В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. Художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.
Цели:
-Знакомство с произведениями искусств военных лет, направленное на патриотическое воспитание школьников.
-Развитие чувства гордости и любви к своей Родине.
-Развитие чувства сострадания и сопереживания.
-Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в искусстве.
"Батальный жанр. Живопись Великой Отечественной войны"
Цели
-Знакомство с произведениями искусств военных лет, направленное на
патриотическое воспитание школьников.
-Развитие чувства гордости и любви к своей Родине.
-Развитие чувства сострадания и сопереживания.
-Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в
искусстве.
Задачи:
Личностные:
-развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
-формирование гражданской позиции, чувства патриотизма
-воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой
Отечественной войны
Предметные:
-знакомство с произведениями искусства,
-расширение представления о жанрах: сюжетно - тематическая композиция, плакат
-умение анализировать и понимать произведения изобразительного искусства,
определять средства художественной выразительности, композиционный центр;
Метапредметные:
-развитие зрительного и чувственного восприятия на основе плакатов, произведений
живописи, музыки, фотографий на военную тематику
-формирование умений использовать полученные знания в жизненной практике
Оформление: репродукции картин и плакатов военного времени, выставка
фотографий и книг о Великой Отечественной войне
Видеоряд: Мультимедийные презентация: "Батальный жанр Живопись Великой
Отечественной войны"
Музыкальное оснащение: песни военных лет
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
Эпиграф к уроку :«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность
от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».
А.С. Пушкин
"Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это
может быть не только радостью, но и гневом".
художник А. Дейнека.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной Войне? Если в семье никто не
воевал, то кто-то трудился ради Победы, так или иначе война коснулась каждой
семьи нашей страны.
В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение
победы. Художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из
них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное
ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В
тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили
искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение
войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая
Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В
зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал
литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами
показали всему миру беспримерное мужество и силу духа. Главная идеологическая
задача живописцев в 1941 г. - это утверждение морального превосходства над
врагом. Тема нашего урока «Батальный жанр. Живопись Великой Отечественной
войны» , поговорим о возрастании личностной позиции художника и личностныхпереживаний человека в искусстве российских художников на примере живописи
известных художников
1 слайд - Батальный жанр – это направление изобразительного искусства, которое
посвящено темам войны, сражениям, военной жизни и армии. В основном темой
батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. Художник стремится
передать ужас войны, героику главных персонажей и историческое значение данной
битвы. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым
жанром. Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён.
Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках.
Подобные сцены встречаются везде: на древнегреческих вазах, на древнеримских
триумфальных арках и даже на иконах. Война всегда имела большое значение для
человека, поэтому батальный стиль живописи крайне востребован и по сей день. В
России становление батального искусства произошло в XVIII в, с приходом к власти
Петра I и его прославления военного искусства. Русский батальный жанр всегда
сопровождается духом патриотизма, преклонением перед мужеством русских
солдат. Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой
Отечественной Войны.
2 слайд – О второй мировой войне было написано немало живописи, которая
передает нынче нашему поколению те немыслимые переживания и боль военного
периода. Несмотря на страх, который таился в воздухе, художники военного времени
находили в себе силы для создания графических историй, чтобы передать нам во
всей красе суровую войну. Для того, чтобы мы ее больше никогда не повторили, зная
о потерях и страданиях всего народа.
3 слайд - Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» была создана в те
тревожные дни, когда враг рвался к столице нашей Родины. Полон внутреннего
напряжения облик военной Москвы. Пустынны улицы, обезлюдели дома – жители
ушли на фронт рыть окопы, строить противотанковые укрепления. Город ощетинился
в сторону врага. Он готов к решительной битве. Выразительно сумел передать
художник в этом суровом пейзаже, где нет ни одной человеческой фигуры, всю
горечь и тревогу защитников Москвы, их несгибаемое мужество, непреклонное
желание отстоять столицу.
4 слайд – Александр Александрович Дейнека «Оборона Севастополя» 1942 г.
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого
эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на
руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито
белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы
захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура
матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских
штыков. Герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с
их выражением лица, глаз. Краски художника суровы. В них преобладают
серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева,
ржавый металл, запёкшуюся кровь. Наших моряков безумно боялись фашисты,
называли их “чёрной смертью”. Художник показывает характер советского человека,
его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым
фанатизмом фашистов.
5 слайд – Аркадий Александрович Пластов (1893 - 1972)«Фашист пролетел» 1942 г
Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего
осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину.
Потерянно бродят овцы. Что это?
Пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно
жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву.
Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над полем озимых, постепенно
скрываясь вдали, улетал самолет...
Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия,
вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство священной
ненависти к злобному и беспощадному врагу. И всюду он способен сеять смерть, и
поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от
зрителя активного вмешательства в происходящее
26 слайд – Марат Иванович Самсонов «Сестрица» 1953 г.
Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и
женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет
с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее
глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка,
валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей.
Художник восхищается мужеством и самоотверженностью фронтовой медицинской
сестры - "сестрицы", как ласково называли её бойцы. Она всегда была рядом с ними:
принимала участие в боях, перевязывала и выносила с поля боя раненых, отправляла
их в тыл, ободряла и утешала. Вот и сейчас, под огнем противника, выбиваясь из сил,
она помогает тяжело раненному командиру укрыться в окопе. Значителен её образ,
созданный художником. Она воспринимается как подлинная героиня войны,
исполненная скромного величия в своем каждодневном подвиге.
7 слайд –« Непобедимый рядовой» Б.В. Щербаков
В картине "Непобедимый рядовой" Борис Валентинович Щербаков, сам ветеран
Великой Отечественной войны, создает чистый и ясный образ советского солдата,
участника многих кровопролитных боев, прошедшего весь долгий ратный путь до
Берлина. Далеко, насколько хватает глаз, простирается выжженная, искромсанная
войной земля. Тревожно вечернее небо. Последние лучи солнца высвечивают из
сгущающихся сумерек застывшую в горестном раздумье фигуру вернувшегося с
войны солдата. Но новый страшный удар нанесла ему война - сожжена родная
деревня, пропала семья... Нетрудно представить, что происходит в его душе. На
фронте он выстоял и победил. Но сейчас требуется совершить не меньший подвиг -
начинать строить жизнь заново...
8 слайд - Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах
домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились
первые плакаты. В памяти переживших войну навсегда остался плакат "Отстоим
Москву!", созданный Николаем Николаевичем Жуковым совместно с художником
Виктором Семёновичем Климашиным в дни, когда враг был на подступах к столице.
Праведным гневом, решимостью погибнуть, но не отступить, не дать пройти
фашистским захватчикам дышит лицо советского воина. Грудью заслоняет боец
Москву. И как бы повинуясь взмаху его руки, летят на бой с врагом грозные
эскадрильи боевых самолетов. Страстный призыв "Отстоим Москву!" отозвался в
сердце каждого советского человека стремлением сделать все для разгрома
ненавистного врага.
9 Слайд- плакат Ираклия Моисеевича Торидзе «Родина мать зовет» Без огромного,
высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького,
невозможно представить себе Москву военных лет.
По словам художника, первоначальная идея будущего шедевра родилась, когда он
увидел лицо своей жены Тамары, вбежавшей с сообщением о начавшейся войне.
Образ был собирательным, но первые наброски плаката художник сделал с замершей
по его просьбе супруги. Плакат «Родина-мать» был создан в конце июля 1941 г., а
уже через месяц, напечатанный огромным тиражом, расклеивался во всех местах
скопления народа и стал одним из самых распространенных образов советской
военной пропаганды.
10 слайд - А.М.Лопухов . «День Победы» 1973-1975 г
мужественные, несгибаемые люди, способные на подвиги, на самоотверженную
борьбу во имя свободы и счастья народа. Такими предстают перед нами и участники
штурма Берлина в картине "День Победы» В картине всё проникнуто ликованием,
восторгом, неудержимым торжеством "Война окончена! Пришла долгожданная
Великая Победа!"
Шли долгие тяжёлые годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было
предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна…Вместе с нами этот
праздник всегда будут отмечать миллионы людей во всём мире, кто ценит свободу и
независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к
гитлеровскому фашизму.
3Практическая работа: выполнить поисковые эскизы для будущей композиции «У
войны не детское лицо»
Вопросы для обсуждения:
1)С какими художниками мы сегодня познакомились?
2) Какие картины из зрительного ряда у вас вызывают чувство сострадания, а какие –
чувство гордости? Почему?
3) Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для
достижения образной выразительности, для передачи трагических событий нашей
страны?
4) Как называется жанр, в котором работали эти художники?
Подведение итогов
Все меньше среди нас остается участников и свидетелей Отечественной войны.
Поколение за поколением уходят бывшие фронтовики в бессмертие. Смерть воина
-это необычная смерть, она сродни подвигу. Таким людям - и погибшим и живым -
люди издавна ставят памятники. И, именно, изобразительное искусство по своей
природе и «конституции» создано и призвано увековечивать великие деяния
человечества.
Таким образом, тема Великой Отечественной войны является чрезвычайно значимой
для нашего народа, одной из великих тем его жизни. Война не забыта ещё и не
должна быть забыта, чтобы больше не повториться. Та война была для нашего
народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным
злом – фашизмом. Работы художников о Великой Отечественной Войне –
предостережение новым поколениям о том, чего не должно быть.
Домашнее задание: выполнить на формате А3 композицию на тему «У войны не
детское лицо» в номинации живопись или графика
4