полукочевой образ жизни. Очень много переселялись с места на место по степи и все свои вещи перевозили на лошадях (машин – то тогда не было). А на одного коня много не нагрузишь. Вот и придумали башкиры «тирмэ», то есть юрту. А кто мне скажет, что это такое «тирмэ»?

Дети: - Это юрта – древнее жилище башкир.

Воспитатель: - Правильно. Тирмэ была легкой и удобной для перевозки. Основа юрты делалась из ивовых прутьев, а сверху натягивался чехол из войлока, прочный и тёплый. Как вы видите, тирмэ имеет круглые стены, конусообразную (куполообразную) крышу. В жару тирмэ было прохладно, а в холод – тепло. А на что похожа юрта?

Дети: - На палатку.

Воспитатель: - Были ещё и «ак тирмэ» белые юрты. Их ставили для приема гостей и торжественных событий.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Юрта»

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы веселые ребята,

 Соберемся мы в кружок

 Поиграем, и попляшем,

 И, помчимся на лужок

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

 Воспитатель:           

 Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает шестой бумажный кружок).

Воспитатель: Кого же вы видите на рисунке?

Дети: - Люди в национальных одеждах.

Воспитатель: - А национальная одежда какого народа?

Дети: - Национальная одежда башкирского народа.

Воспитатель: - Правильно ребята! Наш башкирский народ, как и другие национальности, имеет свои традиции и обычаи. Они очень разнообразны и интересны. Основное место в культуре башкир занимает национальная одежда. В ней нашёл отражение богатый духовный мир башкирских женщин. Я предлагаю рассмотреть башкирскую национальную одежду по подробнее. (рассказ сопровождаю показом слайдов). Женщины одевали длинное в талию платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором, вышивкой, и шаровары.  Женские платья шились с закрытым воротом, широким рукавом, с широким подолом и оборками. Чтобы сшить такое платье, уходило очень много ткани. Поверх платья надевался фартук или приталенная безрукавка - камзол, обшитый по краям  украшенный несколькими рядами серебряных монет, вышивкой, бисером. Обязательной в женском костюме была нагрудная повязка «тушелдерек». Нагрудную повязку невесты надевали только после свадьбы или когда рождался ребенок. На голову надевали кашмау – это шапочка с круглым вырезом на макушке   с длинной, спускающейся по спине полоской, расшитой бисером, кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками. Надевали верхнюю одежду: роскошные кафтаны (елэн) и чеклини из цветного сукна, отделанные вышивкой, монетами. Башкирские девушки носили на голове небольшие бархатные колпачки, платочки, шлемовидные шапочки (такыя), покрытые монетами, молодые женщины - головные покрывала (кушъяулык).  Украшения - серьги, браслеты, перстни, косники, застежки изготавливались из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет с применением вставок из бирюзы, цветного стекла. Носили кожаные туфли, ярко расшитые, на каблуках, лыковые лапти.

  Мужчины  надевали просторную и длинную рубашку с длинными рукавами и широкие штаны. Поверх рубахи и штанов надевали камзол, легкий халат, тулуп. На голову - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, войлочные шляпы. На ноги – сапоги с мягкими кожаными головками, кожаные башмаки, бахилы, лапти.  Верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Украшением мужской одежды были пояса: билбау, каптырка и кэмэр.
Вся одежда башкир украшена геометрическими (полоски, квадраты, треугольники ромбы) и цветочными узорами. В основном в узорах используются черный, зеленый, красный, желтый и белый цвета (рассматривание узоров и их элементов). 

 В прошлом каждая башкирская женщина обладала искусмством и мастерством изготовления одежды. Женщины шили одежду своими руками. На это у них уходило много времени и сил. Они не только шили одежду, но также ткали ковры и паласы. Башкирские женщины занимались ткачеством. И это у них хорошо получалось. Свой труд они отражали в танцах. Где, как не в пляске, ярче всего выражается народный задор, отвага, удаль! Я вам предлагаю станцевать танец «Ткем ковер»

Воспитатель: - Молодцы! Мы с вами соткали красивый ковер. 

Воспитатель: - Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает седьмой бумажный кружок). Что здесь нарисовано?

Дети: - Пироги, кувшины.

Воспитатель: -  Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Какие башкирские национальные блюда вы знаете, кто может назвать их?

Дети: - Очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш.

Воспитатель: - А каие напитки вам известны?

Дети: - Кумыс, айран, катык.

 Воспитатель: - Наш край славится целебным напитком кумыс. А  что это за напиток ребята?

Дети: - Это кислое кобылье молоко.

Воспитатель: - А что такое катык?

Дети: - Заквашенное кипяченое коровье молоко.

Воспитатель: - Правильно ребята вы все назвали! Башкиры очень гостеприимный народ, и гостей всегда встречают башкирскими национальными блюдами.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы справились со всеми заданиями цветка курая. Ребята, завершая наше занятие, что мы можем сказать, какая же она, наша республика?

Дети: - Привольная, прекрасная, красивая.

Воспитатель: - Какой наш народ?

Дети: - Веселый, красивый, гостеприимный.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Сегодня и я вам приготовила сюрприз. Я хочу вас угостить всех национальным лакомством башкирского народа, которое называется чак – чак.

И хотелось бы закончить наше занятие строками из стихотворения:

…Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе!

Я день встречаю звонкими словами –

Цвети, земля моя, и хорошей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект непосредствено образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Башкортостан – мой край родной»

Конспект непосредствено образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Башкортостан – мой край родной»

Познание»

Познание»

Ход занятия: Тихо звучит мелодия курая

Ход занятия: Тихо звучит мелодия курая

Я вам предлагаю сегодня открыть эти соцветия и выполнить задания

Я вам предлагаю сегодня открыть эти соцветия и выполнить задания

Внизу герб завершает лента с цветами флага и цветком курая из семи лепестков и надпись «Башкортостан»

Внизу герб завершает лента с цветами флага и цветком курая из семи лепестков и надпись «Башкортостан»

Воспитатель: (Демонстрирует портрет

Воспитатель: (Демонстрирует портрет

Воспитатель: - Правильно. Тирмэ была легкой и удобной для перевозки

Воспитатель: - Правильно. Тирмэ была легкой и удобной для перевозки

Надевали верхнюю одежду: роскошные кафтаны (елэн) и чеклини из цветного сукна, отделанные вышивкой, монетами

Надевали верхнюю одежду: роскошные кафтаны (елэн) и чеклини из цветного сукна, отделанные вышивкой, монетами

Дети: - Заквашенное кипяченое коровье молоко

Дети: - Заквашенное кипяченое коровье молоко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024