Конспект
непосредствено образовательной
деятельности
в подготовительной к школе группе
«Башкортостан – мой край родной»
Провела воспитатель
Подготовительной группы № 3
МАДОУ Детский сад № 9
«Аленушка» г. Бирска
Гараева Л. В.
«Познание»
Тема: «Башкирия – мой край родной»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»
Интегративные задачи:
«Познание»: уточнить у детей представления о родном крае, республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики, символике Башкортостана.
«Коммуникация»: развивать умение поддерживать беседу; обогащать
словарный запас детей; развивать умение отвечать на
вопросы; побуждать детей употреблять существительные с обобщающим значением;
совершенствовать речевые навыки, повышать эмоциональную непосредственность
речевых проявлений.
«Социализация»: воспитывать любовь, интерес и желание больше узнать о родном крае.
«Музыка»: Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая.
Ход занятия:
Тихо звучит мелодия курая. Заходят дети в зал и занимают свои места. На фоне этой музыки зачитывается стихотворение Геннадия Молодца «Башкирия».
Воспитатель: Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне! (Г.Молодцов).
Воспитатель: - Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно?
Дети: - О родине, о нашей республике Башкортостан.
Воспитатель: - Правильно, это стихотворение о нашем родном привольном башкирском крае, в котором мы с вами живем, и какой бы национальности мы ни были, мы должны любить его, знать культуру и историю родного края. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два - три ребенка по очереди показывают).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Башкортостан -малая частица нашей великой Родины, раскинувшаяся в Предуралье и на Южном Урале. Вот какими прекрасными словами передал свою любовь к родному краю Мустай Карим в своем стихотворении «Моя Башкирия».
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…(М. Карим)
Воспитатель: - Сегодня я приготовила для вас сюрприз. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая).
Воспитатель: - Что на ней изображено?
Дети: - Цветок курая!
Воспитатель: - Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Я вам предлагаю сегодня открыть эти соцветия и выполнить задания. Вы готовы?!
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда начинаем! Давайте посмотрим что под первым соцветием.
Открываю первое задание.
(Снимаю первый бумажный кружок с изображения соцветия).
Воспитатель: - Что ребята тут нарисовано?
Дети: - Город.
Воспитатель: - Значит, задание называется «Города». Ребята, кто мне скажет, какой город является столицей Башкортостана?
Дети: - Город Уфа.
Воспитатель: - Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет города нашей республики». Их всего 21.
Дети называют города и показывают на карте Башкортостана: Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Кумертау, Учалы, Мелеуз, Октябрьский, Сибай, Благовещенск, Давлеканово, Межгорье, Ишимбай, Белорецк, Стерлитамак, Баймак, Янаул, Агидель, Дюртюли, Туймазы.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Назвали все города. Справились с первым заданием курая.
А сейчас следующее задание курая.
(Снимает второй бумажный кружок).
Воспитатель: - Что вы видите?
Дети: - Герб республики Башкортостан.
Воспитатель: - Как и каждая республика и страна, республика Башкортостан имеет свои символы. Какие символы нашей республики вы знаете?
Дети: - Государственный герб, флаг, гимн.
Воспитатель: - Ребята, кто расскажет, что изображено на гербе Башкортостана?
Дети: - Государственный герб республики имеет круглую форму, на фоне восходящего солнца в центре герба изображен памятник Салавату Юлаеву. Воспитатель: - Верно. Кто же он — Салават Юлаев?
Дети: - Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит. Он олицетворяет обобщенный образ воина – освободителя.
Воспитатель: - А что еще мы видим на гербе нашей республики?
Дети: - Под джигитом – воином могучий конь – верный друг и спутник башкир. С востока из - за памятника восходит солнце, освещая все вокруг своими лучами. По краям герба – башкирский национальный орнамент, этот элемент узора называется «кускар», это завитые бараньи рога, которые служили мерилом богатства башкир. Внизу герб завершает лента с цветами флага и цветком курая из семи лепестков и надпись «Башкортостан».
Воспитатель: - Под гербом - флаг нашей республики. Это второй символ нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге?
Дети: - Синий, белый, зеленый.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Собери флаг Башкортостана». Кто сможет это сделать?
(Дети собирают флаг)
Воспитатель: Молодцы! А кто может рассказать, что же обозначают цвета на флаге республики?
- Первая полоса флага синего цвета – это цвет небес, обозначает ясность и чистоту помыслов народов республики.
- Вторая полоса – в середине – белый цвет, означает миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству.
- Третья полоса зеленая, означает свободу, вечность жизни.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, что еще вы видите на флаге, кроме трехцветных полос?
Дети: - На белой полосе, в середине круг – он как колесо, это знак вечного движения, значит, наша республика постоянно развивается, идёт вперед. В середине круга – цветок курая, состоящий из семи лепестков, они олицетворяют семь родов, положивших начало единению Башкортостана на его территории.
Воспитатель: - Молодцы! Цветок курая означает единство всех народов, населяющих Башкортостан. А желтый цвет орнамента означает возрождение и процветание. Курай является музыкальным инструментом, но и символом братства, единства, миролюбия. Искусство игры на курае высоко ценилось издревле. И сейчас в народе продолжают развиваться традиции игры на курае.
- Ну и третий символ нашей республики. ( Звучит музыка – гимн РБ)
Воспитатель: - Кто же из вас догадался, какую мелодию мы сейчас слушали?
Дети: - Гимн республики Башкортостан.
Воспитатель: - Да, правильно. А почему вы слушали её стоя, не разговаривая?
Дети: - Потому что, когда звучит гимн, везде слушают его стоя, не разговаривая.
Воспитатель: Ребята, а что такое гимн?
Дети: - Это торжественная мелодия.
Воспитатель: - А когда звучит эта торжественная музыка?
Дети: - Гимн играется на торжественных встречах, на праздниках; гимн звучит в честь спортсменов на Олимпийских играх, когда они одерживаю победу.
Воспитатель: (Демонстрирует портрет Хамитова Р.З ). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он?
Дети: - Президент республики Башкортостан - Рустэм Закиевич Хамитов.
Воспитатель: - Молодцы ребята, справились и с этим и заданиями курая.
- Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок).
Что здесь изображено?
Дети: -Географическая карта.
Воспитатель: - Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики.
Дети: - Уральские горы.
Воспитатель: - Какие реки здесь текут?
Дети: - Белая, Дема, Уфа, Юрюзань.
Воспитатель: - Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?
Дети: - В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.
Воспитатель: - Правильно! Но главное наше богатство ребята – это люди. И вот следующее задание курая.
(Снимаю четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено?
Дети: - Человечки.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.
Дети: -Башкиры, татары, марийцы, чуваши, русские, мордва, немцы, белорусы, латыши, украинцы, мишари, тептяри и многи другие.
Воспитатель: - Молодцы! Но большей частью в Башкортостане живут башкиры, русские, татары, марийцы. Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.Сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»
Воспитатель: Кто снимет пятый бумажный кружок?
Дети снимают. Там нарсована юрта.
Воспитатель: - Давным – давно, ребята, и представить себе было не возможно, чтобы башкиры жили в домах. Они вели полукочевой образ жизни. Очень много переселялись с места на место по степи и все свои вещи перевозили на лошадях (машин – то тогда не было). А на одного коня много не нагрузишь. Вот и придумали башкиры «тирмэ», то есть юрту. А кто мне скажет, что это такое «тирмэ»?
Дети: - Это юрта – древнее жилище башкир.
Воспитатель: - Правильно. Тирмэ была легкой и удобной для перевозки. Основа юрты делалась из ивовых прутьев, а сверху натягивался чехол из войлока, прочный и тёплый. Как вы видите, тирмэ имеет круглые стены, конусообразную (куполообразную) крышу. В жару тирмэ было прохладно, а в холод – тепло. А на что похожа юрта?
Дети: - На палатку.
Воспитатель: - Были ещё и «ак тирмэ» белые юрты. Их ставили для приема гостей и торжественных событий.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель:
Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает шестой бумажный кружок).
Воспитатель: Кого же вы видите на рисунке?
Дети: - Люди в национальных одеждах.
Воспитатель: - А национальная одежда какого народа?
Дети: - Национальная одежда башкирского народа.
Воспитатель: - Правильно ребята! Наш башкирский народ, как и другие национальности, имеет свои традиции и обычаи. Они очень разнообразны и интересны. Основное место в культуре башкир занимает национальная одежда. В ней нашёл отражение богатый духовный мир башкирских женщин. Я предлагаю рассмотреть башкирскую национальную одежду по подробнее. (рассказ сопровождаю показом слайдов). Женщины одевали длинное в талию платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором, вышивкой, и шаровары. Женские платья шились с закрытым воротом, широким рукавом, с широким подолом и оборками. Чтобы сшить такое платье, уходило очень много ткани. Поверх платья надевался фартук или приталенная безрукавка - камзол, обшитый по краям украшенный несколькими рядами серебряных монет, вышивкой, бисером. Обязательной в женском костюме была нагрудная повязка «тушелдерек». Нагрудную повязку невесты надевали только после свадьбы или когда рождался ребенок. На голову надевали кашмау – это шапочка с круглым вырезом на макушке с длинной, спускающейся по спине полоской, расшитой бисером, кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками. Надевали верхнюю одежду: роскошные кафтаны (елэн) и чеклини из цветного сукна, отделанные вышивкой, монетами. Башкирские девушки носили на голове небольшие бархатные колпачки, платочки, шлемовидные шапочки (такыя), покрытые монетами, молодые женщины - головные покрывала (кушъяулык). Украшения - серьги, браслеты, перстни, косники, застежки изготавливались из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет с применением вставок из бирюзы, цветного стекла. Носили кожаные туфли, ярко расшитые, на каблуках, лыковые лапти.
Мужчины надевали просторную и длинную рубашку с длинными
рукавами и широкие штаны. Поверх рубахи и штанов надевали камзол, легкий халат,
тулуп. На голову - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и
шею, войлочные шляпы. На ноги – сапоги с мягкими кожаными головками, кожаные
башмаки, бахилы, лапти. Верхняя одежда
обязательно подпоясывалась. Украшением мужской одежды были пояса: билбау,
каптырка и кэмэр.
Вся одежда башкир украшена геометрическими
(полоски, квадраты, треугольники ромбы) и цветочными узорами. В основном в
узорах используются черный, зеленый, красный, желтый и белый цвета
(рассматривание узоров и их элементов).
В прошлом каждая башкирская женщина обладала искусмством и мастерством изготовления одежды. Женщины шили одежду своими руками. На это у них уходило много времени и сил. Они не только шили одежду, но также ткали ковры и паласы. Башкирские женщины занимались ткачеством. И это у них хорошо получалось. Свой труд они отражали в танцах. Где, как не в пляске, ярче всего выражается народный задор, отвага, удаль! Я вам предлагаю станцевать танец «Ткем ковер»
Воспитатель: - Молодцы! Мы с вами соткали красивый ковер.
Воспитатель: - Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает седьмой бумажный кружок). Что здесь нарисовано?
Дети: - Пироги, кувшины.
Воспитатель: - Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Какие башкирские национальные блюда вы знаете, кто может назвать их?
Дети: - Очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш.
Воспитатель: - А каие напитки вам известны?
Дети: - Кумыс, айран, катык.
Воспитатель: - Наш край славится целебным напитком кумыс. А что это за напиток ребята?
Дети: - Это кислое кобылье молоко.
Воспитатель: - А что такое катык?
Дети: - Заквашенное кипяченое коровье молоко.
Воспитатель: - Правильно ребята вы все назвали! Башкиры очень гостеприимный народ, и гостей всегда встречают башкирскими национальными блюдами.
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы справились со всеми заданиями цветка курая. Ребята, завершая наше занятие, что мы можем сказать, какая же она, наша республика?
Дети: - Привольная, прекрасная, красивая.
Воспитатель: - Какой наш народ?
Дети: - Веселый, красивый, гостеприимный.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Сегодня и я вам приготовила сюрприз. Я хочу вас угостить всех национальным лакомством башкирского народа, которое называется чак – чак.
И хотелось бы закончить наше занятие строками из стихотворения:
…Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе!
Я день встречаю звонкими словами –
Цвети, земля моя, и хорошей!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.